Религиозноправовые системы
Скачать 254 Kb.
|
Специалисты еврейского еще права считали он необходимым объединить еще различные законы, еще применяемые в общинах, в он нечто единое и он незыблемое, безотносительно он исторических эпох. Подобные задачи еще время от еще времени возникают он перед каждыми еще национальными правовыми еще системами. По своей он сути право он обязано обслуживать еще интересы и потребности он конкретных субъектов он права в рамках еще исторического времени. С другой стороны, еще оно должно еще опираться на еще опыт предыдущего еще времени. В истории еврейского еще права специалисты, с еще нашей точки он зрения, вполне он логично и обоснованно он предлагают выделить он следующие два еще основных этапа, он которые, в свою он очередь, подразделяются еще на периоды. Характерной особенностью он всех периодов он развития еврейского он права является: еще безусловная аутентичность еще правовых предписаний; он нормативный характер он содержащихся в них он указаний; непререкаемый он авторитет всех еще установлений Талмуда еще среди еврейского еще населения - они он не подлежат он сомнению, и никем еще не могут он быть оспорены. Первый этап еще начинается с Письменного еще учения и завершается еще окончанием составления еще Талмуда. Он включает в он себя: Библейский еще период (приблизительно еще середина V века еще до н.э.); период от он Эзры и Нехемьи он до периода он пар (160 год еще до н.э.); период пар, еще включающий в себя он имена пяти еще пар ученых (он от 160 года он до н.э. и до начала еще новой эры); он период Танаим (он от поколения, он жившего во еще время гибели он Второго Храма, и он до 220 г. н.э.); период амараши (еще от 220 г. и до V века); еще переходный этап к еще периоду савораши (еще до VII он века). Второй еще этап продолжается с он периода завершения он Талмуда и продолжается в еще настоящее время. Он включает в еще себя следующие он периоды: период он гаонов (до еще середины XI еще века) - так еще назывались выдающиеся еще ученые; раввинский он период, который, в он свою очередь, он делился на еще три этапа - он этап первых он раввинов (до он XVI века), он этап последних еще раввинов (до он конца XVIII еще века), этап он потери еврейской он судебной автономии (с он конца XVIII он века). В последнем еще этапе выделяют еще временные периоды, еще связанные со еще следующими обстоятельствами: он начало национального он возрождения (до он начала XX еще века); период, он предшествующий образованию еще государства Израиль (еще до конца 40-х он годов XX он столетия); от он образования Израиля и еще до настоящего он времени. В начале XX он века создается он система раввинских он судов, которые он постепенно на еще правовой основе еще формируют и упорядочивают он порядок судопроизводства. Заметным событием он стало опубликование в 1943 еще году Главным он раввинатом разработанной еще им судебной еще процедуры (порядок еще подачи заявления в он суд, порядок он судебного разбирательства, еще порядок представления он доказательств, порядок еще обжалования судебных он решений и т.д.). Часть процедурных еще вопросов решалась он на основе еще положений Галахи, а он другая часть - он на основе он общепринятых судебных еще процедур. Такой подход еще позволил сохранить он исторически сложившиеся он правила и традиции, еще соединив их с он современными нормами еще международного права. К новшествам, имеющим он радикальный характер, еще следует отнести он узаконенный раввинским он судом способ еще раздела имущества, он получаемого в порядке еще наследования. Он предусматривал он уравнивание в правах он дочерей и сыновей, а он также женщин и он мужчин. В 1944 году устанавливается он минимальная сумма еще брачного контракта ("он кетуба"). Затем еще принимается постановление он об обязанности еще отца содержать он своих детей еще до 15-летнего еще возраста. В 1950 году постановлением еще раввинского суда он было запрещено он вступление в брак еще лиц, не еще достигших возраста 16-он ти лет. Было определено, он что согласно он еврейскому законодательству в еще судопроизводстве показания он свидетелей имеют он более существенное, еще нежели только он процедурное значение. Реальная роль еще современного еврейского еще права в системе еще израильского законодательства он определяется в процессе еще законотворческой деятельности еще Кнессета. В целом его он позиция сводится к еще следующим требованиям. Закон прежде еще всего должен он учитывать существующие в еще стране отношения. Он должен еще базироваться на: положениях он существующих в стране еще юрисдикционных норм; еще еврейском праве и он международном праве. При возникающих еще юридических коллизиях он предпочтение в большей еще степени отдается он положениям еврейского он права. 2.2. КАНОНИЧЕСКОЕ (ЦЕРКОВНОЕ) ПРАВО Как самостоятельная еще специфическая разновидность и он подвид конфессионального еще права, распространяющего он свое действие он на верующих, еще оно имеет он обособленный характер. Это определяется он высокой степенью еще ее разработанности он как системы он норм права. Их функционирование он непосредственно связано еще со специальными он органами церковной он юрисдикции, в том еще числе и церковным еще судом. В основе формирования еще канонического права он лежат многочисленные еще источники (как еще древние, так и он современные). А.В. Поляков5 отмечает еще специфику проявления он канонического права в он том, что он среди методов еще правового регулирования в он определенном сочетании он им используются еще акривия и икономия. Такой подход еще вытекает из он самого духа еще евангельского Благовестия. "Акривия представляет еще собой способ еще решения вопросов с он позиции строгой он определенности, не еще терпящей отступления он от основных он начал христианского еще учения, и применяется в он тех случаях, еще когда речь он идет об еще основополагающих догматических он началах церковной еще жизни, о самой еще сущности и целях он существования Церкви и он христианства". Икономия он означает метод он правового регулирования, он допускающий "снисхождение к он человеческим немощам и еще слабостям в церковно-еще практических и пастырских еще вопросах, не он носящих догматического он характера". Первоначально еще каноническое право он возникло как он право христианской он церкви. В свою очередь, он христианство возникло он как религия он бедных и рабов. Вначале оно еще было гонимо и еще жестоко преследовалось он со стороны он властей римского еще государства. В этот период он христианские общины он связывались между он собой приходящими еще проповедниками, называвшимися он пророками. При императоре он Антонине Пие он зарождающейся религии еще были сделаны еще некоторые послабления. Только в начале еще IV века он император Константин еще официально признал еще христианство, которое, еще несмотря ни он на какие еще препятствия, быстро он завоевывает популярность. Постепенно создается еще строго иерархическая еще организационная система еще христианской религии. Роль и место еще пророков стали он занимать епископы (еще хранители, наблюдатели), еще пресвитеры (старейшины) и еще дьяконы (служители). он Епископы возглавляли он округ, состоящий он из нескольких еще общин. Им принадлежала еще не только еще религиозная, но и он судебная власть. Они обладали он правом "истолковывать" еще вопросы Писания и еще церковных обрядов. Возникают синоды (он собрания епископов). он Формируется клир - еще организация наделенных еще особыми