Ответы на зачет. Религия как социальное явление
Скачать 0.61 Mb.
|
28)Тоталитарные секты в России: причины возникновения. Правительство ФРГ опубликовало листовку, призванную предупредить своих граждан об опасности, исходящей от сектантских организаций. Она включает 17 признаков тоталитарных сект: 1. В группе Вы найдете именно то, что до сих пор напрасно искали. Она знает абсолютно точно, чего Вам не хватает. 2. Уже первая встреча открывает для Вас полностью новый взгляд на вещи. 3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему. 4. Трудно составить точную характеристику группы. Вы не должны размышлять или проверять. Ваши новые друзья говорят: "Это невозможно объяснить, Вы, должны пережить это - пойдемте сейчас с нами в наш Центр". 5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину. 6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные. 7. Критика со стороны не членов группы считается доказательстве ее правоты. 8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его. 9. Ваша группа - это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя. 10. Вы должны немедленно стать членом группы. 11. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений. 12. Группа желает, чтобы Вы разорвали свои "старые" отношения, так как они препятствуют Вашему развитию. 13. Ваши сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание. 14. Группа наполняет все Ваше время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями... 15. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с Вами. 16. Если Вы начинаете сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноваты всегда окажетесь Вы сами, поскольку Вы якобы недостаточно много работаете над собой или слишком слабо верите. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению По данным экспертов центра изучения новых религиозных культов "Dialogue Centre International", считаться тоталитарными могут следующие религиозные объединения и группы, активно действующие в России: 1.Церковь Сайентологии Рональда Хаббарда. 2. Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней). 3. Семья (Семья любви. Дети Божии) Дэвида Берга. 4. Новоапостольская церковь. 5. Московская Церковь Христа (Бостонское движение). 6.Трансцедентальная медитация. 7. Свидетели Иеговы (Общество "Сторожевой башни"). 8. Церковь Объединения (Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства) Сан - Мен Муна. 9.Движение "Нью Эйдж". 10.Информационно методический центр "Юнивер". 11. Общество "Сознание Кришны". 12.Движение Истины Аум (Аум Синрике) Секо Асахары. 13.Богородичный Центр (Российская Марианская Церковь, Церковь Божией Матери Преображающей) Иоанна Береславского. 14.Белое Братство Марины Цвигун и Юрия Кривоногова. 15. Виссарион и община "Единая вера". «Успех» данных сект в некоторых христианских регионах свидетельствует о реальной ценности для данного региона Евангельского Правозвестия, а именно - говорит о упадке в нем истинного христианства, либо о подсознательной ностальгии по красному революционному прошлому... А вообще в России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 миллиона человек, причем 70% из них - это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. По расчетам президента Центра религиоведческих исследований и автора термина "тоталитарная секта" Александра Дворкина, только "штатных" сектантов насчитывается минимум 600-800 тысяч. Как утверждает Дворкин, на территории России действуют "импортированные секты, такие как сайентологи, муниты, кришнаиты, Свидетели Иеговы". К "отечественным сектам" Дворкин относит Богородичный центр (Москва), Ашрам Шамбалы (Новосибирск), секту Виссариона (Красноярский край), Радастея (Урал) и другие. "Самая мощная из продолжающих свой численный рост сегодня сект - это неопятидесятническое движение, которым охвачены весь Урал, Сибирь и Дальний Восток, - отметил Дворкин. - По-прежнему активно растут Свидетели Иеговы и мормоны ". В остальных сектах на сегодняшний день приток членов равен оттоку - выжатый как лимон материально, физически и морально сектант через несколько лет "выкидывается" за ненадобностью, утверждает главный российский специалист по сектоведению. По данным экспертов, секты активно скупают недвижимость, сколачивают лобби во властных структурах, инициируют судебные процессы по, якобы, нарушенным законам свободы совести, стремясь основательнее закрепиться в российском обществе. Тоталитарная секта, по определению Дворкина, - это авторитарная организация, главным смыслом существования которой являются власть и деньги, для получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными, псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями. Многочисленные психокульты также относятся к тоталитарным сектам. 29)Атеизм и свободомыслие. Идейный конфликт между религиозным духом ив различных конкретно- исторических формах его проявления и светским духом насчитывает тысячелетия. Известно, что со стороны защитников религии он не ограничивается сферой идей, а выходит за ее пределы, выливаясь в преследования и гонения инакомыслящих, вплоть до их физического уничтожения. Но никакие преследования со стороны церкви не могли остановить процесс научного познания. Новое время несет науке новые победы, серьезно поколебавшие позиции религии: это геоцентрическая теория Коперника; биологическая теория Дарвина; прогресс научного познания человеческой психики и др. Свободомыслие проявляется в различных формах критики религии. Термин «Свободомыслие» вошёл в употребление в 18 веке с появлением трактата английского деиста А. Коллинза «Рассуждение о свободомыслии». В средние века, в эпоху безраздельного господства религиозной идеологии, одной из форм свободомыслия была теория «двойственной истины», утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении научных истин и религиозных взглядов. Свободомыслие - вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины. Видными представителями свободомыслия были азербайджанский поэт и мыслитель 12 века Низами Гянджеви, грузинский поэт 12 века Шота Руставели, русский вольнодумец 16 века Феодосии Косой. В эпоху Возрождения с позиций свободомыслия выступали видные учёные, философы, писатели (Пьетро Помпонацци, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский и др.). 2.Зарождение и развитие атеизма Первоначальные элементы человеческого познания носили стихийно материалистический характер и не были нейтральны или равнодушны к судьбе человечества. Так или иначе, прямо или косвенно, но научное познание с самого начала обнаружило свои гуманистические тенденции. Ученые тех времен - от Демокрита до Эпикура - считались одновременно и философами, и моральными наставниками. Цель познания они усматривала в освобождении людей от страха перед богами и от боязни смерти. Философы древней Европейской цивилизации стремились внушить человеку убеждение, что природа подчинена своим законам, что она познаваема, что в ней вовсе не царствуют капризы. 30)Основные принципы взаимодействия церкви и государства в современном мире. Рассматривая взаимоотношения церкви и государства, я вынуждена ограничиться рамками какой-то конкретной конфессии, поскольку «религии вообще» не существует, а объем данной работы не позволяет останавливаться на всех основных религиях мира поочередно. Мой выбор определяется тем, что я живу в стране, где преобладающей является христианская религиозная традиция. Поэтому анализ принципов взаимодействия хотелось бы провести на примере Русской Православной Церкви, поскольку она на протяжении всей истории Российского государства занимала господствующее положение и является самой крупной и влиятельной религиозной организацией в современном Российском государстве. Особенностью современного положения церкви и ее взаимодействия с государством является кардинальное изменение ее роли и статуса в структуре современного российского общества. Русская Православная Церковь пытается выступать в роли «миротворца» в политической сфере. Церковь не только призывает политиков к благоразумию и противоречащим миру и нравственности действиям, но и сама активно пытается искать пути к взаимному сотрудничеству всех политических сил страны, сглаживая социальные противоречия. В этом плане весьма показательны встречи с ведущими политическими деятелями. РПЦ патронирует такие политические движения, как Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС), Российское Земское Движение (РЗД), на съездах которых присутствуют представители разных политических сил. По инициативе Московского Патриархата был создан Союз Православных Граждан (СПГ), куда также вошли различные политические деятели. Сегодня, после десятилетий гонений и искусственного отстранения Церкви от социальной и благотворительной деятельности, перед Церковью стоит высокая задача возрождения традиционного социального служения. В этой сфере своей деятельности Церковь служит ближнему, имея в виду устроение его блага, духовного и телесного. Здесь интересы государства и Церкви совпадают, так как государство объективно стремится к благу своих граждан. Это совпадение тем более выпукло, что современное Российское государство провозгласило интересы личности приоритетом государственной политики. Минуя политическую составляющую этого приоритета, Церковь естественно заботится, со своей стороны, о том же. Отсюда следует потенциально высокая степень необходимости в тесном взаимодействии Церкви и государства при решении сходных задач. Однако, это взаимодействие сегодня имеет существенные отличия от дореволюционного. Коренным отличием такого взаимодействия на современном этапе является принцип отделения Церкви от государства. По существу, он означает превращение Церкви в самостоятельную самоуправляющуюся корпорацию внутри общества. Правовое положение Церкви определяется государственными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с существующими процедурами. При этом государство, определив место Церкви в правовом поле, тем самым становится равноправным контрагентом Церкви в реализации существующих правовых норм, определяющих правоспособность Церкви и церковно-государственные взаимоотношения. Взаимодействие Церкви и государства определяется в этом случае исключительно правовыми механизмами, что, в известной мере, есть явление позитивное. Отделение Церкви от государства также означает, что Церковь в своей повседневной деятельности не выполняет функций органов государственной власти и управления, государственных учреждений, органов местного самоуправления и иных государственных органов. Такое "разграничение полномочий" дает Церкви широкие возможности самостоятельно, свободно и ответственно, в пределах своей правоспособности действовать от своего имени в негосударственной сфере общества, которая на сегодняшний день существенно расширилась. Контакты и взаимодействие Церкви с высшими органами государственной власти осуществляются Патриархом и Священным Синодом непосредственно или через представителей, имеющих письменно подтвержденные полномочия. Контакты и взаимодействие с региональными органами власти осуществляются епархиальными Преосвященными непосредственно или через представителей, также имеющих письменно подтвержденные полномочия. Контакты и взаимодействие с местными органами власти и самоуправления осуществляются благочиниями и приходами по благословению епархиальных Преосвященных. Уполномоченные представители церковного Священноначалия для контактов с органами власти могут назначаться как на постоянной основе, так и для консультаций по отдельным проблемам. Одним из высших органов церковной власти и управления в Русской православной церкви является Архиерейский собор - собрание (совещание) всех епархиальных, а также возглавляющих синодальные учреждения и духовные школы архиереев, созываемое для решения наиболее важных вопросов канонического, богослужебного, церковно-административного характера. В многочисленные обязанности Архиерейского собора включено и решение вопросов, связанных с взаимоотношениями Церкви с государством. В августе 2000 г. состоялся Юбилейный Архиерейский Собор, на котором была принят исторический документ - "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви ". В своем докладе участникам Собора митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, возглавлявший группу по подготовке документа, отметил: "…мы поняли: в условиях колоссальных исторических перемен, которые произошли в нашем обществе, да и в мире в целом в конце второго тысячелетия, мы не можем ограничиваться отдельными заявлениями по злободневным вопросам. Необходима долгосрочная программа общественного служения Церкви, опирающаяся на православное богословское осмысление положения Церкви в плюралистическом секулярном обществе. Общество, к которому принадлежит большинство нашей Церкви, не определяется более идеологией государственного атеизма, как в предшествовавшие десятилетия, но отнюдь не является и однородно православным, как это было на протяжении долгих веков - большей части второго тысячелетия". В документе, однако, рассматривается широкий круг проблем, которые нашли свое выражение в разделах: Церковь и нация; Церковь и государство; христианская этика и светское право; Церковь и политика; труд и его плоды; собственность; война и мир; преступность, наказание, исправление; вопросы личной, семейной и общественной нравственности; здоровье личности и народа; проблемы биоэтики; Церковь и проблемы экологии; светские культура, наука, образование; Церковь и светские средства массовой информации; международные отношения; проблемы глобализации и секуляризации. В соответствии с темой курсовой работы, мы акцентируем свое внимание на анализе III главы концепций, посвященной взаимоотношениям церкви и государства. Согласно этим концепциям Русская Православная церковь заявляет о своем отделении от государства и о необходимости дистанцироваться от любого государственного строя, партий, властных структур. Церковь провозглашает идеальной моделью государственно-церковных взаимоотношений византийскую модель "симфонии", когда государство и Церковь отделены лишь в юридическом плане, тогда как в плане цели (приведение людей к спасению через обеспечение общественного устройства, строящегося на принципах нравственности, любви, сострадания, милосердия, почитании Церкви и божественных заповедей) они едины. Провозглашается принцип "кесарю - кесарево, а Божие - Богу", когда Церковь заботится о делах духовных, а государство - о земном благополучии людей и содействует Церкви в деле спасения своей волей и материальными ресурсами. "Государство как необходимый элемент жизни в испорченном греховном мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом… Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержания добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства" Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Московской Патриархии.2000 г. с. 48.. Тем не менее, Церковь выступает против абсолютизации власти и форм государственной власти, сходных с тоталитарной диктатурой. "Государство ни в коем случае не должно превращаться в самодовлеющий институт. Мы знаем, что такая тенденция неоднократно проявлялась в истории, знаем и то, к каким опасным последствиям она может приводить" Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, «Об основах социальной концепции Русской Православной Церкви»//Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.:Изд-во Московской Патриархии. 2000 г. с.9-10. Итак, Церковь поддерживает государство, но отстаивает позицию независимости от него. "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным делам, Церковь должна отказать государству в повиновении" Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Московской Патриархии.2000 г. с.57. Документ "Основы социальной концепции" важен, помимо формулировки концептуального видения мира Церковью, тем, что он ставит Церковь в государственно-церковных взаимоотношениях совершенно на новый уровень. Она становится институтом, который должен существовать независимо от государства (при сохранении совместной социальной деятельности), опираясь на общественность, так как Церковь - часть гражданского общества. Более того, "Основы" дают право Церкви выступать в качестве гаранта духовности и нравственности общества. Она видит себя заступницей народа в деле его нравственного совершенствования, поэтому и может указывать государству на его небогоугодные действия. "Основы социальной концепции", в разделе посвященном государственно-церковным взаимоотношениям, весьма противоречивы и неоднозначны. Так, с одной стороны Церковь молится за власть, но может призвать к неповиновению против нее своих последователей; утверждает, что монархия одна из наиболее "религиозно укорененных" форм государственности, однако замечает, что для Церкви какого-либо предпочтительного государственного строя нет; принцип свободы совести для нее - одна из причин падения нравственности и бездуховности в обществе, но все же - необходимость, обеспечивающая ее существование в современном секулярном мире; Церковь отвергает всякое участие в политике, однако постулаты "Основ" оставляют возможности ее участия в делах если не равных, то очень близких к политике, да и конкретные факты общественной деятельности доказывают это«Священника избрали депутатом вопреки решениям Синода и Архиерейского Собора» // Православный Интернет-журнал "Соборность". (13.02.2001г.). Такая неоднозначность возникла вследствие компромиссного характера документа. "Основы" - это золотая середина, призванная удовлетворить запросы внутрицерковных кругов Еремин А.В. Государственно-церковные взаимоотношения в контексте состояния внутрицерковной организации РПЦ в современной России // Тезисы докладов 9-й конференции молодых ученых. Ярославль, 2002. С. 89-92. |