Главная страница
Навигация по странице:

  • 88. Человек в трагических испытаниях эпохи в произведениях советских писателей

  • 89. Мой любимый поэт В. С. Высоцкий

  • 90. Национальный характер в произведениях А. И. Солженицына

  • Сочинения на свободные темы. Редактор Климкевич Н. Сочинения на


    Скачать 368.91 Kb.
    НазваниеРедактор Климкевич Н. Сочинения на
    АнкорСочинения на свободные темы
    Дата04.06.2022
    Размер368.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSochinenia_na_svobodnye_temy.docx
    ТипШпаргалка
    #569613
    страница23 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

    121

    «темного царства».

    Жизнь этих людей течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому что они не доходят до них. Да и сами они ни к чему не стремятся.

    88. Человек в трагических испытаниях эпохи в произведениях советских писателей

    Рассказ «Судьба человека» признан образцом малого эпоса. В нем воссоздан характер русского человека советской эпохи, беспредельно скромного, щедрого душой, мужественного, несгибаемой воли. Все в этом произведении просто, даже обыденно и вместе с тем глубоко и необыкновенно человечно.

    Андрей Соколов - «высокий, сутуловатый мужчина», у него «большая, черствая рука» много поработавшего на своем веку человека. Собеседнику, которого он принимает за своего «брата шофера», Соколов признается, что на фронте ему пришлось многое испытать, и рассказывает свою историю, мало чем отличающуюся от судеб миллионов его соотечеств енников.

    Как мы видим, читая это произведение, Андрей Соколов - ровесник века, участник Гражданской войны, просто рабочий. Но его обыкновенная судьба не отделима от исторических судеб страны, народа. Поэтому, когда фашистские полчища вторгаются в пределы Родины, он становится в ряды ее защитников. Тяжелые бои, фашистский плен Соколов переносит с несгибаемым мужеством. В поединке с врагом, комендантом немецкого лагеря, садистом и палачом Мюллером, честь и достоинство русского советского человека становятся тем оружием, с помощью которого герой рассказа одерживает моральную победу.

    Соколов - отважный человек, не теряющий самообладания. Нравственно он переигрывает противника. Шолохов рисует Соколова незаурядной личностью. Его человечность проявляется в усыновлении мальчика. Жизненный подвиг Соколова длительный, не разовый. Такой подвиг самый трудный. Андрей постоянно осознает ответственность за судьбу Родины.

    В этом рассказе освещены два аспекта войны: горе солдата, лишившегося крова, семьи и мужество солдата в немецком плену.

    Андрей Соколов сохраняет душевную отзывчивость и благородство после всех испытаний. Автор обращает внимание на то, что героизм Соколова имеет национальные традиции: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?» Соколов соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», но не берет закуску: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Соколов и выжить то хотел не столько для себя, сколько для семьи.

    «Судьба человека» - рассказ-предупреждение. Читателя потрясает горькая исповедь мужественного, сильного, доброго человека, у которого война отняла все: дом, жену, детей. «За что же ты, жизнь, меня покалечила? За что так исказнила?» - в этом скорбном мартирологе самая запоминающаяся черта - взгляд самого Андрея Соколова. «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?»

    Финал рассказа по-шолоховски оптимистичен: на обугленном войной стволе прижилась зеленая веточка - приемный сын Соколова - Ванюша.

    «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который,

    Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )

    «Сочинения на свободные темы»

    122

    повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

    В таких произведениях, как «Горячий снег», «Берег» и «Выбор» Ю. Бондарева, «Матерь человеческая» В. Закруткина, «Пастух и пастушка» В. Астафьева, военные главы «Судьбы» П. Проскурина, «Сотников» и «Обелиск» В. Быкова, «В августе сорок четвертого...» В. Богомолова, «Живи и помни» В. Распутина, мы находим углубленное раскрытие духовного мира сражающегося народа, поиски новых и более глубоких решений таких «вечных» проблем, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, отвага и трусость, жестокость и милосердие, святость и цинизм. Вместе с тем в них особенно наглядно проявляются кардинальные черты социальной психологии и этики, гуманизм и великодушие советского народа.

    89. Мой любимый поэт В. С. Высоцкий

    Высоцкий Владимир Семенович, поэт, артист, родился 25 января 1938 г. в Москве, скончался там же 25 июля 1980 г. Работал в театре имени А. С. Пушкина, в Московском театре миниатюр. Снялся в 26 кинофильмах, наиболее известные: «Место встречи изменить нельзя», «Хозяин тайги», «Служили два товарища» и т. д. Стал знаменит благодаря своим песням, которые сам же и пел под гитару. Песни слушали миллионы людей в магнитофонных записях, но при жизни была лишь одна маленькая публикация в альманахе «День поэзии», и несколько песен было опубликовано в вышедшем в США альманахе «Метрополь».

    Последние годы жизни пристрастился к наркотикам, что и стало одной из причин его ранней смерти. Похороны В. Высоцкого в Москве стали всенародной трагедией.

