Курсовая Накоряков. Религиозные организации особенности правового положения.
Скачать 0.59 Mb.
|
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ) Кафедра гражданского права Курсовая работа по дисциплине «Юр лица в ГП РФ» Тема: «Религиозные организации: особенности правового положения. » Выполнил студент I курса группы 12.ЮЗМ.20.ГПСПМЧП.1 заочной формы обучения юридического факультета Накоряков Данила Ярославович Мытищи 2021 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства 6 .1. Закрепление принципа светского государства и свободы совести в Конституции России 6 .2. Международные стандарты в обеспечения равенства религиозных организаций в отношениях с государством 13 Глава 2. Основы правового статуса религиозных общественных объединений в Российской Федерации 20 2.1. Правовая основа создания и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации 20 2.2. Создание религиозной организации на территории Российской Федерации 23 2.3. Имущество религиозной организации 25 2.4. Религиозная деятельность 30 2.5 Незаконные и традиционные религиозные объединения по законодательству Российской Федерации 33 Заключение 51 Библиографический список 53 ВВЕДЕНИЕконституционный свобода совесть религиозный Россия принадлежит к тем странам, в конституциях которых закрепляется светский характер государства. Светское государство в России находит закрепление в ст. 14 Конституции РФ. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Это означает, что помимо исторически сложившихся признаков светского государства отечественная Конституция непосредственно признает положение о светском государстве. На карте мира не так много государств, являющихся светскими согласно Конституции: Франция, Азербайджан, Камерун, Конго, Эфиопия, Индия, Кот-д'Ивуар, Казахстан, Кыргызстан, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Намибия, Сенегал, Таджикистан, Турция и Туркменистан. В российской истории Конституция РФ 1993 г. впервые провозгласила Россию светским государством. Декретом СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» провозглашалось только отделение церкви от государства, а также школы от церкви. Закреплялось равенство граждан независимо от их вероисповедной принадлежности. В Постановлении Государственной комиссии по просвещению от 18 февраля 1918 г. «О светской школе» фиксировался нейтральный характер государства в деле религии, т. е. «оно не становится на сторону ни одного вероисповедания, не связывает с ним никаких особых прав или преимуществ, не поддерживает материально или морально ни одно из них». Примечательно, что Декрет был принят Советом народных комиссаров, опубликован под названием «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах» и только несколько позже в официальных изданиях стал именоваться Декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви. Опираясь на советскую литературу, можно предположить, что советская власть сделала выбор в пользу второго названия Декрета, так как оно закрепляет «наиболее важную гарантию свободы совести», а не просто декларирует ее. Отсутствие провозглашения светского государства найдет отражение во всех последующих советских конституциях, которые вслед за указанным Декретом будут закреплять лишь отделение церкви от государства и школы от церкви. В нынешней Конституции РФ положение о светском государстве закрепляется в качестве конституционного принципа: «Российская Федерация - светское государство» (ч. 1 ст. 14). Будучи конституционным принципом, светскость государства не просто констатирует действительность, а носит нормативный характер, тем самым определяя общую направленность конституционно-правового регулирования общественных отношений. Конституционный принцип светскости государства обладает всеми признаками правовой нормы, а также «аккумулирует, обобщает наиболее важные, социально значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества, дает им оценку и вводит их в рамки принятых в государстве нормативов». Указанные соображения обусловливают актуальность выбранной темы исследования. Объектом данной работы является совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания и деятельности религиозных организаций в Российской Федерации. Предметом работы являются правовые нормы, посвященные регулированию данной области правоотношений, материалы судебной практики, учебные и доктринальные источники. Целью работы является комплексная характеристика конституционно-правового статуса религиозных организаций в Российской Федерации. Задачи работы: - определение конституционного принципа светского государства и свободы совести в России; - характеристика международных стандартов обеспечения равенства религиозных организаций в отношениях с государством; - анализ правовой основы деятельности религиозных организаций в России; - изучение процесса создания религиозной организации на территории России; - определение статуса имущества религиозной организации; - изучение понятия «религиозная деятельность»; - характеристика проблемы незаконных и традиционных религиозных организаций по законодательству Российской Федерации. Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ, историко-правовое исследование и др.) методы юридического познания. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых делится на параграфы, заключения, библиографического списка. Глава 1. Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства |