ремонто-реставрационные работы. Ремонтнореставрационные работы
Скачать 61.39 Kb.
|
Глава II. История проведения ремонтно – реставрационных работ Ранние этапы развития ремонтно-реставрационных работ Ханского дворца Ханский дворец по истине своей представляет собой величественный памятник архитектуры, запечатлённый в произведениях А.С. Пушкина, представляющий собой редчайший пример истории наследства нашего края, для полного понимания развития указанного комплекса необходим анализ работ, которые проводились в перерод хронологического развития указанного памятника архитектуры. В анализе указанного вопроса я опирался на научные работы Эльвиза Османова, Алие Ибрагимовой и сведения архивных данных, которые дошли до нашей современности. [11] Ханский Дворец является главной исторической достопримечательностью Бахчисарая. Хансарай был построен как родовая резиденция династии Гераев – правителей Крымского ханства и являлся жилищем правителя на срок исполнения им своих обязанностей. На протяжении почти трех столетий Бахчисарайский дворец служил центром политической, духовной и культурной жизни государства крымских татар. [21] Дворец строился не как неприступная твердыня, а как своего рода земное воплощение райского сада. Отсюда обилие обнесенных стенами внутренних двориков, наполненных зеленью, цветами и многочисленными фонтанами. Да и название города переводится – «Садовый Дворец». В стилевом разнообразии бахчисарайского дворца трудно выделить основное здание. В 1769 г. барон де Тот писал в своих мемуарах: «Дворец, построенный некогда целиком, но возобновленный, еще хранит красоту своей первоначальной конструкции» [2, с. 148]. Застройка велась в течение долгого времени без всякого плана, множество сооружений разного назначения возводились по мере надобности. «В старейших его частях встречаются следы арабо-персидского и турецкого стилей с одной стороны и ренессанса с другой» [11, с. 387]. Разорение Бахчисарая войсками Миниха в 1736 г., а также зависимость крымских ханов от Османской империи отразились и на реставрации отдельных его частей. На них лежит печать турецкой архитектуры преимущественно позднего времени, «когда чистота восточного стиля уже нарушается влиянием барокко, царившего в то время в Европе» [10, с. 2]. В истории Ханского дворца можно выделить несколько фиксированных строительных периодов. При этом необходимо учитывать, что датировка каждого из них не абсолютная, а относительная. Долгое время выделяли два строительных этапа: до пожара 1736 г. и после. По мнению археолога А.М. Ибрагимовой, необходимо создать более подробную строительную периодизацию. В основе предложенной ею периодизации, которую она изложила в своем диссертационном исследовании, лежат имена крымских ханов, при правлении которых проводились наиболее обширные строительные работы во дворце. Именно они превратили Ханский дворец из места проживания хана в представительский политико-административный центр крымскотатарского государства [9, с. 7]. Действительно, крымские ханы оставили после себя памятники на века в виде дворцовых построек, ряд которых можно видеть в Бахчисарае и поныне. А.М. Ибрагимова выделяет 8 периодов в истории строительства дворца, мы же предлагаем 5 основных этапов. Первый период – 1532–1551 гг. – охватывает время правления хана Сахиб-Герая, основателя дворцового комплекса в Бахчисарае. К этому этапу относится строительство общегородской площади с дворцовыми объектами: Соборная мечеть СахибГерай-хана, баня Сары-Гузель, Малая дворцовая мечеть, жилые покои в Старом дворце. Двор, если провести линию вдоль всех дворцовых зданий, составляет почти правильный параллелограмм. Ханские покои расположены направо от входа. Первые – налево от ворот – комнаты, которых после ремонта 1861 года стало восемь, предназначались для дворцовой стражи или капыкулу, а также для иностранных послов и гонцов [8, с. 16]. Мечеть Биюк Хан-Джами принадлежит к одной из ранних построек Ханского дворца. Композиция мечети соответствует раннесредневековому типу базилики: просторное трехнефное помещение, разделенное двумя аркадами. С запада и востока к стенам примыкают галереи со стрельчатыми арками, которые опираются на тонкие восьмигранные колонны. Над дверью главного входа слева имеется надпись, которая гласит, что мечеть была построена (перестроена) Селямет-Герай ханом в 1740 г. (1153 г.х.). Речь шла, по-видимому, о восстановлении и ремонте ранее существующего здания мечети после пожара 1736 г., когда русские войска под командованием фельдмаршала Миниха овладели Бахчисараем. Посол польского короля Стефана Батория Мартин Броневский, посетивший Бахчисарай в 1578 г., видел «возле города построенные каменную мечеть и гробницы ханов из развалин христианских» [6, с. 343]. Турецкий путешественник Эвлия Челеби в середине ХVII в. именовал ее как соборную мечеть Сахиб-Герайхана. Он отмечал, что «ее стены прочно сложены из камня. Это старой конструкции дом Божий с куполом …» [16, с. 105]. Во время реставрационных работ в 1960 гг. на южной и западной стенах мечети, а также в михрабе были обнаружены остатки росписи ХVI–ХVII вв. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что Биюк Хан-Джами принадлежит к одной из ранних построек Ханского дворца. Составной частью мечети и ее главной особенностью является ханская ложа, которая была возведена одновременно с молитвенным, и наглядным доказательством этому является общая с мечетью южная стена, выложенная квадратными майоликовыми плитками с растительным орнаментом. Ханская ложа отделана росписью и фаянсовыми плитками, вход в нее – с крутой наружной лестницы. Деревянный плафон ложи богато декорирован и расписан. Путешественники, посещавшие дворец в ХIХ в., неоднократно упоминали ложу в своих воспоминаниях (записках). [13, с. 316; 3, с. 26; 7, с. 348]. Вышеуказанные авторы указывали только одну комнату в ложе, на данный момент их – две. Ханская ложа была построена и уже существовала в ХVI в., но значительно перестроена после пожара 1736 г. С восточной стороны религиозного здания был возведен банный комплекс – Хамам «Сары-Гузель» («Желтая красавица»), самая древняя датированная постройка Ханского дворца, наряду с Хан-Джами. Эвлия Челеби именует ее баней Сахиб-Герай хана. Над ее дверью сделана следующая надпись (тарих): «На этом высоком месте баню построил справедливый султан Сахиб-Герайхан, сын Менгли-Герай-хана, сына Хаджи-Герай-хана. Год 939 Хиджры» (1532 от Р.Х.) [16, с. 47]. Огромное количество описаний Бахчисарая посетивших его исследователей, путешественников, историков практически не коснулось бань, несмотря на их древность. Такое могло произойти по двум причинам. Первая – бани вообще не входили в комплекс сооружений дворца и служили городу, бахчисарайской знати, поскольку находилось вблизи дворца, в окружении домов. Вторая – бани, находясь в составе дворцовых сооружений и будучи постоянно действующими, рассматривались исследователями как атрибут бытовой жизни. С 1847 г. бани принадлежали частному лицу и функционировали до 1924 г., после чего постепенно пришли в негодность [14, с. 12–15]. Западным фасадом Хан-Джами выходит на площадь, пространство которой является композиционным центром ханского дворца. Во времена Крымского ханства площадь служила местом проведения различных торжественных церемоний. Напротив Хан-Джами возводится административный корпус. К одной из самых ранних построек принадлежит Малая дворцовая мечеть, которая перекрывалась куполом и датируется ХVI в. Древнее строение сгорело в 1736 г. Спустя несколько лет, а именно в 1741 г., на ее месте возникла новая мечеть, построенная по приказу хана Селямета-Герая. Имя хана и дата окончания строительства высечены на мраморной доске над входом. Стены мечети были украшены росписью. Это мотив прямых широких линий светло-серых, черно-серых и зеленых тонов. Стена разбита на большие квадраты, которые и заполнены подобным мотивом линий, идущих вертикально или вкосую. Эта роспись сохранилась только на южной стене и фрагментарно на западной. Второй период строительства хронологически охватывает вторую половину ХVI в. Этот период непродолжительный по времени, к нему относится лишь появление на ханском кладбище мавзолея Девлета I Герая. Мезарлык – ханское кладбище – является уникальным памятником мусульманской культовой архитектуры. На нем погребены лица ханского рода, наиболее значительные мурзы и духовенство. Самая древняя царская могила относится к 1592 г., то есть кладбище начало заселяться владыками почти через столетие после основания Бахчисарая. Над их могилами возвышаются надмогильные камни – башташ. На кладбище выстроены два мавзолея-дюрбе: северное – Дюрбе Девлета I Герая ХVI в. с шестью захоронениями и южное – Дюрбе Исляма III Герая ХVII в. с девятью захоронениями. Северное дюрбе – монументальное каменное восьмигранное сооружение, место захоронения ханских династий, воздвигнуто в ХVI в. По архитектуре оно отвечает типичной архитектуре погребальных памятников того времени. Внешней отделки дюрбе практически не имеет. Это единственный в Крыму пример «перехода» от архаичных дюрбе конца ХIV – начала ХVI вв. с михрабами во входных порталах к беспортальным и безмихрабным мавзолеям ХVII и ХVIII столетий. К последним относятся южное дюрбе Исляма Герая и дюрбе Диляры Бикеч. Следующий период строительства, наиболее продолжительный по времени, и определен в рамках с ХVII в. – до пожара 1736 г. Это период наивысшего расцвета Крымского ханства и архитектурного облика Ханского дворца. На протяжении этого времени появились Зал Совета и Суда, датируемый первой половиной ХVII в., возможно, во время правления Бехадыр Герайхана (1637–1641 гг.) или Ислам III Герай-хана (1644–1654 гг.), при правлении которого на ханском кладбище появляется Южное дюрбе, за исключением отдельных деталей, внешне практически тождественное Северному. Одно из подробных описаний Зала Совета и Суда мы находим у Г. Манштейна, адъютанта фельдмаршала Миниха, войска которого взяли Бахчисарай в 1736 г. Он был представлен ему как «приемная зала старого дворца» [12, с. 64]. Вследствие реставрационных работ первой трети XIX в. интерьеры этого Зала претерпели довольно сильные изменения. Особенно пострадали потолок и росписи стен. Исчез мраморный фонтан в центре Зала, который еще упоминали адъютант Манштейн и французский посланник при дворе крымских ханов барон де Тотт. Подлинные архитектурные детали, сохранившиеся с ханских времен, – это цветные оконные витражи верхнего ряда восточной стены, центр потолка в виде красно-черного паркета, а также фрагмент орнамента под «мрамор» и «гроздья» в левой части стены. Они были вскрыты киевскими реставраторами в результате зондажа в 60-е годы XX века. К стене ограждения со стороны Дворцовой площади пристраивается Летняя беседка – открытая беседка с арками, с низкими диванами и бассейном посередине. Вначале беседку окружали только колонны, но позже ее перестроил придворный живописец Омер. Одним из самых парадных помещений, где сохранились следы росписей, относящихся к середине ХVIII в., является так называемый Посольский зал. Манштейн писал, что он имел два ряда окон, пол был мраморный [12, с. 67]. Два ремонта – потемкинский в 1783–1787 гг. и колодинский в 1820–1822 гг. – окончательно исказили его интерьер. До наших дней отделка почти не сохранилась, за исключением некоторых фрагментов. Среди них – роспись восточной стены зала, представляющая собой имитацию облицовки под мрамор; под трафаретной отделкой роспись на стенах «галереи», представляющая собой филенчатую разбивку с растительным орнаментом такого же типа, как орнаментальная роспись на стенах Зала Совета. При правлении Каплан-Герай-хана у Малой мечети был установлен Золотой фонтан. На мраморной облицовке – рельефные надписи золотом, выполненные арабской вязью, и растительный орнамент. На фонтане следующая надпись: «Каплан-Герай-хан, сын Хаджи-Селим-Герай хана, да помилует Бог его и родителей его 1146 г. х.» (1733 г.) [5, с. 511]. Орнаменты, высеченные на мраморной плите фонтана, местами покрыты красками нежных тонов, местами – очень яркими, например, цветы и плоды в нижней части. Судя по тому, что Золотой фонтан располагается рядом с Малой мечетью, он служил для ритуальных целей. Согласно нормам и правилам ислама, прежде чем совершить молитву, каждый верующий должен совершить ритуальное омовение, вода в обязательном порядке должна быть не только чистой, но и проточной. Четвертый период строительства начинается после пожара 1736 г. во время правления Селямет-Герай-хана (1740–1743 гг.). В этот период перестраивается мечеть Хан-Джами (закладная плита 1740 г. над северным входом), реставрируется парадная часть дворца – южная часть Главного корпуса, возникает Фонтанный дворик. Возможно, именно при этом правителе Портал Алевиза был перенесен во дворец из разрушенной резиденции Менгли-Герая в Салачике, появляется Соколиная башня, которая не упоминается в воспоминаниях Манштейна. Портал Алевиза, исходя из надписи под фризом датирующийся 1503 г., как архитектурный элемент отнесен нами к четвертому периоду строительства по времени его установки в комплексе Бахчисарайского дворца. По мнению академика Г.