Сочинения на свободные темы. Редактор Климкевич Н. Сочинения на
Скачать 368.91 Kb.
|
39 29. «Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет, - сердце, добрые чувства...» (Ф. М. Достоевский) Роман «Обломов» - величайшее произведение И. А. Гончарова и один из самых выдающихся романов классической русской литературы. В простом, лишенном всяких внешних эффектов, сюжете «Обломова» глубоко и правдиво отразилась русская действительность. В начале романа Обломов предстает перед нами ленивцем, который постоянно лежит на диване, который, казалось бы, не умеет даже думать. Но по ходу романа мы видим, что за этой внешней привлекательностью скрывается доброе сердце, прекрасные чувства. Обломов - это честный, добрый человек, в высшей степени идеалист, всю свою жизнь борющийся, ищущий правды, но встречающий ложь на каждом шагу. Обломову удается сохранить душевную чистоту, не затуманить свою душу суетой жизни, в которой он не видит смысла. «Чистая хрустальная душа», - говорит об Обломове Штольц. Обломов честен и краток. И нравственно он стоит гораздо выше Штольца и Ольги. В Обломове есть и доброта душевная, и русская незлобливость, и неспособность к чему-либо скверному. За всю свою жизнь он не обидел ни одного человека, не научился ничему пошлому и плохому. На протяжении всего романа мы не испытываем к Илье Ильичу неприязни, напротив, нам очень нравится он. Илья Ильич вызывает у нас симпатию и жалость. Мы видим мягкого, нежного человека с чутким сердцем. Он абсолютно непрактичный и непроницательный человек. При его доброте это приводит к тому, что его используют его знакомые, даже собственный слуга обманывает его. Обломов - очень тонкая душа, он легко раним. Обломов, мирно лежащий на своем диване, давно превзошел всех по душевным качествам. По словам Гончарова, Илья Ильич - чистое сердце, к которому не приставала всяческая грязь, и прозрачная, как хрусталь, душа. Наиболее полно раскрываются черты Обломова, когда он встречает Ольгу. Любовь к Ольге Ильинской разбудила Илью Ильича от долгой спячки, оторвала от любимого дивана, заставила забыть просторный халат и вспомнить о том, что может измениться. Обломов весь проникся любовью. Ольга в мечтах Обломова предстает его женой, хозяйкой дома. Но вдруг Илья Ильич пишет письмо Ольге, где хочет разорвать отношения. Что это, жестокость? Нет. Просто Обломов, имея очень чуткую душу, хорошо умел разбираться в людях. Он увидел, что Ольга на самом деле не любит его, что она сама этого не понимает. Ее чувства к Обломову - это не любовь, а лишь подготовка к любви. И старается предупредить об этом Ольгу. Кроме того, Обломов прекрасно понимает, что не сможет сделать Ольгу счастливой, уж слишком они разные. Только большое сердце способно на такой поступок. Самопожертвование Обломова -одна из ярчайших черт русского характера. Именно Ольга дает точное определение душе Обломова: «Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь». Когда Обломов расстается с Ольгой Ильинской, он не утрачивает благородства. Когда он узнает о свадьбе Ольги со Штольцем, он искренне желает им счастья и радуется за них. А вспомним о его любви к детям, не только к своим, но и чужим (детям Агафьи Матвеевны). Обломов очень добр ко всем окружающим и как-то открыт для внешнего мира, но беззащитен перед ним. Все окружающие Обломова получают от него какой-то положительный заряд. Так, Штольц приходит к Илье Ильичу не только, чтобы как-то воздействовать на него, но и чтобы получить заряд сердечности и добра. Ведь именно с Обломовым Штольц забывает свои беды, Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON ) «Сочинения на свободные темы» 40 становится человеком, рядом с Обломовым русская сторона Штольца берет в нем верх. Именно Илья Ильич помог познать Андрею настоящую дружбу, бескорыстную, верную, а позже любовь, на которую Штольц, казалось бы, был не способен. Еще один персонаж романа, живущий лишь по законам сердца, - Агафья Матвеевна Пшеницына. Она живет в своем мире, ограниченном стенами ее дома. Она царствует в этом мире кастрюль и сковородок, диванов, клеток с канарейками, ее волнует все происходящее за ее домом. Но нельзя отрицать, что образ Агафьи Матвеевны достаточно поэтичен. Ее любовь неуправляема никакой внешней идеей, почти безмолвна, как будто присыпанная сдобной мукой покоя и лени, может быть и жертвенна. Вспомним момент жизни Обломова, когда он был почти разорен, когда ему почти не на что было жить, тогда его спасала любовь верной Агафьи Матвеевны, которая заложила свое столовое серебро