Религиозно-традиционные правовые системы. реферат. Религиознотрадиционные правовые системы
Скачать 52.96 Kb.
|
Частное учреждение высшего образования «Институт государственного администрирования» Кафедра государственно-правовых дисциплин административного и муниципального права РЕФЕРАТ по дисциплине «Проблемы теории государства и права» на тему: «Религиозно-традиционные правовые системы»Выполнила: студентка 4 курса очной формы обучения направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» Амано Эрика Научный руководитель: д.ю.н., профессор Емельянов Б.М. Итоговая оценка __________________ Емельянов Б.М. «___» ______________20__ г. Содержание Введение………………………………………………………………………3 Глава 1 .Понятие и структура правовой системы.…………………...…....4 1.1 Соотношение понятий «система права» и «правовая система»……..41.2 Классификация правовых систем ………………………….…………...6 Глава 2 Мусульманская правовая система……………………..…………..9 2.1 Общее понятие………………………………………………………...…..92.2 Основные источники мусульманского права…...………..….………..12Глава 3 Правовая система Индии ……………………………..….………...143.1 Индусское право …………………………………………………………14 3.2 Влияние общего права на индусское право…………………………...17Заключение…………………………………………………………………….18 Список используемой литературы ……………………………………….....20 ВЕДЕНИЕ Актуальность темы заключается в том, что право является важным и сложным общественным явлением. Исторические типы права подчеркивают его глубокую ценность для всего процесса эволюции. Ведь они доказывают, что право зародилось еще в далекие времена античной древности, прошло различны исторические периоды, зародились основы современных правовых систем. Право в наше время играет более важную роль, чем раньше, поскольку становится не только средством управления, но и системой основных прав и свобод человека и гражданина. В теории права для систематизации, выделения общих признаков и особенностей национальных систем права различных государств были введены понятия правовых систем или семей права. Это позволило объединить ряд стран в одну группу по общим признакам. Система права - это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, так как главная особенность каждой отрасли - это наличие особого юридического режима - метода регулирования. Преобразование права в систему путем деления его на отрасли, институты права позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве. Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические, национальные, культурные особенности. Естественно, что каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, т.е. специфические особенности. Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствуют о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое воздействие оказывают политика, политическая культура. Объект исследования - система права, правовая система, правовая семья религиозно-традиционного права. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением системы права, правовой системы, правовой семьи религиозно-традиционного права. Целью данной работы является исследование религиозно-традиционной правовой семьи. Глава 1 .Понятие и структура правовой системы.1.1 Соотношение понятий «система права» и «правовая система»В отечественной традиции вопрос о системе права является вопросом о его структуре. Категория системы акцентирует внимание на том, что право состоит из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой, а их взаимодействие порождает новые (интегративные) качества: только вместе они могут обеспечить выполнение правом его функций – поддержание порядка и гарантирование свободы. Наиболее важными факторами построения системы права, которые воплощают проявления его сущности, являются предмет и метод правового регулирования, принципы права, а также интересы отдельных лиц и общезначимые потребности в рациональной правовой организации. Первичными элементами системы права по той же названной традиции являются нормы права, которые в свою очередь образуют соответствующие структурные объединения . Не отвергая в целом такой конструкции системы права, следует отметить, что в ней опять-таки в определенной степени теряется человек со всеми его интеллектуальными, психологическими и другими свойствами. Между тем человек (гражданин) – не пассивный объект создаваемой вне его системы права, а активный участник не только ее функционирования, но и созидания. Ведь именно благодаря деятельности людей зарождаются элементы типичности, нормативности общественных отношений, которые впоследствии в обобщенной форме воплощаются в сформулированных соответствующими нормотворческими органами (которые также состоят из людей – государственных служащих) нормах; именно через приобщение человека к ценностям (которое происходит в процессе его социализации, в том числе через правовую деятельность) совокупность правовых норм приобретает структурное единство. Из этого следует, что система права, как и любые другие правовые явления, в конечном итоге является продуктом человеческой деятельности. Она в значительной степени обусловлена историческими и социокультурными условиями жизни людей, что в конечном итоге определяет ее особенности. В связи с этим обоснованными выглядят позиции тех авторов, которые центральным элементом системы права считают не обезличенную норму, а человека, хоть и используют при этом устоявшееся понятие «субъект права», пытаясь освободить его от наслоений догматизма, чрезмерной рациональности и статичности. С учетом изложенного необходимо, определить понятие системы права. Система права – это созданная в результате деятельности людей, интегрированная принципами права, обусловленная сочетанием частных и публичных интересов совокупность правовых норм, внутренняя организация которых характеризуется их единством, согласованностью, дифференциацией и группировкой в относительно самостоятельные структурные образования. Наряду с понятием «система права», в общей теории права используется еще одно близкое по этимологии понятие – «правовая система». Эти понятия даже юристы, особенно юристы-практики, не говоря уже о людях, не имеющих специальной подготовки, нередко путают, употребляя как синонимы. Тем временем понятие «система права» и «правовая система», хоть и имеют общие генетические корни (порожденные деятельностью людей в процессе их взаимодействия), отличные по своему содержанию, объему, структуре и назначению понятия 1.2 Классификация правовых системВ соответствии с различными ступенями развития экономики и общества, с учетом закономерностей их поэтапного развития и функционирования определяются соответственно ступени развития или типы государства и права, а также закономерности их существования и функционирования. Существует тесная связь и взаимозависимость между типами и закономерностями развития экономики общества, с одной стороны, и государства и права – с другой.1 Можно смело утверждать, что весь правовой мир складывается из разнообразного множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают воздействие друг на друга. В различных странах существуют различные национальное правовые системы. Их особенности определяются конкретным историческим развитием, спецификой культуры, религии, обычаев и традиций, своеобразием юридического содержания и т.д. В современном мире насчитывается более 200 государств, следовательно, более 200 национальных правовых систем. Наличие общих черт и признаков у разных правовых систем предоставляет возможность классифицировать их между собой или же подразделять в зависимости от тех или иных критериев на отдельные группы, или правовые семьи. Необходимость и важность классификации правовых систем обусловлена: во-первых, сугубо научными, познавательными и образовательными причинами, так как глубокое и разностороннее познание правовой картины мира требует не только ее общего рассмотрения, но и изучения, рассмотрения ее по отдельным, вбирающим в себя схожие правовые системы частям; во-вторых, сугубо практическими целями – целями унификации действующего законодательства и совершенствования национальных правовых систем. Необходимо сразу же отметить следующие требования, предъявляемые к классификациям правовых систем2: 1) В основе классификации должны лежать постоянные, фундаментальные, а не временные и случайные факторы; 2) Критерии классификации должны быть четко определены; 3) Критерии классификации должны иметь устоявшийся объективный характер; 4) Если за основу классификации берется несколько критериев, то один из них должен быть доминирующим. 5) При классификации учитывать не только объективные, но и субъективные факторы, оказывающие прямое воздействие на процесс их формирования. В качестве простого критерия классификации правовых систем следует рассматривать правовую традицию или традиции, общие для всех группируемых в одну семью правовых систем. Правовые традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного периода времени. В качестве традиций могут выступать определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, обряды, обычаи. К сложным критериям классификации правовых систем следует относить такие критерии, как стиль этих систем. При этом в понятие стиля правовой системы, которое выступает в виде сложного и многогранного явления, включаются такие его составляющие компоненты, как историческая природа правовых систем, особенности путей его развития, преобладающая манера правового мышления, главенствующие характеристики правовых институтов, иерархия источников права и способы их интерпретации, а также доминирующая идеология правовых систем. К числу факторов, которые оказывают прямое воздействие на формирование общих черт правовых систем, а вместе с тем и на выбор критериев их классификации, принято относить политические, идеологические, религиозные, исторические, географические и демографические факторы. В начале XX века использовалась классификация правовых систем, которая строилась на основе расового и языкового критериев и группирования их в правовые семьи. На основе этого критерия выделялись такие группы правовых систем, как индоевропейская, семитская и монголоидная правовые семьи. Первая группа, в свою очередь, подразделялась на такие подгруппы правовых систем, как греко-римская, германская, англосаксонская, славянская, иранская и другие. В более поздний период предпринимались попытки использования таких критериев классификации, как особенности правовой культуры, сущность и содержание права, правовая идеология, особенности источников права. Хотелось бы отметить тот факт, что в послевоенный период вплоть до настоящего времени особое внимание уделялось таким критериям классификации правовых систем, которые основываются на общности их исторических корней, сходстве стиля или модели правового мышления, близости основных правовых институтов. Глава 2 МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ CИСТЕМА2.1 Общее понятиеМусульманское право – заметная часть мировой правовой культуры, одна из самостоятельных правовых систем современности. Под мусульманским правом в широком смысле слова понимается комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления, предписания, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом ислама, нравственные и юридические нормы. Правовые системы мусульманских стран имеют определенные различия, но все они сформировались и функционируют на религиозной основе Ислама. Сложились в эпоху раннего средневековья в VII-X вв. в Арабском халифате. Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку, через своего Пророка Мухаммеда3. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Правда, согласно теории мусульманского права, божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что и ушли века кропотливой работы мусульманских юристов-факихов. Однако их усилия были направлены не на создание нового права, а лишь на то, чтобы приспособить данное Аллахом правок практическому использованию. Поскольку, согласно исламу, мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые обычно относятся к правовой сфере. Так, мусульманское право в широком смысле определяет молитвы, которые мусульманин должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать. Причем к соблюдению этих правил нельзя принуждать. В этом смысле мусульманское право рассматривается как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включается в себя, как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные, а так же обычаи. Хотя ислам – самая молодая из трех мировых религий (его возраст приближается к четырнадцати векам), он получил очень широкое распространение. У истоков всех мусульманских правовых школ, суннитских и шиитских, учения которых признаются, стояли две школы – школа Медины и Иранская школа. Эти старейшие школы использовали обычное право, укоренившееся на контролируемых ими территориях, и приспособили его к потребностям исламской веры. В силу исторических причин сегодня насчитывается: четыре суннитских – ханифитская4, маликитская5, шафиитская6, ханбалитская7; и три шиитских – джафаритская, исмаилитская, зейдитская школы мусульманского права. Каждая школа имеет свою юридическую методику и концепцию, и каждая претендует на то, чтобы считаться самостоятельной системой мусульманского права. Мусульманское право базируется на непререкаемых постулатах, придающих системе незыблемость. Мусульманские юристы осуждают все, что в какой-то мере неопределенно или случайно. По своей структуре правовые нормы, сформированные этими юристами, всегда основаны на внешних факторах. Мотивы и намерения индивида никогда не принимаются во внимание. Все психологические элементы сознательно исключаются из рассмотрения. Закон в понятии позднеримского и Романо-германского права в мусульманском правопонимании не существует. Теоретически только Бог имеет законодательную власть. В действительности, единственным источником мусульманского права являются труды ученых юристов. Мусульманское право представляет собой замечательный пример права юристов. Оно было создано и развивалось частными специалистами. Правовая наука, а не государство играет роль законодателя: учебники имеют силу закона. При рассмотрении дела судья никогда прямо не обращается к Корану или сунне – преданиям о Пророке. Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан. Мусульманское право как совокупность определенных норм сформировалось за первые два века существования ислама. Последующие века практически не принесли ничего нового. Этот застой приписывается так называемому закрытию врат человеческих усилий – иджтихаду. Однако шиитские школы никогда не признавали этого «закрытия». Поэтому право шиитов всегда было гораздо более гибким, чем право, исповедуемое суннитскими школами. В целом вплоть до XIX в. эволюция мусульманского правосознания находила свое отражение преимущественно в религиозно-юридических комментариях и сборниках фетв, которые по-новому истолковывали традиционные положения и принципы шариата, никогда не отвергая их прямо и не изменяя их привычного звучания. Этому способствовали сравнительно медленные темпы общественного развития, господство религиозной формы общественного сознания. К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. 2.2 Основные источники мусульманского праваЧетыре корня-источника: 1) Коран – священная книга ислама 2) Сунну, или традиции, связанные с посланцем Бога 3) Иджму, или единое соглашение мусульманского общества 4) Кийас, или суждение по аналогии История мусульманского права начинается с Корана – собрания изречений Пророка Мухаммеда, составленного через несколько лет после его смерти. Коран состоит главным образом из положений, касающихся нравственности и носящих слишком общий характер, чтобы быть точными и целенаправленными. Например, Коран поучает мусульманина выказывать сострадание слабым неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятку судьям, уклоняться от ростовщичества и азартных игр. Однако в нем не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов, правила поведения касаются большей частью молитвенных ритуалов, поста и паломничества. Даже в тех случаях, когда Коран затрагивает проблемы права в узком смысле, относящиеся, например, к семейному праву, он не содержит единой системы правил, а лишь предлагает решение нескольких проблем, которыми занимался Пророк Мухаммед, будучи судьей. Согласно Корану, в этой роли Пророк Мухаммед всегда исходил из положений обычного права, изменяя его только тогда, когда оно казалось ему недостаточным или противоречило его политической цели заменить старый арабский трайбализм сообщность людей, связанных с верой в Аллаха. Так, в обычном праве арабов Мухаммед нашел правило, согласно которому право наследования имели только родственники покойного мужского пола. Мухаммед изменил это правило, признав, что дочери, вдовы и сестры умершего имеют определенные права наследования наравне с наследниками мужского пола. Этим обозначился переход от традиционной патриархальной организации племени к новой модели, в которой семья являлась основной ячейкой общества. Вторым по значимости источником права после Корана является сунна – собрание преданий (хадисов) о поступках и высказываниях о Пророке Мухаммеде. Сунна явилась итогом толкования Корана в первые десятилетия после смерти Пророка и отражала политическую и религиозную борьбу вокруг его наследства. Юридические нормы, содержащиеся в Коране и сунне, мусульманские ученые-юристы считают имеющими божественное происхождение и в принципе неизменными в отличии от правил поведения, сформулированных на основе других источников мусульманского права. Из четырех-корней источников важнейшее значение имеет согласованное заключение правоведов - факихов, поскольку в конечном счете именно оно определяет с использованием аналогии или без нее, какое справедливое правило закона можно извлечь из Корана или сунны. Появление этих источников мусульманского права было в юридическом плане обусловлено тем, что Коран не был полным сводом юридических норм, а сунна, наоборот представляла собой громадное множество (многие тысячи хадисов), которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и даже судьи практически не могли самостоятельно разобраться. Глава 3 ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ ИНДИИ
Другой распространенной системой религиозного права является индусское право (Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия и др.). В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности, мораль, философия. Они нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве он выступает непременным элементом государственно-правовых отношений современного, в частности индийского, общества. Индусское право - это право не только Индии. Оно есть также в Пакистане, Бирме, Малайзии, Сингапуре, а также в некоторых странах Африки: Танзании, Уганде, Кении, исповедующих индуизм. Наряду с известным представлением о переселении душ одно из основных убеждений индуизма - разделение людей с момента рождения на социальные иерархические категории - касты, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей. Каждый обязан вести себя так, как это предписано касте. В качестве регулятора поведения допускается обычай, не противоречащий индуизму как религиозной доктрине. В масштабе касты все споры разрешаются собранием касты Особую роль индусское право играет в тех сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо: семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.п. Индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Это не право Индии, а право общины, исповедующей индуизм. Их влияние на общественные отношения велико в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки. (Преимущественно в Танзании, Уганде, Кении.) Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей, помимо принятия на веру определенных религиозных догм, и к определенному миропониманию. Главная идея индуизма - учение о перевоплощении души, которое происходит в соответствии с кармой, т.е. живой облик в будущей жизни является воздаянием за хорошее или плохое поведение, за характер поступков в этой жизни. Поэтому для правоверного индуса главным является приверженность не к доктрине, а к традиционному общественному укладу. Образ жизни каждого индуса должен соответствовать нравственному кодексу. Хотя и считается, что все индийцы равны, но на самом деле эти различия весьма ощутимы. Одним из убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль. Оправдание кастовой структуры общества - основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. На протяжении длинного отрезка времени индийской истории великие люди не раз предостерегали против жречества и строгой кастовой системы. Время от времени против них возникали мощные движения. Тем не менее медленно и почти неощутимо касты росли и распространялись на все сферы общества. Духовные книги служили важнейшими путеводителями людей и способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о справедливости, совести. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служили разрешению споров. Послушание человека как части целого формировалось "изнутри", вследствие чего правовые нормы, судебные споры и прецеденты долгое время не играли заметной роли. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям, располагает средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести и справедливости. Огромную роль среди индусов играет обрядовая чистота, отрицательным следствием которой является высокомерие, отказ есть вместе с представителями других каст. Браки между представителями разных каст также запрещаются. В обычной индусской семье собственность общая, и все получают наследство на равных правах. Всем, как работающим, так и неработающим, гарантируется прожиточный уровень. Не последнюю роль в настоящее время продолжают играть законы Ману. Несмотря на свой преклонный возраст (I в. до н. э.), в них современным языком говорится о праве, политике, религии, морали. В период колониальной зависимости индусское право подверглось влиянию доктрины общего права, но полного его вытеснения не произошло. И после провозглашения независимости Индии (1947 г.) страна стала развивать свою правовую систему. Конституция 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. Обновлению и унификации правовой системы препятствует наличие ряда религий и устойчивых территориальных традиций. Федерация, построенная по территориально-языковому принципу, развивается в пестром нравственно-правовом аспекте. И все же законодательная регламентация по линии штатов с их спецификой набирает силу. 3.2 Влияние общего права на индусское правоКлассическое индусское право претерпело существенные изменения в период английской колониальной экспансии. Англичане появились в Индии тогда, когда там уже была создана своя правовая культура. Как и во многих других случаях, созданные английские суды не отвергали тех норм, которыми руководствовались жители Индии. Слиянию индусского, мусульманского и английского общего права способствовало то, что в Индии не существовало отдельной системы религиозных судов. Все споры решались судами общего права. В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы очень скоро заменили нормы английского общего права. Иначе обстояло дело в области семейного и наследственного права, где все тяжбы, касающиеся наследования, брака, касты и других обычаев или институтов, решались в соответствии с нормами индусского права. Британским судьям было нелегко применять нормы, которых в начале они вообще не знали. Поэтому к судам прикрепили пандитов – образованных индусов, у которых судьи могли получить информацию по тому или иному вопросу. От такой практики отошли в 1864 г. К тому времени судьи приобрели опыт, увеличилось число книг по вопросам права и, что самое главное, накопились судебные прецеденты. Однако правило прецедента, свойственное английскому общему праву, далеко от традиций индусского права, которое вовсе не считает судебное решение обязательным. В Индии прецедентное право вступило в сложное взаимодействие с нормами индусского и мусульманского права. И в итоге сложилось, что-то вроде агло-индусского права. Несмотря на влияние английского права, полного вытеснения индусского права не произошло и отдельные его традиционные нормы и институты продолжали действовать. Сформировавшись еще в древности и пройдя двухтысячелетний и сложный путь исторического развития, индусское право сохранило свое регулирующее значение (пусть и в ограниченных пределах) вплоть до настоящего времени и выступает ныне одним из важнейших компонентов правовой системы индийского общества. ЗаключениеПраво и государство неразрывно взаимосвязаны друг с другом, но каждая страна строит правовую систему, беря во внимание индивидуальные особенности исторического развития. Поэтому правовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Это отличие бывает очень значительным. Но также следует заметить, что отдельные страны оказывают на другие государства непосредственное влияние, имеющее как политический, идеологический, так и экономический характер. В результате этого внутри права одного государства сосуществуют различные правовые системы. Познание сущности и роли права в жизни требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а также учета функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству, обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права отражающими и раскрывающими его существенные черты, в научном проведении было обосновано и утвердилось понятие «правовая система». Правовая система - это основанная на государственной воле господствующего класса или всего общества совокупная связь права, правосознания и юридической практики. Таким образом, на основании цели и задач работы можно сделать следующие выводы. «Правовая система» и «система права» имеют вполне отличное содержание и характеристики. Правовую систему иногда путают с системою права. Термин «правовая система» многозначен. Его используют как характеристику национальной правовой системы, подчеркивая ее сложный, но целостный и системный характер, как исходную категорию в сравнительном правоведении для характеристики семей правовых систем; и значительно реже (говорится о теории права) для характеристики международного права. В отличие от системы права, системы законодательства, системы источников права, понятий, направленных «внутрь» структуры права, понятие «правовая система» направлено прежде всего «наружу», за ее пределы. В рамках общей теории права правовую систему рассматривают как одну из подсистем общества вместе с экономической, политической, религиозной и т. др. Правовая система определяется как научная категория, дающая многомерное отражение правовой действительности конкретного государства на ее идеологическом, нормативном, институциональном и социологическом уровнях. Понятие «система права» выступает как совокупность действующих правовых норм, группируемых в институты, комплексы институтов, отрасли, подотрасли, которые находятся в определенном сочетании друг с другом. Религиозно-традиционное право отличаются от дифференцированного отсутствием позитивной систематизации права, наличием в его содержании пробелов, противоречий и повторов. Также традиционные системы в ходе исторического развития не освободились от примата социального регулирования. В них кристаллизовалось неделимое единство моральных и корпоративных стереотипов поведения с мифологическими, религиозными, идеологическими или философскими представлениями. Развитые же юридические системы вырвались из структуры традиционно-духовных регуляторов, сформировав два основных пути магистрального правового развития, соответствующих континентальной и прецедентной правовым традициям. Между тем на традиционные правовые системы в полной мере экстраполируется дефиниция правовой системы, т.е. получает конститутивное значение право, юридическая практика и правосознание, оказывающие в совокупности правовое воздействие на общественные отношения. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2013. 2. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2004. - 640 с. 3. Марченко М.Н. Основные принципы иудейского права // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2001. N 1. С. 66. 4. Мухаев Р.Т.История политических и правовых учений: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 5.Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) / Под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003. – 448 с. 6.Сапронова М. А. Арабский Восток: власть и Конституция/ М.А. Сапронова. - М. : Московск. гос. ин-т международных отношений, 2001. - 216 с. 7.Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право / Л.Р. Сюкияйнен. - М., 1986. – 254 с. 1 Марченко М.Н. Теория государства и права (2-е издание): классический университетский учебник 2 Караманукян Д.Т. Сравнительное правоведение в схемах, определениях, комментариях: учебное пособие. 3 Муха́ммед— арабский религиозный, общественный и политический деятель, основатель и центральная фигура ислама 4 Ханафи́тский мазха́б — одна из четырёх каноничных правовых школ в суннитском исламе. Основателем является Абу Ханифа и его ученики: Мухаммад аш-Шайбани, Абу Юсуф и Зуфар ибн аль-Хузайл. 5 Малики́тский мазха́б — одна из четырёх каноничных правовых школ в суннитском исламе. Основателем является имам Малик ибн Анас. 6 Шафии́тский мазха́б— одна из правовых школ в суннитском исламе, основателем которой является Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии. 7 Ханбали́тский мазха́б — одна из четырёх каноничных правовых школ (мазхабов) в ортодоксальном суннитском исламе. Основателем-эпонимом мазхаба является Ахмад ибн Ханбаль |