Главная страница
Навигация по странице:

  • 83. Тема судьбы и рока в произведениях В. А. Жуковского

  • 84. Тема природы в лирике Жуковского

  • 85. Патриотическая лирика Лермонтова

  • 86. Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова

  • 87. Значение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»

  • Сочинения на свободные темы. Редактор Климкевич Н. Сочинения на


    Скачать 368.91 Kb.
    НазваниеРедактор Климкевич Н. Сочинения на
    АнкорСочинения на свободные темы
    Дата04.06.2022
    Размер368.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSochinenia_na_svobodnye_temy.docx
    ТипШпаргалка
    #569613
    страница22 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

    115

    его героизма и мужества явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его.

    Автор как будто дает второй шанс Рыбаку. Нам уже не известно, искупил ли он вину свою или остался предателем и умер в душевных мучениях, успокаивая себя, что все правильно...

    В этом произведении сильный оказался слабым, а слабый - сильным.

    Повесть «Сотников» заставляет задуматься о жизни и смерти, о человеческом долге. Поступок Рыбака можно рассматривать по-разному, с одной стороны - страстное желание жизни, а с другой - жизнь ценой чужой жизни, предательства своей Родины и своего народа.

    Читая это произведение, представляешь себя на месте героев и постоянно думаешь: а как бы я поступил? Но ответа на этот вопрос не находишь и отвечаешь на другой: а как бы я хотел поступить? И представляешь себя героем, что поставят тебе памятник и будут восхищаться тобой. Но ведь Сотниковым двигали совершенно другие цели, ему было это все не важно, он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру.

    Мы не вправе осуждать Рыбака. Человечество должно учится понимать и прощать, нами должны двигать благородные идеалы людей, они должны служить нам примером.

    В заключение хотелось бы процитировать строки Б. Пастернака «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя...»

    83. Тема судьбы и рока в произведениях В. А. Жуковского

    Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Впервые Жуковский выступил в печати, когда ему было 14 лет. Он очень рано приобрел широкую по тому времени популярность и литературный авторитет. Романтические поэмы, сказки, баллады, элегии принесли Жуковскому настоящую славу.

    Жуковский является одним из первых русских романтиков. Его считают отцом русского романтизма. Основными мотивами его творчества являются природа, любовь, рок и судьба, воспоминание.

    Между тем стихами Жуковского, и патриотическими, и элегическими, зачитывалась молодежь. Они пленяли музыкальностью, романтическим настроением, таинственностью.

    Будучи человеком добрым и отзывчивым, Жуковский взял на себя нелегкую миссию -использовать свою близость к правительству для помощи тем, кто оказался в опале, особенно литераторам, писателям.

    Личная жизнь его не сложилась. С юности он преданно любил свою племянницу и ученицу Машу Протасову, но не мог жениться на ней из-за родства. Он стал другом Маши и ее мужа. Скончалась она совсем молодой. Вся эта трагическа история отразилась и в его стихах. После смерти Марии он писал:

    «О милых спутниках, которые нам свет Своим присутствием животворили, Не говори с тоской: их нет Но с благодарностью: были».

    Многие лирические стихи Жуковского стали известными романсами и, положенные на музыку, распевались по всей России.

    «Минувших дней очарованье, Зачем опять воскресло ты?

    Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )

    «Сочинения на свободные темы»

    116

    Кто разбудил воспоминанье И замолчавшие мечты?..»

    Более всего Жуковский известен своими романтическими балладами «Людмила», «Светлана», «Ивиковые журавли» и т. д.

    Рассмотрим балладу «Людмила». Эта баллада является образцом баллады начального периода романтизма. Жуковский придает ей большую степень задумчивости и меланхолии, усиливает моралистический элемент, утверждает идею смирения перед волей господней. Основная идея произведения носит христианский характер. Она заключается в словах матери Людмилы: «Рай - смиренным воздаянье, ад - бунтующим сердцам». Людмила возроптала на Бога, поэтому и погибла, т. е. героиня наказывается за отступление от веры. Основной мотив «Людмилы» - мотив рока, неотвратимости судьбы. Жуковский передает душевные переживания Людмилы: тревога и грусть по милому, надежда на свидание, скорбь, отчаяние, радость, страх. Образы и мотивы дополняют романтический колорит произведения: ночь, мираж, привидения, саван, могильные кресты, гроб, мертвец.

    В балладе «Светлана» Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи русского народа. Он использовал древнее поверье о гадании крестьянских девушек в ночь перед Крещением.

    В отличие от «Людмилы», сюжет которой мрачен, а развязка весьма печальна, «Светлана» - радостная баллада. Основная ее идея - вера в провидение. В отличие от Людмилы Светлана не роптала на Бога и не противилась своей судьбе, и за это была вознаграждена долгожданной встречей со своим женихом.

    Светлана - один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Имя Светланы стало для Жуковского символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, светлой веры, призванной осветить своим присутствием мрачную сущность жизни. Оно оказалось своего рода талисманом, защищающим от злых сил.

    Главная заслуга Жуковского в том, что он первый в отечественной поэзии создает художественно убедительный образ русской девушки. Образ Светланы дан психологически точно. Она предстает перед читателем то молчаливо-грустной, тоскующей по исчезнувшему жениху, то пугливо-робкой - во время гадания.

    Характер творчества Жуковского во многом определен его жизненным личным опытом и жизненными принципами.

    Эмоциональная строка его жизни рано определялась готовностью к моральным мнениям, страданиям, мыслью о закономерности утрат. В мире, где, по его поэтическому определению, все «иль жертва, иль губитель, он предпочитал быть жертвой».

    84. Тема природы в лирике Жуковского

    Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Он основоположник русского романтизма. Белинский говорил, что Жуковский дал для русской поэзии «душу и сердце». «Душа и сердце» присутствуют в произведениях, где Жуковский говорит о природе.

    Природа была неотъемлемой частью в жизни Жуковского. Оставаясь наедине с ней, он находил в природе собеседника, пусть даже молчаливого. Жизнь природы очень таинственна, ее можно понять, разгадать. Жизнь Жуковского тоже была таинственна.

    Возьмем, например стихотворение «Море», написанное в 1822 г. Поэт, рисуя морской пейзаж, постоянно приводит сопоставление мира природного и человеческого. Читатель видит

    «Сочинения на свободные темы»

    117

    безвольное море, светлое небо, соседствующее с темными тучами. Лирический герой очарован изменениями, происходящими в природных стихиях. Море близко состоянию души поэта. Оно олицетворяет собой плен, печаль, тоску. Жуковский, как и прежде, любит гармонию, восхищен согласием моря и неба. Но эта любовь не к покою, а к движению:

    «Ты живо; ты дышишь; смятенный любовью, Тревожною думой наполнено ты».

    «Безмолвное», «лазурное» море названо тут же «бездной», оно несет не успокоение, а тревогу вопросов, в нем есть «глубокая тайна». Слияние моря и неба обманчиво.

    У Жуковского пейзаж связан с психологическим состоянием. Пейзаж и переживания сливаются в одно. Его ранняя элегия «Вечер» еще близка сентиментализму. Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта. При зыбком блеске луны поэту вспоминается друзей «священных круг», песни пламени и музам, и свободе». В ночи человек чувствует свое одиночество: «Лишенный спутников, Влача сомнений груз, Разочарованной душою...» Но, заглянув в мир тайны, поэт спешит признать очарование реальной жизни, приветствует восход дневного светила:

    «... лиру оглася со свирелью пастухов, Поет Светила возрожденья!»

    Даже восклицание о возможной близкой смерти, заключающие стихотворение, не грозит тоской. Растворение, слияние оказывается общим законом мироздания. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях. Мир не разрушен конфликтами. Солнце, заходящее в первой части элегии, восходит в последней и отодвигает неверный, мерцающий, таинственный свет луны. Но все же печаль преобладает в этом стихотворении.

