Главная страница
Навигация по странице:

  • . Религиозная идеология

  • Способов культа великое множество

  • И насчёт внекультовой деятельности

  • – к религиозной организации. Религиозную организацию

  • Что может быть религиозной организацией

  • Основными признаками церкви

  • Так и перед тем как компактно рассказать о Современной религиозной обстановке в мире

  • Перейду к современной религиозной обстановке в мире.

  • И для примера я нашёл совсем одиозную

  • ДНБ. Религия как составная часть духовнонравственной безопасности. Современная религиозная обстановка в мире


    Скачать 19.49 Kb.
    НазваниеРелигия как составная часть духовнонравственной безопасности. Современная религиозная обстановка в мире
    Дата06.03.2022
    Размер19.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДНБ.docx
    ТипСеминар
    #384778

    Религия как составная часть духовно-нравственной безопасности. Современная религиозная обстановка в мире.

    Для того чтобы определить какое место в системе духовно-нравственной безопасности занимает религия, следует прежде всего определиться с понятием духовно-нравственная безопасность, которое мы разбирали ещё на первом семинарском занятии, так вот, существует множество подходов к толкованию данной категории. Но основных – два, это определение в широком смысле и в узком смысле.

    В широком смысле духовно-нравственная безопасность представляет собой специфическую часть системы национальной безопасности, представляющую собой состояние защищенности личности, общества и государства в духовной сфере, обеспечивающее их взаимосвязанное функционирование и культурное развитие.

    А в узком смысле это состояние защищенности жизненно важных духовно-нравственных потребностей личности, общества и государства, выраженных в правах и свободах граждан, духовных ценностях, и суверенитете.

    Теперь к религии, некоторые исследователи ввиду особой социальной и духовной значимости религии выделяют её в качестве такого обособленного института в рамках духовно-нравственной безопасности. Это проявляется в том, что наряду с безопасностью духовно-нравственной системы и присущими ей угрозами выделяют отдельно ещё и религиозную безопасность, и её угрозы.

    Вообще религия как социокультурный феномен представляет собой сложную иерархическую систему, основными составными частями которой являются религиозное сознание, религиозная деятельность и религиозная организация, некоторые теологи в эту систему включают и религиозные отношения. Системообразующим ядром в ней выступает религиозное сознание, которое является специфической формой общественного сознания, включающей два уровня: религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная идеология представляет собой стройную системы идей и теорий, в которых заложены вероучений той или иной религии. А религиозная психология – это совокупность чувств, образов, настроений, эмоций, идей верующих. Религиозная идеология и религиозная психология тесно взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, при этом религиозная идеология наряду с другими факторами играет активную роль в формировании и развитии религиозной психологии, то есть совокупности религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций рядовых верующих.

    Немаловажным структурным элементом религии является религиозная деятельность, которая может осуществляться в двух формах: в культовой и некультовой форме.

    Сам по себе культ является системой особых действий, с помощью которых люди стремятся повлиять на сверхъестественные существа, свойства и отношения, выступающие предметом их веры. Способов культа великое множество — от простых до самых сложных: крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, ритуальные жесты, жертвоприношение, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники. В результате культовой деятельности удовлетворяются религиозные потребности верующих, оживляется религиозное сознание.

    И насчёт внекультовой деятельности, из названия уже понятно, что эта деятельность она не связана непосредственно с попыткой повлиять на сверхъестественные существа. Она реализуется в духовной и практической сферах. В духовной состоит в производстве религиозных идей, систематизации и интерпретации догматов теологии. А в практической в религиозной пропаганде, миссионерстве и в таком интересном явлении как прозелитизме. Прозелитизм – это по большому счёту синоним миссионерства и его суть заключается в стремлении обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели.

    Аналогичные с религиозной деятельностью формы реализации имеют и религиозные отношения. Религиозные отношения представляют собой разновидность отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием и существуют посредством религиозной деятельности. Религиозные отношения, как и религиозная деятельность, подразделяются на внекультовые и культовые. Внекультовые отношения — это отношения между религиозными индивидами и организациями: обмен информацией, педагогические отношения, связи координации (по горизонтали), связи субординации (по вертикали). В культовых отношениях проявляется субъективный план — в них предполагается участие Бога, какие бы действия ни совершал верующий.

