Главная страница
Навигация по странице:

  • 56. «Любить истинно может только вполне созревшая душа...» (В. Г. Белинский) (По

  • 57. «Мещанство - большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для

  • 58. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет

  • Сочинения на свободные темы. Редактор Климкевич Н. Сочинения на


    Скачать 368.91 Kb.
    НазваниеРедактор Климкевич Н. Сочинения на
    АнкорСочинения на свободные темы
    Дата04.06.2022
    Размер368.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSochinenia_na_svobodnye_temy.docx
    ТипШпаргалка
    #569613
    страница14 из 24
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   24

    72

    Николай Васильевич Гоголь в свое время сказал: «Искусство стремится непременно к добру...» И это не значит, что искусство не может включать в себя тему зла, переплетаться с ним в жизни. Это означает, что истинную основу искусства должно составлять именно стремление к добру. Стремление, превозмогающее подчас неизмеримо большие силы зла. Очень хорошо данную тему раскрывает роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», эпиграфом к которому не случайно выбраны слова Фауста из произведения Гете: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Роман вышел в свет намного позже, чем предполагал автор, уже после его смерти жена писателя настояла на публикации (1960-е гг.). Причиной нежелания властей печатать роман стало неоправданное, по их мнению, изображение мира искусства, людей культуры в советское время. Власть, цензура запрещали булгаковскому роману выйти в свет, потому что они увидели в нем правду, ужасающую правду о себе (не случайно автор романа изобразил мир «писателей», используя гротеск и сатиру).

    «Председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого литературного журнала» М. Берлиоз являлся выразителем мира искусства, которое служило режиму и власти (недаром автором ему дана соответствующая фамилия - в честь французского композитора Гектора Берлиоза).

    Гибель Берлиоза не случайна. Автор отрицает героя как одного из руководителей, призванных вести за собой граждан, просвещать и облагораживать. Такой руководитель может привести только в пропасть и поэтому герою изначально нет места в романе (после разговора с Воландом с ним происходит несчастный случай, и он уходит из жизни). МАССОЛИТ явился в романе символом мира писателей, по большей части направленного в своих мыслях и устремлениях на распределение путевок и вкусных обедов в ресторанах. Работники этой организации не приемлют никакой самодеятельности со стороны людей искусства, за что и подвергаются наказанию (Берлиоз, Латунский, Варенуха, барон Майгель).

    Но мир писателей 1920-1930-х гг. не полностью состоял из подхалимов и бездарностей. В эти годы было много настоящих мастеров, истинных писателей, преданных своей родине и народу. В эти годы, как и раньше, были люди, не занимавшиеся получением квартир, а отдававшие всю свою жизнь творчеству. К этим людям Булгаков причисляет Мастера.

    Булгаков не рассказывает нам о жизни главного героя, мы даже не знаем его фамилии (Мастером назвала его Маргарита). Известно только, что этот человек, историк по образованию, знает пять языков и работал когда-то в одном из московских музеев. Однажды он выиграл сто тысяч рублей, бросил свою комнату на Мясницкой, службу в музее, поселился в подвале маленького домика и «начал сочинять роман о Понтии Пилате». Но роману не суждено было выйти в свет, и после долгих мытарств он сжег свое творение.

    Но Мастер, не сумевший бороться за свое произведение, однако оставляет о себе память. Встреча с ним полностью изменила жизнь Ивана Бездомного. Он вдруг осознал, что его стихи «чудовищны» и сочинять их он больше не будет, он понял, что не в том видел смысл жизни, не различал добро и зло, не имел даже собственного «я». Он хочет продолжить труд Мастера, в этом он видит теперь свое предназначение, свой жизненный смысл. Мастер не может исчезнуть, быть проглоченным забвением. Хотя за ним и нет никакой вины, он не смог удержаться на той духовной высоте, которой достигает у Булгакова лишь Иешуа.

    Основные идеи Булгакова как классика воплотились в романе «Мастер и Маргарита», но еще в ранних «Записках на манжетах», которые Булгаков писал в 1921 г., есть ростки идеи: «...вдруг, с необычайной чудесной ясностью, сообразил, что правы говорившие: написанное нельзя уничтожить! Порвать, сжечь. От людей скрыть. Но от самого себя - никогда!..» Эта идея

    «Сочинения на свободные темы»

    73

    затем воплотилась в мысль «рукописи не горят!»

    55. «Школа несчастья есть самая лучшая школа...» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)

    Размышляя над строкой из Белинского, вынесенной в заглавие сочинения, с болью в сердце отмечаешь, что нашей стране полной мерой судьба (а может быть, мы сами) преподнесла подобного «образования». И какой эпизод из жизни Родины ни возьми - в каждом страдание и боль, страшные, но и... просветляющие. Потому что много на фоне несчастий стало видно настоящего добра, самопожертвования, любви и подлинного стремления к истине. Вот такому сложному пути духовного созревания и посвящена книга Владимира Дудинцева «Белые одежды».