    В стихотворениях и элегиях Жуковского про природу мы видим и общность настроения, художественных образов, и отличие грусти сентиментализма от горечи романтизма, большую глубину чувств, грозящую взрывом страстей, в романтическом произведении.

    85. Патриотическая лирика Лермонтова

    Михаил Юрьевич Лермонтов был романтиком и лириком. Он любил задавать себе вопросы и сам же в последствии отвечал на них. В основном все его произведения были пропитаны любовью к Родине. В стихотворении «Родина» он попытался собрать все то, что дорого ему. Жизнь поэта была вечным скитанием, он был одинок, и наверное, это одиночество побуждало его ценить родную природу.

    Лермонтов Россию представлял разной. Одна вызывала чувство любви, а другая -ненависти, это «...немытая Россия, Страна рабов, страна господ...» Эту Россию он презирает, он ее ненавидит.

    В конце 1830-х гг. Лермонтов создает «Бородино». В этом стихотворении он восхищается подвигами солдат, которые победили в Отечественной войне.

    Все, что им создано за тринадцать лет творчества, - это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении Бородинской победы, в строках «Люблю отчизну я...» или в рассказе «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном

    Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )

    «Сочинения на свободные темы»

    118

    кровопролитии.

    В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, он рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за Родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было. Но Лермонтов сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей.

    Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни. Интерес Лермонтова вызывает и эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена поэма «Песня про купца Калашникова». Главный герой Калашников честен, благороден, смел. Он пытается защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Он отомстил за свою поруганную честь, убил своего обидчика, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл Калашников истинной причины своего поступка. В своем творчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положительного героя. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами.

    Как всякий истинный поэт, Лермонтов был гражданином своего Отечества, достойным, благородным, непреклонным. Тревожная мечта о лучшем будущем жила в его пылком сердце. Таких личностей, как Лермонтов, нещадно гложет тоска и отчаяние среди запустения душ серого прозябания страны, в которой родился. Чувство протеста доходит до крайности и выплескивается даже за пределы творчества и внутренней духовной жизни, но любовь к Родине преобладает над всеми остальными чувствами.

    В день гибели Пушкина Лермонтов впервые заявил о себе как гражданин и патриот с большой буквы. Он бросил в лицо светскому обществу: «Свободы, Гения и славы палачи!»

    Он грозил им народной расправой и указывал на их связь с императорским троном.

    Еще при жизни консервативная критика обвиняла Лермонтова в протеистических проявлениях в творчестве. Но в противовес этому прогрессивные критики сознавали его как глубокого, самобытного поэта с ярко выраженным гражданским и патриотическим чувством.

    Совесть поэта чутко реагировала на все проявления несправедливости в русском обществе. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, жажда гармоничного человеческого бытия - все это сливалось в бурный поток его лирики.

    86. Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова

    Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта - это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

    С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жесткое, лицемерное. И заглавие трагедии «Маскарад» заключает в себе смысл иронический, так как у этих людей были маски, а в маскараде неузнанные, они выступали без масок, в обнажении неизменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать им все, что думал о них. Он грозил им народной расправой и указал на их связь с императорским троном. Он неуклонно шел по избранному пути. И ненависть к «стране господ» только обостряла его любовь к «печальным деревням» и к «холодному молчанию» русских степей.

    Одиночество характерно для всего творчества Лермонтова. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть». Мучительные

    «Сочинения на свободные темы»

    119

    переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, «как пламень», печаль - вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова. Он чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.

    «Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я».

    В этих строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Затем была неразделенная любовь. И снова -одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

    Поэт постепенно свыкается с участью одинокого скитальца и уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

    Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски.

    Лирика Лермонтова - это исповедь бесконечно одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

    Мир отвергает героя, но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

    В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным («Маскарад»), он все равно возвышается над толпой и толпа не смеет судить его.

    Таков Арбенин, таков Печорин. Но в отличие от прежних своих творений Лермонтов, создавая «героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какая она есть на самом деле.

    Огромную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества.

    Особенно ярко проблема этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено камнями». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.

    Тема поэта и общества появляется и становится главной в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель, и писатель» и т. д.

    Стихотворение «Смерть поэта» прославило Лермонтова и изменило его судьбу, за него он был сослан на Кавказ. В этом стихотворении он ругает тех, кто стоит на троне, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. И именно они - гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи» - стали причиной смерти поэта.

    В стихотворении «Поэт» взаимоотношения поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрываются по-другому. Стихотворение можно раздробить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги забыты, толпа презирает его.

    Тема поэта и поэзии, назначение поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.

    87. Значение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»

    « Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Сами персонажи в драме не

    Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )

    «Сочинения на свободные темы»

    120

    имеют никакого представления о смысле своего положения. Лица, которые не участвуют прямо в интригах, кажутся ненужными и лишними, а нам, читателям, видны совершенно другие факты, и именно эти лица создают фон произведению и атмосферу жизни главных героев.

    Второстепенные герои показывают нам ту среду, в которой совершается действие, жизнь главных героев нужно рассматривать не только в непосредственных отношениях нескольких лиц, но и их будничную обстановку.

    Катерина - цельная, сильная натура, она терпит лишь до поры до времени. Речь Катерины, музыкальная, напевная, напоминает народные песни: характерны повторы, обилие слов ласкательных и уменьшительных, сравнения.

    Варвара - умная, властная, хитрая девушка. Прежде чем выйти замуж, ей хочется попробовать все. Ее девиз: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Она со стороны похожа на Кабаниху, только молодая еще слишком. Чтобы приспособится к «темному царству», ей приходится врать, и сама она этого не скрывает. Возникает такое чувство, что ей нравится лгать и хитрить.

    Ее друг Иван Кудряш - бойкий, смелый, сильный грубиян. Он понял, что в городе Калинине ценится сила, даже Дикой его побаивался. А ведь если приглядеться, то в будущем Кудряш и есть Дикой.

    Варвара и Иван отстояли свою любовь, они убежали из «темного царства», наверно для того, чтобы где-то в другом месте построить свое, такое же.

    Муж Катерины - Тихон, представляет собой один из множества жалких типов, которые называются безвредными, хотя они в общем-то смысле вредны, потому что служат их верными помощниками. Тихон любил свою жену и готов был все для нее сделать, но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительно стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра. Он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в своих отношениях к жене.

    Катерина с глубокой искренностью верит в заветы народной нравственности, которые нашли отражение в христианстве. Она чиста душой: ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Прямодушие героини Островского - один из истоков ее трагедии.

    Катерина думала, что любит этого человека, но со временем поняла, что это не так. Что на самом-то деле она еще никогда не любила, а душе и сердцу хочется испытать этого нового, неизведанного чувства. Она влюбляется в Бориса, племянника Дикого. Все персонажи в этой пьесе очень похожи друг на друга. Так, и Борис очень похож на Тихого. Борис такой же, в сущности, только «образованный». Образование отняло у него силы делать пакости, но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие; оно не развило в нем даже способности так вести себя, чтобы оставаться чуждым всему гадкому, что кишит вокруг него. Он подчиняется чужим гадостям, он волей-неволей участвует в них и должен принимать все их последствия. Но он понимает свое положение, толкует о нем и нередко даже обманывает на первый раз истинно живые и крепкие натуры, которые, судя по себе, думают, что если человек так думает, так понимает, то так должен и делать.

    Уважением в «темном царстве» пользуется странница Феклуша. Ей хорошо среди наивных калиновцев, ее почитают, угощают и снабжают всем необходимым. Именно от нее жители узнают, что на свете творится. Но Феклуша по-своему умна, она никогда не скажет, что на других землях лучше, чем в Калинине. Ей проще запугать народ, рассказывая о неправильных судьях и людях с песьими головами.

    Механик-самоучка Кулигин - добрый человек, одержимый желанием сделать что-нибудь полезное для людей. Но его не понимают, к нему относятся безразлично.

    И что же остается делать таким людям? Только мириться с устоявшимися традициями

    «Сочинения на свободные темы»
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта