Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 3. Основные концепции происхождения и сущности права

  • Ректор учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеРектор учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси
    Дата03.07.2018
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаvst_isp_OTP_2018.doc
    ТипПрограмма
    #48275
    страница4 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Тема 2. Методология юридической науки


    Методология – наука о принципах, способах и формах научного познания.

    Методология (эпистемология) общей теории права – это теория познания сущности, содержания права как сложного важнейшего социального явления. Ее предметом является не право, а сам процесс познания права. Иными словами, это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях и тенденциях развития и функционирования правовых явлений.

    Методологический состав общей теории права включает в себя:

    1) всеобщие (мировоззренческие или философские) – наиболее универсальные принципы мышления: метафизика, диалектика (материалистическая и идеалистическая) и др. Так, диалектика (гр. dialectike – вести беседу, полемику) – это универсальный метод, позволяющий изучать право в развитии его и самодвижении;

    2) общие методы – анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, системно-структурный метод, метод дедукции и индукции и другие, также используемые во всех науках, однако они не охватывают всех стадий научного познания;

    3) специальные методы – статистические, социологические, психологические, математические, разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых явлений;

    4) частные методы правовой науки – метод толкования, сравнительно-правовой метод, исторически-правовой метод, метод юридического анализа и другие, разработанные общей теорией права для исследования правовых понятий.

    Подробнее о некоторых частных методах. Метод сравнительного правоведения позволяет изучить правовые системы различных государств путем их сравнения (сопоставления) в целом либо их отдельных компонентов. Метод правового эксперимента нацелен на апробирование законодательных нововведений в отдельной области или районе конкретного государства. Метод правового прогнозирования – это предвидение развития правовых явлений, действия норм права и т.д. Формально-юридический метод позволяет исследовать право вне связи с другими явлениями общества при рассмотрении структуры права. Метод толкования права нацелен на раскрытие содержания норм права, выявления воли законодателя, выраженной в нормативных правовых актах (соотнесения «буквы закона» и «духа закона»). Историко-правовой метод направлен на уяснение сущности и содержания определенного правового явления посредством проведения анализа подобного явления, существовавшего прежде как на территории данного государства, так и за его пределами.

    Тема 3. Основные концепции происхождения и сущности права


    Правопонимание – это сложившиеся в юридической теории концептуальные взгляды на сущность права, формы его выражения (источники), связь с государством, причины происхождения, назначение и др.

    Критерии разграничения типов правопонимания:

        • соотношение права и государства,

        • соотношение права и закона,

        • признание либо непризнание естественных прав и свобод человека в качестве содержания права.

    Чаще всего выделяют два типа правопонимания: позитивистский и непозитивистский.

    Позитивистский тип правопонимания рассматривает право как:

    • продукт государственной власти,

    • систему норм, чей общеобязательный характер обеспечен принудительной силой государства.

    Право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам так называемого позитивного права, т. е. к закону (в широком смысле).

    Непозитивистское правопонимание разграничивает систему норм права и собственно само право.

    Позиция непозитивистов основана на том, что помимо формальных требований они предъявляют к праву содержательные требования, т. е. не все властно установленные нормы, отвечающие требованиям формальной корректности, являются правом, а только те из них, которые отличаются особым, правовым содержанием.

    Направления (школы) позитивистского права:

    • классический этатический позитивизм (нормативизм, легизм),

    • марксистско-ленинское понимание права,

    • неопозитивизм и др.

    Направления (школы) непозитивистского права:

    • естественно-правовая (юснатурализм),

    • социологическая,

    • психологическая,

    • либертарно-правовая и др.

    Позитивизм юридический: Право – система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения. Отождествление права и закона.

    Позитивизм юридический (правовой) (лат. positivus - положительный) – это направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права (систему норм права, зафиксированных в формальных источниках права:нормативных правовых актов, в первую очередь, в законах, нормативных договорах и т.д.). Основоположник Д. Остин, 19 век.

    Марксистско-ленинское (классовое, историко-материалистическое) правопонимание: право – возведенная в закон воля господствующего класса.

    Как и государство, оно является продуктом классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер. Возникновение и существование права объясняется необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Марксистско-ленинское учение видит сущность права в его классовости и материальной обусловленности. Основоположники К. Марск, Ф. Энгельс, Ленин, 19-20 века.

    Нормативизм: право – иерархическая система правовых норм, представленная в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. Отождествление права и закона.

    Разновидностью современного юридического позитивизма является нормативизм Г. Кельзена, 20 век. Это правовая доктрина, рассматривающая право исключительно как объективную логическую форму, абстрагированную от социального, психологического и исторического содержания, как бы в "чистом виде" (поэтому нормативизм также называют "чистой теорией права").

    Теория естественного права (юснатурализм): Права у человека возникает от рождения и природы, который обладает неотъемлемыми правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

    Кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jusnaturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей.

    Основы теории естественного права были заложены еще в Древней Греции и Древнем Риме. Платон, Сократ и другие мыслители пытались связать право со справедливыми началами, заложенными в природе человека. Наибольшее развитие теория получила в период буржуазных революций в трудах Гроция, Спинозы, Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо и др.

    Социологическое: право – система административных и судебных решений («живое право»).

    Для социологической юриспруденции характерно акцентирование внимания не на том, что есть право, а на том, как право действует. Право – это не только нормы права, но и общественные отношения, в которых нормы реализуются. Социология права не признает монополии государственно-властных учреждений на создание правовых норм, она исходит из предположения, что право коренится в обществе, в общественных институтах и их нормах. Правовые нормы государства – это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое» право, которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Под «живым» правом, правом в действии понимается три взаимосвязанных его проявления в социальной жизни: правопорядок, совокупность предписаний и правоприменительная деятельность в суде или административном органе.

    К представителям социологической школы права относят О.Конта, Э.Дюркгейма, Л.Дюги, Е.Эрлиха, Р.Паунда, М.Ориу, 20 век.

    Реалистическая школа права (одно из направлений социологической школы): самая радикальная, т.к. отрицает такое свойство права как его нормативность.

    Либертарное (либертарно-юридическое): право – нормативное выражение принципа формального равенства, в единстве равной для всех нормы и меры свободы и справедливости.

    Формальное равенство как сущность и принцип права включает в себя три взаимосвязанных, взаимодополняющих и взаимно предполагающих (подразумевающих друг друга) составных компонента, три сущностных свойства права:

    1) всеобщую равную меру (норму),

    2) формальную свободу всех адресатов этой равной регулятивной меры (нормы),

    3) всеобщую справедливость этой одинаково равной для всех формы регуляции.

    Основоположник В.С. Нерсесянц, конец 20 века.

    Легальное определение права (ст. 1 Законе от 10.01.2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»): Право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта