Рефера т Памятники героической обороны Севастополя 18541855 гг. План реферата
Скачать 155.5 Kb.
|
ПАНОРАМА «ОБОРОНЫ СЕВАСТОПОЛЯ 1854-1855 гг» Главная аллея Исторического бульвара ведет к памятнику, который стал национальной гордостью нашего народа. Это всемирно известная панорама, рассказывающая об одном из эпизодов 349-дневной героической обороны Севастополя – отражении защитниками города штурма 6 июня 1855 г. Автор панорамы – основоположник русского панорамного искусства Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств. Панорама была открыта 14 мая 1905 г.. оригинальное круглое здание с куполом, увенчанным ротондой, возведено по проекту военного инженера О.И. Энберга и архитектора В.А. Фельдмана. Диаметр здания – 36 м., высота его также 36 м. Классический двухколонный портал, облицованный инкерманским камнем, вверху украшен элементами военного декора: солдатский Георгиевский крест обвит Георгиевской лентой; в центре – цифра «349», обозначающая число дней обороны. Внутри здания размещается живописное полотно (длина его 115 м., высота – 14 м., площадь 1610 м2) и предметный план площадью 900 м2, расположенный на специальном помосте – подстолье. По замыслу художника, зритель, поднявшись на специальную смотровую площадку, как бы оказывался на вершине Малохова кургана в день штурма 6 июня 1855 г. Именно на Малаховом кургане происходили решающие события, определившие исход штурма как «первое серьезное поражение французско-ангийской армии». После Второй мировой войны панорама была воссоздана советскими художниками. Творческую группу из 17 человек возглавил В.Н. Яковлев, а после его смерти – известный живописец – академик, народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий П.П. Соколов-Скаля. В 1970 г. в здании панорамы открылась экспозиция музея героической обороны Севастополя. В 1974 г. в наружных нишах здания установлены мраморные скульптурные портреты адмиралов В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, В.И. Истомина, А.И. Панфилова, Ф.М. Новосильского, капитана 1 ранга Г.И. Бутакова, генерала С.А. Хрулева, штабс-капитана А.В. Мельникова, прославленных матросов Петра Кошки и Игнатия Шевченко, любимицы защитников города Даши Севастопольской (Михайловой), «чудесного доктора» Н.И. Пирогова, великого русского писателя Л.Н. Толстого. Авторы этих портретов – крымские скульпторы С.А. Чиж, В.В. Петренко, Л.С. Смерчинский, Н.П Петрова. Творческую группу возглавил С.А. Чиж. Выполнили работу резчик по мрамору: севастополец И.И. Степанов и московские мастера В.И. Журавлев, Г.Р. Харизанов и И.М. Чертов. ПРИМОРСКИЙ БУЛЬВАР И ЕГО ПАМЯТНИКИ Расположен в начале проспекта Нахимова, напротив Матросского бульвара. Приморский бульвар – комплекс памятников и памятных мест, отражающих события, происходившие в Севастополе со дня его основания. В 1797 г. на мысу, где ныне расположен водоспортивный комплекс, возвели земляную батарею, названную позднее Николаевской. В 1847 г. на ее месте соорудили самую большую трехярусную каменную батарею. На ее вооружении имелось 105 орудий. В годы Крымской войны батарея была разрушена. Лишь в 1883 г. принято решение убрать остатки батареи и разбить бульвар. Новый бульвар назвали Приморским. Севастопольский Государственный Технический Университет К 50-летию обороны Севастополя на Приморском появился Памятник затопленным кораблям. На набережной отмечено место, откуда начинался плавучий мост, по которому защитники Севастополя с 27 на 28 августа 1855 г. переправлялись на северную сторону. ПАМЯТНИК ЗАТОПЛЕННЫМ КОРАБЛЯМ Воздвигнут в память о кораблях, принесенных в жертву, чтобы прикрыть Севастополь от вражеских атак с моря. В нескольких метрах от набережной Приморского бульвара, на трехметровом утесе, сложенном из грубо обработанных гранитных глыб, возвышается стройная коринфская колонна. Ее венчает бронзовый орел, распростерший крылья. Склонив голову, он держит в клюве лавровый венок. Надпись на пьедестале гласит: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг для заграждения входа на рейд». Общая высота памятника – 16,66 м. Против памятника, на стене набережной Приморского бульвара, укреплены якоря с затопленных кораблей. Сооруженный в 1905 г. памятник посвящен одному из скорбных и героических эпизодов этой эпопеи. После высадки в сентябре 1854 г. англо-франко-турецкой армии и поражения русских войск на реке Альме положение Севастополя стало очень тяжелым. Опасаясь прорыва вражеского флота на рейд, атаки с моря, русское командование приняло решение затопить на входном фарватере часть устаревших парусных судов. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Северную бухту недоступной для вражеского флота. У семи буйков, обозначивших места последних стоянок, бросили якоря ветераны флота: линейные корабли «Силистрия», «Уриил», «Селафаил», «Три Святителя» и «Варна». Ближе к берегам – один к северному, другой – к южному – стали фрегаты «Сизополь» и « Флора». Корабли выстроились почти строго с севера на юг, между Константиновской и Александровской бухтами. Оснастку, которая могла пригодиться, тяжелые корабельные орудия, пороховой запас сняли с кораблей и доставили на берег. Поздней ночью 11 сентября 1854 г. суда были затоплены. В приказе Корнилова по флоту от 11 сентября 1854 г. говорилось: «…Грустно уничтожить свой труд: много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости. Москва горела, а Русь от этого не погибла…». Команды затопленных кораблей, сойдя на берег, пополнили ряды защитников севастопольских бастионов. Зима была суровой. Жестокие штормы разрушили преграду из затопленных судов, поэтому в феврале 1855 г. еще шесть старых судов – линейные корабли «Двенадцать апостолов», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Мидия» и «Месемврия» – были пущены на дно бухты между Николаевской и Михайловской батареями (восточнее затопленных ранее). Оставшиеся корабли использовались для артиллерийской поддержки сухопутных войск, некоторые служили госпиталями. В августе 1855 г. русские войска по специально наведенному понтонному мосту перешли через бухту с Южной стороны на Северную, на севастопольском рейде были затоплены остальные корабли Черноморского флота. Автор памятника долгое время оставался неизвестным. Лишь в 1949 г. в архивах г. Ленинграда был обнаружен список произведений известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим в связи с избранием его членом академии художеств. В этом списке значился Памятник затопленным кораблям. Затем выявили участие архитектора В.А. Фельдмана и военного инженера О.И. Энберга. Сегодня этот памятник изображен на гербе города-героя. ПЛАВУЧИЙ МОСТ ЧЕРЕЗ РЕЙД На Северо-восточном мысе Приморского бульвара, от которого начинается Южная бухта, в каменный парапет вмонтирована гранитная мемориальная доска с надписью: «Начало плавучего моста через рейд в 1855 году». С этим местом связаны последние эпизоды героической обороны Севастополя. 24 августа противник обрушил на горд тонны металла – началась шестая бомбардировка, предварившая последний общий штурм Севастополя. Этот штурм начался 27 августа в 12 часов. Одиннадцать атак противника, имевшего большое численное преимущество, были отбиты. Двенадцатая завершилась падением Малахова кургана – главнокомандующий князь М.Д. Горчаков отдал приказ об отходе на Северную сторону. Покидая позиции защитники взрывали укрепления и склады с боеприпасами. Русские войска стали стекаться к плавучему мосту, наведенному через рейд. Длина моста около километра и шириной шесть метров держался на 86 плотах, скрепленных канатами. Установкой его более двух месяцев занимались офицеры 4-го саперного батальона подполковник Мичурин и подпоручик Градовский. Переправа севастопольского гарнизона продолжалась всю ночь с 27 на 28 августа. Утром, когда последние защитники ступили на Северную сторону, мост был разведен, понтоны подтянуты к берегу. Л.Н. Толстой в рассказе «Севастополь в августе 1855 г.» нарисовал яркую картину переправы русских войск: «Севастопольское войско, как море в зыбливую мрачную ночь, сливаясь, развиваясь и тревожно трепеща всей своей массой, колыхаясь у бухты по мосту и на Северной, медленно двигалось в непроницаемой тесноте прочь Севастопольский Государственный Технический Университет от места, на котором столько оно оставило храбрых братьев, - от места, всего облитого кровью; от места, одиннадцать месяцев отстаиваемого от вдвое сильнейшего врага…». БРАТСКОЕ КЛАДБИЩЕ НА СЕВЕРНОЙ СТОРОНЕ На этом кладбище, которое является комплексным памятником, покоятся тысячи участников обороны Севастополя 1854-1855 гг. Территория кладбища обнесена оградой из крымбальского камня. На холме, поросшем густой зеленью, возвышается церковь пирамидальной формы, увенчанная крестом. Захоронения разделены на участки по родам оружия и службы, по отдельным полкам. Благоустройство кладбища началось сразу после Крымской войны, но работы завершены лишь к 50-летию обороны. Всего на кладбище 474 братские могилы и 119 индивидуальных захоронений, на которых сооружены надгробия из инкерманского и крымбальского камня, гранита, мрамора. Плиты на братских могилах различной формы: в виде саркофагов, небольших часовен, стел, плоских надгробий, крестов, обеоисков. Здесь покоятся также генералы, адмиралы и офицеры, умершие значительно позже, вдали от Севастополя. Они завещали похоронить себя рядом с теми, с кем делили тяготы и опасности в дни жестоких боев. ПАМЯТНИК ХРУЛЕВУ В самом начале тенистой аллеи, отходящей от южных ворот Братского кладбища, возвышается мраморная колонна, на которой установлен мраморный бюст героя обороны, боевого соратника П.С. Нахимова генерал-лейтенанта Степана Александровича Хрулева(1807-1870). На лицевой стороне выступает стилизованный щит в обрамлении архитектурных украшений. На щите надпись: «Хрулеву – Россия». Памятник установлен на его могиле. ЦЕРКОВЬ-ПАМЯТНИК св.НИКОЛАЯ МОРСКОГО Пирамидальная церковь сооружена на Братском кладбище в 1870 г. по проекту архитектора А.А. Авдеева. Выбрав форму египетской пирамиды, автор стремился передать идею вечности. Пирамиду венчает массивный 16-тонный крест. Снаружи на стенах церкви, размещены 56 диоритовых досок с наименованиями частей, отстаивавших севастополь, обозначением их численного состава, количества павших в боях. В стены с внутренней стороны вмонтированы 38 досок из черного мрамора с именами 943 офицеров, генералов и адмиралов, погибших в дни обороны 1854-1855 гг. В церковь вели бронзовые литые двери изящной работы Адольфа Морана. Изнутри церковь была расписана в византийском стиле. Стены ее украшала прекрасная фресковая живопись, выполненная художником А.Е. Корнеевым и А.Д. Литовченко, профессором М.Н. Васильевым. Фрески были испорчены и их заменили мозаикой, которая точно копировала прежнюю живопись. Мозаику сделали в Венеции. Севастопольский Государственный Технический Университет Вывод по реферату: Воплощен в металле и граните Подвигов народных след живой. Для потомства бережно храните Памятники славы боевой! Легендарная Севастопольская земля по праву гордится своей историей. Хранят ее волны Черного моря, скалы на его берегах, улицы и площади, которые невозможно представить без стройных, подтянутых моряков, достойных наследников славы отцов и дедов, без многочисленных памятников. Их здесь более тысячи четы- рехсот, 985 из них – памятники истории, установленные благодарными потомками на местах кровопролитных боев и захоронений воинов во время Крымской войны и в годы Великой Отечественной. Памятники и обелиски Севастополя – это летопись города, отметившего в 1983 г. свой двухвековой юбилей. За двести с небольшим лет здесь произошло столько значительных событий, совершено столько подвигов, прославилось столько имен, что невольно приходишь к мысли – город с честью оправдал данное ему имя – Севастополь, что в переводе с греческого означает «город, достойный поклонения». Севастопольский Государственный Технический Университет СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Симферополь «Таврия» 1987 г.
4. Шавшин В.Г. « Бастионы Севастополя»: Путеводитель. Симферополь « Таврия» 1989 г. |