    Так и теперь в завершающему структуру религии элементу – к религиозной организации. Религиозную организацию представляют собой упорядоченные группы людей, которые совместно отправляют религиозные обряды (Обряд – это как раз-таки совокупность стереотипных действий, устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления)

    Что может быть религиозной организацией? Это церковь, секта, деноминация. Данные религиозные организации обладают собственными отличительными признаками и характеристиками.

    Церковь (греч. Κυριακον - "Господня") представляет собой централизованное, многочисленные самоуправляющееся объединение верующих, которое сложилось на основе общности религиозных представлений и культовой деятельности. Основными признаками церкви являются наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы, особого слоя людей - служителей культа (духовенства) и рядовых верующих - прихожан; централизованная система управления отдельными церковными подразделениями, наличие специфических культовых зданий и сооружений.

    На другом полюсе от церкви стоит секта как особая религиозная организация (группа верующих), отвергающая основные ценности официальной церкви и основной массы верующих. Обычно секту образует отколовшаяся от основной церкви группа верующих. Секта представляет собой закрытую или полузакрытую организацию, для вступления в которую требуется пройти определенный ритуал посвящения. Выйти из секты также бывает не просто.

    И теперь к деноминации. Деноминация представляет собой промежуточное звено между церковью и сектой. Она более открыта и многочисленна, чем секта, но также по сути является религиозной организацией, отколовшейся от официальной церкви. Примером может быть деноминация баптистов как одно из направлений протестантского христианства. (они придерживаются полной независимости церкви от государства.

    Так и перед тем как компактно рассказать о Современной религиозной обстановке в мире, мне хотелось бы провести некоторую цепочку связей, которая позволит определиться с местом, которое занимает религия в системе духовной безопасности. Как я уже говорил, многие исследователи представляют религию как некий автономный, обособленный институт, который имеет определяющее значение в системе духовной безопасности, т.е. если представить систему духовно-нравственной безопасности в виде круга, то 70-75% от его площади будет занимать религия, дальше будет идти мораль, установки, принципы, нравственность, идеалы и иные элементы, но базу, некий фундамент будет составлять именно религия. И при это сама система духовно-нравственной безопасности уже является важной составляющей системы национальной безопасности, пронизывающей все её подсистемы.

    Перейду к современной религиозной обстановке в мире.

    Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво.  С одной стороны, с началом Нового времени во всем мире происходит секуляризация общества, то есть массово распространяются атеизм, скептицизм по отношению к религиозным убеждениям. Государственная власть в большинстве стран носит светский характер. С другой стороны, в XX и XXI вв. специалисты констатируют некое явление религиозного возрождения: у многих светских людей вновь рождается интерес к религиозному, мистическому взгляду на мир. Появилось множество новых верований, религиозных течений.

    Это привело к введению оценочных понятий «традиционные» и «нетрадиционные» религии. Например, к «традиционным» религиям чаще всего относят иудаизм, христианство (в том числе православие), ислам, буддизм. В основе лежат такие признаки, как долгая история существования, организационная оформленность, устойчивость ритуальных практик, многочисленность сторонников. Дополнительными признаками «традиционной» религии считают связь с определенной территорией, этносом.

    В XX в. возникло много и более оформленных новых, «нетрадиционных» религиозных движений. У них есть некоторые общие черты: большая роль духовных лидеров (живых Учителей), комплексность, когда в его рамках объединяются элементы науки, разных религий, собственное творчество лидера; немногочисленность приверженцев учения и текучесть состава религиозных групп. И для примера я нашёл совсем одиозную нетрадиционную религию, например, в России имеет место Эзотерический ельцинизм, участники данного движения величают Бориса Николаевича Ельцина спасителем и верховным божеством Демократии, который заседает в Вальхалле и оттуда карает коммунистов.

    !!!

    По этническому основанию религии делятся на национальные и мировые (вселенские) религии. Национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.), как видно из их названия, в значительной степени связаны с определенным народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть историческая обусловленность, геополитические условия, доктринальные причины, ярко выраженное этническое своеобразие культуры и т.д. Основные характерные черты мировых религий, отличающие их от национальных: отсутствие этноцентризма, социальная гибкость, прозелитизм. Их всего три: буддизм, включающий два основных направления, - хинаяна и махаяна; христианство, включающее три основных направления, - католицизм, православие и протестантизм; ислам, имеющий два главных направления - суннизм и шиизм

    . В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.


    написать администратору сайта