Матириализм и его исторические формы. Материализм и его исторические формы. Материализм и его исторические формы
Скачать 19.15 Kb.
|
Материализм и его исторические формы Материализм – философское направление, признающее, что в основе мира лежит материальное начало. В более развитых формах материализм поднимается и до представления о творческой роли материи, о ее способности к саморазвитию. Сознание рассматривается лишь как человеческое сознание. Оно тесно связано с мозгом. Материализм называют линией Демокрита в философии. Именно этого древнегреческого философа, предложившего считать, что в основе мира лежат атомы, считают родоначальником материализма. Материализм – направление, которое ближе всего стоит к уровню понимания мира обыденным сознанием. Апелляция к обыденному сознанию встречается в работах Ленина, когда он пишет, что любой здравомыслящий человек, не побывавший в сумасшедшем доме или в науке у философов идеалистов, должен признать первичность материального. Однако известно, что очевидность еще не есть доказательность. И ни один уважающий себя ученый не обращается к здравому смыслу толпы для доказательства своей теории. Более того, очевидность как раз нередко приводит нас к заблуждению. Поэтому материализм в разные времена стремился к обоснованию своих положений данными науки. Но наука – постоянно развивающееся знание, и, естественно, что новые открытия в познании мира меняли и основные черты материализма. В истории его развития принято различать несколько наиболее ярких его этапов. Первый этап был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). Античный стихийный материализм включает в себя 2 крупных блока: 1. философия «физиса». Все тела природы происходят от какого-то одного, но при том телесного, вещественного начала («физис») Фалес и Анаксимандр – вода, Гераклит – огонь, Анаксимен – воздух. Просуществовал недолго. 2. Античный атомизм – учение о дискретном строении материи, о микроструктуре мира. Согласно этому учению, мир состоит из пустоты и атомов; атомы конечны, неделимы, бескачественны, находятся в постоянном движении. Основатель этого учения – Демокрит. Наивность античного материализма выражается в двух моментах: А) неразработанность понятийного аппарата философии, как науки – вода, огонь, воздух вместо философского понятия материи. У Фалеса вода – это символ, определенная характеристика телесной ситуации – ее изменчивости, способности принимать конкретные формы. Б) Способ обоснования философских идей. Античное знание умозрительно (отсутствует эксперимент). Единственный способ научного объяснение – непосредственное наблюдение явлений природы и основанная на нем гипотеза. Например, учение Демокрита об атомах по существу является гипотезой, истинность которой была подтверждена лишь в XIX веке. Сам же Демокрит доказывал реальность атомов тем, что при испарении воды в свете видны пылинки. В 16-18 веках, в странах Европы - второй этап развития материализма - Бэкон, Гоббс, Гельвеций, Галилей, Гассенди, Спиноза, Локк и другие сформулировали метафизический и механистический материализм. Эта форма материализма возникла на почве зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки. Это эпоха нового времени, она характеризуется взлетом научной мысли, поскольку для развития промышленности необходимо было точное знание законов природы. В XVI-XVII в.в. произошла научная революция, которая произвела следующие изменения: 1. Поворот от геоцентризма к гелиоцентризму (Коперник). 2. Вселенная в представлении человека, становится бесконечной. 3. На первый план выходит математическая методология. 4. Наука становится экспериментальной и обретает тесные связи с техникой. В итоге научная революция сформировала так называемую механистическую картину мира, которая может быть представлена в двух вариантах: 1) «Мир – это книга, написанная математическим языком» (Галилей) 2) Вселенная – гигантский часовой механизм, где любая область подчинена законам классической механики (Ньютон). Ведущей наукой становится физика. Кризис метафизического материализма: Несостоятельность механической картины мира проявилась в связи с новыми открытиями в физике в конце XIX в. Было установлено, что помимо вещества в природе существует и другая реальность – электромагнитное поле. Законы измерения поля, взаимосвязи электрических и магнитных явлений, экспериментально открытые М.Фарадеем и математически интерпретированные Д.Максвеллом, не удалось свести к механическим законам. Поле оказалось также несводимым к веществу и атомам. Чтобы правильно понять все эти открытия, требовался диалектико-материалистический метод мышления. Однако большинство ученых стояло на метафизических позициях механизма и, поэтому крушение многих метафизических положений старой физики они восприняли как кризис всей физики. Новейшие открытия в физике наглядно показали, что материю нельзя полностью отождествлять ни с одной её частной, конкретной формой, например с телами или частицами. Следующая форма – вульгарный материализм (физиологи Фогт, Бюхнер, Молешотт). По сути, он продиктован отчаянием перед неразрешимостью проблемы человеческого сознания. В самом деле, если мир не развивается, то откуда появляется такая способность как сознание. Современным отголоском вульгарного материализма является положительный ответ на вопрос «может ли машина мыслить?». В этом варианте не учитывается качественное отличие человеческого мышления от любого машинного «мышления», основанного на молниеносном переборе вариантов из заложенной программы, но не обладающего человеческой субъективностью. Высшим достижением материализма стал диалектический материализм Маркса. Соединив материализм с достижениями диалектики, Маркс сумел показать, каким образом происходит становление материи, ее усложнение и развитие. Соответственно ему удалось показать естественную картину происхождения человека и сознания, в которой все существующее есть процесс саморазвития материи, а не внешнего толчка. Современный (диалектический) материализм формируется в 40-х годах на основе 3-х законов естествознания, великих открытий (по Энгельсу) 1. Открытие органической клетки 2. Закон сохранения и превращения энергии 3. Эволюционная теория Дарвина Хотя эти открытия и не поколебали механистической картины мира, господствовавшей до конца XIX века, но, тем не менее нанесли существенный удар по метафизическому миропониманию, т.к. позволили объяснить природу не как совокупность не связанных между собой тел, а как систему взаимосвязанных тел и процессов В марксизме материализм представлен в его наиболее последовательном и законченном виде. Дело в том, что до Маркса не было ни одного материалиста, который сумел бы распространить материализм на понимание истории развития общества. Первая особенность диалектического материализма состоит в том, что он содержит в едином учении материалистическое понимание природы и истории с принципами диалектизма. Вторая особенность связана с решением основного вопроса философии. Согласно метафизическому материализму, сознание формируется как результат непосредственного воздействия природы на органы чувств человека, либо как следствие биологической эволюции. Диалектический материализм указывает на то, что биологических предпосылок недостаточно для объяснения феномена сознания и что истоки сознания лежат не в природе, как таковой, а в активном отношении человека к природе через практическую деятельность (труд). Отношение сознания к бытию не непосредственное, оно опосредованно трудом, в силу чего все способности человека и он сам как биологический вид формируется в процессе социальной эволюции. Третья особенность его состоит в том, что он покончил с натурфилософской тенденцией, как материализма, так и идеализма на открытие некоего первоначала. Эти поиски были в свое время оправданы, т.к. они означали объяснение мира, исходя из него самого, но они в то же время выражали претензии на построение законченной теоретической модели мира путем определения такой первоосновы. Четвертая особенность диалектического материализма – преодоление непоследовательности метафизического материализма, выражающегося в его неспособности распространить принципы материализма на области общих явлений (все материалисты от Бэкона до Фейербаха оказывались на позициях идеализма понимания общественной жизни) Центральным пунктом в марксистской гносеологии является теория истины, диалектико-материалистическое понимание которой вскрывает единство объективности и относительности истины. Понятие относительной истины, разработанное марксистской философией, противопоставляется антидиалектической концепции абсолютной истины как неизменного, исчерпывающего содержание объекта познания. Абсолютная истина, поскольку она понимается диалектически, относительна в своих пределах, так как она складывается из относительных истин. Противоположность между истиной и заблуждением, если последнее понимается не просто как логическая ошибка, а как содержательное заблуждение, относительна. Литература: https://studopedia.ru/4_176428_materializm-i-ego-istoricheskie-formi.html https://studfile.net/preview/1111510/ https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/074/340.htm |