и жемчуг, чтобы прокормить обожаемого Обломова, чтобы ему было по-прежнему уютно и сытно. Любовь преобразила ее. Из простой, заурядной женщины она превратилась в женщину, готовую пожертвовать всем ради любимого человека. В Пшеницыной есть какая-то русская красота души. Агафья Матвеевна не отличается особенным умом, но, полюбив Обломова, готова отдать ему всю жизнь. Она любила Обломова своим простым, лишенным хитрости сердцем, как верный и преданный слуга. Никогда не оставляла Обломова с его проблемами. Со смертью Обломова уходит из жизни Агафьи Матвеевны радость, уходит сам смысл жизни. И Обломов, и Агафья Матвеевна одинаково живут по велению своего сердца, не делают ничего плохого, никому не причиняют зла. В этом и состоит прелесть жизни. 30. «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом...» (В. Г. Белинский) В эпосе Л. Н. Толстого «Война и мир» повествуется о двух войнах, но большее внимание уделено войне 1812 г., которая прошла через судьбы большинства героев книги. Это была справедливая народная война русских людей против наполеоновского нашествия. Полумиллионная армия, руководимая Наполеоном, обрушилась на Россию, надеясь в короткие сроки завоевать огромную богатую страну. Русский народ встал на защиту своей страны, своей родины. Толстой в романе исключительно правдиво отобразил героическое прошлое России, показал решающую роль народа в войне 1812 г. Эту войну Толстой изображает как войну народную, справедливую, которая велась против врага, посягнувшего на независимость страны. Чувство патриотизма было основным чувством, которое охватило людей того времени. Один из основных вопросов - вопрос о патриотизме русского народа - рассмотрен в романе очень глубоко и подробно. При этом Толстой оценивает события, поступки своих героев сурово и объективно. Автор показывает как верных сынов Отечества, готовых отдать свою жизнь за спасение Родины и совершающих подвиг, так и лжепатриотов, думающих только о своих корыстных целях. В первом же сражении с наполеоновскими войсками проявил себя один из героев романа - Долохов. Долохов храбр, в бою «он в упор убил одного француза, взял за воротник сдавшегося офицера». После этого он не преминул пойти к полковому командиру и доложить о своих трофеях и полученных ранах: «Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство.» Везде, всегда у Долохова на первом месте только собственное «я», думает он исключительно о себе, все делает, делает только для себя. Конечно, Долохов -храбрый человек, но эта храбрость только ради выгоды. Другой пример - Жерков - человек, думающий тоже исключительно о себе. Только он немного отличается от Долохова. Когда в разгар боя Багратион послал Жеркова с важным «Сочинения на свободные темы» 41 приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров, как Жерков и Долохов, много. Их нельзя назвать гусарами, но они не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы. Но такие офицеры составляли все-таки малую часть армии. Были в ней и истинные герои. Например, офицер Тушин. Вот он сидит, герой Шенерабенской битвы, до конца держащий редут, маленький, худой и грязный, не понявший до конца своего подвига. Сидит он босой, сняв сапоги, и «большими, умными и добрыми глазами смотрит на вошедших начальников и пытается шутить». «Солдаты говорят, что разувшись ловчее, - и смущается, чувствуя, что шутка не удалась». Толстой намеренно снижает образ Тушина, представляет его в смешном виде - необязательно выглядеть или стараться выглядеть героически, чтобы совершать подвиги ради Родины. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо определит роль Тушина: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи, и героической стойкости капитана Тушина с ротой». Второй такой герой Шенерабенского сражения - Тимохин со своей стрелковой ротой. Он появился в минуту паники и бегства русских солдат и спас положение. И сделал он это не для того, чтобы его превосходительство попомнило, а потому что по-другому нельзя, нужно Родину защищать. Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателей видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, огромную волю, которая помогает выигрывать сражения. Основную роль в победе в войне 1812 г. Толстой отдает народу, тем Карпам и Власам, которые не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его, тому Тихону Щербатову, который в партизанском отряде Давыдова «был самым полезным и храбрым человеком». Именно по отношению к нему актуальны слова Толстого о «дубине войны народной», которая карает и преследует посягнувших на Россию французов. Тихон решителен, энергичен, неприхотлив, обладает смекалкой, какой-то звериной грацией и сосредоточенностью. Это солдат - воин. В партизанском отряде Тихону Щербатову поручают, казалось бы, рискованные и безнадежные задания, и он с отчаянной удалью выполняет все. Он часто беспощаден к врагу, но его жестокость - это естественная, вынужденная жестокость, без которой невозможной была бы победа над Наполеоном. Кроме этих народных героев, были старостиха Василиса, убившая сотню французов. Был отряд, руководимый дьячком, взявший за месяц в плен несколько сот пленных, и многие другие. Создавая роман «Война и мир», Л. Н. Толстой не мог пройти мимо темы русского патриотизма. В войне 1812 г., когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности удесятеряло силы. Чем дальше продвигался Наполеон вглубь России, тем более росли силы русского войска, тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм делает армию непобедимой. Войско и народ, сплоченные своей любовью к родной стране и ненавистью к врагам - захватчикам, одержали решительную победу над армией, внушавшей ужас всей Европе, и над Наполеоном, признанным миром гениальным. 31. «Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на земле» (А. П. Чехов) «... Я так люблю Татьяну милую мою». А. С. Пушкин. Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON ) «Сочинения на свободные темы» 42 В романе «Евгений Онегин» Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества России начала XIX в., их быт и нравы, жизнь крестьян. Основная тема романа - передовая личность и ее отношение к дворянскому обществу. Эта тема раскрывается Пушкиным в образах Онегина, Ленского, Татьяны - представителей прогрессивной дворянской интеллигенции. Образ Татьяны Лариной обладает в романе тем большей значительностью, что в нем выражены возвышенные идеалы Пушкина. Начиная с III главы Татьяна наряду с Онегиным становится основным действующим лицом в романе. Само имя Татьяны, не освященное литературной традицией, воспринимавшееся как простонародное, связано с «воспоминанием старины иль девичьей». Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Пушкин подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных верной «привычкам милой старины». Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой послужила няня поэта Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответа на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно: «Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все, Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо». Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала видеть и встретить в жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена «Воображением мятежным. Умом и волею живой, И своенравной головой И сердцем пламенным и нежным». Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества, она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни человеческого общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «...все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем». Она решается написать Онегину любовное послание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки: «Сочинения на свободные темы» 43 «До глубины души своей Она проникнута: не может Никак понять его...» Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви. Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил «вольность и покой», был холостым и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания. Но ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княжной, обретает всеобщее уважение и преклонение в «высшем свете». За это время она сильно меняется. «Равнодушною княжной, непреступною башней роскошной, царственной Невы» рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в «высшем свете» она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремится ее душа. Свое отношение к жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу: «... Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище...» В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе чувства к ней - себялюбие, эгоизм. Татьяна Ларина открывает галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Таковы Ольга Ильинская в «Обломове», героини тургеневских романов, жены декабристов, воспетые во многих стихотворениях. 32. «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать...» (М. С. Салтыков-Щедрин) В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил убийство, вычеркнув себя при этом из людей в том понимании, как это понимаем мы. Человек не может убить человека. Неужели человеческое никогда больше не вернется к Раскольникову? Нет, человеческое в нем восторжествовало. Восторжествовало благодаря Сонечке Мармеладовой. Соня задела чем-то Раскольникова. Еще когда Мармеладов в распивочной рассказал о ее жертве ради спасения маленьких детей от голода. В самые трудные, тяжелые дни для Раскольникова он шел к Соне. Именно в ее униженной обстоятельствами и прекрасной в существе своем душе ищет успокоения Родион. Раскольникова влечет к Соне и некая общность судеб («убийца и блудница»). И уже осознанное ощущение того, что человек не может быть один. Это противоестественное состояние должно быть преодолено, поскольку без общения человек перестает быть человеком. Кто-то всегда должен быть рядом - понять, помочь, пожалеть. В этом смысле Раскольников видит спасение в участии к нему Сони. Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON ) «Сочинения на свободные темы» 44 Осуществлением своей теории на практике Раскольников отделил себя от других людей, он сам не мог переносить общения с кем бы то ни было. Более всего - с самыми близкими и дорогими - матерью, сестрой. Но когда отчуждение достигает своего пика, рождается страстная тяга к теплу, пониманию, состраданию. В отношениях Раскольникова и Сони, а позже Раскольникова и каторжан происходит очень важный поворот в душе от страдания к состраданию, от эгоистического самоуглубления к способности любить несчастных. Соня с присущей ей добротой чувствует, что она нужна Раскольникову, потому что он «ужасно, бесконечно несчастен». И она постепенно возвращает его к жизни. Поначалу по отношению к Соне в Раскольникове присутствует не лишенное эгоизма побуждение. Именно ей он изливает свою боль: «За одним и звал, за одним приходил: не оставь меня. Не оставишь меня, Соня?» «...За что ты меня обнимаешь? За то, что я сам не вынес и на другого пришел свалить: страдай и ты, мне легче будет!» Родион знает, что Соня пойдет за ним на каторгу, поможет ему. В этом есть доля эгоизма. Но все-таки сдвиг в переживаниях Раскольникова налицо. Смутно намечается потребность искупить свою вину. Раскольников начинает искать истоки своих ошибочных взглядов, поступков. Он размышляет, почему не смог убить себя, а явился с повинной. Но ответить на этот вопрос Раскольников не может. За него отвечает Достоевский: «Раскольников не мог понять, что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего нового взгляда на жизнь». Наказание собственной совестью для Раскольникова страшнее каторги. Однако эти муки не приносят Раскольникову успокоения: Раскольников замыкался в ней. Но перед ним есть выбор, возможность преодолеть свой внутренний душевный раскол, обрести основу иного бытия, от самонаказания перейти к принятию мира, вырваться из узких границ собственного «я». Постепенно, уже будучи на каторге, Раскольников понимает, что Соня с ее религиозностью, добротой, милосердием, открытым для людей сердцем становится частью его существования. Как логическое завершение этого открытия звучит просьба принести Евангелие. Раскольников хочет принять Сонину веру не по убеждению, не потому, что у него возникла такая потребность, а потому, что глубокое доверие к Соне, возникшая в нем благодарность заставляют его смотреть на мир ее глазами. Раскольников немного по-другому, чем Соня, понимает Бога. Он приходит к выводу, что Бог - воплощение гуманности, способности служить несчастным, падшим. Поэтому теперь уже Раскольников старается делать то, что сделала для него Соня, - он помогает каторжанам, осужденным, отверженным, которые, так же как и он от Сони, ждут от него помощи. И это дает первый проблеск счастья и душевного очищения Раскольникову. Достоевский приводит Раскольникова в конце романа к идее о необходимости жить настоящей, а не придуманной жизнью, утверждать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь и доброту, через служение людям. В конце романа Раскольников постепенно как бы выздоравливает от болезни «бонапартизмом», он очнулся от бреда, начал жить настоящей жизнью. Но путь к новой жизни не легок, так как новая жизнь не даром достанется Раскольникову, «ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим будущим подвигом...» Сложен и мучителен путь Раскольникова к познанию смысла жизни. От преступления, которое искупается страшными страданиями, к вниманию, состраданию и любви к тем самым людям, которых хотел презирать, считать ниже себя Родион Раскольников. «Сочинения на свободные темы» |