Главная страница
Навигация по странице:

  • Аккомодация

  • к, г, х

  • Диссимиляции Диссимиляция

  • Фонетика. задание 5. Редукция гласных звуков е её типы


    Скачать 36.38 Kb.
    НазваниеРедукция гласных звуков е её типы
    АнкорФонетика
    Дата02.12.2020
    Размер36.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазадание 5.docx
    ТипДокументы
    #156216

    Тема:Редукция гласных звуков е её типы.

    Реду́кция

    (от лат. reductio — отодвигание назад; ср.-лат. reductio — уменьшение, сокращение) — изменение артикуляционных и акустических характеристик звука, вызванное сокращением его длительности или ослаблением напряжённости. Редукции подвергаются главным образом гласные, однако встречается и редукция согласных или более сложных звуковых образований (слогов, слов). Различают количе­ствен­ную редук­цию — уменьшение длительности звука, вызванное его безударностью, и каче­ствен­ную редук­цию — изменение характера артикуляции вследствие сокращения длитель­но­сти. Так, в русском языке редукции подвергаются все безударные гласные, длительность которых в слове всегда меньше длительности ударных. Следствием этого является и качественная редукция: все безудар­ные гласные характе­ри­зу­ют­ся как гласные с недовы­пол­нен­ной артикуляторной программой; например, в слове «красота́» первый и особенно второй предударные гласные являются значительно более закрытыми, чем ударный гласный нижнего подъёма; в слове «сунду́к» предударный гласный менее задний, чем ударный.

    Акустически качественная редукция связана с более близким положением первых двух формант (см. Акустика) к центральной части спектра по сравнению с формантами соответ­ству­ю­щих ударных, с большей зависимостью начальной и конечной частоты второй форманты от качества окружающих согласных, а также с отсутствием стационарного участка.

    Редукция безударных — существенный признак для опознания места ударения в слове, а отсутствие редукции воспринимается как отклонение от литературной нормы.

    Качественная редукция характерна для языков с более «вялой», ненапряжённой артикуляцией гласных (ср., например, редукцию в русском языке, где она очень сильна, и во французском языке, где она практически отсутствует).

    Редукция первой степени. Прислушаемся к собственной речи. Произнесите слово «кафе». В первом предударном слоге звуки [а], [о] и [э] переходят в позиции после твёрдых согласных в невполне ясный редуцированный звук, обозначаемый транскрипционным знаком «крышечка» — [^]. Таким образом, слова «кафе», «окно», «этаж» произносятся как [к^фЭ], [^кнО], [^тАш]. Со звуком [ы] в этой позиции ничего не происходит. Со звуком [ы] тоже происходят некоторые изменения, но чуть другие. В первом предударном слоге он становится похожим на звук [э], вследствие чего получил название «[ы], близкое к [э]», или «[ы], склонное к [э]» — [ыэ]. А вот после мягких согласных звуки [а], [э], а также [и] во всех позициях переходят в звук «[и], близкое к [э]», или «[и], склонное к [э]» — [иэ]: слова «петух», «святой», «пирог» мы произносим как [п'иэтУх], [св'иэтОi], [п'иэрОк]. 4.Редукция второй степени. Что же происходит с гласными, оказавшимися во втором предударном или в заударных слогах? После твёрдых согласных появляется неясный редуцированный звук «еръ» — [ъ]. В старославянском языке этот звук бывал даже ударным, да и в некоторых современных славянских языках (болгарском, сербском) еръ бывает под ударением. Итак, такие слова, как «караван», «помидор», «кукла» произносятся [кър^вАн], [пъм'иэдОр], [кУклъ]. С гласными, стоящими после мягких согласных, происходят подобные же превращения, но только они переходят в редуцированный звук «ерь» — [ь]: пишем «беличий», «пирамида», «перевод», а говорим [б'Эл'ьчьi], [п'ьр^м'Идъ], [п'ьр'иэвОт]. Исключение составляют лишь гласные, стоящие в начале слова. Достаточно непросто произнести первым звуком в слове редуцированные согласные, обозначаемые транскрипционными знаками [ъ] или [ь]. Поэтому в первом неприкрытом слоге (начинающемся с гласной) звуки произносятся так же, как при редукции первой степени: «апельсин» — [^п'иэл'с'Ин], «Испытать» — [иэспытАт']. Отдельно ото всех гласных стоит звук [у]. Дело в том, что это, пожалуй, единственный звук, не подвергающийся качественной редукции — меняется лишь его долгота: в словах «курица», «укусить», «парус» везде слышится [у], различается лишь его долгота. Сверхкраткий [у] записывается как [у]: [кУр'ьцъ], [укус'Ит'], [пАрус].

