Главная страница
Навигация по странице:

  • 67. «Революция обнаруживает высоту человеческой природы и истребление духовных ценностей» (Н. А. Бердяев)

  • 69. «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством»

  • Сочинения на свободные темы. Редактор Климкевич Н. Сочинения на


    Скачать 368.91 Kb.
    НазваниеРедактор Климкевич Н. Сочинения на
    АнкорСочинения на свободные темы
    Дата04.06.2022
    Размер368.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSochinenia_na_svobodnye_temy.docx
    ТипШпаргалка
    #569613
    страница17 из 24
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24

    89

    босяки в его произведениях - люди беспокойные, «выламывающиеся» из нормальной жизни, постоянно ищущие свое место, но не могущие его найти. Во-вторых, каждый персонаж Горького имеет свой индивидуальный характер, отличается от остальных чем-то особенным и запоминающимся. В-третьих, в произведениях писателя присутствует герой-рассказчик, который общается с босяками и высказывает свое мнение о них.

    В «Коновалове» рассказчик во многом схож с автором произведения. Его также зовут Максим, он так же, как и Горький, работал в 1885-1886 гг. помощником в пекарне. Там писатель и знакомится с Коноваловым, бродягой, пьяницей, но в то же время добрым и порядочным человеком. Вся беда Коновалова, по его собственным словам, в том, что он не может найти опоры в жизни, некой «шутки», которая помогла бы ему жить. «...Я, например, -что такое?» - спрашивал себя Коновалов. Но тут же сам отвечал: «Босяк, Галах, пьяница и тронутый человек. Жизнь у меня без всякого оправдания. Зачем я живу на земле и кому я на ней нужен, ежели посмотреть? Ни угла своего, ни жены, ни детей, и ни до чего этого даже и охоты нет. Живу, тоскую... Зачем? Неизвестно. Внутреннего пути у меня нет (...). Этакой искорки в душе нет... силы, что ли? Ну нет во мне одной штуки - и все тут! (...). Вот я и живу и эту штуку ищу и тоскую по ней, а что она такое есть - это мне неизвестно...» По словам Коновалова, никто, кроме него, не виноват в том, что он пьет: ни среда, ни правительство, ни какие-либо другие внешние обстоятельства. «Кто виноват, что я пью? Павелка, брат мой, не пьет - в Перми у него своя пекарня. А я вот работаю лучше его - однако бродяга и пьяница, и больше нет мне ни звания, ни доли... А ведь мы одной матери дети! Он еще моложе меня. Выходит - во мне самом что-то неладно...» Коновалов считал, что человек может только в том случае устоять на ногах, если он нашел свою точку опоры. «Найди свою точку и упрись!» -отвечает он Максиму на вопрос, как не скатиться на дно жизни и не потерять себя. Но эту самую точку Коновалов никак не может найти. Поэтому он и тоскует, и пьет, и не может долго усидеть на одном месте. По натуре он очень добрый человек. Это видно по тому, как он заботится о проститутке Капитолине, пытаясь вернуть ее к нормальной жизни, по тому, как он переживает за литературных персонажей, плача и рвя на себе волосы. Но, несмотря на его доброту, на любовь к людям, Коновалов ни к кому не привязывается, не имеет друзей и не желает заводить семью. Коновалов нарисован Горьким как русский богатырь: сильный, ловкий, «настоящий славянин». Но в душе он слабый и ранимый человек. Коновалов заканчивает жизнь самоубийством, так и не найдя своей «тропы», не найдя своей «точки опоры».

    Рассказчик в конце повествования пишет: «Я думал, что Коновалов изменился от бродячей жизни, что наросты тоски (...) слетели с него (...), но тон его последней фразы восстановил передо мной приятеля все тем же ищущим своей „точки" человеком, каким я его знал. Все та же ржавчина недоумения пред жизнью и яд дум о ней разъедали могучую фигуру, рожденную, к ее несчастью, с чутким сердцем. Таких „задумавшихся" людей много в русской жизни, и все они более несчастны, чем кто-либо, потому что тяжесть их дум увеличена слепотой их ума (...)». По словам Максима, в России много таких людей, как Коновалов, несчастных от того, что они не могут найти себе место в жизни. Так есть ли выход из такого положения? Горький не отвечает нам на этот вопрос, так как завершает свой рассказ печально. Капитолина, не найдя своей опоры, вернулась к прежней работе, став проституткой и пьяницей. Коновалов повесился. Но ясно одно, что человек всегда будет несчастлив, не узнав своего предназначения и не найдя своего места в жизни.

    67. «Революция обнаруживает высоту человеческой природы и истребление духовных

    ценностей» (Н. А. Бердяев)

    Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )

    «Сочинения на свободные темы»

    90

    В 1917 г. в России произошла Великая Октябрьская революция, перевернувшая жизнь всего народа и страны: установилась советская власть. Писатели, ученые, мыслители, интеллигенция по-разному восприняли это событие: кто-то принял революцию, кто-то ее не принял, даже эмигрировал из страны.

    Основной темой романа «Доктор Живаго» является тема человека в революции. При чтении этого романа революция открывается с новой, очень важной стороны: с позиции прав личности, прав каждого человека. Чем же отличается показ революции и Гражданской войны в романе «Доктор Живаго»? Это повествование глазами человека, который не хочет вмешиваться в братоубийственную войну, которому чужда жестокость, который хочет жить с семьей, любить, быть любимым, лечить людей, писать стихи.

    «... Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси».

    Так писал доктор Юрий Андреевич Живаго - главный герой романа - в одном из стихотворений, выражая свое отношение к революции и войне. Юрий Андреевич - сын разорившегося миллионера, покончившего с собой. Мать рано умерла, воспитывался у дяди. У Живаго было дворянское чувство равенства со всеми живущими. Жизнь Юрия Живаго складывается, в общем, счастливо: у него прекрасная жена Тоня, сын, любимая работа, он пишет стихи. Все, кажется, прекрасно. Но неотвратимо врывается война. Юрий Живаго едет на фронт.

    Первая мировая война - преддверие и исток событий еще более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лара считает, что война «была войною всего, всех последующих доныне постигающих наше поколение несчастий». Эту мысль автор подтверждает судьбой многих героев. Об одном большевике, Тарасюке, мастере золотые руки рассказывают: «То же самое случилось с ним и на войне. Изучил ее как всякое ремесло... Всякое дело у него страстью, полюбил и военное. Видит, оружие - это сила, выводит его. Самому захотелось стать силой. Вооруженный человек - это уже не просто человек. В старину такие шли из стрельцов в разбойники. Отними у него винтовку теперь попробуй». Очень характерна судьба красного партизана Памфила Палых. Он открыто признается Юрию Андреевичу Живаго: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, вся водой растеклась. Оголец у меня один из головы нейдет. Огольца я одного стукнул, забыть не могу. За что я парнишку поизбил? Рассмешил, уморил он меня. Со смеху застрелил, сдуру. Ни за что». Это было еще до Октябрьской революции. И ведь Памфил тоже начинает с мировой войны. Но, видно, жестокость не для всех проходит даром, страшна судьба Памфила Палых. Чувствуя раскаяние за сделанное, он потихоньку сходит с ума. Наконец, помешавшись, убивает всю свою семью, которую любил безмерно.

    Юрий Андреевич Живаго, как и миллионы других людей, не по своей воле оказался вовлеченным в стихийную революцию и Гражданскую войну. Живаго - это личность, как бы созданная для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь.

    Россия той поры для Живаго - это мир, полный противоречий и двойственности. Но Живаго любит свою страну такой, какая она есть. Он любит жизнь. Он, конечно, старается понять происходящее в стране, но воспринимает все это как нечто не зависимое от воли человека. Чувствует, слышит, но не осмысливает логически.

    Революцию Живаго принял как неизбежное. Она вовлекла людей в свой водоворот. И доктор Живаго, словно песчинка, был захвачен этой бурей и вынужден подчиняться стихии.

    Нейтральность Живаго во время войны продиктована его профессией. Он врач, его дело -

    «Сочинения на свободные темы»

    91

    спасать людей независимо от того, к какому лагерю они принадлежат. А потому он служит и белым, и красным. Единственный волевой поступок Юрия Андреевича - его побег из партизанского отряда, побег к Ларе - оказывается возможным благодаря удачному стечению обстоятельств. Жизнь и природа покровительствуют им и строят их любовь.

    Юрий Андреевич Живаго был из тех творчески одаренных людей, которым в ходе этих страшных событий удалось остаться верным своему воспитанию. Не отказываясь от профессии врача, Живаго занимается наукой и литературой. Но в водовороте событий теряет возможность жить полной, вдохновенной, самостоятельной жизнью. Его друзья приспосабливаются, сохраняют внешнюю интеллигентность и даже гордятся этим. А Живаго постепенно опускается, болеет, рано умирает. Незадолго до смерти он приходит к выводу, что душу и нервы нельзя постоянно насиловать безнаказанно. И свою болезнь он объясняет криводушием: «Нельзя без последствия для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастье».

    Размышления и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не «праздник угнетенных», а тяжкая и кровавая полоса в истории России. Сегодня, спустя многие десятилетия, трудно уже сказать, что же дала революция, во имя чего лилась кровь. Вероятно, она была неизбежна, иного стране не было дано. Не потому ли в день Октябрьского переворота многие интеллигенты восприняли ее восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия. Тесть Юрия Андреевича говорит: «Помнишь ночь, когда ты принес листок с первыми декларациями... Это было неслыханно безоговорочно. Эта прямолинейность покоряла. Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей и только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне, эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку».

    Пастернак в романе «Доктор Живаго» показал судьбу творческой интеллигенции, по которой революция нанесла свой первый удар; выразил в романе свое отношение ко всему происходящему. Одно из его стихотворений лирической тетради доктора Живаго ясно раскрывает главную мысль романа: это стихотворение «Гамлет».

    «Гул затих. Я вышел на подмостки.

    Прислонясь к дверному косяку,

    Я ловлю в далеком отголоске,

    Что случится на моем веку.

    На меня наставлен сумрак ночи

    Тысячью биноклей на оси.

    Если только можно, Авва Отче,

    Чашу эту мимо пронеси.

    Я люблю твой замысел упрямый

    И играть согласен эту роль.

    Но сейчас идет другая драма,

    И на этот раз меня уволь.

    Но продуман распорядок действий,

    И неотвратим конец пути,

    Я один, все тонет в фарисействе,

    Жизнь пройти - не поле перейти».

    Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )

    «Сочинения на свободные темы»

    92

    68. «Общество находит в литературе свою действительную жизнь...» (В. Г. Белинский) (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)

    А. И. Солженицын - лауреат Нобелевской премии по литературе за 1970 г., автор многих рассказов, миниатюр, романов, пьес, публицистических статей. За его плечами «большак», трагически яркая, полная множества исключительных событий жизнь.

    «Большой писатель в стране - это... как бы второе правительство»,- говорил один из героев Солженицына. Он говорит, ища правду, пробуждая совесть. Это становится возможным потому, что настоящая литература всегда отражает действительную жизнь. Она, как зеркало, покажет нас со всеми недостатками, проблемами и, самое главное, поможет найти ответы на важные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»

    А. Солженицын много думал о проблемах добра и зла, о том, когда свет доброты способен побеждать тьму жестокости и жадности, как трудна жизнь праведника.

    Рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 г. и опубликованный в 1963 г., по признанию автора, «полностью автобиографичен и достоверен». В нем воспроизводятся события, произошедшие в одном из районов «нутряной» России, и относятся они ко времени возвращения писателя из ссылки в 1956 г. В основу произведения положена встреча автора-повествователя с простой русской женщиной Матреной Васильевной. Лирическое повествование о жизни и смерти этой пожилой крестьянки пронизано авторским пониманием правды и красоты.

    Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием Торфопродукт. Уже в самом названии произошло некое нарушение, искажение исконно русских традиций. «Здесь стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, извели под корень, на чем председатель соседнего колхоза свой колхоз возвысил, а себе получил героя Социалистического Труда.

    Из отдельных деталей складывается целостный облик русской деревни. Здесь постепенно произошла подмена интересов живого, конкретного человека интересами государственными, казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным - стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, и огромные площади земли пустовали за заборами. Долгие годы Матрена жила без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, то она уже и не рада была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев - «то за такой, то за такой». А более опытные в жизни соседки подвели итог ее пенсионным мытарствам: «Государство - минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет».

    Все это привело к искажению, смещению самого главного в жизни - нравственных устоев и понятий. Как получилось, горько размышляет автор, «что доброго нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Жадность, зависть друг к другу и озлобленность движут людьми. Когда разобрали Матренину горницу, «все работали, как бездушные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг на друга, спорили».

    К горькому выводу приходит читатель вместе с автором. Неуютно и холодно Матрене в родном государстве. Она одинока внутри большого общества и, что самое страшное, - внутри малого - своей деревни, родных, друзей. Значит, неладно то общество, система которого подавляет лучших.

    «Сочинения на свободные темы»

    93

    И смерть героини неизбежна и закономерна. Это некий рубеж, обрыв всех державшихся при Матрене нравственных связей. Но означает ли это, что автор не оставляет никакой надежды? Какова его позиция? Рассказ Солженицына - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. Автор становится «в оппозицию не столько к той или иной политической системе, сколько к ложным нравственным основаниям общества». Он стремится вернуть вечные нравственные понятия, их глубинное, исконное значение.

    69. «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В. Г. Белинский) (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)

    «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством», - писал В. Белинский. А уж тем более такая личность, как писатель, поэт, который в России издавна был «больше, чем поэт». Эти мысли продолжает А. И. Солженицын: «Большой писатель в стране - это... как бы второе правительство». Он правит, ища правду, пробуждая совесть. Фигура А. Солженицына как писателя (и не только писателя, скорее философа, жизнестроителя, вдохновенного заступника России) интересна, а многие произведения его - нравственный ориентир в «колесе» бунтов, терроризма, в глухоте непонимания.

    Рассказ «Матренин двор» является одним из примеров авторской сопричастности к судьбам отечества, к проблемам борьбы добра и зла во внешней и внутренней жизни человека. В этом автобиографическом рассказе воспроизведены события, происшедшие в одном из районов «нутряной» России и относящийся ко времени возвращения писателя из ссылки в 1956 г. В основу произведения положена встреча автора - повествователя с простой русской женщиной Матреной Васильевной.

    Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужчине под силу труд в деревне, тяжелая немочь - болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.

    Но - удивительное дело! - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. «...У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа -работа». Сердилась Матрена на кого-то невидимого, но зла на колхоз не держала. Более того -по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней родственнице и соседке не отказывала в помощи, «без тени зависти» рассказывая потом постояльцу о богатом соседском урожае картошки. Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием. К горькому выводу приходит автор в своих размышлениях: неуютно и холодно Матрене в своем государстве, одинока она и среди своей деревни, родных, друзей. И автор бьет тревогу не просто за судьбу этой простой женщины, а говорит о ложных нравственных основаниях общества. А. Солженицын видит, как происходит замена интересов живого, конкретного человека интересами государственными, казенными. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, и

    Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )

    «Сочинения на свободные темы»
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24


    написать администратору сайта