Ректор учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси
Скачать 0.5 Mb.
|
Тема 1. Понятие и предмет общей теории праваОбщая теория права – это наука, а наука – это сфера деятельности человека, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Иными словами, это развивающаяся система достоверных, наиболее существенных знаний об объективных законах развития природы, общества, человека. Не любые знания являются научными. Они должны быть достоверными, проверяемыми, объективными, системными и т.д. Каждая наука имеет свой предмет, который ее отличает от иных. По предмету все науки делятся на 3 группы: естественные, гуманитарные (общественные), точные. В систему общественных или социальных наук входит и юриспруденция (юридическая наука, правоведение). Юриспруденция относится к числу древнейших наук. Впервые знания о праве достаточно системно были изложены в работах древнегреческих мыслителей, римских юристов и др. Как и многие иные науки, наиболее интенсивно правоведение начинает развиваться в17 столетии. Юриспруденция (юридическая наука) – это система полных, достоверных и всесторонних знаний о праве, в основе которой лежит совокупность понятий, категорий и научных законов, отражающих закономерности возникновения, развития и функционирования права. В систему юридических наук входят:
Общая теория права – это фундаментальная юридическая наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования права и государства в их постоянном взаимодействии. Прямыми ее предшественниками как науки и учебной дисциплины были философия и энциклопедия права. При этом она имеет двуединый предмет – право и государство. Право и государство– это разные самостоятельные социальные явления, но в то же время взаимосвязанные, взаимообусловленные, в реальности не существующие по раздельности, одно без другого. Имея свои специфические закономерности возникновения и развития, право позитивное немыслимо без государства, ведь последнее устанавливает нормы права и является их гарантом, а государство немыслимо без права для выполнения своих непосредственных функций и задач. Общая теория права и теория права и государства (или общая теория права и государства), в сущности, – два названия одной и той же науки. Однако официальное название в Беларуси – «Общая теория права».Исходя из специфики (дуализма) предмета (объекта) общей теории права, в ней выделяют два основных раздела: во-первых, теорию права (понятие, сущность и формы или источники права; общие закономерности его развития, функции и принципы, нормы права;правосознание, правоотношения и т. д.), а, во-вторых, теорию государства (понятие, сущность и формы государства, общие закономерности его развития, функции, аппарат, механизм и место государствах в политической системе общества). В литературе выделяют следующие функции ОТП: • онтологическая (гр. оntos – сущее; logos – понятие, учение), направленная на получение ответов на вопросы, что есть право и государство, в чем заключается их сущность, как и почему они возникли и что представляют собой в настоящее время, каково их социальное назначение; • гносеологическая (гр. gnosis – познание; logos – понятие, учение), нацеленная на исследование природы познания, его отношения к реальной государственно-правовой действительности, тем самым способствует развитию познания, установлению истины; • методологическая (гр. methodos – путь, исследование, прослеживание), обеспечивающая иные юридические науки методами, приемами и средствами познания, обобщающая на теоретическом уровне эмпирический материал в системе понятий (категорий), формулирующая научные законы, теории, аксиомы; • идеологическая, оказывающая влияние на формирование мировоззрения и жизненной позиции личности, социальных групп, общества; • прикладная (практическая), вырабатывающая конкретные комментарии, предложения по совершенствованию законодательства; • аксиологическая (гр. axis – ценность), нацеленная на утверждение в обществе ценности права как социалного регулятора, правового государства, демократии, прав и свобод личности и гуманизма в массовом и индивидуальном сознании; • и другие функции. |