религиозными и он священными правами он служителей церкви. В V веке возникли еще более крупные он объединения - патриархии и еще митрополии. В это же он время римские еще эпископы получили еще особый статус еще наместника самого еще Бога, обладающего и он светской, и церковной он властью, - статус еще папы. Руководство делами он церкви в других он государствах доверялось еще особым папским еще посланцам - нунциям. Стала создаваться еще христианская литература, он основу которой он составили четыре он Евангелия. Законами римских еще императоров Аркадия и он Гонория за он христианскими епископами он стала признаваться он роль арбитров еще не только в он церковных делах, еще но и в тех, еще где затрагивались он нематериальные, моральные еще стороны межчеловеческих еще отношений. Таким образом, он церковь делали он реальной участницей еще процесса государственного еще управления. Получив официальное он признание, христианская еще церковь не еще смогла удержаться он от искуса и он переняла далеко еще не самые он лучшие методы он действий своих он врагов. Первый вселенский еще собор, состоявшийся в 325 еще году в Нике, он объявил христианскую еще церковь "вселенской" и "он ортодоксальной" (непогрешимой), он осудил инакомыслие, еще провозгласил принцип еще нетерпимости. Впоследствии будут он запрещены олимпийские он игры и сожжена еще знаменитая александрийская еще библиотека. Будет и жестокий он период инквизиции. В IX веке еще началось догматическое и он административное обособление он восточной (греческой) еще церкви. Этот процесс он завершился к середине он XI века. В основе раскола он лежат несколько еще причин, в том еще числе и их еще нежелание признавать он верховенство римских он пап. В эпоху средневековья еще церковь представляла он уже практически еще независимую, автономно еще управляющуюся не еще только духовную, он но и политическую он организацию. В своей деятельности еще она руководствовалась еще выработанными на еще основе библейских он преданий и христианских еще традиций правилами. В силу значимости он христианские правила еще постепенно приобрели он черты канонического он права и стали еще распространять свое еще действие не он только на он священнослужителей и работников он церкви, но и он на всех еще верующих. С утверждением феодальных еще отношений в Европе еще церковь, монастыри и еще епископы приобрели он полномочия сеньориального еще суда в отношении еще вассалов, подвластного он населения и зависимых он сословий. Процедура канонического еще судопроизводства имела еще более сложную еще систему, нежели еще обычные феодальные еще суды. Безусловное предпочтение он отдавалось соблюдению еще чисто письменной еще процедуры (подача еще жалобы, возражения еще ответчика, показания еще свидетелей, решение он суда). Считалось, еще что "того, он чего нет в он документах, не еще существует вообще". он Суд должен он был не он устанавливать правоту еще одной стороны и еще осуждать другую, а еще выяснять истину, он даже если еще это идет в он ущерб интересов он обратившегося. Основателем ставшей еще официальным учением еще католической западной он церкви доктрины он исключительной "единоспасающей он роли церкви" еще был крупнейший еще политический и духовный еще мыслитель святой он Августин (IV в.). Согласно этой он доктрине только он церковь обладала он посредническими полномочиями он по пути он человека от он земной жизни к он небесному житию, он помогая ему он преодолевать греховные он дела и помыслы. Для выполнения он этой великой он миссии церковь еще изначально наделялась еще не только еще правами духовного еще воздействия, но и еще правом принуждения и еще обязывания. Современное каноническое он право отличается еще универсальным и экстерриториальным еще характером, оно еще действует там, еще где проживают он его сторонники - еще католики. Для него он характерна широта еще регулируемых отношений, он включающих вопросы еще духовной и светской еще жизни. Его корни он уходят в античность, в он греческую философию и в он римскую правовую еще культуру. Первоначальные источники он складывающегося канонического еще права были он одинаковыми для еще западных и восточных (он греческой) церквей, а еще именно: Священное он писание, включающее еще Ветхий и Новый еще заветы; труды еще выдающихся мыслителей он церкви (отцов он церкви) - Василия он Великого, Григория он Богослова, святого он Августина; постановления он церковных соборов; он римское право. Началом признания он канонического права он имеющим юридический он характер считаются он Апостольские конституции - он сборник правил, он составленных в IV он веке первыми еще апостолами. Он включал в еще себя сначала 50, а он затем 85 правил. После разделения он церквей действие он сборника стало еще распространяться только он на западную еще церковь. В этот и последующие еще периоды среди еще источников канонического он права стали он появляться декреталии - еще издаваемые папами он постановления. В период "папской он революции" (XI - еще XII века), он послужившей началом он изменения характера еще взаимоотношений между он церковью и государством, еще начинает формироваться он новое каноническое еще право как он самостоятельная часть еще правовой системы еще западноевропейского общества. Более четким он становится его еще юридическое содержание. Основными источниками он становятся папские он конституции (буллы, он бреве, энциклики, еще рескрипты...). В этот же он период времени он каноническое право еще начинает изучаться в он университетах. Предпринимается попытка еще его кодификации (еще монах Грациан). еще На этой он основе возникает еще собственная церковная еще школа систематизаторов еще права - канонистов. С 1583 года все еще дополнения вместе с он Декретом Грациана он получили официальное еще название - единый он Свод церковного еще канонического права (еще по аналогии с еще Кодификацией Юстиниана). он Он стал еще единственным источником еще норм канонического он права, разрешенным к еще применению в церковных он делах и церковной еще юстиции. Его значение он приравнивалось к основополагающим он богословским церковным он доктринам. Начиная с 1918 года он сборники канонических он законов стали он выходить под он названием "Кодекс он канонического права". еще Крупнейшим идеологом он католицизма является он доминиканский монах он Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.), который одним он из первых он среди средневековых он философов Западной он Европы стал еще широко использовать еще труды Аристотеля. Взяв у него еще деление законов он на естественные и он положительные (писаные), еще Фома Аквинский он дополнил их он делением на он законы человеческие (еще определяют порядок в еще общественной жизни) и он божественные (предназначены он указывать пути он достижения "небесного еще блаженства"). Из он сочетания классификаций он законов, предложенных еще Аристотелем, и своего он варианта он он сформулировал следующие еще их виды. 1. Вечный (божественный еще естественный) представляет он собой "сам он божественный разум, он управляющий миром", еще который лежит в он основе всего он мирового порядка, еще природы и общества. 2. Естественный (человеческий он естественный) понимается еще как отражение он вечного закона еще человеческим разумом и он выражается в определении он законов общественной он жизни, а также еще стремлении к сохранению и еще продолжению рода. 3. Человеческий (человеческий еще положительный) - феодальное еще право, рассматриваемое он им как он выражение требований еще естественного закона, еще подкрепленное возможностью он принуждения и наличием он штрафных санкций. Необходимость такого он закона объяснялась еще тем, что еще люди вследствие он грехопадения имеют он извращенную волю, он свобода которой еще сводится к возможности он творить зло. Поэтому для еще обеспечения незыблемости он требований естественного он закона необходимо он принуждение людей к он добродетели путем он применения силы и он страха возможного он наказания. 4. Божественный (божественный он положительный) - это еще положения, изложенные в еще Библии. Говоря о справедливости он принимаемого закона, он Фома Аквинский еще отмечал: "...чтобы он воля, выраженная в он поведении, могла он иметь свойства он права, она еще должна быть в еще согласии с разумом... Поскольку закон он главным образом еще повелевается для еще общего блага, еще любые другие еще предписания, индивидуально он произведенные, не еще могут обладать еще правовой природой". еще Под правовой еще природой он он понимал то, что он составляет существо он человеческих действий, "еще потому что еще оно есть он их правило и он мера". Специалисты еще отмечают, что еще даже римское еще право в Средние еще века не он имело такого еще влияния на еще общественные отношения в он европейских государствах, он которое имело еще каноническое право. Брачно-семейные он отношения каноническое он право долгие он столетия рассматривало еще как свою он вотчину. Брачный возраст еще для мужчин он определялся 16 лет, а он для женщин - 14 он лет. Бракосочетание могло он быть только еще добровольным (по он взаимному согласию), в еще том числе и еще тайным, но еще при свидетелях. Внебрачные сексуальные еще отношения сурово еще карались. В сфере влияния еще канонического права еще находились и вопросы он наследования. Чтобы завещание еще имело юридическую он силу, необходимо он было, чтобы он оно было еще составлено в присутствии он приходского священника, он нотариуса или еще двух свидетелей. Канонисты создали еще новый институт еще исполнителя завещания - еще душеприказчик. Он брал еще на себя еще владение всей он собственностью, подлежащей в он дальнейшем перераспределению, т.е. осуществлял права он завещателя и выполнял он его обязательства. В области уголовного он права (XII - он XIII века) он ересь (инакомыслие - еще другая позиция, еще нарушающая точку еще зрения церкви), еще считавшаяся ранее он духовным проступком, он стала рассматриваться еще как правонарушение, еще приравниваемое к измене. Для ее еще выявления стала он применяться инквизиционная он процедура и применяться он смертная казнь. Собственность осужденных он подлежала конфискации. Для искоренения в еще обществе ереси он предусматривалось создание он системы инквизиционного он трибунала, в состав еще которого входили: 1) еще инквизиторы - члены еще доминиканского или еще францисканского монашеских он орденов не он моложе 40 лет. Они играли он главную роль в еще ходе производства он следствия и судебного он процесса. Наделялись неограниченными он правами и подчинялись он только римскому он папе, который он являлся главой еще инквизиции; 2) эксперты - еще юристы выступали в он роли квалификаторов. Они формулировали он обвинение и сам еще приговор, а также еще определяли степень он вины подсудимого он без права еще его ознакомления с он делом; 3) прокурор он представлял на он уголовном процессе он обвинение; 4) обслуживающий еще персонал - нотариусы и еще понятые (скрепляли он своей подписью он показания обвиняемых и он свидетелей), врач (он следил за он тем, чтобы он обвиняемый не он скончался под еще пыткой преждевременно), еще палач (приводил он приговор в исполнение). еще Основной задачей в он уголовном процессе, он основывающемся на еще нормах канонического еще права, было еще не то, чтобы он потерпевший добился он справедливости, а то он чтобы виновный еще подвергся государственному еще наказанию. Канонический процесс он предусматривал и другие еще меры уголовного он наказания, такие, он например, как: 1) еще интердикт - в отношении еще церковной общины (он запрет на он богослужение, лишение он священника права он на осуществление еще таинств или еще похорон в наказанном еще приходе) или он отдельного человека (он лишение права он носить оружие, он отлучение от он церкви); 2) епитимия - еще церковные наказания, он обладавшие широким еще спектром в виде он обязывания совершить еще поклоны, посты, он длительные молитвы, он бичевание; 3) тюремное он заключение; 4) ссылка он на галеры он гребцами. Влияние канонического еще права на еще характер развития еще долговых и торговых он правоотношений выражалось в он том, что он церковь идеологическими еще средствами пыталась он воздействовать на он содержание торговой еще жизни с целью еще достижения справедливых еще договоренностей между он сторонами. В последующем многие еще юридические конструкции, еще применяемые в каноническом он праве, оказали еще большое влияние еще на разработку он правовых институтов еще национальных правовых он систем (например, еще понятие вины в он уголовном процессе). В он России активное он развитие церковного он права как еще науки и особой он правовой системы еще началось с конца он XVIII века. Вопрос о необходимости еще преподавания церковного он права был он поднят митрополитом он Платоном в его "он Инструкции", написанной в 1776 г. для Московской он славяно-греко-он латинской духовной он академии, в последующем еще преобразованной в Московскую еще духовную семинарию. При Александре I еще церковное право еще вошло в курс он богословских наук и он стало преподаваться в еще духовных академиях, а с 1835 г. было введено в он университетах. Церковные каноны он оказывали серьезное он влияние на еще развитие системы еще права Российской он империи. В первой главе еще Соборного уложения (1649 г.), называвшейся "О богохульниках и он церковных мятежниках", еще были помещены еще различные виды он религиозных преступлений. При составлении еще Свода законов еще Российской империи еще один из еще разделов назывался "О еще преступлениях против он веры". В Уложении о еще наказаниях уголовных и еще исправительных (1845 г.) религиозные преступления еще также были он объединены в отдельный еще раздел, который он назывался "О преступлениях он против веры и о он нарушении ограждающих еще веру оную он постановлений". Исследуя еще природу религиозных еще преступлений, профессор Н.С. Таганцев пришел к еще выводу о том, он что сущностью еще таких преступлений еще является воззрение он еврейского законодательства, он отождествлявшего понятия "он преступление" и "грех". он Заметное влияние еще церковное право еще оказало и на еще систему наказаний. Это выразилось в он следующем. Церковное право он способствовало постепенной он трансформации цели он наказания от еще устрашения к перевоспитанию еще преступника. Церковные наказания (еще отлучение, церковное он покаяние, лишение еще церковного погребения и др.) активно использовались он государством. Например, церковное он покаяние являлось он дополнительным наказанием в он случае наказания он виновных к лишению он всех прав он состояния и ссылке еще на поселение в он Сибирь, а также он ко всем он исправительным наказаниям, он за исключением он заключения в крепости. Революционные события, он произошедшие в России в 1905 он году, повлекли еще за собой еще реформирование государственного еще строя. Практически неограниченная он самодержавная власть еще трансформировалась в конституционную еще монархию. С учреждением Государственной он Думы политические еще партии различного еще толка стали он активно лоббировать еще интересы тех он или иных он слоев населения, в еще том числе и он интересы религии. Министерству внутренних он дел, обладавшему еще среди других еще министерств наиболее еще широкими полномочиями, он было поручено еще разработать законопроекты, он определяющие начала еще веротерпимости и свободы он совести. Органы государственной он власти склонялись к еще тому, чтобы он законодательно закрепить еще ведущую роль он Православной церкви. Авторы вероисповедальческих еще реформ предпринимали он неоднократные попытки он повлиять на еще судьбу разрабатываемых он законопроектов. В конечном счете еще правовая неопределенность он религиозных вопросов он так и не он была устранена. Под веротерпимостью еще понималось терпимое он отношение государства и еще Русской православной он церкви ко он всем существовавшим в еще стране конфессиям. Под свободой еще совести понимались: он свобода выхода еще из вероисповедания и еще избрание такового; еще свобода проповеди с он целью обращения; он свобода осуществления он исповедания; отсутствие он ограничений по еще религиозным мотивам. С отделением церкви он от государства (1917 г.) в России потеряли он свою юридическую он силу и церковные он преступления. Однако ранее он применявшиеся принципы (еще наличие вины, он возможность раскаяния он преступника, определение еще цели наказания и др.) стали исходной он позицией для еще дальнейшего развития еще советского уголовного он права. Особенностью современного он канонического права он является то, что он оно действует в еще светских государствах (в еще основном это он страны Западной еще Европы) и не еще имеет юридических он последствий. Однако нельзя еще отрицать того еще очевидного факта, еще что при еще принятии юридически еще значимого решения он граждане и должностные он лица принимают еще во внимание еще его нормы и он соотносят с ним еще свои возможные еще действия. Вобрав в себя еще тысячелетние культуру, он язык, положения еще норм римского он права и опыт он предшественников, каноническое он право в полной еще мере соответствует он следующей формуле: "еще церковь живет он по римским еще законам". Общепризнанным еще лидером западноевропейской он католической религии еще по давно еще установившейся традиции он является папа еще римский. Это выражается еще не только в он высочайшем моральном он авторитете, но и в он перечне его еще званий и должностей, еще регулярно публикуемых в он ежегодниках Римско-он католической церкви он Annuario pontificio. В 2006 году у Папы еще Римского Бенедикта он XVI их он было семь: он епископ Рима; еще викарий Иисуса еще Христа; Преемник еще князя Апостолов; он Верховный понтифик он Вселенской церкви; еще примас Италии; он архиепископ и митрополит еще Римской провинции; он суверен города-он государства Ватикан и еще раб рабов еще божьих. С 1466 и по 2005 год еще римских понтификов еще также называли он патриархами Запада, т.е. очередными наследниками он святого Петра. В 2006 году от еще этой традиции он решили отказаться. До II еще Ватиканского собора (1962 - 1965 он годы) каких-он либо отношений он между Римско-он католической и Русской он православной церквями еще практически не он существовало6. Впервые еще желание посетить еще Россию по еще приглашению сначала еще Президента СССР М.С. Горбачева, а затем и он Президента России В.В. Путина изъявлял еще папа Иоанн он Павел II. Однако первый в он истории визит он ныне покойного он понтифика в Россию еще не состоялся, еще так как еще приглашения от еще предстоятеля Русской еще православной церкви (еще РПЦ) не он последовало. РПЦ обвиняет еще Ватикан в прозелитизме (еще переманивание верующих еще из одной еще конфессии в другую) еще на канонической еще территории РПЦ. В 2004 году для он разрешения имеющихся еще разногласий в Москве еще встречались представители еще этих конфессий, он однако многовековой еще спор до еще конца не он закончен. 2.3. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО Наиболее яркой еще чертой мусульманского еще права является еще его откровенно он религиозное содержание. Оно влияет еще на природу и еще источники этой он правовой семьи, еще на способы еще регулирования общественной он жизни7. Мусульманское он право является он совокупностью норм, он порожденных религиозно-он этническими постулатами и еще ценностями. К странам с мусульманской он правовой системой еще относятся Иран, он Ирак, Саудовская он Аравия, Египет, еще Сирия, Ливан, он Турция, Пакистан, еще Судан и др. Мусульманское право - еще это система он норм, выраженных в он религиозной форме и еще основанных на он мусульманской религии - он исламе. Ислам исходит он из того, он что существующее еще право произошло еще от Аллаха, еще который в определенный еще момент истории он открыл его он человеку через еще своего пророка еще Мухаммеда. Основными источниками он мусульманского права он являются: Коран, еще сунна, иджма, он кияс. Коран - священная он книга ислама, он состоящая из он высказываний пророка он Мухаммеда, произнесенных еще им в Мекке и он Медине. Его текст еще содержит основные он понятия, лежащие в еще основе цивилизованного еще общества. Прежде всего, еще это: сострадание, еще честность и доверие в еще коммерческих отношениях, еще неподкупность правосудия. Наряду с общими еще духовными положениями, еще проповедями там еще есть и установления еще вполне нормативно-еще юридического характера. По оценкам он специалистов из 6219 он стихов, содержащихся в он тексте Корана, он около 80 содержат еще законодательные положения. Сунна - мусульманское еще священное предание, он рассказывающее о жизни он пророка, представляет еще собой сборник он норм-традиций, еще связанных с поведением и еще высказываниями пророка, он которые должны еще служить образцами он для мусульман. Иджма - комментарии еще ислама, составленные еще его толкователями (еще крупными мусульманскими еще учеными). Эти он комментарии восполняют он пробелы в религиозных еще нормах. В иджме дается еще окончательное толкование он ислама. Практики ссылаются он на сборники он норм, соответствующие еще иджме. Кийас - четвертый еще источник права - он рассуждение по еще аналогии о тех он явлениях жизни еще мусульман, которые он не охватываются еще предыдущими источниками еще права. Таким суждениям еще придается законный, еще общественный характер. Обычно мусульманское еще право рассматривается еще как синоним еще шариата, в котором он религиозное начало еще принципиально не он отделено от еще правового. Интересным фактом он является то, что еще нормы шариата (он надлежащего пути) еще выполняются населением еще мусульманских стран он как обязательные еще нормы поведения. Для мусульман еще шариат является "он совокупностью обязанностей еще людей". Его он действие распространяется еще на все он сферы общественной он жизни, проявляясь в он форме моральной еще теологии, этического еще кодекса, источника еще высоких духовных еще чаяний, детально еще определенной ритуальной он схемы и набора еще формальных требований. Мусульманское право еще имеет долгую еще историю развития. Оно формировалось в он период разложения еще родоплеменной организации и еще становления феодального еще общества в Арабском он халифате в VII - X вв. С самого начала он ислам определял еще не только он религиозный ритуал, он догматические и культовые еще особенности, но и он социальные институты, он формы собственности, еще особенности права, он философии, политического он устройства, этики, он морали и социальной еще психологии, хотя он духовная сторона еще стояла все он же на он первом месте. В отличие от он христианства, которое он отделилось от еще государства еще в он XVI - XVII вв. после буржуазных еще революций, ислам и еще по сей еще день является он государственной религией. Ислам как он система общественно-еще религиозных взглядов он соединяет в себе он следующие элементы: еще религиозный культ и еще свод духовно-он этических определений; он систему норм, он регулирующих социально-он экономическую структуру еще общества; общие еще принципы государственного еще устройства. В странах с мусульманским он правом конституция еще не считается еще основным законом. Таковыми являются он Коран, сунна, он принципы консенсуса (еще иджма) и аналогии (он кияс). Шариат еще определяет все он аспекты публичного и еще частного права. Мусульманские юристы и он богословы считают, он что эти он нормы, освященные еще волей Аллаха, он гораздо сильнее он по своему он действию, чем он конституционные нормы, еще написанные человеком. С этим как он раз и связано то, он что в Саудовской еще Аравии нет он писаной конституции, а еще ее место еще занимает Коран. Многие исследователи еще придерживаются мнения, он что поведение еще мусульманина получает еще прежде всего еще религиозную оценку. Главным средством он обеспечения норм он мусульманского права он является религиозная еще санкция за он их нарушение. Наказание за еще нарушение норм еще мусульманского права, он даже если еще оно исходит он от государства, он воспринимается в конечном еще счете как он Божественная кара, еще поскольку важнейшей он задачей мусульманского еще государства "есть еще исполнение воли он Аллаха на еще земле". Все он граждане мусульманских еще государств имеют еще одинаковые права в он выборах правителя. Однако основным еще принципом выборов он является принцип "он достойных представителей", он то есть он выборы - это он привилегия "особо еще одаренных". Только он особая категория он знатных вправе он советовать правителям и он решать, является еще ли их еще политика законной еще по отношению к он нормам шариата. Законотворческая функция еще этой группы еще заключается в том, еще что они он выносят решения о еще соответствии законов он главы государства, он постановлений правительства и еще иных нормативных еще актов принципам он шариата. Их деятельность еще схожа с деятельностью он Государственного Совета он во Франции, еще Верховного суда в он США или еще Конституционного Суда РФ, в еще функции которых он входит конституционный он надзор. В середине XIX в. в положении мусульманского еще права произошли он существенные изменения. В наиболее развитых еще странах оно он уступило главенствующие он позиции законодательству, еще основанному на он заимствовании буржуазных еще правовых моделей. Начинаются кодификационные еще работы. Принимаемые торговые он кодексы, кодексы еще торгового мореплавания, он гражданско-процессуальные он кодексы формируются еще по модели он французского гражданского еще законодательства. И здесь колониальный он тип отношений он предопределял соответственно он влияние системы он континентального и реже еще общего права. В конституциях некоторых он стран мусульманское еще право считается еще основой законодательства. Оно применяется он по многим он вопросам, но он особенно в гражданских он отношениях. До сих еще пор сохраняются он шариатские суды, еще которые функционировали и в он Чеченской республике (еще вторая половина 90-х еще годов). В ряде еще стран Центральной и он Восточной Африки еще мусульманское право он используется как он обычное право. Хотя мусульманское он право и оказывает еще огромное влияние еще на правовые еще системы мусульманских он государств, но еще все равно он сейчас наблюдается еще тенденция к применению он таких источников еще права, как он правовой обычай еще или законодательство. Египет был он первым государством, еще отказавшимся еще в еще конце XIX он века от еще мусульманского права еще как от он единственного источника он права. В Саудовской Аравии, еще считающейся страной еще традиционного ислама, еще все больше он применяются в судопроизводстве и он законодательстве "двойные еще стандарты", а в коммерческом он праве приоритет еще уже отдается он англосаксонскому праву. В настоящее время еще ни в одной еще из рассмотренных еще стран мусульманское еще право не еще является единственным он действующим правом. Но в то он же время он ни в одной еще мусульманской стране он оно не еще потеряло своих еще позиций в качестве еще системы действующих еще правовых норм. Исключение составляет еще лишь Турция, он где в 20-е годы он мусульманское право он во всех еще отраслях было еще заменено законодательством еще буржуазного типа, он составленным на еще основе западноевропейских еще моделей. В конечном счете еще направление и глубина еще воздействия мусульманского еще права на он современные правовые он системы той он или иной еще страны обусловлены еще достигнутым ею еще уровнем экономического и он культурного развития. По масштабу еще применения норм еще мусульманского права и он степени их он влияния на он действующие законодательства он можно предложить еще следующую классификацию он современных правовых он систем стран он Востока. Первую группу он составляют правовые он системы (Саудовская он Аравия, Иран), еще где мусульманское он право продолжает еще применяться максимально еще широко. Прежде всего он его нормы и он принципы оказывают еще глубокое влияние еще на конституционное еще законодательство и сложившуюся он здесь форму он правления (например, еще обязательное соответствие он шариату всех он принимаемых законов). он Вторую группу еще составляют правовые он системы (Ливия, еще Пакистан, Судан), он где действие он мусульманского права еще не столь он всеобъемлюще, но еще все же он весьма существенно. Здесь мусульманское он право продолжает еще регулировать отношения "он личного статуса". К он третьей группе он можно отнести он правовые системы он таких стран, он как Египет, еще Сирия, Ливан, он Ирак, Сомали, он Мавритания, Афганистан. Их конституционное он право закрепляет еще особые положения он ислама и мусульманского он права. Так, конституции он многих из еще них предусматривают, еще что главой еще государства может он быть только он мусульманин, а мусульманское он право - источник он законодательства. В четвертую группу он входят Тунис и он Народно-Демократическая еще Республика Йемен. Их брачно-еще семейные законодательства он отказываются от он ряда основополагающих он институтов мусульманского он права. Например, в Тунисе он законодательно запрещена он полигамия, а Семейный еще кодекс НДРЙ в 1974 еще году, по еще существу, наделил еще женщину равными еще правами с мужчинами в он семейных отношениях. Из всех он современных мировых он религий ислам, еще пожалуй, наиболее он тесно соприкасается с еще политикой, государством и еще правом. Связующим звеном еще между ними еще выступает мусульманское еще право. Изучение современных еще источников мусульманского еще права, текстов еще законодательных актов он свидетельствует о некотором он сходстве их с он европейским правом. Но внешнее еще сходство не он устраняет внутренних, еще нравственно-религиозных он источников, которые по-еще прежнему устойчиво еще определяют поведение он людей. Правовые системы еще этих стран еще не обладают еще той степенью он единства, которая он свойственна ранее еще охарактеризованным правовым он системам. Однако у них еще много общего он по существу и он форме. Все они он основываются на он концепциях, отличающихся еще от тех, он которые господствуют в он западных странах. Эти правовые еще системы в какой-он то мере еще заимствуют западные он идеи, но в еще значительной мере еще остаются верны еще взглядам, в которых еще право понимается он совсем иначе и он не призвано еще выполнять те он же функции, еще что в западных еще странах. В 2005 году в мире еще насчитывалось 1,3 миллиарда еще мусульман. Более чем в 40 еще государствах мусульмане он составляют большинство еще населения, среди он них: в Индонезии - 210 еще миллионов, в Пакистане - 150, в еще Бангладеш - 110, в Нигерии - 80, в еще Иране и в Турции - еще по 65, в Египте - 60, в он Марокко и в Алжире - еще по 30, в Судане - 25, он Саудовской Аравии - 20. В Индии (более 1,1 он млрд. населения) проживает 140 он миллионов мусульман. Создана Организация он Исламская конференция (еще ОИК), объединяющая 57 еще мусульманских государств. В их число еще входят 6 стран - еще членов СНГ. Размер уставного он капитала этой он организации составил он более 12 миллиардов он долларов. Образована "большая он исламская восьмерка", еще на долю он которой приходится он уже около 8% он мировой торговли. Увеличивается не еще только численность, он но и влияние он мусульман на он общественные процессы (он политические, экономические, еще идеологические, правовые и еще иные), происходящие в еще странах Западной еще Европы. В начале 2000 года еще группа экспертов еще ООН разработала он всемирный прогноз он развития миграционных еще процессов на он первую четверть он XXI века. Из него он следовало, что еще почти все он развитые страны он стоят перед он угрозой исламизации, еще но сильнее еще всего этот он процесс проявится в он Европе. Пока этот еще прогноз оправдывается. После окончания еще Второй мировой он войны в Европе из-он за неравномерного он развития стран он наблюдалась "внутренняя" он миграция населения. На смену еще ей с начала 80-х еще годов XX еще столетия основные он потоки рабочей он силы стали он поступать из он бедных исламских еще стран. Они решали еще не только еще чисто экономические еще проблемы, но и он демографические. Специалисты ввели в он обращение новое он понятие - "европейский еще ислам". Многие (еще более половины) он из мусульман, он натурализовавшихся в европейцы, он при сохранении еще исламской культуры еще считают себя "он верующими, но еще не практикующими". еще Численность стран - он членов Европейского еще союза до он его расширения он за счет еще бывших социалистических он государств составляла 379 он миллионов, из еще них почти 14 еще миллионов - иммигрантов-еще мусульман, прибывших в еще основном из еще Турции, Магриба, еще Индийского субконтинента. В Англии насчитывается 2000 он имамов, 1600 мечетей, 4 он частные мусульманские еще школы. Во Франции - 1500 еще имамов, 1685 мечетей и еще молельных мест. В ФРГ - 1500 имамов, он более 1000 мечетей, он примерно 2000 молельных он мест и одна еще частная мусульманская он школа. С 1 января 2000 года еще германское гражданство еще стало определяться он не только "он по крови" (он по национальности он родителей), но и он по месту еще рождения. В Дании - 90 имамов, 40 он молельных мест, 12 еще частных мусульманских он школ. В Голландии - 500 имамов, 450 еще мечетей, 20 частных он мусульманских школ. В Италии - 2 мечети, 155 еще молельных мест. В Испании - 12 мечетей, 60 еще молельных мест, 4 еще частные мусульманские еще школы8. В России еще проживает более 26 (он по другим он оценкам - более 20) еще миллионов мусульман. Ранее в Российской он империи существовали он четыре крупных еще региональных мусульманских он центра. Главы двух он из них, он бухарский эмир и он хивинский хан, еще входили в Госсовет и еще участвовали во еще всех важнейших еще государственных церемониях, в еще том числе в он интронизации православного он императора. Четыре крупных еще мусульманских центра еще сохранялись и в СССР. Теперь этих еще структур нет, а он взамен образовалось он более 40 духовных он управлений. Фактически мусульманское еще сообщество России еще разобщено на он региональные и этнические еще анклавы. Одной из он особенностей ислама в еще России является еще отсутствие (за еще исключением Северного еще Кавказа) "политического еще ислама". По еще большей части еще граждане, исповедующие он эту религию, еще являются этническими он мусульманами. Для них еще характерен бытовой он ислам, выражающийся в он исполнении небольшой еще части религиозных он обрядов и предписаний. В различных регионах еще России также еще наблюдается заметное он различие в религиозных он традициях. В отличие от он других стран он решением Конституционного еще Суда Российской он Федерации также он запрещено создание он политических партий еще на религиозной еще основе. 2.4. ИНДУССКОЕ ПРАВО Другой распространенной еще системой религиозного он права является еще индусское право (еще Индия, Сингапур, еще Бирма, Малайзия и др.). В содержание этой он системы входят: еще обряды, верования, он идеологические ценности, он мораль, философия. Они нормативно он закрепляют определенный он образ жизни и он общественное устройство. Индуизм сформировался в еще глубокой древности, еще однако сохранил он свое регулирующее он значение до еще настоящего времени. В этом качестве еще он выступает он непременным элементом еще государственно-правовых он отношений современного, в он частности индийского, он общества. Особую роль он индусское право он играет в тех еще сферах, где еще влияние религии он до сих еще пор наиболее еще ощутимо: семейных, еще наследственных отношениях, еще кастовом статусе еще человека и т.п. Индусское право он отличается глубочайшими он религиозно-нравственными он истоками. Это не он право Индии, а он право общины, еще исповедующей индуизм. Их влияние он на общественные еще отношения велико в он Индии, Пакистане, еще Бирме, Сингапуре и он Малайзии, а также в он странах на он восточном побережье он Африки (преимущественно в он Танзании, Уганде, еще Кении). Как и еще ислам, индуизм он обязывает своих он последователей помимо еще принятия на он веру определенных он религиозных догм и к еще определенному миропониманию. Главная идея еще индуизма - учение о он перевоплощении души, еще которое происходит в он соответствии с кармой, он то есть он живой облик в еще будущей жизни еще является воздаянием еще за хорошее еще или плохое он поведение, за еще характер поступков в еще этой жизни. Поэтому для еще правоверного индуса он главным является еще приверженность не к еще доктрине, а к традиционному еще общественному укладу9. он Образ жизни еще каждого индуса он должен соответствовать еще нравственному кодексу. Хотя и считается, еще что все еще индийцы равны, еще но на он самом деле еще эти различия он весьма ощутимы. Одним из он убеждений индуизма он является то, что еще люди разделены с еще момента рождения еще на социальные и еще иерархические категории, он каждая из он которых имеет еще свою систему еще прав и обязанностей и еще даже мораль. Оправдание кастовой он структуры общества - еще основа философской, он религиозной и социальной еще системы индуизма. При этом еще каждый человек еще должен вести еще себя так, он как это еще предписано социальной он касте, к которой еще он принадлежит. На протяжении еще длинного отрезка он времени индийской он истории великие еще люди не он раз предостерегали еще против жречества и еще строгой кастовой еще системы. Время от еще времени против еще них возникали еще мощные движения. Тем не он менее медленно и еще почти неощутимо он касты росли и еще распространялись на еще все сферы он общества. Духовные книги еще служили важнейшими еще путеводителями людей и он способствовали внедрению в еще их сознание и он поведение представлений о еще справедливости, совести. Обычаи и решения еще каст, подкаст, он общин служили еще разрешению споров. Послушание человека он как части еще целого формировалось "еще изнутри", вследствие еще чего правовые он нормы, судебные еще споры и прецеденты еще долгое время он не играли еще заметной роли. Позитивное индусское еще право является еще обычным правом, в еще котором в той еще или иной он мере преобладает он религиозная доктрина. Она определяет еще нормы поведения, в он соответствии с ней он изменяются или еще толкуются обычаи. Обычаи весьма он разнообразны. Каждая каста еще или подкаста еще следует своим еще собственным обычаям, он располагает средствами еще принуждения. Наиболее строгим он наказанием считается он отлучение от он той или он иной группы. В случае если еще нет определенной он правовой нормы еще по конкретному еще вопросу, судьи он решают его еще по совести и еще справедливости. Огромную роль еще среди индусов еще играет обрядовая еще чистота, отрицательным еще следствием которой еще является высокомерие, он отказ есть еще вместе с представителями он других каст. Браки между еще представителями разных он каст также он запрещаются. В обычной индусской он семье собственность еще общая, и все он получают наследство еще на равных еще правах. Всем, как еще работающим, так и еще неработающим, гарантируется он прожиточный уровень. Не последнюю еще роль в настоящее он время продолжают еще играть законы он Ману. Несмотря на еще свой преклонный еще возраст (I в. до н.э.), в них современным он языком говорится о еще праве, политике, он религии, морали. В период колониальной еще зависимости индусское еще право подверглось он влиянию доктрины он общего права, он но полного еще его вытеснения еще не произошло. И после провозглашения еще независимости Индии (1947 г.) страна стала он развивать свою он правовую систему. Конституция 1950 года еще отвергла систему он каст и запретила он дискриминацию по еще мотивам кастовой он принадлежности. Обновлению и унификации он правовой системы он препятствуют наличие еще ряда религий и еще устойчивых территориальных он традиций. Федерация, построенная еще по территориально-он языковому принципу, он развивается в пестром еще нравственно-правовом он аспекте. И все же он законодательная регламентация еще по линии он штатов с их он спецификой набирает он силу. 2.5. КИТАЙСКОЕ ПРАВО Среди многочисленных он философских идей, он возникавших в многовековой он истории Китая, он наиболее важными еще являются даосизм, он конфуцианство и легизм. Именно они еще оказали определяющее он воздействие на еще китайское правопонимание, еще которое затем он стало составной он частью правовой еще культуры мировой он цивилизации и пристальным еще объектом для еще его изучения. Даосизм считает, он что во он Вселенной господствует он принцип Дао (он путь). Существует еще нечто, состоящее еще из самого он себя. Оно возникло (еще родилось) раньше он небес и земли. Оно спокойно и он пусто, а также еще независимо и неизменно. Оно является он матерью света, он но никому еще не дано он знать его он имени. Именно поэтому он оно получило еще такое название в он силу того, еще что более еще точного и лучшего еще слова, выражающего еще почтение к нему он не имеется. Основной смысл он даосизма заключается в еще том, что еще если "человек он следует в своих еще делах и мыслях еще этим великим он путем, не еще побуждаемый волевым он усилием, то он все в порядке"10. еще Даосизму чуждо он силовое решение он возникающих проблем. Они предлагают он плыть по еще течению. В их понимании он диета - это еще не самоограничение, а еще здоровый образ он жизни, позволяющий он жить умеренной он полноценной жизнью. Таким образом, еще учение даосизм он проповедует "недеяние". он Они выступают он против использования еще норм права и еще традиций. Великий даосский еще мудрец Лао-он цзы еще в он VI веке он до нашей еще эры философски еще заметил: "Когда еще есть справедливость, еще будет и несправедливость; еще когда есть он правда, будет и он неправда". Учение он подчеркивало необходимость еще того, чтобы он ко всем он общественным явлениям он относиться с пониманием. Гармоничное развитие он общества должно он гармонизировать с окружающим он миром. Руководство современного он Китая идею он национального возрождения он дополнило идеей еще построения гармоничного он общества11. Конфуцианство он как философское еще учение занимает он прямо противоположные он даосизму взгляды. Его представители еще занимают гораздо еще более активную еще жизненную позицию. Конфуцианство проповедует еще процесс самосовершенствования он посредством "взятия он себя в железные он рукавицы". В Китае он символом подобного он метода является еще карп, плывущий он против течения. Великий китайский он философ и просветитель еще Конфуций родился в 550 он году до н.э. в эпоху сражающихся он царств и нескончаемых он междоусобиц. Его учение еще отразило накопившуюся в он народе жажду он законности и порядка. Гуманистическая сущность он конфуцианства вступила в еще противоречие с феодальным еще деспотизмом императора он Цинь Шихуана - еще строителя Великой он китайской стены. В 213 году до н.э. он приказал еще сжечь все он сочинения уже еще умершего Конфуция и он живьем похоронить 420 он его последователей. При следующей он династии Хань он конфуцианство было он провозглашено государственной он идеологией и оставалось он ею двадцать еще веков, за он исключением периода "он культурной революции". еще Стать чиновником в еще Китае мог еще лишь человек, еще прошедший открытый еще конкурс на он знание конфуцианских еще текстов и умение еще применять их еще идеи при он решении жизненных еще проблем. Конфуцианцы считают, еще что выполнение он норм и правил еще предписанного поведения он должно быть он видно со он стороны. Они обозначают он связанные с этим еще приметы иероглифом "ли" (еще ритуал), который еще служит отправной еще точкой образа еще жизни. Его координатами еще являются иерархия и он гармония. По своей он сути конфуцианство еще является "морально-еще этическим кодексом", он способствующим осуществлять он неустанное нравственное он совершенствование. Стержнем конфуцианства он являются проблемы еще управления государством, еще отношения между еще людьми в семье и еще обществе, нормы еще нравственности и морали. На упрек о он том, почему еще он в своем еще учении ничего он не говорит о он загробной жизни, еще Конфуций отвечал он следующим образом: еще пока люди еще не научились еще правильно относиться он друг к другу в еще этом мире, он то какой еще смысл рассуждать о еще мире потустороннем? Согласно конфуцианству он мир человека еще резко отличается он от мира он природы, в котором еще господствует строгая он иерархия. По такому еще образу и подобию еще должен строиться и он мир человека. Природные законы еще представители этого еще учения называют он дао (божественный еще путь) или еще тиан дао. Непосредственно миром еще человека они еще не управляют. Поэтому разрабатываемые он человеком правила он поведения должны еще быть в гармонии с он природными законами. Конфуций и его еще последователи считали, еще что различия еще общественного положения еще людей в иерархически еще организованном обществе еще должны рассматриваться еще как проявление он высшей в мире еще гармонии и потому еще должны неукоснительно он соблюдаться. Конфуцианцы по еще своей сущности он являются рационалистами и он прагматиками. В целом китайское еще право отличается он своим мировоззренческим он подходом к праву. Если весь он мир является он гармонией космоса, он земли и человека, он то люди еще должны следовать еще естественному порядку. Конфуцианство породило он устойчивую веру в он соблюдение нравственно-еще религиозных правил и он пренебрежение к праву еще как "внешнему еще принуждению". В понимании еще китайцев право он не считалось еще фактором порядка и он символом справедливости. Оно - орудие он произвола, фактор, он нарушающий нормальный он порядок вещей. Добропорядочный гражданин еще не обязан он был уважать еще право и даже еще думать о нем: он его образ он жизни должен он был исключать еще любые правовые еще притязания и всякое еще обращение к правосудию. В своем поведении еще человек должен еще руководствоваться не он столько юридическими еще мотивами, сколько еще стремлением к гармонии и он миру. Согласительные процедуры еще ценнее правосудия. Конфликты следует он гасить путем он посредничества, а не еще решать правовым он путем. По этому еще поводу Конфуций еще утверждал: "Если еще люди управляются еще по правовым еще нормам и дисциплинируются еще наказанием, то еще они будут он беззастенчиво искать он пути, чтобы еще обойти и то и еще другое. Если же еще они будут он управляться добродетелью и еще дисциплинироваться традициями, еще то они он познают стыд и он будут вести он себя по еще справедливости"12. Конфуцианская он мораль предписывает еще по возможности он избегать прямой он конфронтации. Считается недопустимым еще доводить дело он до того, еще чтобы одна он из сторон он одерживала явную он победу над еще другой, чтобы он побежденный был он унижен и оскорблен ("он потерял лицо"). он Как пишет он известный российский еще китаевед Всеволод еще Овчинников, "в прежние он времена даже он рикши строго еще блюли неписаный еще закон: молодой он возчик мог еще обогнать старого он лишь изменив еще маршрут, чтобы еще его превосходство в еще силе не он бросалось в глаза". еще Приверженность к подобной еще модели поведения еще следующим образом еще накладывает отпечаток еще на содержание еще современной деловой он этики. Если западная еще модель поведения он конкурентов в бизнесе в он конечном счете он определяет, кому он достанется искомый еще пирог, то еще на Востоке он другая постановка еще вопроса - как еще поделить пирог. В спорах и дискуссиях еще главной добродетелью он обладает не он тот, кто он твердо отстаивает он свое (пусть и еще справедливое) мнение, а он тот, кто он проявляет наибольшую еще готовность к уступкам еще ради достижения еще общего согласия. Целью ведущихся еще дискуссий считается он выявление различий еще во мнении и он на их он основе выработка еще общего согласия. Соблюдение иерархии и он постоянный поиск еще гармонии являются он определяющими чертами он деловой этики еще современных восточных еще бизнесменов. Многие изречения еще Конфуция продолжают еще оставаться хрестоматийными и в еще настоящее время. К таковым следует еще отнести: "Учиться и еще ежечасно применять он усвоенное - разве он не радость!"; "Учение без еще размышления - бесполезно. Размышление без он учения - опасно"; "он Хочешь определять еще будущее - изучай он прошлое". Организация еще ООН по он вопросам образования, еще науки и культуры (еще ЮНЕСКО) учредила еще Международную премию он Конфуция. С 2006 года она еще присуждается государственным еще учреждениям, неправительственным еще организациям и отдельным еще лицам за он выдающийся вклад в он дело народного он просвещения. Легисты, в отличие еще от конфуцианцев, еще считали, что еще все люди он равны перед еще законом. Правильное социальное он поведение нельзя еще добиться только он одним философским еще учением. Оно должно еще обязательно регламентироваться еще суровым наказанием в он виде применения еще мер принуждения он со стороны еще государства. Поэтому общественная еще жизнь должна еще регулироваться нормами еще позитивного права. Если конфуцианцы он считают, что еще порядок в обществе еще обеспечивается ритуальными еще правилами в силу еще добровольно признаваемой он иерархии, то у еще легистов другая еще точка зрения. Правила поведения в еще одинаковой степени он действуют в отношении еще всех. Устанавливаемый государством еще закон не еще должен делать еще исключений в отношении еще избранных, "как еще линейка не еще сгибается, чтобы он измерить изогнутые он предметы". Если еще монарх хочет, он руководствуясь законом, еще эффективно и справедливо еще управлять страной, еще то для еще этого его еще необходимо обнародовать и еще исполнять. Закон должен "он иметь ясный он смысл" и быть он обязательно известен он всем. Правовые нормы еще должны быть он стандартными и устойчивыми, он считали легисты. Они не еще принимают конфуциантскую еще концепцию произвольного он саморегулирования мира. В основе их он идеологии - возможность еще построения хорошо еще организованного общества он при доминирующей он роли государства. Подчеркивая безусловную еще роль государства в еще регулировании общественных он процессов, представители еще этого учения еще позволяли делать он образные сравнения. "Мудрец может еще сразу же он принять умное он решение, но он он всегда он спросит мнение он старцев. Можно ровно он обтесать кривое еще полено, если еще линейка точная; еще можно выровнять он землю, если он уровень плоский; он можно точно и еще правильно взвешивать, еще если есть он весы; можно еще точно измерять еще объем, если еще очень хорошая еще мерка". Провозглашение в он Китае республики (1911 г.) дало толчок еще кодификации. Гражданский, Земельный и он иные кодексы (20 - 30 гг.) готовились по еще образцам европейских еще законов. Следующий этап - еще провозглашение в 1949 г. КНР, когда он отменяются ранее он действовавшие законы и еще создаются новые, он реорганизуется система он судов. С конца 60-х годов он наступает период "еще культурной революции", еще когда вновь он отбрасывается принцип еще законности. С середины 70-х годов он провозглашается и более еще двух десятилетий он проводится курс еще на правовую он регламентацию. Стратегия особого еще пути Китая еще выражается в сохранении он многих институтов и он норм традиционного он права. Япония. В Японии идеи он права заменялись еще политико-этическими еще нормами: послушание он низших слоев - еще высшим, вассалов - еще сюзерену, личным еще предписаниям феодалов и он военных. Особую роль он играли и до еще сих пор он играют правила "он внешне-приличного" еще поведения - уступчивость, еще примирение, доброжелательность, еще патернализм. Саморегуляция и самоопределение еще почитаются очень он высоко. Японская правовая он система испытала еще на себе еще влияние западного и он американского права. Здесь существуют еще такие отрасли он права, как еще конституционное, административное, он гражданское, торговое, он уголовное, гражданско-он процессуальное, уголовно-он процессуальное, право еще социального обеспечения и др. Законы, договоры и еще иные акты он являются источниками еще права. |