Главная страница

религия нато. доклад религия нато. Религиозная обработка военнослужащих армий нато


Скачать 46.06 Kb.
НазваниеРелигиозная обработка военнослужащих армий нато
Анкоррелигия нато
Дата24.01.2022
Размер46.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладоклад религия нато.docx
ТипРуководство
#341124

Особенности участия религиозных структур в политическом воспитании военнослужащих армий стран НАТО
РЕЛИГИОЗНАЯ ОБРАБОТКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ АРМИЙ НАТО

Вооруженные силы стран НАТО имеют разветвленную систему военно-религиозной службы. Ее деятельность оговорена специальными договорами между высшим духовенством и военно-политическим руководством того или иного государства.
Религиозная обработка личного состава выступает составной частью широкого комплекса мероприятий по подготовке армий блока НАТО к участию в агрессивных войнах.

В «Едином кодексе военной юстиции» — документе, регламентирующем дисциплинарную и уголовную практику в вооруженных силах США, законодательно зафиксирована строгая ответственность командиров всех степеней за проведение религиозной работы с подчиненными.

Официально церковь в Соединенных Штатах отделена от государства. Но это совершенно не мешает командованию содержать огромный корпус военных священников (капелланов).

«Капелланы, — заявил как-то бывший министр обороны США М.Лэйрд, — являются не только желательной, но и необходимой частью вооруженных сил». Философ С. Хук (США) оценивает религию как сверхнациональную силу, которая управляет судьбами людей и служит «космической опорой» человеческих идеалов.

Корпус военных священников — одна из старейших и испытанных служб аппарата идеологической и психологической обработки личного состава. Он был создан одновременно с формированием регулярной армии США.
Руководство корпусом военных капелланов осуществляет совет по делам капелланов при министерстве обороны. В армии, ВВС и ВМС имеются управления главных капелланов, в объединениях и соединениях— отделы и отделения военных капелланов. Последние направляют деятельность военных священников частей, гарнизонов, баз.

В связи с тем что в США активно действуют церкви многих вероисповеданий, в вооруженных силах есть капелланы протестантские (до 75 процентов), католические (18—20 процентов), иудейские (около 5 процентов), православные, мусульманские и другие.

В 1980 году в американских сухопутных войсках, военно-морских силах и авиации служило свыше 3 тысяч штатных капелланов в звании от лейтенанта до генерал-майора и несколько тысяч унтер-офицеров, подготовленных для выполнения вспомогательных религиозных обязанностей в подразделениях.

В настоящее время, по данным иностранной прессы, на 700 человек личного состава сухопутных войск приходится один штатный капеллан.

В армии США заметна тенденция к увеличению штата военных священников, назначаемых во все соединения и части вплоть до отдельного батальона. Такая структура военно-религиозной службы, по оценке зарубежных специалистов, позволяет командованию оказывать постоянное религиозно-идеологическое воздействие на сознание и поведение военнослужащих. Содержание штатных военных священников обходится американскому налогоплательщику в 75—80 миллионов долларов в год.

Чтобы личным примером «вдохновлять» солдат и матросов на уничтожение противника - При подготовке офицеров-капелланов и их помощников (лица от 18 до 30 лет) кроме изучения воинских уставов и наставлений, основ боевой подготовки, военной техники, приемов владения оружием и ряд специальных дисциплин, особое место занимают военная психология и педагогика. Выпускникам курсов присваивается воинское звание «второй лейтенант».

на военных капелланов возлагаются утилитарные задачи (приносящие практическую пользу).

они являются социологами-консультантами при командирах и штабах, занимающимися выработкой у личного состава невосприимчивости к научной идеологии. Капелланы принимают самое непосредственное участие в формировании у военнослужащих так называемого «комплекса агрессивности» — слепой ненависти к коммунизму, народам и вооруженным силам стран социалистического содружества. Заметно активизировалась деятельность церкви в вооруженных силах США с приходом в Белый дом администрации Р. Рейгана. Подхватив брошенный президентом клич о «крестовом походе против коммунизма», военные священпики усилили антикоммунистическую, антисоветскую направленность религиозной обработки военнослужащих. Все это подчинено одной цели—использовать религию как средство формирования в сознании личного состава устойчивых антисоветских стереотипов, обоснования «правомерности» притязаний США на роль «мирового лидера», оправдания политики «неоглобализма», гонки вооружений, программы «звездных войн» и т. д. Реакционное духовенство Запада проводит активу ную деятельность, направленную на оправдание функций империалистических армий. Так, в специальных учебных пособиях, издаваемых управлениями главных военных капелланов видов вооруженных сил США, утверждается, что вооруженные силы этой страны «всегда и везде стояли на страже благородных и возвышенных задач». Военные священники стремятся внушить личному составу, что их усилия по подавлению выступлений трудящихся, национальных меньшинств своей страны, осуществление агрессивных акций против народов других государств — высшее проявление верности богу, прогрессу. Капелланы США настойчиво вбивают в сознание солдатских масс мысль, что «бог вложил в руки любезных ему англосаксонских наций атомный меч для того, чтобы обрушить его на головы врагов Христа».

Капелланы усердно внушают солдатам и матросам идею о святости функций буржуазной армии, приказов офицеров, которые якобы «поставлены божьей властью и служат божьему промыслу». Они требуют беспрекословного повиновения «тем, кому дана власть», «всегда быть готовыми подняться на священную войну против коммунизма». О внимании к религиозному воздействию на американских военнослужащих свидетельствует следующая выдержка из «Единого военно-дисциплинарного кодекса вооруженных сил США»: «Командиры всех ступеней обязаны строго следить за тем, как проводится воспитание их подчиненных, обращая особое внимание на религиозное воспитание. Лица, проявляющие неуважение к религии или препятствующие проведению этой деятельности, должны привлекаться к строгой ответственности». Религиозная обработка американских солдат и офицеров в целом осуществляется на основе общих политических и идеологических установок Пентагона, однако ее аппарат, формы и методы имеют свои особенности исходя из специфики того или иного вида вооруженных сил Соединенных Штатов. Так, религиозная служба на кораблях ВМС США была учреждена практически одновременно с созданием военно-морского флота. Законодательно этот акт был оформлен 28 ноября 1775 года, когда конгресс утвердил вторую статью устава ВМС, в которой, в частности, было сказано: «Командиры кораблей должны принять меры к тому, чтобы на кораблях дважды в день обеспечивалось проведение богослужений, а по воскресеньям читались проповеди». Религиозная служба в ВМС непрерывно совершенствовалась. В настоящее время она представлена корпусом капелланов из расчета в среднем один капеллан на 900 человек личного состава. Возглавляет службу главный капеллан ВМС (звание по должности контр адмирал), управление которого функционирует при штабе ВМС. На флотах имеются отделы главных капелланов, в корабельных соединениях — отделения капелланов. Служба капелланов имеет своих представителей во всех военных учебных заведениях — от колледжа ВМС и военно-морского училища в Аннаполисе до учебных центров флота и морской пехоты, а также в гарнизонах, госпиталях и т.


п. На всех крупных кораблях, в полках и батальонах морской пехоты имеются штатные капелланы. В помощь корабельным капелланам выделяются так называемые «лей-лидеры» — нештатные священнослужители из числа членов экипажа (офицеров или унтер-офицеров), имеющих навыки в религиозном воспитании. Капеллан — главный советник командира но вопросам религии и морали. Он организует, как лично, так и через своих помощников осуществляет весь комплекс многочисленных мероприятий по духовному воздействию на военнослужащих. Такое воздействие, как считает американское воеипо-политичсское руководство, укрепляет веру, снимает чувство страха и неуверенности личного состава, помогает ему более эффективно выполнять свои служебные обязанности, поднимает моральный уровень отдельных военнослужащих, а также вносит большой вклад в дело повышения морального состояния экипажа корабля и всего соединения в целом. Оценивая роль религиозного воспитания американских военнослужащих, бывший президент Д. Эйзенхауэр подчеркивал, что оно «имеет огромнейшее значение для обеспечения безопасности Соединенных Штатов перед лицом «воинствующего атеизма». За этими словами — признание роли религии как одного из факторов формирования морального духа личного состава армии США. Основная задача капелланов состоит в том, чтобы, воздействуя на умы и чувства военнослужащих, заставить их именем бога служить интересам господствующих классов. Характерными формами религиозной обработки личного состава ВМС США являются богослужения, проповеди, исповеди, коллективные молитвы, «часы капеллана», религиозные праздники, выступления по радио и телевидению, просмотр и обсуждение религиозных кинофильмов, уроки изучения Библии, ?фойедёнйе Групповых и йндйвидуаяьных бесед и другие. Наиболее интенсивно мероприятия по религиозной обработке проводятся по субботам и воскресеньям. Корабельная часовня в эти дни функционирует от подъема до отбоя. Для отправления религиозных обрядов имеющимся на корабле группам военнослужащих различных вероисповеданий и религиозных сект выделяется отдельное время.

