философия общее. вс. Определение и этимология термина философия. Понятие и структура мировоззрения
Скачать 30.04 Kb.
|
Определение и этимология термина «философия». Понятие и структура мировоззрения, Основные исторические типы мировоззрения. 1) Мифология – способ объяснения устройство мира с помощью образа 2) Религия – основана на вере в существование высших сил, и связано с признанием главенствующей роли данных сил в жизни людей. 3) Философия - это доказательная форма мировоззрения, выраженная средствами мышления (система понятий 4) Научно-философское – доказательная форма мировоззрения, которая основывается на научные установки 5) Мировоззрение – конечный тип, который характеризуется субъективностью не общей а личностной. Специфика философского мировоззрения. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ КРИТИЧНОСТЬ (ОТЛИЧИЕ ОТ МИФОЛОГИИ И РЕЛИГИИ) ЛИЧНОСТНОСТЬ (ТВОРЧЕСТВО КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА) Предмет философии. (АБСОЛЮТНОЕ НАЧАЛО КАК В СВОЕМ МНОГООБРАЗИИ ТАК И В ЕДИНСВТЕ) Структура философского знания. ОНТОЛОГИЯ (БЫТИЕ) ГНОСЕОЛОГИЯ (ПОЗНВНИЕ) ЭТИКА (ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ) Основные направления философии ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ (ИДЕАЛЬНОЕ НАЧАЛО СУЩЕСВТУЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ СОЗНАНИЯ) СУБЪЕКТИВНЫЙ ИЛЕАЛИЗМ (ИДЕАЛЬНОЕ НАЧАЛО ТОЛЬКО В СОЗНАНИИ, НО В ПРИОРИТЕТЕ НАД РЕАЛЬНЫМ МИРОМ) МАТЕРИАЛИЗМ (ПРИРОДНОЕ НАЧАЛО ИМЕЕТ ПРИОРИТЕТ НАД ИДЕАЛЬНЫМ НАЧАЛОМ И СОЗНАНИЕМ) РЕАЛИЗМ (МАТЕРИАЛЬНОЕ И ИДЕАЛЬНОЕ НАЧАЛО РАВНЫ) Функции философии. РЕФЛЕКСИВНАЯ (ПОЗВОЛЯЕТ ОСМЫСЛИТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) КРИТИЧЕСКАЯ (ПРОВЕРКА ИСТИННОСТИ ЛЮБОГО ЗНАНИЯ) МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ (ФОРМИРУЕТ ЦЕННОСТИ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ Античная картина мира. ПРЕДСТАВЛЯЛИ МИР В КАЧЕСТВЕ КОСМОСА ГДЕ ВСЕ ПЕРЕМЕЩАЕТСЯ ПО ЗАКОНАМ В СЛЕДСТВИИ ЗАМКНУТОСТИ КОСМОСА ЛОГОС-РАЗУМНОЕ НАЧАЛО КОСМОС: ИДЕАЛЬНЫМ, ТЕЛЕСНЫМ, БОЖЕСТВЕННЫМ Основные периоды и характерные черты античной философии. НАТУРФИЛОСОФИЯ-ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ПРОЦЕССОВ КЛАССИЧЕСКИЙ-ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО НАЧАЛО ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ-ПОИСК ПУТЕЙ УМИРОТВОРЕНИЯ ДУШИ НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ-СИНТЕЗ УЧЕНИЙ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ В ПРОТИВОВЕС ХРИСТИАНСТВУ Милетская школа и Гераклит. Исходя из принципа сохранения «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Т.о. за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало»); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределенное и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. Гераклит выдвигает идею огня в качестве генетического архэ, из которого в космических циклах мир временами остывает и в которое временами вновь сгорает. КАЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД К ЕДИНСТВУ МИРА Элейская школа. Элеаты первыми попытались рационально объяснить мир, используя философские понятия предельной общности, такие как «бытие», «небытие», «движение». Если все предшествующие философы всего лишь декларировали свои взгляды на мир, то элеаты (особенно Парменид и Зенон) первыми попытались рационально обосновать и даже доказать свои идеи. КОЛИЧЕСВТЕННЫЙ ПОДХОД К ЕДИНСТВУ МИРА Пифагорейская школа. СОВМЕСТИЛИ И КАЧЕТСВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД, ОТВОДИЛИ РОЛЬ АРХЕ ЧИСЛАМ Плюрализм Эмпедокла. ПОЛОГАНИЕ ОСНОВАНИЕМ МИРА МНОЖЕСТВЕННОГО НАЧАЛО ЭМПЕДОКЛ ПРИЗНАВАЛ В КАЧЕТСВЕ ОСНОВЫ МИРА ЗЕМЛЮ, ОГОНЬ, ВОДУ, ВОЗДУХ И ДВЕ СТИХИИ, ЛЮБОВЬ И ВРАЖДУ Натуралистический дуализм Анаксагора. ОН ОТРИЦАЛ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОДНИХ ВЕЩЕЙ ОТ ДРУГИХ, ВСЕ ВИДИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В МИРЕ ПРОИСХОДЯТ ИЗ СМЕШЕНИЯ И РАЗДЕЛЕНИЯ ВНУТРИ СУБСТАНЦИОННОГО НАЧАЛА 'Атомизм Демокрита. Понятие антропологического поворота. ПЕРЕХОД ОТ ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ К ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА Релятивизм софистов. ДВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫЗ МНЕНИЯ, КАЖДЫЙ ИЗ КОТОРЫХ БУДКТ ИСТИННЫМ 'Антропологический идеализм Сократа. ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАЕТ ПОДЛИННЫМ ЗАНИЕМ КОТОРОЕ МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ ПРИ ПОМОЩИ ДИАЛЕКТИКИ Объективный идеализм Платона. материя рассматривается как производное от нематериальных идей. Идеи вечны, они не зависят от условий пространства и времени. Напротив, мир чувственных вещей – это мир вечного возникновения и гибели. Все вещи существуют только потому, что существуют идеи этих вещей. Вещи сами по себе несовершенны, они портятся и меняются. Идея же характеризуется абсолютным совершенством. ИДЕИ СУЩЕСТВУЮЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ВЕЩЕЙ Реализм Аристотеля. ОТРИЦАЛ СУЩЕСТВОВАНИЕ ОТДЕЛЬНОГО МИРА ИДЕЙ, ТО ЕСТЬ ИДЕИ СУЩЕСТВУЮТ НЕПОСРЕДСТВЕНН В ВЕЩАХ Философские школы эпохи эллинизма. Эпикуреизм – философия сознательного бега от боли Стоицизм - …отказа от управления происходящим Скептицизм – сомнение во всем… ( в свих мыслях, в авторитете других и т.д.) Философия неоплатонизма. Пододвинули роль Бога в картине мира и усилили значение первоначальных идей. (Бог – самостоятельный микрокосмос) УЧЕНИЕ О ТРИАДЕ ПОРОЖДАЮЩЕЕ ИЗ СЕБЯ МИР: ЕДИНОЕ, УМ, МИРОВАЯ ДУША Средневековая картина мира. Средневековая картина мира складывалась преимущественно из образов и толкований Библии. Общая характеристика средневековой философии. Средневековая картина мира складывалась преимущественно из образов и толкований Библии. Патристика. Патристика — в философии это сочинения отцов Церкви, то есть христианских наставников — писате-лей, поэтов и философов. Это одна из форм закрепления культуры христианства. Изначальная цель патристики —прояснить христианство, оберечь его от язычества и сформулиро-вать догмы (религиозные истины и правила, которые не поддаются сомнению). Схоластика. исходила из того что истина исходит из писания и человек может постичь истину только разобравшись в писании Картина мира эпохи Возрождения. Человек – высшая сила/ценность мира, так же является центром мира, вокруг которого все крутиться. А природа является – огромным организмом Панентеизм Николая Кузанского. Заключался в том, что Бог отождествлялся с миром. Вся вселенная является частью Бога – которую он раскрывает, по мере своего воплощения в мир. БОГ является одновременно абсолютным максимумом (наибольшим) и абсолютным минимумом (наименьшим) ПРИМЕР УВЕЛЕЧЕНЕИМ ТРЕУГОЛЬГИКА И КРУГА Пантеизм Джордано Бруно. МИР ПРЕДСТАВЛЯЛСЯ ЕМУ КАК УМНОЕ ЖИВОТНОЕ ТО ЕСТЬ ЖИВУЮ РАЗУМНУЮ СИЛУ КОТОРАЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ЗАКОНАХ ПРИРОДЫ Бог – это мировое целое, то неразумно искать источник движения вне мира, он содержится в самом мире, во всех его составляющих частях, в минимуме. Бог является импульсом появления всего. Природа - Бог в вещах. Новоевропейская картина мира. Бог – это мировое целое, то неразумно искать источник движения вне мира, он содержится в самом мире, во всех его составляющих частях, в минимуме. Бог является импульсом появления всего. Природа - Бог в вещах. Характерные черты новоевропейской философии. СЦЕИНТИЗМ-НАУКА ВЫСШАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ МЕТОДОЛОГИЗМ-РАЗРАБОТКА НАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ФИЛОСОФИИ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ДЕИЗМ-БОГ СОЗДАЕТ МИР И НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ Эмпиризм Ф. Бэкона. утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений ГЛАВНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ: ИДОЛЫ РОДЫ (НЕ ВСЕГДА ЕСТЬ ЦЕЛЬ ЯВЛЕНИЙ) ИДОЛЫ ПЕЩЕРЫ (ИСКАЖЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА) ИДОЛЫ РЫНКА (НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ) ИДОЛЫ ТЕАТРА (ПОКЛОНЕНИЕ ПЕРЕД ПРОШЛЫМ) Сенсуализм Джона Локка. Сенсуализм провозглашает приоритет чувственного опыта в познании. Главный его тезис, что идеи всегда приходят только из опыта, это и есть истинный источник знаний. ВНЕШНИЙ (ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ) И ВНУТРЕННИЙ ВИД ОПЫТА Рационализм Рене Декарта. Познание мира происходит только разумом с субъективной стороны — разум, мышление, рассудок с объективной — разумность, логический порядок вещей Пантеизм Б. Спинозы. ВСЕ ВЕЩИ В МИРЕ ИМЕЮТ ПРИЧИНЦ СВОЕГО СУЩЕСТВОВВАНИЯ В ЧЕМ-ТО ДРУГОМ (Пантеизм – учение о единстве Бога и природы). Спиноза мыслит «субстанцию», «Бога» и «природу» как синонимы. «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться». Мир в целом есть единая субстанция, и источник развития находится в субстанции, т.е. в самом мире. Спиритуализм Г. В. Лейбница. Спиритуализм ( противоположность материализму) - началом вещей является не материя а дух. (в каждой вещи есть множество духов – монад ( можно привести примеры с атомами) Картина мира эпохи Просвещения. «Эпоха разума» - освобождение общественного сознания от религиозного давления, РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИДЕАЛОВ ПРОТЕСТАНТИЗМА, рост интереса к научному и философскому знанию, идеи равенства всех людей, новое понимание человека, исторический оптимизм. Характерные черты философии эпохи Просвещения. «Эпоха разума» - освобождение общественного сознания от религиозного давления, РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИДЕАЛОВ ПРОТЕСТАНТИЗМА, рост интереса к научному и философскому знанию, идеи равенства всех людей, новое понимание человека, исторический оптимизм. АТЕИЗМ НАТУРАЛИЗМ РАЦИОНАЛИЗМ ОТРИЦАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ РОЛИ ЦЕРКВИ ‘Антропология Ж. О. де Ламетри. Тоже самое что и атеизм – человек – машина, душа – мыслящее начало ( мозг) Этика К. А. Гельвеция. человека в психофизиологическом ключе(рефлексы). Человек, преодолевая свой природный эгоизм, становится разумным, начинает правильно понимать свои интересы и следовать за «компасом общественной пользы» в процессе их осуществления. Спиритуализм Дж. Беркли. Спиритуализм ( противоположность материализму) - началом вещей является не материя а дух. Считал что существует только дух, а весь материальный мир – обман, который основывается на представлениях душой всех душ – Бога. ( пр: все чувственное существует только в сознании человека. Но в отличии от сновидений объекты воспринимаемые наяву – результат воздействия Божества на нашу душу.) ОЩУЩЕНИЯ СУЩЕСТВУЮТ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА ‘Скептицизм Д. Юма. Юм считал, что все идеи имеют свою основу в данном нам в ощущениях опыте. Поскольку не существует данного нам в ощущениях опыта относительно таких концепций, как концепция Бога, Юм отвергал их в качестве бессмысленных. – т.е. невозможно познать существует материальный мир или нет. (мы анализируем не связь вещей а связь идей) Трансценденталистская картина мира. учение о познании мира на основе выхода за его пределы, за пределы человеческого опыта. Конструирование мира явлений с помощью априорных форм. Общая характеристика немецкой классической философии. Немецкая классическая философия – высшая, завершающая ступень новоевропейской философии. Она характеризуется системностью, целостностью, завершенностью. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность Философия – специальная система философских дисциплин ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЗМ Теоретическая философия И. Канта. пытается определить границы и возможности человеческого познания, возможности научной деятельности и границы памяти. Он ставит перед собой вопрос: что я могу знать? как я могу это узнать? Кант считает, что познание мира при помощи чувственных образов априори опирается на доводы рассудка, и только так можно добиться необходимого результата. Любое событие или вещь отображаются в сознании субъекта, благодаря полученным через органы чувств сведениям. Такие отражения Кант называл явлениями. Что я могу знать? Практическая философия И. Канта. отвергает значение внешнего для субъекта объективного мира в качестве основания для истины, а следовательно, и согласие разума с внешним миром в качестве критерия нравственности. Этот критерий заключается в согласии разума со своими собственными законами, то есть носит характер самозаконности. Что я должен делать? Субъективный идеализм И. Г. Фихте. главной задачей его философии было обоснование первенства мышления над бытием. ВСЕ ЧТО ОБЛАДАЕТ НАЛИЧИЕМ СУЩЕСТВУЕТ БЛАГОДАРЯ СОЗНАНИЮ 49. Абсолютный идеализм Г В Ф Гегеля То же самое что и у фихте+ «Абсолютная идея» – это разум, мышление, разумное мышление, есть первоначало или субстанция всего существующего. 50. Научная картина мира XIX века Характеризовалась следующим: Новые открытия изменили прежнюю механистическую картину мира. Мир оказался гораздо сложнее, чем предполагалось, под сомнения ставились прежде очевидные истины. Материя отныне состояла из бесконечно сложных атомов.Квантовая теория разрушила прежние представления о непрерывности природных процессов Даже время и пространство, казалось бы, такие очевидные, были по-новому осмыслены теорией относительности 51. Характерные черты постклассической философии XIX века Критическое отношение к классической философии в связи с опровержением множества очевидных истин. Стремление разделить философию и науку, которое проявлялось в их противопоставлении или во включении философии в науку 52. Первый и второй позитивизм Первый - , позитивное знание можно получить в процессе синтетического объединения результатов частных наук. Философия в данном случае выступает как особая наука, которая претендует на самостоятельное исследование действительности. Она может существовать только как некая положительная философия, без собственного научного выражения. Неопозитивизм – основывался на первом (Конт, Милль, Спенсер) и включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях 53. Марксизм Работа К. Маркса – Капитализм, который основывается на вечной борьбе двух классов: рабочих и крестьян ( пролетариата и буржуазии) 54. Неокантианство «Назад к канту» - началось в условиях кризиса философии и моды на материализм. Интерпретировали кантовсую «вещь в себе» как математический предел, к которому направлен процесс познания, но никогда не достигнется. Философия – логика науки и должна ограничиться методологическими вопросами, которые не будут затрагивать мировоззренческие. 55. Антропологический материализм Л Фейербаха высший продукт природы и раскрытие его подлинной сущности и являются причиной существования религии и искусства, логики и методологии, философии и науки. (они все направлены на познание человека) – главный источник познания чувственный опыт. 56. Философия жизни А Шопенгауэра «мир как воля и представление» Основа мира – воля к жизни, что и составляет сущность человека. Человек не является результатом воспитания – сущность человека задана изначальноме 57. Метафизика воли Ф Ницше Основывался на Шопенгауэре, но считал, что человек – изменчив на протяжении всей жизни. Так же движущей силой считается воля не к жизни, а к власти (рожденная инстинктом самосохранения) 58. Современная научная картина мира Вторая научная революция; релятивизм (относительность) во вселенной; плюрализм в философском мышлении а так же его толерантность; антропоцентризм и гуманизм 59. Характерные черты современной философии Вторая научная революция; релятивизм (относительность) во вселенной; плюрализм в философском мышлении а так же его толерантность; антропоцентризм и гуманизм 60. Аналитическая философия это доминирующее направление философской мысли которое объединяет различные философские направления (логический позитивизм, философию лингвистического анализа, теорию речевых актов и другие), использующие методы логического и лингвистического анализадля решения философских проблем и ориентирующиеся на идеалы логической строгости, ясности и точности (логики) 61. Психоанализ (Фрейд) сознание подсознание бессознательное – человек сам создает свою социокультурную реальность для выживания, которая направлена на борьбу с внешней реальностью. Бессознательное стремиться к избавлению от влияния сознательного, которое основывается на моральных нормах 62. Феноменология Учение о сознании, его феноменах Феноменология – это философское течение, главным направлением которого является стремление освободить философское сознание от натуралистических установок, достичь в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности. Коротко феноменологию можно определить как науку о предметах опыта. 63. Экзистенциализм Направление в философии. Предмет изучения – существование человека в окружающей среде. Проблемы рассматриваемые – уникальность, противоречие между внутренним миром человека и внешним, проблема свободы и внутреннего выбора, проблема отчуждения человека 64. Постмодернизм 65. Философская мысль Киевской и Московской Руси 66. Социально-философские взгляды западников 67. Философия русского Просвещения 68. Социально-философские взгляды западников 69. Философия всеединства Вл Соловьева 70. Христианский экзистенциализм Н А Бердяева 71. Диалектический материализм 72. Русский космизм 73. Определение онтологии 74. Методы онтологии 75. Место онтологии в философской системе 76. Этапы развития онтологии 77. Основные категории онтологии: бытие 78. Основные категории онтологии: ничто, небытие 79. Основные категории онтологии: субстанция 80. Основные категории онтологии: сущее 81. Основные категории онтологии: идея 82. Основные категории онтологии: материя С |