Сочинения на свободные темы. Редактор Климкевич Н. Сочинения на
Скачать 368.91 Kb.
|
60 Публикация повести «Привычное дело» (1966 г.) сразу поставила имя Василия Ивановича Белова в первый ряд авторов «деревенской прозы». Главный герой повести, крестьянин Иван Африканович, пройдя войну простым солдатом, живет в родной северной деревне. Свою жизненную философию он выражает словами: «Везде жись. И все добро, все ладно. Ладно, что и родился, ладно, что детей народил. Жись, она и есть жись». Как неизбежную данность воспринимает Иван Африканович и колхозное бесправье. В повести описано, как главный герой работает, пьет от беспросветной жизни и от собственной беспечности, как в поисках лучшей доли уезжает из дому, но затем возвращается в деревню и вновь погружается в привычный быт. «Текучесть» образа Ивана Африкановича особенно ярко проявляется в его отношении к жене Катерине: он горячо любит ее и вместе с тем спокойно относится к тому, что, еще не оправившись от родов, она принимается за тяжелый физический труд. Таковы реалии существования в деревне. Быт деревни описывается в его завершенности, и это время вбирает в себя все: от любви и рождения ребенка до преступления нравственных норм. Василий Белов вводит в повесть сказки бабки Евстольи. Сказка несет в себе отражение глубинного народного сознания. Бабкины сказки о пошехонцах, глубинке России, накладываются на деревенский быт, отраженный в повести. Пошехонцы - деревенские невеселые мужики, которые никак не могли устроить свой быт. Они безответные, неумелые, с невостребованными мыслями и чувствами, и это совпадает с жизнью, которой живет Иван Африканович. И в сказке, и в повести герои ищут свою долю, счастье и все готовы бросить ради этого, но возвращаются постоянно на прежние круги жизни. Из этого рождается готовность подчиниться условиям жизни, подчас совершенно осмысленно. Эта готовность коренится во всей толще народного сознания. Но не каждый человек способен подняться до осознания этого факта. Иван Африканович после смерти Катерины не может разрешить трагические вопросы своего существования. Он даже пытается покончить жизнь самоубийством, но в конце концов отбрасывает мысль о смерти и переходит на полусознательное, «растительное» существование, плывет «по течению», подчиняясь законам жизни. В этой подчиненности жизни залог спасения и от смерти, и от этого скудного, безрадостного существования. Подчиняясь природе, герой не ведет сам себя к смерти, уходит, насколько возможно, от греха, исполняя тем самым свой родовой долг. Стилистический строй повести, ее интонация соответствуют ровному ритму крестьянской жизни. Авторская речь, рисующая происходящее, полностью лишена патетики. Вся палитра человеческих чувств - от счастья до отчаяния - заключена Беловым в строгие повествовательные формы. Органично читаются рядом апокалипсис деревни и ностальгия по ней, опоэтизированные лирические раздумья и горькие сожаления об исчезнувшем, жестокая социальная правда разрухи и требовательная надежда. Он любит своих деревенских героев, переживает за них и с ними, но ничего прикрывать и таить от взгляда читателя не желает. Если дворяне в конце прошлого века любовно идеализировали мир исчезающей помещичьей усадьбы, поэтизировали ее быт, с нескрываемой любовью писали о дворянских гнездах (И. Тургенев и И. Бунин, И. Гончаров и А. Чехов). А ведь там и Салтычихи жили, в тех усадьбах, и крестьян регулярно пороли, продавали... В настоящее время все переменилось. Нет белого, но нет даже и черного, а есть одно всепоглощающее серое... Белов показывает, как скудеют люди, богатые сердцем на доброту, милосердие и справедливость. Нет уже и Иванов Африкановичей... Идеализировать деревенскую жизнь поздно. Поздно любить и прощать, как считает Белов. Знать - не поздно. Понимать - не поздно. Чтобы то, что будет завтра, отличалось большей человечностью. Чтобы на земле появились, наконец, ее настоящие хозяева. А земля передаст с неизбежностью людям, «Сочинения на свободные темы» 61 полюбившим ее, знание о себе. 46. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов (по творчеству И. Бродского) Один из самых молодых нобелевских лауреатов (47 лет) в области литературы, Иосиф Бродский, пожалуй, наиболее знаменитый русский поэт последних десятилетий. Его творчество, известное во всем мире и переведенное на многие языки, пользуется большой популярностью. Анна Ахматова сыграла большую роль в развитии таланта поэта и называла его своим преемником. Поэт родился и вырос в Ленинграде. Неудивительно поэтому, что тема родного города занимала большое место в думах и творчестве И. Бродского: «Стансы», «Стансы городу», «Остановка в пустыне». «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать, на Васильевский остров Я приду умирать». Эти строки говорят сами за себя, однозначно определяя исток и предел, «альфу и омегу» Бродского. Творчество поэта динамично: мотивы движения, дороги, борьбы выходят на передний план. Это не случайно, ведь «движение» поэта направлено на душевное очищение читателя. Для произведений Бродского характерны простота и естественность форм, отточенность выражений, ясность мышления. И в зрелом творчестве поэта, в произведениях, написанных в эмиграции, время от времени, на новом уровне возникает «ленинградская тема». «Я родился и вырос в балтийских болотах, подле серых цинковых волн, всегда набегавших по две». И отсюда - все рифмы, отсюда тот блеклый голос, льющийся между ними, как мокрый волос... К особенностям стиля поэта можно отнести: вольное, полное фантазии и игры, обращение с поэтическими размерами, разрывы в текстах, ироническое и неожиданное ударение на словах, как будто не несущих основной смысловой нагрузки. «В ковчег птенец не возвратившись, доказует то, что вся вера есть не более, чем почта в один конец». Подобного рода приемы помогают автору по-новому истолковать извечные идеалы, взглянуть на них с точки зрения личного опыта. Одной из интимных тем творчества Бродского является тема христианства. Библия и, особенно, важнейшая ее часть - Евангелие входят в жизнь поэта, определяя весь строй его мыслей. Библейские и евангельские сюжеты часто звучат в его стихах: жертвоприношение Авраама, Сретение и особенно Вифлеем, Рождество: «В Рождество все немного волхвы. Возле булочной - слякоть и давка. Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON ) «Сочинения на свободные темы» 62 Из-за банки турецкой халвы Производят осаду прилавка...» Не менее важной и интересной темой творчества Бродского являются философские размышления о смысле жизни, о добре и зле, о Родине, о судьбе великих людей («На смерть Жукова»), об искусстве. Вот его размышления об искусстве: «Классический балет есть замок красоты, чьи нежные жильцы от прозы дней суровой пиликающей ямой оркестровой отделены. И задраны мосты». Бродский уверен, что «замок красоты» всегда будет отделен от житейских, низменных забот, но не просто отделен, а поставлен выше их. Для поэта искусство - это духовное наслаждение. И даже оказавшись в чужой стране, настоящий художник не потеряет своего дара. Чему сам и был ярким примером. Поэт размышляет и о проблеме свободы личности с помощью метафоричного использования образа облаков: «О, облака Балтики летом! Лучше вас в мире этом я и не видел пока. Может, и в той жизни клубитесь конь или витязь, реже - святой». В позднем периоде творчества все чаще звучат мотивы конца, безысходности, бессмысленности, одиночества, несбывшихся стремлений и мечтаний: «Шей бездну мук, Старайся, перебарщивай в усердьи! Но даже мысль о - как его? - бессмертье есть мысль об одиночестве, мой друг». Все настойчивее мыслями поэта овладевают образы любви и смерти - двух предельных категорий мироздания. Однако одна из них уже отходит в прошлое, тогда как другая близка. Любовь видится как бы сквозь ореол смерти, тогда как смерть вполне реальна, она где-то недалеко: «Это абсурд, вранье: череп, скелет, коса. Смерть придет, у нее будут твои глаза». Появившиеся в лирике поэта темы раскрывают его как личность, характеризуя Бродского как тонкого творца, человека, наделенного богатыми душевными качествами. 47. Кто он, «герой нашего времени»? (По одному из произведений современной отечественной литературы) Последние десятилетия отмечены сменой культурных эпох. Новый литературный (культурный) процесс получил название постмодерна. В связи с этим кардинальным образом меняется вся система мироощущения. Современная культура отрицает упорядоченность, веру в причинно-следственный процесс и абсолютную истину. Мир представляется как отдельные фрагменты, порой даже не связанные между собой. Образы, герои - вымышленные, беспочвенные, герои компьютерных игр. Они создаются в сознании, при этом в сознании «Сочинения на свободные темы» 63 отдельно взятого человека один и тот же образ может выглядеть по-разному. Такого героя сложно анализировать, практически невозможно представить его жизнь, ведь такой персонаж создается в сознании другого героя произведения. Примером постмодернизма в современной отечественной литературе может служить роман Виктора Олеговича Пелевина «Чапаев и Пустота» (1996 г.) - нашумевший, вызвавший много противоречивых мнений роман о советских героях Гражданской войны и героях многочисленных анекдотов Чапаеве и Петьке. У Пелевина Чапаев - мистик, учитель, ведущий своего ученика Петра Пустоту к постижению истины. Петр - поэт-декадент, монархист, по странному стечению обстоятельств занимающий место комиссара чапаевской дивизии. Роман построен как чередование фрагментов, описывающих жизнь Пустоты в двух реальностях-сновидениях: послереволюционной России, где встречает Чапаева, знакомится с Анкой, Котовским, и России современной, где он находится на излечении в психиатрической клинике. Чапаев и Петька ведут беседы о философии, о строении мироздания, посещают загробный мир и в конце романа тонут в реке Урал (условной реке абсолютной любви). Составной частью текста романа являются фрагменты истории болезни Пустоты, из которой читатель узнает, что мировосприятие героя начало дробиться в подростковом возрасте, когда он вдруг обнаружил метафизические корни своей фамилии. С этого времени он стал интересоваться философскими категориями пустоты и небытия. В итоге Петр попадает в психиатрическую клинику. Кульминацией его болезни является эпизод с «глиняным пулеметом», при помощи которого созданные больным воображением героя Чапаев и Анка уничтожают вселенную и таким образом показывают Петьке, что «любая форма - это пустота... пустота - это любая форма». Герой приходит к выводу, что на самом деле ни о какой реальности речь не может идти, весь мир - это плод нашей фантазии. Все, что создает сознание героя, наделяется им самим реальным существованием. Он не сомневается в существовании сна-реальности периода Гражданской войны, для него современный мир менее реален, чем реальность Чапаева. Персонаж выступает создателем своей вселенной, оказывается творцом своего мира. Петр Пустота представляет собой обобщенный собирательный образ отдельного социального слоя российского общества, это образ людей, занятых творчеством (а потому немного не от мира сего) и живущих насыщенной интеллектуальной жизнью. А фамилия главного героя - Пустота - означает, что факты материального и духовного существования человека возникают из ничего и возвращаются в ничто. Возникает вопрос: может ли такой герой, как Петр Пустота, быть героем нашего времени? Герой Пелевина (да и все остальные его герои) - это ли не герои всех компьютерных игр, которыми так увлечена современная молодежь. Только эти герои, помимо всего прочего, выписаны довольно талантливым современным писателем, и именно поэтому все же несут в себе смысловую нагрузку. Петр сочетает в себе черты и поэта-декадента (т. е., чтобы понять и выявить эти черты, необходимо знать поэзию серебряного века), и героя Гражданской войны (нужно знать отечественную историю), и черты современного человека с одуревшей от информации, от всеобщей компьютеризации головой. Таков герой Пелевина. Его нельзя назвать примитивным и не давать для изучения. Ведь подобный герой - яркое отражение нашей сегодняшней действительности. 48. Каковы особенности лирики одного из современных поэтов? (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.) Осип Эмильевич Мандельштам - русский поэт, малоизвестный широкому кругу читателей. Однако от этого не менее талантлив и стоит в одном ряду с крупнейшими поэтами Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON ) «Сочинения на свободные темы» 64 серебряного века Н. Гумилевым, А. Ахматовой, С. Есениным, В. Маяковским и др. Мандельштам - создатель литературного течения - акмеизма. Непростая судьба поэта и страны, в которой он жил, определила характер его творчества. В 1913 г. вышел первый сборник его стихов под названием «Камень». Название вполне символично. Камень - природный материал, прочный и основательный. Для поэта каждое слово - это камень, из которого он выстраивает здание своей поэзии, используя его как строительный материал духовной культуры. «Слишком легким плащом одетый, Повторяю свои обеты. Ветер треплет края одежды -Не оставить ли нам надежды?..» («Пилигрим») В стихотворениях этой поры чувствовалось мастерство молодого поэта, умение владеть поэтическим словом, использовать широкие музыкальные возможности русского стиха. Первая половина 1920-х гг. прошла в предчувствии чего-то страшного, появляется чувство обреченности. «Образ твой, мучительный и зыбкий, Я не мог в тумане осязать. - Господи! - сказал я по ошибке, Сам того не думая сказать. Божье имя, как большая птица, Вылетело из моей груди. Впереди густой туман клубится, И пустая клетка позади». Поднимается в творчестве Мандельштама конфликт между вечностью и человеком. Человек, по мнению поэта, преодолевает свою смерть путем созидания вечного искусства. Этот мотив начинает звучать уже в первых стихотворениях: «Дано мне тело - что мне делать с ним, Таким единым и таким моим... ...На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло». («Дано мне тело...») Человек - мгновенное существо «в темнице мира», но творчество делает его бессмертным. Поэзия призвана, по выражению Мандельштама, возрождать духовную культуру. В одном из поздних стихотворений он сравнивал поэзию с плугом, который переворачивает время: старина оказывается современностью. Революция в искусстве неизбежно приводит к классицизму -поэзии вечного. «...Мироощущение для художника - орудие и «Сочинения на свободные темы» 65 средство, как молоток в руках каменщика, и единственно реальное - это само произведение», - замечает поэт, -«существовать - высшее самолюбие художника». У зрелого Мандельштама слово превращается из камня в почти живое существо, обладающее внутренней свободой. Такая метаморфоза не случайна, учитывая все мытарства и скитания поэта. Арест, ссылка, гонения не лишают автора силы духа. После его сатиры на Сталина его чудесным образом оставили в живых и только сослали. Но от этого поэт не перестал чувствовать себя свободной личностью. Мандельштам не ощущал себя перед «веком-зверем» ничтожной, жалкой жертвой, он осознает себя равным: «...Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей. Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей, Уведи меня в ночь, где течет Енисей, И сосна до звезды достает, Потому что не волк я по крови своей И меня только равный убьет». («За гремучую доблесть грядущих веков...») Стихи воронежского цикла долгое время оставались неопубликованными. Они не были, что называется, политическими, но даже «нейтральные» стихи воспринимались как вызов. Эти стихи проникнуты ощущением близкой гибели, иногда они звучат как заклинания, увы, безуспешные. Несмотря на то что автор пошел на уступки власти (пишет оду во славу Сталина), ему нет места в Москве, его семье нечего есть. Кормили друзья. В мае 1938 г. Мандельштама снова арестовывают, приговаривают к пяти годам каторжных работ и отправляют на Дальний Восток, откуда он уже не вернется. Смерть настигла поэта в одном из пересыльных лагерей под Владивостоком 2 декабря 1938 г. В одном из последних стихотворений поэта есть такие строчки: «Уходят вдаль людских голов бугры, Я уменьшаюсь там - меня уж не заметят, Но в книгах ласковых и в играх детворы Воскресну я сказать, что солнце светит». 49. Природа и человек в современной отечественной прозе (На примере 1-2 произведений) «Чтобы однажды в доме том Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON ) «Сочинения на свободные темы» |