Наряду с проведением богослужений капелланами кораблей практикуется передача по корабельной трансляции богослужений, проводимых в известных соборах, «святых местах», различных религиозных центрах страны. Во время богослужений капелланы выступают перед личным составом с проповедями, в которых от имени «всевышнего» внушают присутствующим те или иные церковные догмы, увязывая их с задачами корабля. И все эти проповеди в конечном счете имеют целью воспитывать военнослужащих в духе слепого повиновения командованию, безропотного выполнения его приказов. Действенной формой индивидуально-психологического влияния на военнослужащих являются религиозные исповеди. Выслушивая исповеди матросов, унтер- офицеров и офицеров о «содеянных ими грехах», о том, что их волнует, в чем они сомневаются, к чему стремятся, капеллан задаст вопросы, делает замечания, советует, «наставляет па путь истинный». Исповедуя ли- чпый состав, капелланы получают интересующую их информацию о положении на корабле, вскрывают тревожные факты и тенденции, по которым принимают соответствующие меры лично или докладывают о них по команде. Один раз в месяц капелланы проводят так называемые «часы капеллана», которые по содержанию и методике являются прямым идеологическим и психологическим воздействием на личный состав. Наряду с этим военные священники периодически проводят 10— 15нминутные беседы с небольшими группами моряков, а также индивидуальные беседы. Цель всех религиозных мероприятий по «программе воспитания характера» — привить личному составу требуемые командованием качества. Особый размах и интенсивность деятельность капелланов приобретает в дни религиозных и иных праздников, таких, как рождество, пасха, годовщина США, ВМС, морской пехоты, корпуса капелланов ВМС. Стержневым направлением в содержании религиозной обработки личного состава американских вооруженных сил является антикоммунизм и антисоветизм. Оно пронизывает все другие направления работы военных священников. Антикоммунизм и антисоветизм преподносятся военным духовенством как составная часть веры в бога. В одной из проповедей в период агрессии американского империализма против Вьетнама было сказано: «Не может быть сомнения в том, что размах благородной деятельности нашей армии во Вьетнаме является невиданным в истории человечества. Ценою своих жертв мы сохраняем тысячи жизней. Не верьте лжи коммунистов». «Война во Вьетнаме, — писал в свое время главный капеллан вооруженных сил США генерал-майор Сэмпсон, — это война не только за свободу местного населения, но и за идеалы, которые отстаивают американцы. Поэтому выполнение нашими военнослужащими всех приказов в этой войне—высшее проявление веры в бога». Вот так именем «всевышнего» освящаются злодеяния пентагоновских агрессоров, обосновывается военная помощь реакционным режимам и усиление милитаристского присутствия в «горячих точках» планеты. Капелланы всех вероисповеданий прилагают усилия к тому, чтобы фальсифицировать политику коммунистических партий, дискредитировать успехи социализма, разжечь ненависть к СССР и другим социалистическим странам. Как сообщила, например, выходящая в главной базе Атлантического (2-го) флота Норфолке газета «Вирджиниан пайлот», участники состоявшейся летом 1980 года в Далласе конференции представителей ряда протестантских церквей обратились с призывом ко всем «истинным христианам» единодушно проголосовать за кандидата в президенты Р. Рейгана, подчеркивая при этом, что он «активно ведет борьбу против коммунистов-безбожников». Они высказались также за необходимость поддержания мощи своих вооруженных сил, поскольку-де «сдерживание коммунизма является божественным предначертанием Соединенных Штатов». Под этим предлогом церковники освящали и освящают агрессивные войны и террористические акции, совершаемые империализмом, внушая американским морякам, что, «защищая демократию и цивилизацию от коммунизма», они «борются за дело божье». Во время военных действий религиозная деятельность военных священников активизируется. Этому способствует сама обстановка войны. «Война, — писал В. И. Ленин, — не может не вызывать в массах самых бурных чувств... Каковы главные потоки этих бурных чувств? 1) Ужас и отчаяние. Отсюда — усиление религии. Церкви снова стали наполняться, — ликуют реакционеры... 2) Ненависть к «врагу» — чувство, разжигаемое специально буржуазией (не столько попами) и выгодное только ей экономически и политически...» 20 Военные священники стремятся увести сознание военнослужащих от правильного понимания сущности империалистических войн и оправдать их действительных виновников. Духовные пастыри сыграли немалую роль в формировании облика американского солдата, который ярко проявился во время злодейской войны США во Вьетнаме. Главный католический капеллан американских вооруженных сил кардинал Спеллман благословлял военнослужащих, которых он называл солдатами Христа, освящал их разбойничьи действия во Вьетнаме. Он призывал американцев «поддержать наших парней во Вьетнаме, борющихся за свободу, против атеистического коммунизма». Главный капеллан ВМС контр-адмирал Келли оправдывал злодеяния личного состава, особенно зверства на вьетнамской земле морских пехотинцев, которые, по его словам, выполняли там «божественную миссию». За время пребывания в должности главного капеллана ВМС Келли пять раз лично побывал во Вьетнаме, где выступал на боевых кораблях, действующих у берегов этой страны, убеждал личный состав не ставить под сомнение целей войны и беспрекословно подчиняться своим командирам. Оправдывая агрессивные акции американского империализма и злодеяния тех, кто в них непосредственно участвует, капелланы стараются привить всему личному составу стремление наилучшим образом под-! готовить себя к выполнению «священной миссии» — борьбе против «безбожников-коммунистов». Для этого, учат они, необходимо упорно овладевать специальностью и делать все, что тебе велят, даже тогда, когда тебе этого не хочется. Большое внимание в религиозной обработке уделяется восхвалению и пропаганде «американского образа жизни» и устоев буржуазного строя. Капелланы всех мастей и рангов — католики и протестанты, иудеи и православные, — каждый на свой лад, но с одинаковым рвением, поют хвалу всему американскому как эталону, достойному подражания, превозносят мнимые демократические свободы США, частное предпринимательство, американскую форму правления, подчеркивая, что все это — от бога, «воздающего истинным верующим». Капеллан одного из авианосцев ВМС США, например, свою проповедь заключил словами: «В нас нельзя погасить огонь и охладить тыл христианской веры. Самые чудесные люди и самая чудесная нация- американцы». Капелланы всячески отмечают «особую» роль США в решении мировых проблем, оправдывают милитаристскую политику американского империализма, утверждая при этом, что, дескать, «небесный отец вручил в руки Америки судьбу человечества». Так морякам внушается мысль о «богоизбранности» их страны, ее «высшем божественном предначертании». Этим лживым тезисом обосновывается и «пеобхотщмость» всемерного наращивания военной мощи США как средства противостояния «безбожиикам-коммупистам» во всем мире. | Понимая, что перечисленные домыслы, цренодносн-j мые от имени «господа бога», могут быть восприняты личным составом лишь в том случае, если в его созна-{ нии прочно укоренятся религиозные догмы, военно-no^ литическое руководство и военные священники уделя-] ют постоянное внимание разносторонней пропаганде самой религии. Еще Эйзенхауэр неоднократно нодчер-! кивал, что «признание Высшего бытия есть первое м, главнейшее выражение американизма. Без веры в бога не может существовать ни американская форма правления, ни американский образ жизни». Запугивая «карой небесной» всех, кто недостаточна активен в проявлении своих религиозных чувств, ка^ йейМн авианосца «Нимитц», папример, обратился it своей пастве, когда корабль находился у берегов Персидского залива, со следуюпцши словами: «Я представляю господа бога здесь, и вы все должны мне верить. Ваши дети, которые так далеко от вас сейчас, могут стать жертвой ваших недостатков, главным из которых является неверие. Из-за нашего неверия происходят все беды на земле». Одновременно личному составу внушалось, что «верное служенпе богу и отечеству— главная обязанность моряка», что он должен безоговорочно выполнять свой долг во имя «высшего предназначения Америки» — быть «мировым лидером». Проповедуя церковные догмы и через них пропагандируя угодные правящим классам США идеи, военные священники не могут пе считаться с процессами, происходящими в современном мире. Это вынуждает их приспосабливаться к новым условиям и обстоятельствам. Традиционные темы проповедей и призывы к смирению, послушанию и долготерпению все чаще чередуются с обсуждением проблем войны и мира, прав человека, отцов и детей, употребления наркотиков и многих других. Конечно, трактовка их осуществляется в рамках реакционных идеологических установок правящих кругов США. При этом капелланам приходится проявлять находчивость, тонко чувствовать настроения слушателей, с тем чтобы еще более укрепить их на позициях религии и эксплуататорских классов. В учебнике для военного капеллана вооруженных сил США, изданном в 1967 году, говорится о том, что капеллан должен приложить все усилия, чтобы помочь солдату нести службу, по окончании которой он обязан уйти из армии, с флота или из авиации укрепившимся в своей религиозной ориентации, более набожным. Разумеется, деятельность капелланов выходит далеко за рамки удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих. В то время как значительная часть католического духовенства США выступает против гонки вооружений, представители военно-религиозной службы рьяно поддерживают агрессивный внешнеполитический курс Белого дома. В период разрядки международной напряженности капелланы внушали личному составу, что разрядка — это лишь уловка со стороны Советского Союза для обмана защитников западной христианской цивилизации. В вооруженных силах США священники неустанно повторяют лживые, клеветнические измышления реакционной буржуазной пропаганды о «советской военной угрозе», учат солдат быть беспощадными к красным: «Убей красного — и ты сразу же приблизишься к богу»; «Каждый убитый красный — еще одно деяние, угодное всевышнему». Военно-религиозная служба США публикует в журнале «Военный капеллан» тематику занятий с солдатами и матросами. Управление главного капеллана армии издает бюллетени, в которых военных капелланов инструктируют, как сочетать воспитание в .