КСП урока ГК. План урока Раздел Светскость и основы религиоведения
Скачать 40.63 Kb.
|
Краткосрочный план урока
Ход урока
Приложение к уроку. Источник 1. Рели́гия (через польск. religia, от лат. religiō — «связанность клятвой, верой»[1]; «святыня», «благочестие»[2][3], от religare — «связывать», от ligare — «связывать»[1]) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организацию (Церковь, умма, сангха, религиозная община)[4]. Другие определения религии: исповедание веры посредством внешних знаков[5]; организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам, она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам[6]; духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности[7]; система человеческих норм и ценностей, основанных на вере в высший, сверхчеловеческий порядок[8]:256. (Википедия) Что такое религия У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так: мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы; система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия; вера в сверхъестественное (в Бога); совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность; одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей. Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы. Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений. Источник - Онлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/religiya Источник 2.Место религий в государстве. Об определении понятия религии говорилось в предыдущих лекциях, задача сегодняшнего занятия показать место религий в государстве. Современные религии чрезвычайно разнообразны, они отражают реалии нашего времени и потребности общества в них. С начала своего существования люди создали около 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство, как говорят источники, породило 3 тысячи сект, которые откололись от господствующей церкви и проповедуют свои представления о том или ином религиозном вопросе. Религиозное мировоззрение существует сегодня параллельно с научным и имеет право на существование, да и такая широкая распространенность религии вовсе не означает, что она истинна. Сегодня существуют племенные, национальные и мировые религии. Племена Африки и Австралии почитают духов, предков- покровителей (анимизм), из национальных религий наиболее крупными являются индуизм, синтоизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм, о них уже шла речь в предыдущих лекциях. Вы знаете, что мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам. Все мировые религии содержат обязательные правила - религиозные нормы, которые содержатся в религиозных книгах - Ветхом Завете, Новом Завете, Типитаке, Коране, Сунне и др., а также в решениях собраний верующих или духовенства. Этими нормами определяются: порядок организации и деятельности религиозного объединения, порядок церковных служб и регламент различных религиозных обрядов. Практически все религии имеют в своих книгах заповеди- законы морального содержания, направленные на формирование единого мировоззрения верующих. А.С.Пичелкин в книге «Общая теория права» (-М., 1995. С.117.) говорит, что в истории были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили не только моральный, но и юридический характер и регулировали некоторые политические, государственные, граждански - правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. Так, христианство, принятое Русью в Х веке, было тесно связано с властью и само играло важную роль в развитии и укреплении государственности. Церковь на Руси, отмечает А.С.Пичелкин, имела следующие права: судебную власть над всем христианским населением; право суда над церковными людьми; судебную власть над населением тех земель, которые принадлежали церкви; В течение времени церковь была неотделима от государства и решала множество важных вопросов: строила и содержала церковные школы, монастыри, устанавливала брачно- семейные и иные нормы, ставшие частью правовой системы страны. И только в 1917 году церковь была отделена от государства. Декрет Совета Народных комиссаров от 20 января 1918 года уравнивал православную церковь с остальными религиозными объединениями и ослабил её влияние на политику государства. Все знают, что в 30-х годах ХХ века государство активно боролось с церковью и её идеологией, были разрушены множество храмов, репрессированы священнослужители. В конце ХХ- начале ХХ1 века начали формироваться иные отношения государства и религий. Церковь сохранила за собой право выступать центром духовной культуры. Патриарх Пимен, отвечая на вопросы агентства печати Новости, сказал: « Церковь отделена от государства, и это положение мы считаем правильным, ибо церковь и государство различны по своей природе» ( М.Н.Бессонов. Православие в наши дни. - М., 1990). В некоторых современных исламских странах Коран и Сунна продолжают оставаться не только великими книгами, в которых сформулированы основы религии, но и регулируют правовые нормы жизни мусульман, определяющие «правильный путь к цели» (шариат). Источник 3.Принципы отношений государства и религий в Казахстане. Государственные документы, которые регулируют отношения государства и личности с религиями, базируются на принципах, изложенных в документах ООН: Всеобщей декларации прав человека (1949г.); Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений (1981г.); Итогового документа венской встречи представителей государств- участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989г.); Парижской хартии для Новой Европы (1980г.) Еще в бытность существования Советского Союза 1 октября 1990 года был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях», который тогда привел советское законодательство в соответствие с международными нормами права и гарантировал право граждан на определение и выражение своего отношения к религии, устранил многочисленные ограничения и противоречия, препятствующие осуществлению свободы совести человека. Чуть позже, 25 октября 1990 года верховный Совет СССР принял Закон «О свободе вероисповеданий». 15 января 1992 года в Казахстане был принят закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Для того, чтобы разобраться в новых законах Республики Казахстан, следует пояснить некоторые понятия: а) принцип свободы вероисповеданий - это право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при соблюдении законов государства; б) принцип отделения религии от государства предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, а также невмешательство государства во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если их деятельность не нарушает законы страны; в) светский характер образования предусматривает, что образование предоставляется всем одинаково: верующим и неверующим. Государственное образование не преследует цели формировать определенное отношение к религии. Это означает, что в государственном учебном заведении не допускаются к преподаванию религиозные предметы, но не исключено изложение истории религий, её функций в жизни общества. Недопустима также атеистическая пропаганда, целенаправленное формирование атеистических убеждений. Вывод: все религии и религиозные объединения равны перед законом, а государство нейтрально в вопросах веры и убеждений. Давайте убедимся в правоте сказанного выше на примерах государственных документов Республики Казахстан (работа с государственными документами) Вывод: отношения государства и религии зависят от конкретной исторической обстановки и меняются в зависимости от ситуации, современные отношения республики Казахстан с религиями, принятыми в стране – исламом и христианством, определяются законодательством государства. Конституция РК и другие нормативные акты Конституция Республики Казахстан. (принята 30 августа 1995г.) Раздел 1 Общие положения Статья 1 Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы. Из статьи 5 В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий. 3.Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни… 4.В Республике не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе… 5.Деятельность иностранных религиозных объединений на территории республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами . Раздел 2 Человек и гражданин Из статьи 19 Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность. Статья 20 Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. Статья 22 Каждый имеет право на свободу совести. Осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством. Статья 34 Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц. Закон Республики Казахстан О свободе вероисповедания и религиозных объединениях Принят 15 января 1992г.) Глава 1 Общие положения Статья 3. Право на свободу вероисповедания. Граждане Республики Казахстан, других государств и лица без гражданства вправе свободно исповедовать как единолично, так и совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, какое-либо принуждение в определении отношения к религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии не допускается. Из статьи 4.Государство и религиозные объединения. Религиозные объединения отделены от государства. Все религии и религиозные объединения равны перед Законом. Никакая религия и религиозные объединения не пользуются никакими преимуществами по отношению к другим. Религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству. Государство не финансирует религиозные объединения |