Курсовая Накоряков. Религиозные организации особенности правового положения.
Скачать 0.59 Mb.
|
1.1. Закрепление принципа светского государства и свободы совести в Конституции РоссииКонституционный принцип светского государства лежит в основе всяких отношений государства с религиозными объединениями и проведения государственной политики в мировоззренческой сфере общества, и этим принципом обязаны руководствоваться все правотворческие и правоприменительные органы, граждане, должностные лица и общественные объединения. Конституционный принцип светского государства необходимо рассматривать в системной связи с иными базовыми положениями действующей Конституции РФ: - провозглашение России демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1); - провозглашение положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2); права и свободы человека и гражданина признаются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18); - употребление термина «многонациональный народ» (преамбула, ч. 1 ст. 3); - признание идеологического многообразия; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1, 2 ст. 13); - запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13); - признание равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); - гарантии каждому свободы совести, свободы вероисповедания (ст. 28). Из этого следует, что демократическое правовое Российское государство признает права и свободы человека, в том числе свободу совести, высшей ценностью, равенство всех перед законом и судом, идеологическое многообразие, тем самым задается система координат определения понятия и содержания светского государства в России. Нельзя не согласиться с Г. П. Лупаревым, что огромное значение в формировании светского государства, его основ и признаков имеет либерально-правовая парадигма. Отечественные авторы определяют светское государство, главным образом основываясь на отношениях государства к религии и религиозным объединениям. Например, в учебной литературе с таких подходов светское государство рассматривают О. Е. Кутафин, М. В. Баглай, С. А. Авакьян и др. Например, такое определение есть у И. В. Понкина: «Светское государство - это государство, обеспечивающее независимость и суверенность государственных институтов и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии». Конечно, И. В. Понкин расширяет понятие светского государства, говоря об «отделении от государства объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии», однако прав М. С. Стецкевич, ставящий ряд вопросов по поводу этого определения: «Может ли государство, называющее себя светским, оказывать предпочтение какой-либо религии, не устанавливая ее в качестве обязательной? Может ли государство проводить особую конфессиональную политику?». На наш взгляд, ключевым понятием является понятие «мировоззренческий нейтралитет государства», который, как отмечает Г. П. Лупарев, представляет собой важнейшую теоретико-методологическую особенность светского государства, распространяющуюся не только на религию, но и на иные формы человеческих взглядов на окружающий мир. Аналогичного мнения придерживается И. А. Куницин, учитывающий положение ч. 1 ст. 13 Конституции РФ об идеологическом многообразии. Так, светское государство мировоззренчески нейтрально, т. е. «принципиально не приемлет никакой идеологии - религиозной, атеистической, религиозно-индифферентной или иной в качестве официальной, в государстве сосуществуют различные идеологии, в своей законотворческой деятельности и практической политике оно исходит из интересов всего общества, а не какой-либо его части, отличающейся по мировоззренческому (в том числе религиозному) признаку». Исходя из принципа мировоззренческого нейтралитета, аналогичное понятие светского государства предлагает С. А. Мозговой. Помимо светского характера государства, ст. 14 Конституции РФ закрепляет также характерные черты (признаки, свойства, элементы) светского государства. Как справедливо отмечает С. А. Бурьянов, «принцип светскости государства, лежащий в основе равноправия людей вне зависимости от отношения к религии и равенства религиозных объединений, сам нуждается сегодня в гарантиях». Гарантиями светскости государства, о которых говорит С. А. Бурьянов, являются конституционные нормы об отсутствии государственной или обязательной религии, отделении религиозных объединений от государства и равенстве их перед законом. Отсутствие государственной или обязательной религии налагает запрет государству выражать предпочтение конкретной религии, но также не исключает и возможности положительного отношения к религиозному, религиозным объединениям (например, предоставление налоговых, финансовых льгот и иное). Отделение церкви (религиозных объединений) от государства явилось важнейшим этапом на пути становления светского государства. Однако одного отделения явно недостаточно, так как государство не обязательно приобретает характер светского, а может стать атеистическим или иметь специальные отношения с отдельными конфессиями, заключая договоры о сотрудничестве и оказывая им помощь. Нужно учитывать и временный характер процессов отделения. Отделение церкви от государства - это процесс, который в определенный момент заканчивается с логической, исторической, юридической и организационной точек зрения. Однако в действительности, в динамике общественных отношений, отношения государства с религиозными объединениями не прекращаются и не останавливаются, а лишь приобретают иной характер. И в связи с этим крайне важен третий элемент светскости, который упоминается в российской Конституции, - равенство религиозных объединений перед законом. Именно принцип равенства религиозных объединений перед законом создает конституционное нормативное основание для взаимоотношений государства и религиозных объединений. Принцип равенства заключается в следующем: 1) все религиозные объединения обладают равными правами на территории Российской Федерации, зафиксированными в законодательстве; 2) все религиозные объединения несут одни и те же обязанности, предусмотренные законодательством; 3) религиозные объединения несут идентичную юридическую