Религиозноправовые системы
Скачать 254 Kb.
|
ИНСТИТУТ ПРАВА Кафедра Теории государства и права Курсовая работа Тема: «Религиозно-правовые системы» 2017 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Общая характеристика религиозно-правовых систем 5 1.1. Понятие правовой системы, типология правовых систем 5 1.2. Характеристика религиозно-традиционных правовых семей 9 2. Особенности религиозно-традиционных правовых семей 11 2.1. Еврейское право 11 2.2. Каноническое (церковное) право 15 2.3. Мусульманское право 25 2.4. Индусское право 32 2.5. Китайское право 34 Заключение 41 Список использованных источников и литературы 44 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы курсовой работы. На процесс формирования системы права значительное влияние оказывает принадлежность государства к определенному виду правовой семьи. Под правовой семьей понимается совокупность национальных правовых систем, обладающих определенной общностью характерных признаков и отличительных особенностей, проявляющихся как в порядке их формирования, так и в процессе регулирующего воздействия на общественные отношения. Следует сделать оговорку о том, что среди современных компаративистов отсутствует единство мнений на подходы к классификации правовых систем. Предлагаемые подходы к их классификации в значительной степени носят относительно условный характер. Это объясняется тем, что в силу динамизма развития общественных отношений "не может быть законченной правовой или любой иной классификации". Право, в силу своих универсальных качеств, вне зависимости от принадлежности к определенной правовой семье всегда предназначено выполнять следующие две основные функции: 1. Установление стабильных отношений в государстве (обществе), базирующихся на стабильном национальном законодательстве. В Российской Федерации с учетом не до конца сложившихся экономических отношений наблюдается определенный правовой нигилизм самих законодателей, выражающийся в частом изменении вновь принятых федеральных законов. Например, Федеральный закон "Об акционерных обществах" изменялся четыре раза, Федеральный закон "О банкротстве" - три раза. В течение десяти лет были приняты три Арбитражных процессуальных кодекса Российской Федерации. В Налоговый кодекс Российской Федерации постоянно вносятся изменения. Эти примеры свидетельствуют о недостаточно высоком качестве и эффективности нормотворческой деятельности государства, а также о непостоянстве его финансово-экономической политики. 2. Обеспечение баланса интересов субъектов права в условиях противоречивых интересов каждого из них с учетом формы государства, менталитета населения, многовековых традиций, господствующей религии и иных многочисленных факторов. Степень научной разработанности темы работы к настоящему времени имеется значительное количество научных работ раскрывающих религиозно-правовые системы. Объект курсовой работы. Теоретичекие основы религиозно-правовых систем. Предмет курсовой работы. Религиозно-правовые системы. Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретико-методологических и юридических вопросов сущности и содержания религиозно-правовых систем. Руководствуясь основными целями исследования, были поставлены следующие задачи, раскрыть: - понятие правовой системы, типологию правовых систем - характеристику религиозно-традиционных правовых семей - еврейское право - каноническое (церковное) право - мусульманское право - индусское право - китайское право. Методологическую основу исследования составляет общенаучный метод диалектического познания и иные общие и частные методы исследования: формально-юридический, исторический, комплексный, логический, социологический, статистический и метод сравнительного правоведения. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫХ СИСТЕМ 1.1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ, ТИПОЛОГИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ Строгая внутренняя структурированность права, наличие определенных связей и взаимных зависимостей между всеми его элементами (системы права) не означает, что право существует обособленно, что оно изолированно от других явлений социально-политической действительности. Наоборот, право, его исторические корни, современное политико-социальное содержание и механизм действия складывались и существуют под влиянием определенных общественных отношений, идеологических установок. Система права находится в постоянном сложном взаимодействии с другими элементами государства как политического явления и общества как комплекса социальных институтов и ценностей. Для обозначения системы права в ее единстве с "исторически конкретным социальным организмом" используется понятие правовой системы. В настоящее время правовая система - это не только научное понятие, инструмент теоретической науки, но и легальный, законодательно закрепленный термин. Он употребляется в действующей Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) и иногда истолковывается как синоним законодательного акта более высокой юридической силы по сравнению с законом или иными нормативными правовыми актами1. Однако понятие правовой системы гораздо шире понятия позитивного права, простой совокупности юридических норм. Правовая система - это комплекс элементов юридического и политического порядка, устойчивость которого обеспечивается многоуровневыми связями и иерархическими зависимостями. В содержательном плане это понятие включает нормативную (юридические нормы и формы их выражения), организационную (юридическая практика и механизмы ее отправления) и нравственно-духовную (правовая идеология, правовые представления, правовая культура) стороны. Под правовой системой понимается обусловленный историческим развитием и уровнем политико-правовой культуры общества юридический порядок правообразования и правоприменения, установленный в рамках определенной политической автономии. Правовая система может рассматриваться под углом зрения ее отношения к разного рода политико-территориальным образованиям (правовая система государства (национальная правовая система), правовая система субъекта федеративного государства), а также к межгосударственным объединениям (правовая система Европейского Союза, правовая система Содружества Независимых Государств) и даже к идеолого-культурным явлениям мирового масштаба (глобальная правовая система). Правовая система государства отражает исторические закономерности его развития, особенности этнического, социального, культурного становления, современный политико-правовой статус. Исторический путь развития у разных государств неодинаков. По-разному формируются сообщества наций и народностей с общей политической культурой, складываются традиции в отношениях к государству, личности, религии. У народов разных государств проявляются свои особенности (социальные, культурные, этноправовые) в восприятии правовых предписаний и правовых запретов, и стереотипы юридически значимого индивидуального и группового поведения также складываются по-разному. Поэтому в целом правовые системы отдельных государств (национальные правовые системы) могут иметь существенные различия. Несмотря на прогрессирующую в настоящее время тенденцию к взаимному тяготению государств мирового сообщества и их правовых систем, сопоставление правового опыта различных государств показывает значительную их специфичность. Исследование юридических особенностей правовых систем государств методом сравнения (иначе - сравнительное правоведение или юридическая компаративистика) дает немало полезного не только в теоретическом плане, но и для политической и правовой практики государств, для усовершенствования их национальных законодательств, для поиска более подходящих решений проблем, возникающих в процессе внутреннего развития государств. Современный арсенал сравнительно-правовых исследований, вносящих заметный вклад в теоретическую разработку фундаментальных проблем юридической компаративистики, изучение теории зарубежного права и его отраслевых законодательных систем, познание стратегических направлений современного правового развития, обоснование правового плюрализма составляют главным образом труды зарубежных компаративистов - Р. Давида и М. Анселя (Франция), К. Цвайгерта (ФРГ), А. Саидова (Узбекистан), И. Нода (Япония), а также отечественных правоведов В.А. Туманова, М.Н. Марченко, Ю.А. Тихомирова. Различные аспекты исследований этих авторов лежат в основе сложившегося к настоящему времени видения типологии и характерных особенностей современных правовых систем. Типология (или классификация) правовых систем современности проводится в зависимости от наличия общих признаков, свойств, а также специфических черт и особенностей, характеризующих национальные правовые системы. Правовые системы отдельных государств в силу общности исторического и культурного развития, схожести общественного устройства, религиозной практики могут иметь немало общих признаков, тогда как другие - отличительных черт могут иметь больше, чем сходных. Группы сходных по отдельным показателям национальных правовых систем принято относить к обособленным "семействам" политических и культурно-правовых (или цивилизационно-правовых) образований и именовать правовыми семьями. Помимо этой основной классификации, национальные правовые системы объединяют по признакам региональной принадлежности соответствующих государств (правовые системы стран Африки или Латинской Америки), религиозно-традиционной ориентации общественно-политического устройства государств (правовые системы мусульманских стран, правовые системы стран обычного права), протоколониального исторического развития определенных стран (правовые системы Австралии и Новой Зеландии), формационной атрибуции государств (социалистические правовые системы Китая, Кубы, Северной Кореи) и т.д. Выделяя группу государств, правовые системы которых относятся к определенной правовой семье, мы обращаем внимание прежде всего на те черты и признаки, которые отмечают в данной правовой семье наиболее заметные тождества. Конечно, определенные, причем значительные, сходства в настоящее время можно обнаружить в правовых системах многих государств, не объединенных ни общими культурными традициями, ни географическим положением, формально даже не относимым к одной правовой семье. Право, каким оно сложилось, например, в государствах европейского континента, в той или иной степени сказалось на формировании права во всех без исключения государствах, и в праве всех государств можно обнаружить признаки, свойственные европейским государствам. Практика правовых заимствований ширится. Поэтому можно с уверенностью сказать, что "правовая семья" в чистом виде - не более чем идеальная теоретическая конструкция. В реальности современное право немецкого, французского, английского, американского или российского государств - это, с одной стороны, в значительной степени система правовых заимствований, с другой - "донорский" материал для формирования правовых систем других государств2. Объективное право (совокупность правовых норм), юридическая практика и правовая идеология как три основных составляющих правовой системы - позволяют при рассмотрении правовых семей современных государств последовательно выделять группы стран, правовые системы в которых строятся преимущественно: а) на объективном праве, формируемом парламентскими органами, либо б) на юридической (чаще - судебной) практике, либо в) на поддерживаемых государством идеологических (религиозных, традиционных) установках. По этому плану мы и будем рассматривать сложившиеся в современном мире основные семьи правовых систем и правовые системы отдельных государств. 1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННЫХ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ В этих семьях различают так называемые религиозные (еврейское право, мусульманское право, индусское право) и традиционные (право стран Дальнего Востока, ряда стран Африки, Мадагаскара) правовые группы. Все религии в процессе своего многолетнего развития с учетом вековых традиций и менталитета населения выработали свое отношение к должному и греховному в поведении человека. Это нашло свое отражение в религиозных учениях. При формировании национальных систем права все государства наряду с совокупностью социальных норм обязательно учитывают и религиозный фактор3. Это выражается в том, что, запрещая, разрешая или поощряя в определенном порядке юридически значимые действия, государство закрепляет морально-нравственные ценности в обществе. Устоявшимся нравственным началам в поведении людей придается обязательное для исполнения государственно-правовое значение. Например, в православии чуть более двух тысяч лет назад к семи смертным грехам были отнесены: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, обжорство и уныние. В то же время для грешников религия открывает путь для покаяния. В эпоху древнейших общин существовало разделение в действиях людей на то, что положено и что не положено. У древних греков богиня Фемида (богиня правосудия) давала оценку характеру поведения. В исламе существуют еще большие и малые он грехи. К семи "страшным он грехам" пророк еще Мухаммед отнес: он многобожие (язычество); он колдовство; убийство; еще ростовщичество; растрату он имущества сироты; еще бегство с поля он боя; порочение он целомудренных, набожных, еще но невнимательных он женщин. Конкретно какие он из деяний еще человека следует он считать в большей еще или меньшей он степени грешными, еще определяют религиозные он традиции и правила, еще изложенные в Священном он Коране и изречениях он Пророка. На иврите он грех (или "он авера", что еще означает переход еще за грань еще дозволенного) понимается он как нарушение еще или неисполнение еще исповеди. Всего их в он иудаизме 613. Грех означает еще такой характер еще отдаления человека еще от творца, он когда он еще перестает походить он на него он образом и подобием. Самым большим еще наказанием за еще это считается еще отдаление души он от творца и он его божественности. Таким образом, в еще самом понятии он греха этой он религией уже он заложено будущее он наказание. 2. ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННЫХ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ 2.1. ЕВРЕЙСКОЕ ПРАВО Древнейшее право еще еврейского народа еще заслуженно занимает еще достойное место в он мировой истории еще права. Общие законы и он конкретные правила, еще отраженные в священных он книгах, получили он свое распространение он практически по еще всему миру. Одной из еще характерных особенностей еще еврейского права еще является то, что, еще несмотря на еще значительный исторический он срок, в течение еще которого государство еще Израиль не еще существовало, право еще было сохранено4. С еще потерей государственного он центра у еврейского еще народа оставался он единый духовный он центр, но еще затем и он еще был утерян. Поэтому вполне еще естественным является он то обстоятельство, он что в истории еще еврейского права, он насчитывающей многие еще столетия (более еще трех тысяч еще лет), периоды еще подъема чередуются с он периодами упадка, а он стадии интенсивного еще использования источников он для развития еще еврейского права - он со стадиями он застоя. Наиболее интенсивно еще процесс рассеивания еще израильского народа он происходил в конце X и он начале XI еще веков. В память об еще этом в современном еще Израиле (один он из воскресных он дней августа) еще отмечается День он траура еврейского он народа (в еврейском еще календаре эта еще дата обозначена он как День он девятого Ава). он Считается, что он именно в этот еще день в древние он времена были он разрушены Первый и еще Второй иерусалимские еще храмы, а в Средние он века в этот он день евреев еще изгнали из еще Англии и Испании. Основная роль в еще объединительном процессе еще стала принадлежать он многочисленным еврейским еще диаспорам, расположенным еще на всех он континентах. Они стали он выполнять роль еще духовных центров, он поддерживая между он собой письменную и еще личную связь. Знатоки Галахи еще во всех он этих центрах он изучали и комментировали он одни и те он же законы. Однако делали он это с учетом он реальных жизненных еще условий, в которых он находились. Жизнь общества, он законы государства еще местонахождения диаспоры, еще особенности торгово-он экономических отношений, еще порядок формирования он органов управления он общин, характер еще отношений с местным еще населением и с органами он власти - все еще это не еще могло не еще отражаться на он содержании еврейского еще законодательства, внося в еще него новые он черты и придавая он ему более еще универсальный характер. Специалистами отмечается, еще что по еще уровню правового он регулирования общественных еще отношений древнееврейское он право уступало еще вавилонскому и египетскому. Оно отражало он особенности и требования он времени становления еще ранней государственности. Особое воздействие он на содержание еще формирующегося права он оказали религиозные он предписания иудаизма с еще его приверженностью еще идее богоизбранности еще израильского народа, а он также необходимости он подчинения социального еще поведения людей еще священным заветам, он отраженным в Торе, еще Талмуде и многочисленных он религиозно-нравственных еще нормах. Однако в последующем, в еще силу изменившихся он обстоятельств, древнееврейское еще право не он на все еще преподносимые жизнью он вопросы могло еще дать ответ. С учетом отмеченных еще особенностей получили он дальнейшее развитие он многие отрасли еще еврейского права. Интенсивно стало он развиваться гражданское еще право. Степень развития еще уголовного права он определялась мерой он судебной автономии он конкретного еврейского еще центра. Значительное внимание еще уделялось развитию еще публичного права. Ранее публичное он право определяло он характер отношений еще между правителями (он цари, главы еще государств, главы еще общин) с рядовыми еще гражданами. Позже к этим он правоотношениям стали еще добавляться другие, он которые возникали еще между: гражданами и еще общинными органами; еще общинными органами и он их работниками. При этом он правовой регламентации еще стали подвергаться еще вопросы: избрания он руководящих органов; еще содержания их он правомочий; формирования еще системы налогообложения и еще эффективности ее еще действия. Большое внимание еще уделялось разработке еще проблем юридических еще коллизий. |