    Аккомодация (от лат. accomodatio «приспособление») – фонетический процесс, при котором взаимодействуют разнотипные звуки – гласные и согласные.

    Влияние согласных на гласные определяется двумя направлениями:

    1. после мягких согласных гласные а, о, у становятся более передними: мал – мял, вол – вёл, лук – люк. В этом случае мы наблюдаем прогрессивную аккомодацию.

    2. перед мягкими согласными те же гласные а, о, у становятся более узкими, закрытыми: дал – даль, год – голь, струн – струй. Здесь налицо регрессивная аккомодация.

     Гласные влияют на согласные только в одном направлении – регрессивно: перед гласными и, э согласные становятся тоже более передними – мягкими: книга – книге, книги.

    Аккомодации касаются всегда лишь частичного приспособления звуков, так как гласные и согласные относятся к звукам разного типа и до конца, как правило, уподобиться друг другу не могут.
    Если встречаются рядом твердые согласные (чаще веляризованные) и гласные переднего ряда (палатальные), то либо артикуляция согласных должна продвинуться вперед, приспособляясь к передней артикуляции гласных, либо артикуляция гласных должна отодвинуться назад, приспособляясь к задней артикуляции веляризованных согласных.
    Если же встречаются рядом мягкие (палатализованные) согласные и гласные заднего ряда (велярные), то опять же либо артикуляция согласных должна лишиться палатализации, приспособляясь к задней артикуляции гласных, либо артикуляция гласных должна продвинуться вперед в зону палатализации, приспособляясь к артикуляции согласных.

    В современном русском языке, как правило, гласные аккомодируют согласным, при этом и прогрессивно, и регрессивно; прогрессивная аккомодация заключается в том, что гласные [а], [о], [у] и даже [э] после твердых согласных звучат в своем основном виде, а после мягких аккомодируют, становясь более передними, а на слух – выше; ср. рад – ряд, ток – тек, лук – люк, нэт – нет. Наоборот, [и] звучит в своем основном виде после мягких согласных, после же твердых аккомодирует, становясь более задним звуком, а на слух – ниже (разного типа [ы]); ср. мил – мыл, лик – лык, тигры – отыгран (без согласной: игры)1. Регрессивная аккомодация также связана с твердыми и мягкими согласными; все русские гласные перед мягкими согласными звучат более закрыто и напряженно и менее звучно; ср. цел – цель, бит – бить, пар – парь, кон – конь, дул – дуль.
    Между мягкими согласными гласные [а], [о], [у], [э] аккомодируют в обоих направлениях (по отношению к предыдущим мягким согласным – это прогрессивная аккомодация; по отношению к последующим – регрессивная) и становятся на слух и более высокими, и более напряженными, а по артикуляции – более передними и закрытыми; ср. мат – мять, тот – теть, тут – тють(ка); Дэн– день
    В древнерусском языке была обратная зависимость. Согласные, сами по себе нейтральные к твердости и мягкости, аккомодировали гласным, откуда в разные эпохи возникала «первая (шипящая)» и «вторая (свистящая)» аккомодация; так, к, г, х: давали в одну эпоху шипящие перед гласными переднего ряда, соответственно – ч, ж, ш (пeкоу – печеши, лъгати – лъжь, соухъ– соушити); в другую же эпоху перед ъи (гласные переднего ряда из дифтонга [oi7]) к, г, х давали свистящие, соответственно – ц, дз, с (ржкд – pжцъ, нога – nosъ1, моуха – мoусъ) – 
     
    Ассимиляции
    Ассимиляции (уподобления) возникают между звуками того же рода (у гласных с
    гласными, у согласных с согласными) и поэтому могут быть полными, т. е. два различных звука в результате ассимиляции могут уподобиться нацело и стать одинаковыми; поэтому следует различать ассимиляции по2лную и непо2лную.
    Ассимиляции, так же как и аккомодации, основаны на почве приспособления рекурсии предшествующего звука и экскурсии последующего с возможностью преобладания первого звука, тогда ассимиляция прогресси2вная, и преобладания второго, тогда ассимиляция регресси2вная; это относится к направлению ассимиляции.
    Взаимодействовать могут как соседние звуки (тогда это конта2ктная1 ассимиляция), так и звуки на расстоянии (из соседних слогов, или же вообще разделенные другими звуками, это диста2ктная2 ассимиляция); данные определения показывают отстояние членов ассимиляции друг от друга.
    Наконец, ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука; для согласных – это признаки способа и места образования твердости и мягкости, голоса (ассимилятивное оглушение и озвончение); для гласных – это признаки ряда, подъема, лабиализации.
    Каждую ассимиляцию следует охарактеризовать со всех указанных точек зрения.

    Ассимиляция характеризуется следующими признаками:

    1. Контактная (от лат. contactus «соприкосновение») – взаимодействие двух рядом стоящих звуков и дистактная (от лат. dis «раз» и tangeretactum «касаться») – взаимодействие несоседних звуков, разделенных другими звуками. Пример контактной ассимиляции ножка [шк], пример дистактной бада.

    2. Полная – два разных звука превращаются в два одинаковых, которые обычно сливаются и произносятся как один долгий звук (например, отдать [дд].  При полной ассимиляции уподобление происходит по всем признакам, свойственным взаимодействующим звукам (по глухости – звонкости, твердости – мягкости, по типу артикуляции и т.д.). Неполная ассимиляция – два разных звука остаются разными, но сближаются между собой по какому-либо признаку, например, слово сдоба [зд]. При неполной ассимиляции уподобление происходит по части названных признаков. В слове сдоба происходит уподобление согласных по звонкости, в остальном эти звуки остаются различными.

    3. Прогрессивная (от лат. progressus «движение вперед») – влияние предыдущего звука на последующий (ванькя) ирегрессивная (латинская приставка указывает на противоположность действия) – влияние последующего звука на предыдущий, например, косьба [зьб].  


    Диссимиляции

    Диссимиляция (от лат. dissimilatio«расподобление») – фонетическое изменение, когда из двух одинаковых или двух похожих звуков образуются или разные или менее похожие звуки. По своим результатам это процесс, обратный ассимиляции. Поэтому диссимиляция характеризуется теми же понятиями, что и ассимиляция.Прогрессивная (февраль из феврарь), регрессивная (секлетарьиз секретарь), контактная (хто, дохтор), дистактная (февральиз феврарь).

    Возможны случаи, когда один и тот же звук подвергается влиянию нескольких факторов, в результате чего происходят и разные фонетические изменения. Так, в слове легко (лехко) отмечается регрессивная ассимиляция по глухости и диссимиляция по способу образования.

    Ассимиляции не так меняют фонетический облик языка и потому шире допускаются литературным языком; диссимиляции более резко меняют фонетический облик языка и потому чаще встречаются в ненормированной речи (диалекты, просторечие, детская речь).


    написать администратору сайта