духе милитаризма со словом божьим, как примирить библейскую заповедь «не убий» с воинственными призывами беспощадно убивать красных, под которыми подразумеваются все, кто выступает против политики империализма. Для религиозной психологической обработки личного состава вооруженных сил США Пентагон прибегает к услугам не только капелланов, но и различных магов. Привлечение «специалистов» по мистике на государственную службу весьма показательно для характеристики духовной атмосферы в США. В этой ведущей стране капиталистического мира существуют благоприятные условия для распространения мистицизма, поставленного на службу американского милитаризма, антикоммунизма и антисоветизма. Сильным эмоциональным воздействием на военнослужащих обладает и оформление богослужений. Архитектура храмов, их украшения, музыка, театральное и ораторское искусство проповедников — все тщательно рассчитано на возбуждение у личного состава религиозных чувств. Военные священники всем этим весьма расчетливо пользуются, забывая о многих ранее незыблемых религиозных традициях. Так, в Колорадо (США) построена церковь для военнослужащих, архитектура которой воспроизводит атрибуты атомной войны: крыша храма напоминает ракетодром, купола — устремленные в небо ракеты, окна — супербомбы, светильники и люстры — различные виды боеприпасов, роспись стен и потолков — целый арсенал атомного оружия. Что это — творческая самостоятельность архитекторов и художников? Конечно, нет. Это тонко рассчитанный прием воздействия на чувства верующих солдат. По замыслам американской военщины и воинствующих клерикалов да- №ё сама архитектура храма должна вызывать у личного состава милитаристские мысли и эмоции, психологически готовить его к ракетно-ядерной войне. В процессе религиозно-идеологической обработки солдат и матросов военные священники империалистических армий широко опираются на мощные средства массовой информации гражданских церквей. Реакционная клерикальная литература потоком идет во все армии НАТО, особенно США, Англии, ФРГ. В казармы и на корабли направляется множество военно-пастырских книг и брошюр. Например, в американском обществе насчитывается около 900 протестантских, католических и иудаистских периодических изданий. Кроме того, практически во всех центральных и местных газетах и журналах одна страница посвящена вопросам религиозного воспитания. В самих вооруженных силах США весьма распространенными являются такие издания, как «История корпуса военных капелланов морского флота США», «Военные священники военно-воздушных сил», «История капелланов армии США», «Капеллан разговаривает с солдатами», «Раввины в военной форме», «Солдат и его религия», «Объединимся для бога и родины» и другие. Здесь действует свыше 400 радио- и телестанций, через которые регулярно транслируются религиозные передачи. Американские войска снабжаются также религиозными кинофильмами, наборами диапозитивов и плакатами. Казармы других армий НАТО наводняются религиозной литературой не менее обильно. Помимо традиционной религиозной деятельности капелланы читают военнослужащим лекции о международном положении, проводят мероприятия но организации досуга и т. п. Для оказания помощи командованию в выявлении среди солдат и офицеров так называемых «подрывных элементов» военные священники ведут специальные картотеки. Вместе с командирами они участвуют в решении вопросов о поощрении и наказании солдат и матросов. По оценке иностранных специалистов, религиозная обработка оказывает значительное влияние на американских военнослужащих. Сочетаясь с другими формами идеологического оболванивания, она обеспечивает формирование у них качеств, необходимых для проведения антинародной политикй империалйстияе- ских правящих кругов. Посмотрим, что представляют собой сегодняшние «крестоносцы» американской военщины. Обратимся, например, к откровениям сержанта морской пехоты Хантера, участника вторжения на Гренаду. «Давно я так не отводил душу, — восторженно рассказывал он па пресс-конференции. — Мы шли, прокладывая себе дорогу пулеметами и автоматами, беря приступом дом за домом, подавляя очаги сопротивления, уничтожая всех, кто попадался под руку». Быть может, Хантер — исключение, патологический убийца, случайно затесавшийся в ряды защитников «свободного мира»? Нет, он — неотъемлемая часть массовой продукции центра подготовки морских пехотинцев. Один из них, Уитмор, вспоминает о днях обучения в центре следующее: «Единственное, что мы слышали там с утра до ночи, это — «убей!». Каждый вечер перед отбоем инструкторы выстраивали нас и заставляли орать что есть мочи только одно слово: «Убей! Убей! Убей!» А еще нам приказывали просить у бога, чтобы он почаще посылал войны, ибо только на войне морской пехотинец может показать, что он настоящий убийца». В зарубежной прессе отмечается, что влияние военно-религиозной службы США распространяется также на население и вооруженные силы других стран НАТО, государств, на территории которых дислоцируются американские войска. С начала 80-х годов в вооруженных силах США и некоторых других натовских государств принята единая военно-религиозная программа. В ее основе лежит стремление выработать у личного состава чувство «атлантической солидарности», подготовить его к войне против «общего врага», под которым подразумевается «безбожный коммунизм». В борьбе с коммунизмом, по утверждению милитаристов в сутанах, все средства хороши. «Коммунизм является злом, — писал английский капеллан Ричар- до, — и мы должны сделать все, чтобы покончить с ним. Если единственным средством для этого является термоядерная бомба, тогда с верой в бога мы должны применить это оружие». И его применили. Атомная бомбардировка США Хиросимы и Нагасаки не вызвала в свое время какого- либо осуждения со стороны католической церкви. Что же касается высокопоставленных религиозных деятелей Соединенных Штатов, то они даже одобрили эту злодейскую акцию своего правительства, хотя в ней, как известно, не было никакой военной необходимости. Военный капеллан американской авиации благословил экипажи бомбардировщиков, направлявшихся со смертоносным грузом к японским городам. Перспектива уничтожения сотен миллионов людей в атомной войне отнюдь не смущала ее церковных поборников. Многие из них пропагандировали тезис о возможности использования оружия массового уничтожения. Так, западногерманский епископ Дибелиус в 50-х годах внушал верующим, что, дескать, не надо бояться ядерной войны. С точки зрения этото церковного деятеля, применение ядерного оружия — благо, божий подарок людям. Оно будет способствовать тому, чтобы они быстрее попали в рай. Как видим, это явная попытка сыграть на религиозных чувствах простых людей, на их вере в загробную жизнь. Концепции, которые проповедовали 30 лет назад воинственные теологи, и ныне повторяют клерикалы в США и других капиталистических странах. Их не смущает то, что ядериая война ставит под угрозу само существование пашей планеты. По мнению профессора Дж. Хичкока, в религиозном понимании физическое уничтожение, как бы оно ни было ужасно, никогда не может быть худшим злом. Суть этого тезиса — коммунизм гораздо хуже, чем прекращение земной жизни. Эти взгляды церковных апологетов атомной войны сегодня широко используются военными священниками в процессе религиозной обработки личного состава империалистических^ армий. Свидетельством превращения солдат и матросов в «верных слуг бога и нации» является, но словам капелланов, безоговорочное выполнение ими любых приказов командования независимо от того, к каким последствиям такие приказы могут привести. Военнослужащим внушают, что здесь не может быть никакого «греховного деяния», что они автоматически освобождаются от ответственности. Вот что об этом говорится в книге «Полковой священник — твой друг» — своеобразном религиозном наставлении для английских военнослужащих: «Раз ты участвуешь в войне, которую власти твоей страны признали законной, значит, не ты, а они несут всю ответственность. Поскольку же эти власти от бога, то, значит, и ответственность, которую они несут, определяется богом». Именно так оправдывалась британская фолклендская военная авантюра. Корабельный капеллан Девоншир на авианосце «Гермес», следовавшем весной 1982 года в составе британской эскадры к Фолклендам, чтобы восстановить колониальное господство над островами, во время пасхальной службы призывал свою паству «одержать победу» над собственными страхами и чувствами, наказать строптивых «аргиес», то есть аргентинцев. Вскоре после англо-аргентинского конфликта были подведены его итоги: свыше 250 англичан убито и 770 ранено — такова плата Лондона за агрессивную акцию в Южной Атлантике, получившую одобрение и поддержку воинствующего духовенства. Религиозная обработка английских военнослужащих проводится дифференцированно, с использованием различных форм и методов. В целях завоевания душ солдат и матросов капелланы «утешают» больных, хоронят умерших, дают «советы по вопросам религии, быта, семейной жизни». Среди многообразных форм религиозного воздействия одно из главных мест занимают специальные занятия по религиозной тематике, содержание которых тесно увязывается со всем процессом обучения и направлено в конечном счете на подготовку личного состава к агрессивным войнам. Например, в беседы о «смысле жизни» включаются такие темы: «Как я справлюсь со своим страхом», «Человек и его агрессивность» и т. п. Английский буржуазный военный психолог Н. Коупленд в свое время так определил задачи религиозной обработки солдат: «Военные капелланы и представители религиозных организаций, работающие в войсках, обязаны использовать каждую возможность, чтобы внушить солдатам уверенность в себе и в деле, за которое они воюют. Церковные службы должны стать средством воодушевления солдат на ратные подвиги. Пусть песнопения, чтение Библии, проповеди служат душевному подъему, внушают уверенность». Мистификация общественных явлений и такого из них, как война, внушение солдатам «богоугодности» военной службы, «святости» присяги — одна из важнейших забот военных пастырей. Капелланы английской армии неустанно убеждают солдат, что ноецная служба учреждена на земле по воле самого господа бога, упорно твердят им старые военно-пастырские идеи: «Если война — суд божий, то армия — орудие божьего суда», «Военная служба — божья служба» и так далее. Для предупреждения трусости в бою они внушают верующим, что трусость греховна, она — показатель отсутствия любви к богу. И тот, кто ее проявляет, не избежит вечных мук ада. Храброго же бог бережет, награда ему — на небесах. Военные священники английских вооруженных сил, как и их американские коллеги, весьма активно используют свободное время, досуг военнослужащих. Под их попечительством в частях и гарнизонах функционируют различные религиозные и светские кружки, действуют библиотеки и клубы, в огромном количестве распространяются религиозные книги, брошюры и листовки. По свидетельству журнала «Солджер», британскому солдату в первые дни службы в соответствии с требованиями общеармейского устава вручается набор книг на религиозные темы. Чтобы завлечь военнослужащих в церковь, там устанавливается современная музыкальная аппаратура, на богослужения нередко приглашаются разного рода ансамбли. Британские капелланы, работая в тесном контакте с командованием, внимательно следят за моральным состоянием солдат, их настроениями, выявляют политически неблагонадежных, колеблющихся, сомневающихся. Эта их функция считается особенно важной в условиях бурного роста на Западе антивоенного движения, широкого участия народных масс, в том числе молодежи, в борьбе против гонки вооружений, за устранение угрозы термоядерной войны. В целях укрепления «воинственного духа нации» военными священниками организуются многочисленные религиозные церемонии и молебны «во славу» натовского воинства и оружия, пышные богослужения по поводу начала и окончания маневров натовских войск, проводятся другие мероприятия. В западногерманском бундесвере регулярно проводятся многодневные религиозные слеты, так называемые «часы вооружения», на которых обсуждение политических вопросов перемежается с экстатическими молебнами, своего рода «духовными банями» по искусственному разогреванию религиозной ненависти к атеистическому коммунизму, § Павдор д. В целом военно-религиозная служба западногерманского бундесвера объединяет представителей евангелической и католической церквей во главе с военными епископами. Церковь располагает довольно широкой базой в бундесвере: 95 процентов военнослужащих — верующие. В штабах военных округов контроль за организацией религиозной обработки личного состава осуществляют деканы военных округов обоих вероисповеданий, которым подчинены корпусные и дивизионные военные священники. В бригадах, полках, отдельных частях, училищах и академиях каждые 1500 военнослужащих — протестантов или католиков образуют общину во главе с военным священником. Непосредственной религиозной обработкой личного состава занимаются около 300 штатных военных священников. Содержание их деятельности определено различными инструкциями и директивами. В настоящее время в западногерманской армии священнослужителей в каждой части вдвое больше, чем в гитлеровской армии. Военно-церковная служба самым тщательным образом подбирает себе кадры. Из числа наиболее ревностно верующих солдат военные священники подбирают себе помощников, прислуживающих во время богослужений, а также информирующих о настроениях военнослужащих, об их впечатлениях от религиозной службы и т. д. Через них священники стремятся укрепить связи с личным составом, быть постоянно осведомленными о его мыслях и поведении. Военно-церковная служба ставпт себе целью под предлогом «заботы о душах» солдат навязать им свою политико-идеологическую мотивировку необходимости службы в бундесвере, замаскировать антагонистические противоречия империалистической системы, воспитать личный состав в духе верности государственному строю ФРГ, морально подготовить его к участию в «крестовом походе» против коммунизма, способствовать укреплению агрессивного блока НАТО под девизом «единства христианского Запада». Никогда прежде пропаганда антикоммунизма в бундесвере, в том числе и религиозными средствами, не велась столь активно, как сейчас. Военные священники стремятся с помощью веры помочь командованию вбить солдатам в головы абсурдную идею о том,'что на ФРГ и ее военный инструмент — бундесвер возложена бр- цщственйая миссия: защитить «свободный христианский мир» от «коммунистической угрозы». Здесь, как видим, явно просматривается мысль о «богоизбранности» немецкой нации. В этом они вдохновляются примером гитлеровской Германии, военно-церковная служба которой заявляла, что «Христос вернулся к немцам в лице фюрера», призывала к «крестовому походу» на Восток, к священной войне против коммунизма», оправдывала тем самым во время войны любые злодеяния немецко-фашистского вермахта. Буржуазная пропаганда объявляет коммунизм безбожным, а поэтому и безнравственным учением. Этот «довод» широко используется церковниками для воспитания военнослужащих в духе вражды и непависти к народам социалистических стран. Так, кардинал Фрипге пишет: «Кто хочет мира, должен быть готов к его защите. Мир под коммунистическим господством не может быть миром». Не менее воинственно настроен и военный декан Людвиг Штегер. В одном из религиозных журналов он обращается к солдатам бундесвера: «Помолимся, чтобы бог освободил восточные народы и сохранил наши от бича большевизма». ОДНРШ из главных направлений антикоммунистической деятельности военных священников является клевета на политику КПСС и Советского правительства, извращение социалистической действительности. Церковь распространяет лживые слухи о том, что в Советском Союзе якобы нет свободы совести, а люди преследуются за религиозные убеждения. Из числа епископов создана специальная комиссия, изучающая «положение верующих в странах восточного блока». Заключив соглашение с церковью, правительство ФРГ ежегодно ассигнует около 40 миллионов марок для нужд религиозной обработки в войсках. Это убедительно подтверждает ленинское положение о связи религиозной пропаганды с властью буржуазии, «которая во всем мире сотни миллионов рублей из выжимаемой ею с трудящихся прибыли употребляет на поддержку религии» 21. Военная церковь пытается со своих позиций оправдать существование капиталистической системы, именем господним затушевать ее эксплуататорскую сущность. «Мы, христиане, — говорится в католических «Письмах» к солдатам бундесвера, — знаем: государство — от бога. Неблагодарность по отношению к идеалам и ценностям в нашем свободном государстве есть неблагодарность богу». Особое внимание военные священники уделяют пропаганде клерикально-милитаристской ЭТИКИ, выработанным ею категориям долга и