    Владимир Высоцкий был обречен на свой поединок со смертью, у него в его рисковой и опасной игре не было более серьезных и достойных соперников. Не потому, что он был выше всех своих сотоварищей и соплеменников, сограждан и соратников.

    Он не был убежденным патриотом или националистом, чтобы отстаивать свою национальную идею. У него вообще не было никакой глобальной идеи, которой бы он служил.

    Была лишь ностальгия по чему-то уходящему, героическому. Он боролся со своим безвременьем как мог: «Мы тоже дети страшных лет России, безвременье вливало водку в нас...» Но прежде, чем влить водку, безвременье лишило детей войны тех самых идеалов, за которые так яростно сражались их отцы.

    Начиналось-то у Владимира Высоцкого, в начале 1950-х гг., совсем с других стихов.

    Большой стиль, великая эпоха, великая страна, хотя он иронизировал впоследствии над своими юными увлечениями и убеждениями:

    «Жил я славно в первой трети Двадцать лет на белом свете -По учению,

    Жил безбедно и при деле, Плыл, куда глаза глядели -По течению».

    Военные песни Высоцкого свидетельствуют о глубоком художественном чутье поэта, о его умении почувствовать так же, как чувствует человек в критической ситуации. Ощущение борьбы прекрасно передано в песнях: «Як истребитель», «Их восемь - нас двое», «Сыновья уходят в бой». Цель борьбы героя этих песен - сохранить дружбу и любовь. Когда погибает друг, человек теряет половину самого себя.

    «Сочинения на свободные темы»

    123

    В песнях отражено единство фронта и тыла.

    Высоцкий создавал песни под свое личное исполнение и звучание. В песне «Товарищи ученые» затронута тема «бесполезности» интеллигенции.

    В песне «Мы бдительны» сопоставляются проблемы личные и государственные. В других песнях затронута одна из тем разговоров в очередях.

    В отношениях Высоцкого к своим героям прослеживается традиция народного юмора, помогающего опознать недостаток и избавиться от него.

    Высоцкий любит Родину, любит Россию, тоскует по ней, находясь за границей, но и дома он уже абсолютно искренне и с сожалением видит вокруг себя лишь пустоту и гниль.

    Он сам создавал свою судьбу и сам же спорил с ней, а то и перечеркивал. Вся его жизнь -надлом на надломе. Две его судьбы схватились друг с другом. Вся его судьба советского мещанина - это стремление выйти из своего же поединка со смертью, построить дачу, уткнуться в мягкие ладони Марины, посудачить с друзьями, сыграть хорошую роль в театре. И никто бы не осудил такую судьбу... Иная его жизнь перечеркивала эти все начинания и вновь шла на смертный бой.

    «Если все-таки чашу испить мне судьба, Если музыка с песней не слишком груба, Если вдруг докажу, даже с пеной у рта, -Я умру и скажу, что не все суета!»

    Так и вышло, он умер, доказывая, что его личная жизнь не суета, а оказалось - умер, когда самому народу для жизни дальнейшей нужна была такая громкая смерть. Смерть не миру, и оказывается, во имя этого мира. Каждый почувствовал себя сильнее в этот миг, став соучастником его судьбы, почувствовал, что и он что-то может. И как завещание остались его строки:

    «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть чем оправдаться перед Ним».

    90. Национальный характер в произведениях А. И. Солженицына

    А. И. Солженицын — крупнейший писатель XX в., философ-жизнестроитель, вдохновенный заступник России. В своих произведениях он продолжает одну из центральных гуманистических линий русской классической литературы — идею нравственного идеала, внутренней свободы и независимости даже при внешнем притеснении, идею нравственного совершенствования каждого. В этом он видит национальное спасение.

    В повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Захар-Калита» нашли воплощение выстраданные Солженицыным мечтания о неиспорченности, праведнических душах.

    Повесть «Один день Ивана Денисовича» автор построил на страшном лагерном материале, создав философию бесконечно маленького и одинокого человека, который мешает отлаженной машине насилия производить одномерных людей тем только, что во всякую минуту жизни остается личностью. Иван Денисович Шухов соответствует идеальным представлениям писателя о качествах народного духа и ума, дающих надежду на его возрождение. Шухов, заключенный Щ—854, жил, как и большинство, трудно, когда началась

    Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )

    «Сочинения на свободные темы»

    124

    война. Ушел воевать и воевал честно, пока не попал в плен. Но ему присуща та твердая нравственная основа, которую так старательно стремились выкорчевать большевики, провозглашая приоритет государственных, классовых, партийных ценностей над ценностями человеческими. Что же помогло устоять Ивану Денисовичу?

    Он принадлежит к тем, кого называют природным, естественным человеком, далеким от такого занятия, как размышление, анализ; в нем не пульсирует вечно напряженная и беспокойная мысль, не возникает страшный вопрос: зачем? почему? Дума Ивана Денисовича «все к тому же возвращается, все снова ворошит: не нащупают ли тайку в матраце? В санчасти освободят ли вечером? Посадят капитана или не посадят? И как цезарь на руки раздобыл свое белье теплое?» Природный человек живет в согласии с собой, ему чужд дух сомнений. Этой простой цельностью сознания во многом объясняется жизнестойкость Шухова, его приспособляемость к человеческим условиям.

    Но приспособляемость Ивана Денисовича не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства.

    Природность Шухова связана, по мысли Солженицына, и с высокой нравственностью героя. Ему доверяют, потому что знают: честен, порядочен. По совести живет.

    Не мыслит своей жизни главный герой без труда, не развратила его советская власть, не смогла заставить халтурить, отлынивать.

    И на «объекте» он работает так же добросовестно, как и на воле, испытывая радость мастера, свободно владеющего своим делом, ощущающего вдохновение, прилив энергии. Это отношение — истинно народное, так от века жил крестьянин в согласии с собой и природными законами, именно этот народный опыт помогает главному герою сохранить свои мысли и внутреннюю свободу вне пределов досягаемости лагерной машины. Поэтому Иван Денисович умело складывает свой распорядок внутри лагерного, еще успевает и другим услужить, помочь, утешить словом и поделиться крохами еды и курева. В соответствии с этикой «серых зэков» он не упустит, однако, случая обмануть, обвести вокруг пальца, грубо толкнуть того, кого презирает, — охранников, надзирателей, стукачей, доходяг... Он готов их понять, посочувствовать их тяжелому жребию, но уважать их не может.

    Лагерная жизнь, как она регламентирована, предлагала зэкам выбор: были палачи и надзиратели, придурки и осведомители, доходяги и просто серые зэки. Шухов выбрал последнее, но и там определился по-своему, тихо и незаметно для всех стал праведником. И тем вручил себя вечности.

    Еще одной праведницей является героиня рассказа Солженицына «Матренин двор». И ей тоже нужно делать выбор, но уже между «быть» и «иметь». Матрена всегда предпочитала «быть». Быть доброй, отзывчивой, сердечной, общительной, незлопамятной, бескорыстной, трудолюбивой, предпочитала давать окружающим ее людям — знакомым и незнакомым, а не брать. Даже принимая свою нелепую смерть на железнодорожном переезде, она старалась «подсобить... мужикам», «в мужичьи дела мешалась». А те, кто застрял на переезде, погубили Матрену и еще двоих. И Фадей, и «самоуверенный толстомордый» тракторист, сам погибший, предпочитали иметь: один хотел за один раз «горницу» перевезти на новое место, другой — за одну «ходку» трактора заработать. Жажда «иметь» оборачивалась против «быть» преступлением, смертью людей, попранием человеческих чувств, нравственных идеалов, погибелью собственной души.

    Смерть героини раскрыла перед автором величественный и трагический образ Матрены. И рассказ — это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих. Солженицын преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой.

    «Сочинения на свободные темы»

    125

    Об особом виде подвижничества пишет А. И. Солженицын в рассказе «Захар-Калита». Его герой беднейший мужик из села Куликовка, самовольно произвел себя в смотрители Куликова поля. Он не имеет даже избы, выпал из колхоза, из класса «колхозного крестьянства», и прикрепил себя к условному историческому пространству, месту битвы 1380 г. Это русский характер, близкий по духу многим героям нашей литературы. В нем страстное правдоискательство сочетается с вечной русской надеждой на «доброго барина», неподкупность и принципиальность — с некой обреченной привычкой к тому, что «закон, что дышло» — и ничего не докажешь. И еще в нем есть деликатность, самоотверженность в выполнении своего долга. «Сразу отпало все то насмешливое и снисходительное, что мы думали о нем вчера... Он был уже не Смотритель, а как бы дух этого Поля, стерегущий, не покидающий его никогда». Перед нами человек с твердой гражданской позицией, любящий Родину, знающий ее историю, черпающий в истории свою веру в живую душу народа.

    А. Солженицын своими произведениями вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разумность, расчетливая сноровистость и услужливость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не потеряв лица, мудрое понимание и правых, и виноватых, привычка напряженно думать «о времени и о себе».

    СОДЕРЖАНИЕ
    1. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования...» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    2. «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность...» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    3. «Человек - целый мир...» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    4. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера...» (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    5. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная...» (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    6. «Воспитание - великое дело: им решается участь человека...» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    7. «Человек - это... живая загадка» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    8. «Жизнь скучна без нравственной цели...» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    9. «Великие истины понятны и доступны каждому...» (Д. И. Писарев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    10. «Родник поэзии есть красота» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    11. «Ум - способность только материальная, душа живет тем, что нашептывает ей сердце...» (Ф. М. Достоевский)

    12. «Человек - существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать» (Н. А. Бердяев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    13. «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    14. «Мещанство - ползучее растение. Оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге...» (М. Горький) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    15. «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым чувством» (В. П. Ключевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    16. «Сила влияния нравственного выше всяких сил...» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта