Главная страница
Навигация по странице:

  • 59. «Поэзия - плуг, взрывающий время...» (О. Э. Мандельштам) (По одному или

  • 61. «Сильные люди всегда просты» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким

  • 62. «Счастье и радость жизни... в правде...» (А. П. Чехов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)

  • Сочинения на свободные темы. Редактор Климкевич Н. Сочинения на


    Скачать 368.91 Kb.
    НазваниеРедактор Климкевич Н. Сочинения на
    АнкорСочинения на свободные темы
    Дата04.06.2022
    Размер368.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSochinenia_na_svobodnye_temy.docx
    ТипШпаргалка
    #569613
    страница15 из 24
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   24

    78

    главный залог духовной крепости человека.

    В повести «Знак беды» (1983 г.) автор показывает мирную жизнь хутора Яхимовщина. «В мирную жизнь вторгается страшное слово „война". Немцы быстро наступают», оставляя героям повести совсем мало времени на размышления. Петрок полагает: «Мы перед ними вины не имеем. А коли к ним по-хорошему, то, может, и они... Не съедят, может...» Степанида не верит в это. Она не покоряется палачам, она тщательно готовится к проведению вооруженной акции против немцев. Спасаясь от врагов, Степанида сама поджигает собственный хутор, свой привычный и устоявшийся мир, и гибнет в огне. Примечательна последняя фраза повести о бомбе, приготовленной Степанидой... «Но бомба дожидалась своего часа...» До бунта поднимается и Петрок, слабый характером, обычный деревенский житель.

    У Василя Быкова нет ни одного произведения с благополучным концом - во время войны не может быть благополучия одних за счет других. И писатель это прекрасно понимает. Такой беззаветно преданный Родине народ невозможно победить - доказывает писатель каждым своим произведением. Не в этом ли кроется популярность его произведений на протяжении многих лет?

    59. «Поэзия - плуг, взрывающий время...» (О. Э. Мандельштам) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)

    Поэтом своего времени был Маяковский. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. Вся его любовь к человеку вылилась в мощную струю нового искусства. Шокирующая поэзия Маяковского часто не принимается людьми, мало читается. Но сомневаться в наличии таланта у поэта не приходится. Такая поэзия - всего лишь отражение своего времени: сумбурного, непонятного, сложного. Этими же эпитетами часто наделяется творчество Маяковского. Лирику его любить сложно, ее нужно понимать.

    Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них -«Товарищу Нетте - пароходу и человеку» (1926 г.) и «Стихи о советском паспорте». Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.

    «Это он -

    я узнаю его

    В блюдечках-очках спасательных кругов.

    Здравствуй, Нетте!»

    Затем следует воспоминание о Нетте, который был другом Маяковского. Эти будничные воспоминания сменяются в центральной части стихотворения описанием героического поступка простого советского человека - «след героя светел и кровав». Рамки стихотворения расширяются: начатое с описания дружеской встречи, оно поднимается до мыслей о Родине, о борьбе за коммунизм.

    «Такие, как Нетте, не умирают - память о них народ воплощает... в пароходы, в строчки, и в другие долгие дела».

    Гимном советской Родине звучит и другое лирическое стихотворение Маяковского -«Стихи о советском паспорте» (1929 г.). Стихотворение начинается с незначительного события - с описания проверки паспортов в железнодорожном вагоне в момент прибытия поезда на

    «Сочинения на свободные темы»

    79

    границу. И поэт замечает многое: и учтивость чиновника, который, «не переставая кланяться», «с почтеньем» берет паспорта американца и англичанина; и его пренебрежение при виде польского паспорта.

    «И вдруг, как будто ожогом рот скривило господину. Это господин чиновник берет мою краснокожую паспортину».

    Маяковский горд за свою могучую Родину:

    «Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза!»

    Важное значение приобретает в творчестве поэта тема творчества, места поэта в жизни людей, его назначение:

    «Вижу идущего через горы времени, Которое не видит никто...»

    Как и у Пушкина, у Маяковского поэт - пророк, который предвидит будущее и ведет за собой народ. Поэт у Маяковского в первую очередь является гражданином, глубоко страдающим за свой народ.

    Не секрет, что поэт принял революцию. Он искренне верил, что необходимо переделать мир и стремиться к светлому будущему. В автобиографии «Я сам» Маяковский пишет, что вопрос принимать или не принимать революцию для него не стоял, так как революция - это воплощение мечты об обновлении мира и общества. Во имя революции Маяковский создает необычайный ораторский строй стиха, который поднимал, звал, требовал идти вперед.

    «Сегодня рушится бесчисленное прежде, Сегодня пересматривается миров основа...»

    Маяковский уже не сомневается в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране.

    «Товарищ, дайте новое искусство,

    Такое, чтобы выволочь республику из грязи...»

    Свои размышления о поэтическом труде Маяковский продолжает в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926 г.). Маяковский пишет: «Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство. Спасибо, не тревожьтесь, я постою. У меня к вам дело деликатного свойства: о месте поэта в рабочем строю». Маяковский пишет о тяжелом труде поэта: «Поэзия - та же добыча радия, в грамм - добыча, в год - труды: изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».

    В своей предсмертной поэме «Во весь голос», которую он успел закончить, поэт писал: «Я к вам приду в коммунистическое далеко, не так как песенно-есенинский провитязь. Мой стих дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств».

    Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )

    «Сочинения на свободные темы»

    80

    60. «Мужество есть великое свойство души» (Н. М. Карамзин) (По роману Б. Васильева «В

    списках не значится»)

    Великая Отечественная война ворвалась в жизнь нашего народа и перевернула ее вверх дном. Уже никогда не вернуть погибших. Тяжелая, жестокая, безжалостная война не сломила духа людей. Она требовала мужества не только от солдат и офицеров, отстаивавших Родину с оружием в руках, но и от тех, кто ковал победу в тылу. Это была величественная, не знающая себе равных эпопея героического труда.

    Писатели и поэты воевали за Родину: Василь Быков, Юрий Бондарев, Виталий Закруткин, Виктор Астафьев, Булат Окуджава, а также среди них воевал и Борис Васильев. Добровольцем ушел он на фронт и прошел всю войну, написал много книг о ней. Среди них самая известная повесть «А зори здесь тихие...», по мотивам которой был снят художественный фильм, пронзительный, трагический, жуткий в своей несовместимости женщины и войны. Подобная тематика наблюдается и у В. Закруткина в повести «Матерь человеческая» (о героизме русской женщины после потери мужа и ребенка, сумевшей в голоде и холоде выкормить чужих детей и родить своего).

    Остановиться хотелось бы на романе Бориса Васильева «В списках не значится», опубликованный в журнале «Юность» в 1974 г.

    Главный герой романа и центральная фигура - молодой лейтенант Николай Плужников, который прибыл в Брестскую крепость 21 июня 1941 г. и вскоре стал последним защитником крепости. Композиционно роман делится на три части. Это три этапа становления мужественного человека. На первом этапе Коля Плужников прибывает в крепость почти еще мальчиком, наивным и непосредственным. Искренне верил он в непобедимость Красной армии, плохо представлял себе обстановку на фронте и полагал, что для победы необходим лишь один мощный удар нашей армии: «У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у нашей границы... являются результатом происков англо-французских империалистов». А на вопрос о том, будет ли война, юноша быстро отвечает: «Это будет быстрая война. Самое главное - это решающая мощь Красной армии. На вражеской территории мы нанесем врагу сокрушительный удар». Подобная позиция не вызывает смех, а лишь горькую усмешку и бесконечную жалость к этому юноше, которому столько еще предстоит пережить. Как хотелось бы, чтобы он был прав. Приезд в крепость стал переломным моментом во всей его судьбе. Война меняет взгляды Николая. Совершив много ошибок, познав любовь и предательство, герой понимает, что от личного участия каждого человека зависит победа в этой ужасной войне.

    На втором этапе, во второй части романа мы видим уже не наивного мальчика, а сильного и мужественного командира. Автор на протяжении всей части не называет своего героя по имени. Он теперь «товарищ командир». Первые два этапа являются завязкой к третьей части. В этой части у Николая гибнут все друзья, он остается единственным бойцом в занятой, но непобежденной крепости. Здесь и разворачивается основное действие романа.

    Меняется тон и даже ритм повествования, нет больше военных действий, приготовления к битве. Возникает высокий психологический накал. Развязкой становится последняя глава романа, которую нельзя читать без слез. Николай остался непобежденным, как в принципе и крепость, которая не пала, а просто истекла кровью. Плужников - последняя ее капля.

    «У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек... длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись... и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо текли

    «Сочинения на свободные темы»

    81

    слезы». Он превратился в человека без имени, он олицетворял собой свой народ, который будет сражаться до последней капли крови. Фашисты боятся этого человека. Много было случаев, когда фашисты отказывались воевать, встречая нечеловеческое сопротивление со стороны наших солдат, партизан и простых жителей. Пока есть такие люди - мы непобедимы. «Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел».

    «В списках не значится» - это история становления мужества в тяжелейших условиях.

    61. «Сильные люди всегда просты» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)

    Безусловно, прав был Л. Н. Толстой, когда говорил, что «сильные люди всегда просты». И с этим нельзя не согласиться, тем более, что в русской литературе XX в. много тому примеров: это и герои, отличившиеся в годы Великой Отечественной войны, и скромные труженики, поражающие силой своего духа и верой в идеалы. Но, разумеется, самым сильным человеком, и при этом очень простым, можно считать одного из главных героев романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1940 г.) - Иешуа Го-Ноцри. Кто, как не Иисус Христос, является олицетворением силы и простоты?

    В романе «Мастер и Маргарита» образ Иисуса Христа возникает на первых страницах в разговоре двух собеседников на Патриарших прудах. Оказалось, что у молодого поэта Ивана Бездомного Иисус получился совершенно живой, а ведь ему надо было доказать, что его не существовало вовсе, «что все рассказы - о нем простые выдумки, самый обыкновенный миф». Именно мифу Булгаков и противопоставил свого героя, сделав его живым и человечным. Несмотря на то что в романе образу Иешуа отведены только две главы: вторая и шестнадцатая, он не только центральный персонаж, но и духовный спаситель как Мастера, так и Маргариты. При этом булгаковский Иешуа сильно отличается от евангелистского Христа. Одинокий бродячий философ, человек лет двадцати семи, а не тридцати трех, сириец, а не иудей. Он говорит Пилату, что у него нет родных и последователей, принявших его учение: «Я один в мире», - признается Иешуа. Простодушный, мягкий, искренний, он предельно человечен и мудр: он знает арамийский и греческий, владеет латынью, ему знакома медицина, и он прекрасный психолог. И при этом он обычный человек. Как и все, он чувствует боль и боится ее, но стоически переносит, если речь заходит о вере.

    Особенность Иешуа заложена в его миропонимании: «Злых людей нет на свете». Иешуа -мыслитель, в представлении которого «всякая власть является насилием над людьми» и потому ей нет места в «царстве истины и справедливости», куда человек рано или поздно должен перейти. У Иешуа есть своя истина, и она в том, что никто не может распорядиться его жизнью: «... согласись, что перерезать волосок», на котором висит жизнь, «уж наверное может лишь тот, кто подвесил». Он идет к людям со своими убеждениями, и это дело всей его жизни. Иешуа настолько необычен при своей простоте, что даже прокурор Понтий Пилат не только с явным удовольствием беседует с ним, но и хотел бы оставить его при себе. Ведь Иешуа верно заметил, что «беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей... Твоя жизнь скудна, игемон». Однако жизнь не только скудна, она еще и жестока, и люди, имеющие власть, боятся ее потерять. В душе булгаковского Пилата борются два начала: человеческого и палача. В этой борьбе раскрывается традиция человека, облеченного властью и имеющего реальную силу защитить того, в ком «состава преступления не нашел». Да, в глубине души Пилату все же жаль Иешуа, и он предлагает Иешуа некий компромисс, всего лишь отказаться от характеристики великого кесаря. В этом вопросе Иешуа проявляет непреклонную волю и не может лгать: «Бог один, в него я верю».

    Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )

    «Сочинения на свободные темы»

    82

    Сильный и удивительно простой человек, готовый за свою веру принять смерть вместе с разбойниками, Иешуа одерживает победу над всесильным Пилатом: «Не будет тебе... отныне покоя! Ни тебе, ни народу твоему... пожалеешь, что послал на смерть философа с его мирной проповедью».

    Да, сила Иешуа в простоте его учения. Не случайно даже после смерти Иешуа продолжает с Понтием Пилатом начатый спор. Перед смертью он просит передать Пилату несколько слов, их и повторит прокурор Иудеи Афраний, начальник тайной службы: «...Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость». Именно в этот момент Пилат и осознал себя участником преступления, отступившись от Бога и истины, он погиб как личность.

    В одной из критических работ, посвященных «Мастеру и Маргарите», исследователь Т. П. Лазаренко отметила, что «булгаковская мысль бескомпромиссна: для тоталитарного режима опаснее всех уголовников, убийц, казнокрадов всегда будет философ, поэт, бессребреник, противопоставляющий этому режиму царство вечной истины. Но, расправившись с такими, как Иешуа, государство погружается во тьму бездуховности».

    «Сильные люди всегда просты», - сказал Толстой. Таким и должен быть настоящий человек, не сделавший никому в жизни ни малейшего зла, научивший нас быть стойкими в своих убеждениях и никогда не быть трусами, так как «трусость - самый страшный грех».

    62. «Счастье и радость жизни... в правде...» (А. П. Чехов) (По одному или нескольким

    произведениям русской литературы XX в.)

    Слово «правда» лейтмотивом проходит через всю пьесу Максима Горького «На дне». Но правда в этом произведении неоднозначна. С одной стороны, это правда вымышленная, та, которую люди хотели бы видеть. Уже в начале пьесы ставится вопрос: какая же правда нужнее человеку - истина или мир иллюзий?

    В произведении Горького конфликт правд - это конфликт реального настоящего не только с желаемым будущим, но и с утерянным прошлым. Мы не знаем, какими путями действующие лица пьесы попали в ночлежку, но из их диалогов мы узнаем, кем они были и как жили раньше. Некоторые из них, такие как Барон и Актер, до того, как опуститься на самое дно, были довольны своей жизнью. Теперь же никто и по имени-то их не называет. Они постоянно грезят о своем прошлом, каждый раз по-новому, приукрашивая свой рассказ. Такие, как Анна, Настя, Васька Пепел и Клещ, никогда лучшей жизни и не видели. Они лишь мечтают о ней. Чахоточная Анна надеется на успокоение после смерти, так как при жизни она только мучилась, «над каждым куском хлеба тряслась» и «всю жизнь в отрепьях ходила». Молодая Настя, которой также нечего вспомнить, уходит от реальности в воображаемый мир большой и «чистой любви». Потомственный вор Васька Пепел мечтает покончить со своим прошлым и начать жизнь заново. Рабочий Клещ верит в то, что честный труд поможет ему стать человеком. Герои пьесы ищут опору и спасение в уходе от жестокой реальности. И поддержку в этом они находят у странника Луки, зашедшего к ним в ночлежку. Для Луки правдой человека является та правда, в которую сам человек хочет верить. Лука считает, что вера способна заменить страшную действительность, увести от нее в мир прекрасных иллюзий. Лука зарождает надежду в душе человека, старается облегчить их участь. Умирающей Анне он внушает, что есть загробная жизнь, где нет мук и страданий. Актера уверяет в существовании бесплатных лечебниц для алкоголиков. Ваське Пеплу советует отправиться в Сибирь, где можно начать вольную честную жизнь. Для каждого Лука находит доброе слово, к каждому относится с лаской и состраданием. Чтобы объяснить свое поведение, Лука рассказывает притчу о

    «Сочинения на свободные темы»

    83

    праведной земле: жил один человек, который верил в существование праведной земли, а потеряв эту веру, повесился. Этой притчей Лука хотел показать спасительную силу веры, которая действует на человека как обезболивающее лекарство. Но трагедия несбыточности надежд отражена в каждом герое. Актер повесился, Пепел угодил в тюрьму, Наташа пропала. Так зачем же Лука вселял в них веру в несбыточные мечты? Многие годы Лука рассматривался литературоведами как отрицательный персонаж. Они видели в нем «лукавого», искусителя, черствого и равнодушного к людям человека. Его так называемая спасительная ложь никого не спасла, а, наоборот, погубила. К тому же в годы классовой борьбы смирение и рабская покорность перед угнетателями, примирение с врагом считались настоящим преступлением. Сегодня, конечно, образ Луки прочитывается совсем по-другому. Но до сих пор он остается единственным персонажем в пьесе, вызывающим столько споров.

    Главным оппонентом Луки в споре о правде считают Сатина, который понимает Луку: «Он врал... только из жалости к вам». Но Сатин полностью отвергает философию старца: «Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека!» Сатин высказывает общую мысль о человеке: «Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!» Он считает, что человек не должен мириться с действительностью, а должен пытаться изменить ее: «Человек свободен. Человек - вот правда. Все в человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное - дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!» Но, несмотря на такие решительные призывы, босяки в силу трагического стечения обстоятельств бессильны что-либо изменить в своей жизни. Сам Сатин не пригоден к настоящему делу. Он умеет лишь видеть правду и показывать ее людям.

    Сам Горький писал о пьесе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Каждое поколение читателей на это отвечало по-разному. Но фактического ответа на вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?» - в пьесе нет.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   24


    написать администратору сайта