чести. Они понимают их как верное служение боннскому государству, беспрекословное выполнение любого приказа. Солдатам бундесвера много говорят о солдатской чести, которая связывается с понятием долга. Честен тот, кто выполняет свой долг солдата, заявляют западногерманские военные священники, сознательно замалчивая или извращая классово-политическую природу империалистических войн. В документах военного министерства ФРГ признается, что религия и пастырская служба в бундесвере призваны «укреплять духовные и нравственные силы солдат, силы, которые составляют значительно большие ценности, чем практическое умение». Один из типичных представителей военных священников бундесвера Вертман, прошедший школу фашистского вермахта, в своей статье «Бойтесь бога» писал: «Солдат, черпающий силы в вере в бога, выполняет свою задачу и дело, которое ему доверено, без нудных и трусливых жалоб на тяжелую службу или на суровые требования». Демагогически оперируя такими понятиями, как «общество», «родина», «идеальное государство», церковники пытаются извратить, замаскировать действительное назначение государства в буржуазном обществе и тем самым превратить личный состав вооруженных сил в верных исполнителей воли эксплуататорского меньшинства. В западногерманском бундесвере военные священники внушают солдатам, что они «божьи избранники», выполняющие волю всевышнего. В солдатском католическом молитвеннике «Святая служба» говорится: «Обязанности, которые я выполняю, возложены на меня богом... С момента крещения я являюсь солдатом Христа». Как и во времена Гитлера, военные священники говорят солдатам о необходимости «чтить божьи установления», беспрекословно подчиняться представителям «богоданной власти» — офицерам. Послушание — одна из самых высоких солдатских добродетелей й внутренняя предпосылка для ЙС^ИЙЙО солдатской доблести. Военным священникам вменяется в обязанность растолковывать солдатам, что не следует дословно понимать такую заповедь Библии, как «не убий». В своих проповедях они насаждают идеи милитаризма и реваншизма, оправдывают войну, включая и ракетно- ядерную. Один из духовных отцов бундесвера по этому поводу заявил следующее: «А чего вы ожидали? Чтобы наши капелланы говорили солдатам, что убийство вещь недозволенная? Нет, конечно. Задача этой службы готовить солдат к войне и в конечном счете оправдывать убийство во славу бога». Не иначе как во имя подобной чудовищной цели евангелический военный епископ бундесвера Лемиг, прозванный «ракетным епископом», ратовал за размещение американских ракет средней дальности в Западной Европе. Военные священники стараются обосновать невозможность мирного сосуществования государств с различным общественным строем и тем самым оправдать необходимость, войны. Так, военный священник войск пограничной охраны Фриц Георг Ульбрих на одной из рождественских проповедей заявил: «Только дураки могут верить, что борьбой за мир можно добиться мира между народами. Мир на земле возможен только там, где существует мир с богом». С солдатом сегодня работает капеллан нового типа. Он не ждет свою паству в церкви, а сам идет в казарму, в поле и там творит службу. Военные священники принимают участие в маневрах, совершают длительные марши, походы на кораблях. Командование бундесвера считает, что своевременное появление священника и его проповедь смогут оказать значительное влияние на войска, подвергшиеся ядерному удару, будут способствовать более быстрому восстановлению их боеспособности. Каждое церковное богослужение включает в себя пропитанную ядом антикоммунизма и антисоветизма проповедь. Посещение богослужений солдатами включается в расписание занятий. Офицеры строго следят за тем, чтобы их подчиненные не пропускали без уважительных причин церковную службу. Военная церковь ФРГ активно включилась в работу по укреплению связей между армиями НАТО, восхвалению агрессивного империалистического блока. Причем она не только а едет пронатовскую пропаганду в казармах среди своих солдат, но и является инициатором международных религиозных встреч. С 1962 года евангелическая церковь проводит ежегодно международные встречи верующих солдат. Военные священники пытаются убедить их участников, что наряду с военным союзом в НАТО существует общность и в христианской вере, стремятся замаскировать существующие в НАТО противоречия лозунгом «единства христианского Запада». Начиная с 1958 года во французском городе Лурд проходят традпцпонпые встречи верующих солдат- католиков НАТО. Ежегодно летом в подобных встречах принимают участие 20—30 тысяч военнослужащих. Описывая это религиозное военное паломничество, испанская газета «Аррпбе» назвала его новым «крестовым походом солдат бога», походом, который может, «в случае если того потребуют соответствующие обстоятельства, стать военным крестовым походом». Командиры и капелланы стремятся привлечь к подобным поездкам в первую очередь молодых солдат, с тем чтобы с первых дней прохождения службы внушить им идею «атлантической солидарности». Устроители этих встреч, стремясь придать им характер не столько религиозный, сколько политический, проводят их под пронатовскими лозунгами. Усилия военно-церковного аппарата направлены на идеологическую и психологическую обработку военнослужащих империалистических армий в духе антикоммунизма и антисоветизма, непримиримой вражды к национально-освободительной борьбе народов, подготовку НАТО к агрессивным войнам и вооруженным авантюрам.


написать администратору сайта