    Книга увидела свет через тридцать лет после того, как была написана. И автор сразу получил Государственную премию. Трудная судьба постигла произведение в начале его существования, но дело в том, что тогда было время страдания. Эпиграфом к роману автор взял вопрос из Откровения Иоанна Богослова: «Сии, облеченные в белые одежды, кто они и откуда пришли?» Ответ таков: «Они пришли от великой скорби». Роман является сложным исследованием человеческого духа, возможностью через рассмотрение поступков его героев расставить акценты, определить границы добра и зла, лжи и истины. Вот как определяет задачу сам автор: «В романе „Белые одежды" я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра и зла... создать инструментарий добра».

    Автор рассказывает в романе о работе ученых-биологов. Они занимаются выведением новых сортов картофеля. Но, увы, их работа не согласуется с «наукой» в том значении слова, в котором ее понимает руководство партии. Главным представителем его в романе выступает академик Рядно, прототипом которого является одна из самых темных фигур прошлого нашей науки - Т. Д. Лысенко. Тех, кто не поддерживал их идеи, объявляли «врагами народа», главным критерием научности знания была его сообразованность с идеями марксизма-ленинизма. Подлинно научной теории наследственности Г. Менделя отказывалось в признании на том «простом» основании, что ее автором был монах. В такой обстановке работали ученые. Сложный путь обдумывания и понимания превратностей жизни, сложных взаимоотношений науки и тоталитарного режима прошел главный герой романа Федор Иванович Дежкин. Его взгляды сменились от поддержки партийного «прихлебателя» Рядно до понимания правоты ученых-генетиков и соединения со своими друзьями Стригалевым и др.

    Путь Дежкина - путь поиска истины в том противоречивом мире. Этот поиск сложен. Еще когда Федор Иванович был ребенком, его учили говорить только правду, всегда быть искренним. Чистая детская душа верила этому, пока жизнь не научила героя самостоятельно оценивать свои поступки и действия других. Взрослея, он начинает понимать, что в окружающем его мире искренность далеко не всегда служит добру. Чаще всего как раз наоборот, а справедливость и истина устанавливаются «сверху». Но, несмотря ни на что, герои хотят остаться и остаются настоящими людьми. Один из героев романа предлагает такой выход: «Счастье - в тебе. Когда положишь свою плоть, чтоб напитать близких... Прольешь кровь, переплывешь море страданий... Вылезешь на берег еле живой... Тут счастье само тебя найдет, не помышляющего о нем».

    Ученые-генетики по-разному борются за настоящую науку. Профессор Хейфец уходит из института, академик Посошков кончает жизнь самоубийством. Иван Ильич Стригалев долгое время работает в подполье и в конце концов попадает в тюрьму по доносу агента-осведомителя

    Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )

    «Сочинения на свободные темы»

    74

    Краснова. Федору Ивановичу Дежкину приходится бежать от преследователей. Он много работает, и ему удается создать новый сорт картофеля, работу над которым начал Стригалев. Не капитулирует перед злом и полковник Свешников.

    Те, кто прошли путем страдания, вышли в «белых одеждах». А зло и лицемерие забыто потомками.

    56. «Любить истинно может только вполне созревшая душа...» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)

    Кто как не женщина может любить истинно? Думаю, Белинский без труда согласился бы с этим. Любила истинно и Марина Ивановна Цветаева. Предчувствие любви, ожидание ее, расцвет, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки - все это звучит в лирике Цветаевой. Любовь у нее принимает любые обличия: может быть тиха, трепетна, благоговейна, нежна, а может быть стихийна, страстна, неистова.

    Уже в ранней лирике угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между землей и небом, между страстью и идеальной любовью.

    Юная героиня Цветаевой смотрит на мир широко открытыми глазами, всеми порами впитывая жизнь, открываясь ей. В ранних стихах Марины Ивановны господствуют песенное начало, звонкость и полная свобода поэтического дыхания.

    «Как правая и левая рука -

    Твоя душа моей душе близка.

    Мы смежены, блаженно и тепло,

    Как правое и левое крыло.

    Но вихрь встает - и бездна пролегла

    От правого - до левого крыла!»

    Ревность, неизменная спутница любви и разлуки, тоже не осталась в стороне от цветаевской лирики («Попытка ревности»).

    Образ лирической героини в творчестве Цветаевой двоится. С одной стороны - это женщина, полная нежности, ранимая, жаждущая понимания («Неизжитая нежность - душит»), с другой стороны - сильная личность, готовая преодолеть все преграды и противостоять хоть всему миру, отстаивая свое право на любовь и счастье. И тот и другой облик - две стороны одной медали, единое целое, предстающее в разных ипостасях.

