Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованной литературы

  • Эссе . Реформация в европе. эССЕ. рЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ. Реформацией называют широкое религиозное и общественнополитическое движение в Западной и Центральной Европе xvi начала xvii века, направленное на реформирование католической Церкви


    Скачать 35.86 Kb.
    НазваниеРеформацией называют широкое религиозное и общественнополитическое движение в Западной и Центральной Европе xvi начала xvii века, направленное на реформирование католической Церкви
    АнкорЭссе . Реформация в европе
    Дата04.06.2020
    Размер35.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэССЕ. рЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ.docx
    ТипДокументы
    #127957



    Реформацией называют широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви. Оно было вызвано глубокими социально-экономическими и идеологическими причинами, затронула всеевропейские страны. Реформация сопровождалась религиозными войнами, которая отличалась особой жестокостью противоборствующих сторон. Например, Варфоломеевская ночь, когда по приказу Екатерины Медичи вырезали около 30 тысяч гугенотов, стала нарицательным обозначением особой жестокости.

    В результате Реформации выделилась новое направление в христианстве – протестантизм, которые изменил отношение человека к миру и к самому себе. Изменились политическая и международная системы отношений. Так чем же была вызвана Реформация? Почему она изменила общество? Почему сопровождалась религиозными войнами? И чем протестантизм принципиально отличается от католичества?

    Найти ответы на данные вопросы представляется актуальным потому, что это позволит выделить характерные черты и особенности ее прохождения в разных странах Европы, и определит те факторы, которые повлияли на дальнейшее историческое развитие.

    Для того, чтобы понять суть реформации, мы сначала выявим социально-экономические и идеологические причины Реформации, а затем определим суть протестантизма и найдем ответ на вопрос, почему он завоевал умы людей.

    В начале Нового времени в Европе произошли кардинальные изменения в экономике, вызванные Великими Географическими открытиями. Вследствие того, что в Европы хлынул поток серебра и золота из Нового мира, произошла революция цен, что способствовало развитию промышленного производства, так как высокие цены стали выгодны производителям. С Великими Географическими открытиями началась эпоха колониальных захватов, в которые активно включились почти все развитые европейские страны. Колониальное освоение дало толчок развитию внешней торговли и повысило спрос на промышленные товары, что, в свою очередь, способствовало переходу от цехового производства к мануфактуре. Все выше описанные процессы дали толчок к активному развитию капиталистических отношений.1

    Зарождение и развитие капиталистических отношений повлекли за собой изменения во всех сферах общества: экономической, социальной, политической, духовной.

    В экономике, как уже отмечалось, с развитием мануфактурного производства, европейцы переходили на новые способы производства, развивалась техника, что требовало расширение научных знаний.

    Изменения в экономике вели к изменению в социальном составе общества. Начинается процесс расслоения в традиционных феодальному обществу классах. В обществе появляются новые прослойки – буржуа, которые занимались торговлей, организацией мануфактур, финансами. 2

    Новые капиталистические отношения вступали в противоречие с существующими феодальными порядками. Большинство населения Европы оставались в феодальной зависимости, продолжали нести повинности и в пользу феодала и в пользу государства, зачастую, особенно в центральной Европе, оставаясь лично несвободными. Усиление феодального гнета обострило социальные противоречия в деревне, а феодальные порядки мешали развитию капиталистических отношений.

    В городах также росли социальные противоречия. Ремесленники, с развитием мануфактурного производства разорялись и попадали в зависимость от крупных предпринимателей. Многие разорившие ремесленники пополняли категорию городского плебса – бедного и бесправного. Кроме того, цеховые порядки также сдерживали развитие капиталистических отношений. Таким образом, противоречия в городе также нарастали. 3

    Были еще одна причина, которая обостряла все существующие проблемы. Дело в том, что церковь являлась крупнейшим феодалом, а повинности и налоги в пользу церкви росли. В то время, когда продукция ремесленников облагалась налогом, церковь продавала свои товары беспошлинно, что давало значительные ей конкурентные преимущества.

    Церковь активно скупала земли, расширяя свои владения, в том числе и городах. Горожане, живущие в собственных домах, были объявлены на чужой земле и были вынуждены платить за эту землю огромные налоги в церковную казну.

    Церковные поборы, вызывали недовольство широких слоев населения. Крестьяне и ремесленники были недовольны поборами, а нарождающаяся буржуазия не видела смысл отдавать деньги, которые нужны были на развитие производства этому институту.4

    Недовольны были не только податные слои населения. Среди дворян также росло недовольство, так как церковь стремилась законсервировать существующие порядки, в том числе и политическую раздробленность, от которой страдали мелкое и среднее дворянство, которое должно было принимать участие в усобицах крупных феодалов.

    Так как вес политических вес, влияние церкви и финансовые возможности были велики, то она пыталась оказывать влияние и на государство. Политическая раздробленность только способствовала этому. Поэтому церковью были недовольны и крупные феодалы и даже короли.

    При этом политическое влияние церкви на жизнь государства и ее финансовая база были огромны, а раздробленность стран средневековой Европы и слабая централизованная власть только способствовали этому. Упомянутые претензии церкви вызывали ропот и возмущение и в среде крупнейших феодалов, в том числе и королей5

    Произошедшие изменение в экономике, как уже отмечалось, требовали развитие науки и техники. Новые открытия повлияли на представление людей о мире и способствовали формированию нового, рационального мышления. Нарождающаяся буржуазия стала носителями этих взглядов. На формирование нового мышления оказало влияние и гуманистическая культура и идеи Возрождения.

    Гуманисты считали, что человек является высшей ценностью, что он обладает творческой самостоятельностью, обладает достоинством, а во главе стоит разум. Эти идеи освобождали творческую активность личности, и соответствовали интересам самой активной и прагматичной части общества – буржуазии, которые стали выступать против монопольного контроля католической церкви над деятельностью человека и его мировоззрением. Догмы церкви уже не отвечали интересам нового класса и не давали ответ на важные вопросы мироздания, поэтому требовался их пересмотр с рационалистической точки зрения.6

    Церковь же, оставаясь крупнейшим феодалом, как уже отмечалось, занималась обогащением. Священники погрязли в роскоши и морально разлагались, что способствовало тому, что церковь теряла и моральный авторитет. Особенно людей возмущала торговля индульгенцией, когда за деньги прощался любой грех.

    Кроме того, работа церковной инквизиции, постоянное давление, слежки, атмосфера недоверие также вызывала недовольство людей, которые требовали провозглашения принципа равенства и свободы перед Богом.

    Церковь пресекала стремления к знаниям, объявляла еретическим все, что шло в разрез с картиной мира, нарисованной христианскими догмами. Это вступало в противоречие с потребностями бурно развивающегося общества экономически и духовно. Экономика нуждалась в грамотных людях, а школы по-прежнему контролировались церковью.7

    Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что у Реформации были социально-экономические, политические и идеологические причины, а именно: сбор десятины, торговля индульгенцией и церковными должностями, невежество и моральное разложение священников, гонение церкви на науку, обмирщение сознание, вмешательство духовенства в вопросы светской власти.

    Социально-экономические противоречия приобрели религиозную окраску, и широкие слои населения потребовали Реформирование церкви.

    Родиной Реформации стала Германия. Для этого были свои причины. Германия оставалась раздробленной, власть императора была слабой, и он не мог защитить своих подданных от произвола местных властителей. Во главе некоторых земель стояли духовные владыки, поэтому негатив, который вызывала католическая церковь, распространялся на них.

    Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера. Дело начиналось с того, что особое возмущение в Германии вызывал монах Иоганн Тецель, который путешествовал по Германии и продавал индульгенции. 18 октября 1517 года папа Лев X выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении души, которая выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах против продажи индульгенций. Это было началом движения против католической церкви. Реформации получили впоследствии название протестантов.

    Главное влияние на Реформацию оказало учение Мартина Лютера, христианского богослова, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык.

    Лютер предложил верующим ответ на главный вопрос: как достичь спасения души? Лютер учил, что спасение верующего – это его индивидуальное дело.

    Учение Лютера можно свести к трем главным положениям:

    Человек спасается только верой;

    Вера обретается только через милость Бога, и не зависит ни от каких заслуг человека;

    Только священное Писание, слово Божие, является авторитетом в делах веры.

