Главная страница
Навигация по странице:

  • 41. «И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия...» (Н. А. Некрасов) (По

  • 42. Правда о войне в отечественной прозе (По произведению одного из писателей) (По

  • 43. Нравственная проблематика одного из произведений отечественной прозы (По одному

  • 44. Нравственная проблематика произведений конца XX в. (по повести В. Распутина «Живи и помни»)

  • 45. Тема русской деревни в современной прозе (По повести В. Белова «Привычное дело»)

  • Сочинения на свободные темы. Редактор Климкевич Н. Сочинения на


    Скачать 368.91 Kb.
    НазваниеРедактор Климкевич Н. Сочинения на
    АнкорСочинения на свободные темы
    Дата04.06.2022
    Размер368.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSochinenia_na_svobodnye_temy.docx
    ТипШпаргалка
    #569613
    страница11 из 24
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   24

    55

    себя за хохол, да выдернуть себя вон, как редьку из грядки». И выдерживает, сначала внутренне отъединившись, потом уехав в родительский дом. Всюду он ищет «настоящих людей», которых можно слушаться или ненавидеть». Но не находит. Одиночество приводит Базарова к трагическим последствиям.

    Базаров теперь не может жить по-прежнему: «лихорадка работы», не успев возникнуть, проходит, в доме родителей им овладевают «тоскливая скука», «глухое беспокойство», «странная усталость». Трагическим ощущением ограниченности своей природной мощи и желанием сохранить достоинство в предсмертных муках определено поведение Базарова. Он неожиданно поднимает за ножку стул и говорит: «Сила-то, сила все еще тут, а надо умирать!»

    Но больше всего поражают речи умирающего. В них столько боли от осознания близкого, неминуемого конца! Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, - сгусток страданий не физических, духовных: «Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем», «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант», «Я нужен России. Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?» Вот трагический итог жажды деятельности.

    Может показаться, что герой как бы разочаровывается в несостоятельной программе. Такое подозрение вынудило Антоновича обвинить Тургенева в ненависти к «новым людям». Если бы это было так, вряд ли бы последние дни и часы Базарова получили бы в романе столь трагическую окраску не отрицанием прошлого, а остро болезненным постижением пересекшейся жизни, отнятых целей. Здесь заключен главный смысл его жизненного оригинала. О том же писал Тургенев Случевскому: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы. Сильная, злобная, честная - все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего...» Вот исток страданий Базарова - преждевременность появления, отсутствие союзников, мучительное одиночество.

    41. «И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия...» (Н. А. Некрасов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    В истории русской литературы имеется множество фигур, безусловно, подходящих под определение мученика, как и жизней, оправдывающих наименование трагедии. Однако не каждая трагическая судьба интересна, не каждый печальный пример поучителен. И нужно осуществить такой выбор, который мог бы служить примером положительным, возможно образцом и идеалом. Именно поэтому для своего сочинения я выбрал образ князя Мышкина из романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот».

    Роман этот был написан в 1868 г., вскоре после выхода в свет знаменитого «Преступления и наказания». Указывая на открытый финал предыдущего произведения, Достоевский говорит, что в Раскольникове совершился переворот. И этот переворот есть отправная точка трансформации его в нового человека. Так была определена тема - создать образ нового, «положительно прекрасного человека». Однако главным героем суждено было стать все же не Родиону Раскольникову, а князю Льву Мышкину.

    Писателю очень трудно было создавать «идеальный образ на русской почве», мешали формированию образа и великие примеры, например Дон Кихот или диккенсовский мистер Пиквик. И вот, создавая своего героя в отличие от других, которые не только велики, но и несколько комичны, Достоевский делает историю о князе Мышкине трагедией.

    Образ князя в романе двойственен, соединяет в себе противоположные черты. Он имеет высокий титул, но, помня о евангельских идеалах, держит себя со всеми на равной ноге. По ходу романа он получает миллионное наследство, но толком не умеет распорядиться этими

    Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )

    «Сочинения на свободные темы»

    56

    деньгами, хочет построить цирк для детей... На фоне петербургского общества 60-х гг. XIX в., общества избалованного, лишенного подчас всякой нравственной основы, князь Мышкин наивен и по-детски доверчив. Как ребенку, ему дается высшая проницательность, он открыто и прямо говорит людям самые простые истины, о которых давно в этой жизни все забыли. Делает все, чтобы, как Христос, облегчить людям их страдания. И получает от этих самых людей презрительное наименование «идиот».

    Еще одна героиня романа - Настасья Филипповна Барашкова (в фамилии автор поместил указание на агнца, предназначенного закланию). С ней в роман входит тема красоты и, опять-таки, трагедии. Красота, по мысли Достоевского, должна спасти мир, но становится предметом купли-продажи. Настасья Филипповна стремится бросить всем вызов и шокирует благообразное общество своим напускным цинизмом. Однако князю удается быстро понять ее, совершая тем самым переворот в ее душе (недаром имя Анастасия значит «воскресшая»). На протяжении романа князь совершает чудеса духовного воскрешения людей. И здесь явная ориентация на образ Христа. С заповедью не отвечать на пощечину соотносится боль не за себя, а за другого человека, совершившего зло (Ганю, ударившего Мышкина). Все герои романа обуреваемы жаждой самоутверждения, которая проистекает из самолюбия. Так гордость разъединяет, разобщает людей. Только князь в романе не участвует в этом соревновании самолюбия. В Мышкине нет при этом и приниженности. Он обладает особым внутренним достоинством, которое заключается в его мужественной кротости и самоотверженности. Он не может перестроить мир. Он призван его спасать, жертвуя собой. Активность князя в романе гуманна, а его добро наступательно, но не агрессивно и не насильственно. И князь Мышкин на какое-то время объединяет всех, но не может справиться с погрязшим в себялюбии и пороках обществе. Не может охватить своей любовью всех. Финал романа трагичен. От руки Рогожина погибает Настасья Филипповна, князь сходит с ума. Однако в таком страшном завершении нет безысходности. Достоевский подчеркивает, что дело не в практических результатах, а в том, чтобы привить миру высокие идеалы человечности, любви и красоты. И это через личную (да и не только личную) трагедию удается совершить Льву Мышкину, о чем говорит судьба всех столкнувшихся с ним людей, чью жизнь он «осветил». Трагедия князя Мышкина, как и вообще трагедия, в романе не случайна. Она дает пример очищения и преображения, необходимый людям во все времена.

    42. Правда о войне в отечественной прозе (По произведению одного из писателей) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    В обычной жизни, в мирном, спокойном ее течении закономерности жизни и государства, нации и народа, пролегающие на очень большой глубине, скрыты от взгляда. В эпоху великих потрясений, войн они самой жизнью выносятся на поверхность и становятся доступными для понимания и обсуждения.

    В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» судьба человеческая, жизнь отдельного героя нерасторжимо связаны с судьбой и жизнью всего народа. Важная характерная черта толстовского мировоззрения заключается в том, что он историю не отделяет от обычной частной, человеческой жизни, и те же законы, по которым происходят исторические события, действуют применительно к обычной жизни отдельного человека. Личности, характеры всех главных героев формируются в процессе их участия в исторических событиях, а конкретно в войне.

    И Пьер, и Наташа, и Андрей Болконский обретают смысл своей жизни в 1812 г., в едином патриотическом порыве пройдя через этап сложных нравственных переживаний.

    «Сочинения на свободные темы»

    57

    Толстой в романе передает вечное борение, борьбу двух начал, определяющих содержание человеческой жизни. Начало войны сосредоточивает в себе стихию эгоизма, то, что разъединяет людей, вносит в их существование вражду и рознь. Не случайно Толстой находит емкое определение, когда говорит о войне 1812 г. Он пишет: «Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

    Война для Толстого - это человеческий разлад, разъединение, распад жизненных связей. Наполеон у Толстого является наиболее ярким воплощением этого разрушительного начала. Толстой воплощает в Наполеоне и осуждает в этом историческом деятеле эгоизм, безмерное властолюбие, жажду славы, личного господства над миром в сочетании с тупым равнодушием к людям. Наполеон прикрывается высшими целями, но на самом деле идет к мировому господству и, не задумываясь, бросает в мясорубку войны целые армии и народы. Отдельно взятый человек с его неповторимым внутренним миром, с его стремлениями, привязанностями не существует. Для него люди - безликая масса, материал для его собственного безграничного самоутверждения.