    «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе Насторожусь - прельщусь - смущусь - рванусь. О, милая! Ни в гробовом сугробе, Ни в облачном с тобою не прощусь».

    Встреча с будущим мужем Сергеем Эфроном перевернула всю жизнь Марины. Они не просто любили, они боготворили друг друга. Вот какие строки Цветаева посвятила своему любимому человеку:

    «Есть такие голоса,

    Что смолкаешь, им не вторя,

    Что предвидишь чудеса.

    «Сочинения на свободные темы»

    75

    Есть огромные глаза Цвета моря...»

    Разлука с любимым, который воевал на стороне белых, а потом пропал без вести, только усиливает чувства Марины:

    «Нежней и бесповоротней Никто не глядел вам вслед... Целую вас через сотни Разъединяющих лет».

    Цветаева в любви бескомпромиссна, ее не устраивает жалость, а только искреннее и большое чувство, в котором можно утонуть, слиться с любимым и забыть об окружающем жестоком и несправедливом мире:

    «- Мой! - и о каких наградах Рай

    - когда в руках, у рта - Жизнь: распахнутая радость

    Поздороваться с утра!»

    К сожалению, радостей выпадало мало, а горя хватило бы на десяток судеб. Цветаевской героине слишком часто приходится постигать «науку расставанья», и не только с любимым человеком, но и с ребенком. Не дожив до своего трехлетия, от голода и болезни умирает вторая дочь Цветаевой и Эфрона, Ирина. Даже невозможно представить себе горе матери, потерявшей своего маленького ребенка:

    «Светлая - на шейке тоненькой -Одуванчик на стебле! Мной еще совсем не понято, Что дитя мое в земле».

    Ее стихи - как сама жизнь; они бывают как безнадежными, так и полными надежды, как мрачными, так и светлыми. Иногда героиня предстает, полная безмятежного счастья и ощущения праздника, всей грудью вдыхающая саму жизнь. В эмиграции, в Праге нашелся муж Цветаевой. И чувства нахлынули вновь.

    Но теперь поднялась со всей силой еще одна любовь - любовь к Родине. Но как раз при встрече с Родиной поэтессу настигла жестокая и непоправимая беда.

    «Ты! Сей руки своей лишусь, - Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля -Гордыня, Родина моя!»

    В 1939 г. Цветаева возвращается в Россию, но жизнь не становится легче. Одиночество (мужа и детей арестовали), тоска, война сломили Марину Ивановну. Она добровольно ушла из жизни.

    «Тоска по Родине! Давно Разоблаченная морока!

    Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )

    «Сочинения на свободные темы»

    76

    Мне совершенно все равно -Где совершенно одинокой...»

    Жила она сложно и трудно, не знала и не искала покоя. И при всем том она была очень жизнестойким человеком, жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто непомерные.

    57. «Мещанство - большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX

    в.)

    Борьба с мещанством занимала большое место в творчестве различных поэтов и писателей начала XX в. Все они понимали, что такое явление, как мещанство, губительно для общества, тормозит и мешает его развитию. Одним из поэтов, устремившим «отточенные пики» своей сатиры на борьбу с этим паразитирующим классом, был В. В. Маяковский. Самым ярким антимещанским произведением стала пьеса «Клоп», написанная в 1929 г. по просьбе В. Э. Мейерхольда. Но замысел этой пьесы, по словам Маяковского, созрел у него намного раньше, и «Клоп» явился как бы «театральной вариацией» множества плакатов и агиток, нарисованных поэтом задолго до написания пьесы.

    В центре «Клопа» - молодой рабочий Присыпкин, который «с треском» отрывается от своего класса. Он опошляет нравственно-социальные понятия и идеи, еще недавно имевшие для него настоящий, подлинный смысл. Присыпкин - это глупый, самовлюбленный человек, «бывший партиец, ныне жених». Он собирается жениться на представительнице «очаровательного капитала», Эльзевире Ренессанс, объясняя это бракосочетание тем, что собственным благоустройством он весь класс возвысит. Присыпкин горделиво, «с чувством классового достоинства» целует свою невесту, величественно вручая ей свою пролетарскую особу. Чистую любовь, труд, духовное развитие Присыпкин променял на сытое прозябание за счет семейки Ренессанс. Фамилию свою Присыпкин меняет на Скрипкин, считая ее благозвучнее и солиднее, более подобающей его теперешнему положению. Мещанское прозябание главного героя Маяковский рисует на фоне всеобщей атмосферы «советской мешанины». Вспомним хотя бы начало первого действия, где раздаются уличные крики разносчиков пуговиц, кукол, абажуров, селедок и всякой другой мелочи, которые опошляют привычные представления о политике, истории и культуре.

    Во второй части пьесы драматург переносит главного героя из 1929 г. на пятьдесят лет вперед. Попав в будущее, мещанин Присыпкин оказывается еще отвратительнее, грязнее, чем был в первой части. Маяковский, обличая главного героя, использует такие художественные средства, как фантастика, гротеск, карикатура. Перенос действия на полвека вперед является своеобразной проверкой временем Присыпкина. Маяковский судит мещанство судом истории. Коммунистическое будущее, которое драматург считал исторической закономерностью, не принимает в свое общество таких, как Присыпкин. Только люди труда имеют право называться людьми, а паразитирующее мещанство обнаруживает свое сходство с простейшими видами паразитов-насекомых и попадает в зоосад.

    Картины будущего и мотив превращения главного героя в «клопуса-нормалиса» важны в пьесе. Они помогают разоблачить главного героя. Маяковский словно через увеличительное стекло показывает нам реальную сущность Присыпкина-мещанина, его извращенные вкусы, привычки, поведение. Главный герой, ведя паразитирующий образ жизни, тормозит развитие общества. Это (еще в первой части пьесы) понимает даже слесарь, который, взяв за шиворот

    «Сочинения на свободные темы»

    77

    Присыпкина, выбрасывает его из общежития. Да и сам главный герой себя разоблачает: «...Я против этого мещанского быту - канареек и прочего... Я человек с крупными запросами... Я зеркальным шкафом интересуюсь...»

    Высокое человеческое назначение Присыпкин променял на паразитирующее мещанское существование, светлое чувство любви - на сытое брюхо, труд - на праздное ничегонеделание. На злое осмеяние этого и была направлена сатира Маяковского, который завершил бичевание Присыпкина полным его изгнанием из общества.

    58. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А. П. Платонов) (По творчеству В. Быкова)

    Одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема.

    По-своему к теме войны подходит писатель Василь Быков. В ранней военной прозе («Фронтовая страница», «Западня», «Журавлиный крик», «Третья ракета») герои Быкова поражают необыкновенным мужеством, стойкостью духа. Они верят, что погибают не напрасно, что враг все-таки будет остановлен. С оружием в руках погибают старшина Карпенко, ученый Фишер, Ванька Свист, держащие оборону на переезде («Журавлиный крик»). Тяжелораненый Иван Щербак кончает жизнь самоубийством, чтобы дать возможность своему товарищу спастись от гитлеровцев («Фронтовая страница»). Не пропустив танки, гибнут «сорокапятчики» старшего лейтенанта Желтых («Третья ракета»). Люди сильного характера, способные на самопожертвование, - Карпенко и Свист в «Журавлином крике», Кривенок и Попов в «Третьей ракете», Климченко в «Западне». На этих людей всегда можно положиться, они стойко и мужественно переносят все тяготы войны, ее нечеловеческие испытания и в то же время остаются обыкновенными людьми с естественными, простыми мечтами о конце войны, о здоровье, о жизни. «Им, - пишет Быков во „Фронтовой странице", - хотелось только одного -дожить до конца войны. Только б одолеть фашизм, дождаться победы, увидеть хотя бы один мирный день без огня и крови, и больше, кажется, ничего бы не нужно было. Они согласны были бы на любую работу, на самое скромное место в жизни, им всюду был бы желанный покой после того ада, который они пережили на фронте».

    Под давлением обстоятельств не все люди способны выдержать обстановку, но эти люди внутренне готовы к предательству и трусости. Таковы Иван Пшеничный во «Фронтовой странице», Задорожный в «Третьей ракете», Рыбак в «Сотникове». Такие люди сознательно совершают предательство, но в то же время не лишены жалости. Рыбак помогает Сотникову, когда он нуждается в помощи. Но внутренняя надежда на спасение с помощью предательства берет верх. И человек предает своих товарищей, свою страну, свою землю.

    Героем рассказа «Смерть человека», который, будучи тяжелораненым, мучительно преодолевает каждый метр пути, решившись на самоотверженный поступок.

    Примеры, о которых рассказывает Быков, обнаруживают огромный духовный потенциал, скрытый в человеке. Не случайно фашисты писали о фанатизме советских людей, внутренний мир которых был просто недоступен их пониманию.

    Еще раз хочется подчеркнуть, что в описании человека на войне писатель избегает одностороннего изображения: ведь человек постоянно меняется, проявляет то одни, то другие качества. Все герои быковских повестей, очень разные по характеру, возрасту, темпераменту, объединены одним: чувством чести, сознанием того, что они выполняют свой воинский долг, умением брать на себя ответственность в трудных жизненных ситуациях. Самый главный подвиг этих людей - это победа над собой, над своей усталостью и болью, которая и есть самый

    Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )

    «Сочинения на свободные темы»
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   24


    написать администратору сайта