    Учение Лютера не признавала монашества. Лютер заявлял, что церковь не должна владеть большими землями и имуществом. Он выступал за дешевую церковь, без длинных обрядов и богатого убранства. Подчиняться церковь должна не Папе, а светской власти. Богослужение должно вестись на родном языке.8

    В своих проповедях он выступал против существующих злоупотреблений католической церкви. В них утверждалось, что церковь и духовенство не являются посредниками между богом и человеком, поэтому церковь не может отпускать грехи и продавать индульгенции. Вера человека - единственное средство общения с Богом, поэтому претензии церкви на господствующее положение в мирской жизни беспочвенны.

    Требования обновления церкви, отъема части её земель привлекло под знамена протестантизма крестьян. Крестьяне выражали протест не только против церкви, но и против феодалов.9

    За это Папа Римский отлучил Лютера от церкви. В 1521 году Лютера вызвали на императорский суд в город Вормс. Император потребовал от Лютера отказаться от своего учения, но профессор отказался. От расправы его спас саксонский князь Фридрих, который спрятал ученого в своем замке, где тот занимался переводом Библии на немецкий язык.10

    Сторонники Лютера создали лютеранскую церковь. Ее сторонники отвергали утверждение, что для спасения души нужно посредничество церкви, следовательно, отрицалось и особое положение духовенства как посредника между Богом и людьми. Отвергалось также и авторитет Священного Предания, то есть постановления церковных соборов.

    Постепенно в реформационную борьбу было втянуто все немецкое общество. Многие последователи Мартина Лютера хотели реформировать не только церковь, но и политический строй Германии.

    Горячо развивал идеи Мартина Лютера священник Томас Мионцер. Он призвал не только к очищению церкви, а и к установлению «царства Божьего на земле», в котором хозяином должен быть простой народ. Томас Мионцер мечтал, чтобы дворяне перестали обирать крестьян, чтобы ростовщики не выманивали последний грош от бедных, чтобы государство не требовала непосильных налогов. Его суждения взят за основу народной Реформации.11

    Успешным продолжением лютеранских начинаний в Швейцарии явилась реформация Ульриха Цвингли и Жана Кальвина. Кальвин написал свой главный трактат "Наставления в христианской вере", его догмы выражали интересы самой смелой части тогдашней буржуазии. Кальвинизм упростил христианский культ и богослужение, придав церкви демократический характер: выборность руководства церкви мирянами, отделил ее от государства.

    Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т.е. с его точки зрения земная жизнь - это путь к спасению, в этой жизни высшей добродетелью является терпение. Однако он подчеркивает большую возможность активного включения христианина в земные дела. Приобщение к светским благам связано с владением имуществом и его умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии с божьей волей.12

    Таким образом, можно сделать вывод, что для всех протестантских движений было характерно требование удешевление церкви, отказ от дорогих обрядов, ее демократизация, возвращение к раннехристианским общинным истокам. Кроме терпения протестантизм призывали и к деятельной добродетели, что выражало интересы нарождающейся буржуазии.

    Реформация прошла во многих странах Европы. Она имела общие и особенные черты. Началась реформация в Германии, потому, что именно здесь из-за политической раздробленности власть князей и герцогов была слаба, что способствовало церковным притязанием и злоупотреблениям.

    За Реформацию выступили все слои общества, но интересы у них были разные, поэтому сформировалось два лагеря сторонников Реформации: радикальные и умеренные. Разногласия привели к крестьянской войне, которая закончилась поражением крестьянства и усилением власти князей, с консервацией политической раздробленности.

    Реформацию в Англии отличало то, что она началась по инициативе короля и привела к усилению центральной власти.

    Общей чертой Реформации было то, что в ходе ее происходила секуляризация церковных земель и ослабление влияние церкви на общественные процессы.

    Религиозные противоречия привели к ряду религиозных войн, которые сотрясали Европу на протяжении XVI и XVII веков. В Германии более двадцати лет шла война между князьями и императором и закончилась тем, что протестантские и католические князья Германии заключили между собой и с императором религиозный мир, согласно которому княжеский суверенитет объявлялся незыблемым и распространялся на религиозную область.

    На протяжении всего XVI века во Франции шли гражданские, религиозные войны между протестантами-гугенотами и католиками, которые закончились победой католиков и усилением центральной власти короля.

    Международные отношения в XVI и XVII веках также проходили под знаком религиозных войн. Одна из значительных религиозных столкновений была тридцатилетняя война, в которой принимали участие практически все европейские страны. Фактически она шла за гегемонию на европейском континенте. Конфликт стал последней крупной религиозной войной в Европе и породил Вестфальскую систему международных отношений.13

    Таким образом, можно сделать вывод, что Реформация затронула все европейские страны и изменила политическую и международную систему отношений.

    Список использованной литературы

    1. Бецольд Ф. История Реформации в Германии. - М., 1987. – 322 с..

    2. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм; Высшая школа - Москва, 2012. – 355 с.

    3. Вебер, М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма / Макс Вебер; [пер. с нем.: М. И. Левина, П. П. Гайденко, А. Ф. Филиппов]. - 2-е изд., доп. и испр. - Москва: РОССПЭН, 2006. – С. 145-147.

    4. Всемирная история: Учебник для ВУЗов. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. – 788 с.

    5. Ерохин В. Н. История религиозной Реформации в Европе в XVI — начале XVII веков Учебное пособие / В. Н. Ерохин. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2004. — 566 с..

    6. Кернс, Э.Е. Дорогами христианства: История церкви: [Перевод] / Эрл Кернс. - М.: Протестант, 1992. - 390 с.

    7. Мартин Лютер. Избранные произведения. Спб., 1994: Лютер, Мартин. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520- 1526 ir., Харьков, 1992; - 433 с.

    8. Муравьева Л.А. Экономика средневековой Европы в XV – XVI веках //[Электронный ресурс]Режим доступа: file:///C:/Users/OLGA/Downloads/ekonomika-srednevekovoy-evrop-v-xv-xvi-vv.pdf.

    9. Смирнов, М. Ю. Реформация и протестантизм: словарь / М. Ю. Смирнов. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005 – 376 с.

    10. Соловьев Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера. - М., 1991. – 322 с.

    11. Херманн У. и др. Краткая история Германии. - М.: Евразия, 2008. – 677 с.



    1 Всемирная история: Учебник для ВУЗов. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. – С. 233.

    2 Муравьева Л.А. Экономика средневековой Европы в XV – XVI веках //[Электронный ресурс]Режим доступа: file:///C:/Users/OLGA/Downloads/ekonomika-srednevekovoy-evrop-v-xv-xvi-vv.pdf.

    3 Муравьева Л.А. Экономика средневековой Европы в XV – XVI веках //[Электронный ресурс]Режим доступа: file:///C:/Users/OLGA/Downloads/ekonomika-srednevekovoy-evrop-v-xv-xvi-vv.pdf.

    4 Ерохин В. Н. История религиозной Реформации в Европе в XVI — начале XVII веков Учебное пособие / В. Н. Ерохин. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2004. — С. 122.

    5 Смирнов, М. Ю. Реформация и протестантизм: словарь / М. Ю. Смирнов. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005 – С. 102.

    6 Брагина Л. М. Итальянский гуманизм; Высшая школа - Москва, 2012. – С. 132..


    7 Вебер, М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма / Макс Вебер; [пер. с нем.: М. И. Левина, П. П. Гайденко, А. Ф. Филиппов]. - 2-е изд., доп. и испр. - Москва: РОССПЭН, 2006. – С. 145-147.


    8 Мартин Лютер. Избранные произведения. Спб., 1994: Лютер, Мартин. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520- 1526 ir., Харьков, 1992; Краткий катехизис доктора Мартина Лютера и Христианское учение. Изд. Финляндской церкви лютеранскою исповедания. STLK. Rajakatu 7, 15100, Lahti, Финляндия, 1992. – С. 132.

    9 Бецольд Ф. История Реформации в Германии. - М., 1987. – С. 143.

    10 Соловьев Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера. - М., 1991. – С. 144.

    11 Херманн У. и др. Краткая история Германии. - М.: Евразия, 2008. – С. 134.

    12 Кернс, Э.Е. Дорогами христианства: История церкви: [Перевод] / Эрл Кернс. - М.: Протестант, 1992. - С. 222.


    13 Ерохин В. Н. История религиозной Реформации в Европе в XVI — начале XVII веков Учебное пособие / В. Н. Ерохин. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2004. — С.. 255.



    написать администратору сайта