    Диаметрально противоположным в романе является образ Кутузова. В образе Кутузова нет ничего героического, величавого, он даже антигероичен. В Кутузове воплощаются противопоставленные Наполеону (войне) простота и естественность, добро и правда. Кутузов показан как старый человек, крестьянская девочка говорит о нем: «Просто дедушка». Он лишен каких бы то ни было личных притязаний, даже его выдвижение на пост главнокомандующего представлено как «воля истории», а не итог личных устремлений. Толстой придает образу Кутузова в романе высшую мудрость. Он считает, что выиграет не более искусный в стратегическом отношении противник, а более сильный духом. И здесь перевес на стороне русской армии, руководствующейся идеалами патриотизма, защищающей от врага Родину. Победа в войне русской армии с точки зрения высших нравственных идеалов предстает зако номерностью.

    В общей концепции романа мир отрицает войну. Ужас смерти сотен людей на плотине Аугеста, во время отступления русской армии после Аустерлица, потрясает тем более, что Толстой сравнивает этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь «столько лет мирно сиживал в колпаке старичок-мельник с удочками».

    Рассказать правду о войне, замечает сам Толстой, очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл подлинную героику войны, представил войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин и Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Коновницын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они влияют на исход исторических событий.

    43. Нравственная проблематика одного из произведений отечественной прозы (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    В романе «Анна Каренина» Толстой ставит актуальную проблему о соотношении в жизни человеческого эгоизма, естественного человеческого стремления к личному счастью и долгу человека перед другими себе подобными, перед обществом.

    В период создания «Войны и мира» Толстой считает, что эгоизм в здоровой, свободно развивающейся человеческой личности не несет в себе ничего безнравственного (например, Наташа Ростова способна отказаться от личных интересов - отдает подводы раненым). В

    Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )

    «Сочинения на свободные темы»

    58

    период написания «Анны Карениной» Толстой все более и более убеждается, что среди высших сословий стремление к счастью приобретает извращенный, идеалистический характер.

    Трагедия «Анна Каренина» передает отступление главной героини от жизненной позиции обращенности, любви, долга перед другими людьми.

    Нравственная проблема проходит через весь роман. Трагедия Анны осмысливается многогранно. Она отдается эгоистической страсти, презрев долг, заходит в нравственный и жизненный тупик. Героиня теряет естественность и обаяние. Все силы она сосредоточивает на то, как не потерять любовь Вронского, как сделать так, чтобы он принадлежал только ей. Она продолжает интересоваться жизнью, искусством. Но она не искренна и интересуется этим только для того, чтобы в глазах Вронского выглядеть глубокой натурой. Толстой, решая вопрос о том, что привело Анну к тупику, далек от упрощенных выводов. Вина полностью возложена им на общество.

    Антиподом Анны в романе является Левин. Жизненные судьбы Анны и Левина сопутствуют друг другу в отрицании зла жизни, но резко расходятся в поисках добра. На протяжении всего романа Левин приближается к истокам народного бытия, Анна же самым роковым образом, шаг за шагом от них отходит. «Естественная и простая» в начале романа (Анна в первых главах говорит только по-русски, искренность ее поступков и мыслей противоречит условностям света, описание русской природы в глубоком психологическом подтексте сопутствуют ей), она постепенно утрачивает естественность и простоту (появляются французские румяна и английская, французская речь). Заграничное путешествие с Вронским было для Анны попыткой бежать от самой себя. Анна чувствует внутреннюю опустошенность. Но, наделенная от природы правдивостью, честностью, она не может обманывать окружающих ее людей. Карениной кажется, что она похожа на какую-то злую машину. Она естественна и искренна по натуре, не может притворяться, не может жить полной фальши жизнью. Ее отношения с мужем все более запутываются, завязываются в узел, который разрешается крайней ситуацией - тяжко рожает дочь. В минуты кажущегося наступления смерти Анна понимает самоотверженность и страдания своего мужа. Это для нее доказательство того, что он простил ее. Достоевский подчеркивал, что в этот момент она восторжествовала над всем. Все герои перед лицом смерти примиряются. Однако Анна, выздоровев, уходит к Вронскому. Каренин, под воздействием светских кругов, отказывается отдать сына. Анна поставлена ложной, противоестественной моралью перед выбором: любовь к сыну или любовь-страсть. Толстой показывает, что она выбрала любовь-страсть. Героиня вынуждена замкнуться в рамках своей страсти. Она пытается построить свое счастье на несчастье других. И ей приходится расплачиваться за это.

    Толстой - гениальный психолог - исключительно воспроизводит последние часы жизни героини. Охваченная вихрем чувств, она понимает, что совершила страшную ошибку, но исправить ничего нельзя.

    Толстой говорит о ее гибели в патетических тонах. Исследователи творчества писателя долго и много спорили, как он оценивает свою героиню. Многие считали, что Толстой отказывается судить героиню. Но в эпиграфе: «Мне отмщение и Аз воздам» присутствует элемент осуждения. Отмщение со стороны нравственной внешней силы - это осуждение. Осуждение того, что она презрела долг ради счастья.

    44. Нравственная проблематика произведений конца XX в. (по повести В. Распутина

    «Живи и помни»)

    Валентин Распутин в своей повести поднимает, пожалуй, наиболее важную проблему

    «Сочинения на свободные темы»

    59

    современного общества - проблему нравственности. Название книги «Живи и помни», как и всякое название, несет в себе смысловую нагрузку, более того - основную идею произведения. Однако в этих словах заключена не просто идея произведения, но и граница, разделяющая всякую моральную, нравственную жизнь, исполненную любви, жалости, справедливости, от мира низости и измены, жестокости и насилия. Слова «живи и помни» являются как бы стражем человеческой совести.

    События, описанные в повести, происходят зимой 1945 г., в последний год войны, в деревне Атамановка, которая раньше называлась еще более устрашающе - Разбойниково, так как предки селян в свое время «грешили» таким вот прибыльным ремеслом. Однако к моменту происходящих в повести событий обитатели деревни давно уже были тихими, безобидными и вместе с тем абсолютно опустошенными и безразличными ко всему людьми. Ведь именно у них на глазах происходит трагедия человеческой души.

    Главный герой повести - Андрей Гуськов, «расторопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года». Андрей Гуськов не был героем, но честно сражался почти до самого конца войны, получил ранение в 1944 г. и попал в госпиталь. Он полагал, что тяжелое ранение поможет ему вернуться в родную деревню, к жене, не дожидаясь конца войны. Еще в госпитале он распланировал свою дальнейшую жизнь. Тем не менее надежда на демобилизацию не оправдалась. Переломным моментом всей его судьбы стало известие об отправке на фронт. У героя не хватает нравственных сил подняться над своей бедой, поставить на первый план беду народную; осознание необходимости дальнейшей борьбы не может в его душе справиться с мечтами о личном счастье и покое. И с этого момента происходит распад человеческой личности. Он решает дезертировать. Человек, отказавшийся от положительного нравственного выбора, далее уже плывет по течению. В тексте повести нравственное разложение подчеркивается описанием неуютной атмосферы, как бы обволакивающей героев. Встреча Андрея с Настеной происходит не в доме, а в холодной, нетопленой бане (баня, как известно, в русском фольклоре символизирует место сбора всякой «нечисти»). Андрей постепенно, чем далее, тем более, черствеет душой, становится жестоким. На примере того, как Андрей набрасывается на теленка и «задирает» его, видно, что он потерял человеческий образ. Когда он подстрелил косулю, то не стал ее добивать, а стоял и внимательно наблюдал, как мучается несчастное животное. «Уже перед самым концом он приподнял ее и заглянул в глаза - они в ответ расширились... Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах». Доходит до того, что герой научился выть по-волчьи (как бы превратившись из человека в оборотня). Андрей все больше и больше отдаляется от людей и даже от жены. «Скажешь кому - убью. Мне терять нечего», - говорит он ей.

    Для Настены известие о том, что ее муж Андрей Гуськов - предатель, тоже явилось переломным моментом в жизни. «...Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда тебе назначили судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз, когда они больше всего нужны, когда надо не ползком, а летом убегать от беды?» -размышляет героиня. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Настя любит и жалеет Андрея, но, когда стыд за поступок мужа переполнил ее душу, она заканчивает жизнь самоубийством (убивая при этом и своего еще не родившегося ребенка). Она погибает в пучине реки Ангары между двух берегов: берегом мужа-предателя и берегом народа. Андрей думал, что рождение ребенка - перст Божий, указующий возврат к нормальной человеческой жизни, и ошибся. Смерть близких людей - это расплата и урок!

    45. Тема русской деревни в современной прозе (По повести В. Белова «Привычное дело»)

    Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )

    «Сочинения на свободные темы»
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   24


    написать администратору сайта