ответственность за совершение аналогичных правонарушений. Конституция РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом независимо от отношения к религии и убеждений, следовательно, принцип формального равенства устанавливается как на индивидуальном (равенство граждан), так и на коллективном уровне (равенство объединений граждан). Однако в научной литературе формальное равенство религиозных объединений постоянно ставится под сомнение некоторыми авторами. Рассмотрим, к примеру, конкретные предложения И. В. Понкина: «Принцип равенства религиозных объединений перед законом допускает возможность предоставления тем или иным религиозным объединениям дополнительных преференций, являющихся элементом государственной политики в области отношений с религиозными объединениями, и не препятствует выделению государством религиозных организаций традиционных религий, наделению их соответствующим конституционно-правовым статусом и расширенному сотрудничеству с ними». Новые оттенки формальному равенству придает И. А. Куницын, трактующий равенство в том ключе, что «деятельность всех религиозных объединений должна осуществляться на основании и в соответствии с законодательными актами». Подобная подмена принципа формального равенства государственной политикой вероисповедных предпочтений отдаляет не только Россию, но и любую страну от построения фактического светского государства. Именно принцип равенства является связующим звеном среди всех характерных черт светского государства, позволяет сохранять государству мировоззренческий нейтралитет и быть равноудаленным от всех религиозных объединений. Таким образом, светское государство - это государство, которое гарантирует каждому индивиду свободу мировоззренческого выбора, является мировоззренчески нейтральным, признает формальное равенство религиозных и общественных объединений и не проводит специальной политики в мировоззренческой сфере общества. Конституционные нормы о светском государстве конкретизируются в отраслевом законодательстве Российской Федерации. Так, содержание отделения религиозных объединений от государства находит отражение в ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон № 125-ФЗ). В 1999 г. названный Закон стал предметом Заключения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова на предмет его соответствия международным обязательствам России. В Заключении О. О. Миронов акцентировал внимание на преамбуле Закона № 125-ФЗ, которая, по его мнению, не соответствует Конституции и международным документам о правах человека, а также на различении в Законе № 125-ФЗ двух разновидностей религиозных объединений - религиозных групп и религиозных организаций. В указанном Законе обозначается непрописанное деление на традиционные и нетрадиционные религиозные объединения. Так, в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона № 125-ФЗ для учреждения местной религиозной организации необходимо подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления. А для религиозных организаций, созданных до вступления в силу Закона № 125-ФЗ, но не имеющих документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении 15 лет, закреплено правило об их ежегодной перерегистрации до наступления 15-летнего срока (п. 3 ст. 27). Такие организации в указанный срок не пользуются целым рядом прав религиозной организации (посл. абзац п. 3 ст. 27). В итоге О. О. Миронов приходит к выводу, что рассматриваемый Закон создает дискриминационные условия для определенного круга религиозных объединений и тем самым не отвечает требованиям Конституции РФ и ее международным обязательствам в сфере прав человека. Конституционный принцип светского государства закрепляется и в сфере образования Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», в котором устанавливается «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». Закон подчеркивает, что содержание образования в том числе «должно способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений». Светский характер образования подчеркивается также и на уровне подзаконных актов - в Национальной доктрине образования и Типовых положениях об образовательных учреждениях разных видов. Иные законодательные акты РФ, принятые по вопросам проведения выборов, референдума, деятельности политических партий, государственной службы, детализируют конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства. В законодательстве субъектов РФ проблема закрепления конституционного принципа светского государства решается по-разному. Так, светский характер государства закрепляется в Конституциях Республики Адыгея (ст. 14), Республики Башкортостан (ст. 13), Республики Дагестан (ст. 17), Республики Ингушетия (ст. 1), Кабардино-Балкарской Республики (ст. 14) и Республики Татарстан (ст. 11). Конституции Республик Мордовия, Северная Осетия - Алания и Марий Эл не содержат положений о светском государстве, ограничиваясь следующими положениями: никакая религия в Республиках не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 12, ст. 13 и ст. 13 соответственно). Конституция Удмуртской Республики ограничивается положением о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14), а Конституция Чувашской Республики закрепляет лишь отделение религиозных объединений от государства и равенство перед законом (ч. 4 ст. 6). Уставы краев, областей, автономных округов, автономной области и городов федерального значения не содержат перечисленных выше положений. Исключением выступает несколько регионов. Уставы Магаданской и Московской областей говорят о принципе светского государства, нуждающемся в упрочнении (преамбулы Уставов). Омская область определяется Уставом как светское государственно-территориальное образование (ст. 11). Статус Рязанской области основывается в том числе на конституционном принципе светского и правового государства (ст. 1 Устава). Устав Тверской области гласит, что религиозные объединения отделены от государства (ст. 51). Вместе с тем в Уставе Астраханской области признается «роль и значение религиозных объединений, представляющих различные конфессии, в сохранении религиозных и нравственных основ жизни общества» (ст. 107). |