И. Котова, железные двери портала были перенесены во дворец из другого места, «иначе – пишет он – трудно было бы объяснить при столь высоком художественном исполнении неправильность постановки пилястр вровень с наличниками» [10, с. 4]. К мнению Котова, в 1928 году присоединился еще один исследователь портала – Н.Л. Эрнст, но нужны были веские и существенные доказательства. В 1983 году во время реставрационных работ была осуществлена расчистка окраски портала, после удаления красочных слоев обнаружилось, что 11 блоков, из которых состоит портал, сильно повреждены. Углы многих блоков сбиты, есть и расколотые, а утраты восполнены алебастровой лепкой. Таким образом можно говорить, что портал был перенесен, поскольку такие повреждения могли появиться только при разборке и транспортировке памятника. Что касается нынешнего местонахождения железных дверей, то оно только кажется нелепым, вполне возможно, что после пожара 1736 года Фонтанный дворик стал центральным местом, откуда можно было попасть в главные апартаменты дворца. Об этом свидетельствовала лестница, некогда начинающаяся сразу справа за железными дверями и ведущая к основным ханским апартаментам. Впоследствии, в так называемый «потемкинский ремонт» в 1786 году, она была переделана с изменением марша, выходящего напротив Фонтана Слез. Очевидно, что после пожара, учиненного войсками фельдмаршала Миниха в 1736 году, и в результате ремонтных работ, произведенных в правление Селямет-Герай-хана, главные двери, ведущие во внутренние покои, оказались на северной стене Зала Дивана – одного из крупнейших помещений дворца. Об этом свидетельствует и надпись на мраморной плите, установленной над входом: «Двери Дивана. Селямет Герай хан, сын Хаджи Селим Герай хана 1156 г. х.» (1743 г.) [5, с. 491]. По свидетельству очевидцев, здесь располагалась ханская канцелярия, которую в своем «Описании… дворца» адъютант фельдмаршала Миниха генерал Манштейн назвал «сенями». Связующим элементом служебных помещений первого этажа является Фонтанный дворик – ассимметричное в плане пространство, заполненное рядами деревянных колонн с орнаментально разукрашенными арками. Это место получило название Фонтанный дворик благодаря двум сооружениям, в разное время установленным по углам комнаты. Из Фонтанного дворика по широкой деревянной лестнице можно подняться на второй этаж, который, вероятно, был перестроен после пожара 1736 г. Одним из парадных покоев второго этажа является Кофейная комната, упомянутая еще Манштейном. Согласно ему и описанию более позднего времени, на стенах этой комнаты были росписи. В настоящее время в этом помещении элементами, представляющими художественную ценность, являются плафон и витражи. Стены расписаны масляной краской по трафарету. Окна расположены в два яруса и направлены на юг и запад. На северной стене, кроме входной двери, камина, отделанного, как и стены, трафаретной росписью, и встроенного шкафа для кофейной посуды, есть неприметная дверь, откуда по узкой деревянной лестнице можно было попасть в комнату евнуха и гаремный сад. В период существования Крымского ханства жительницы гарема располагались в 73 комнатах, куда не заходил никто, кроме повелителя, его малолетних сыновей и евнухов. По дошедшим свидетельствам, комнаты были разобраны вследствие их ветхости. Сохранившийся корпус гарема возведен после пожара 1736 г., при его сооружении были использованы старые части декора. Уцелели лишь крыльцо и наличник от древней двери с татарским резным узором в виде фигурных прорезей, ваз, растений и плодов; характерная балюстрада и столбы, по-видимому, также старинные. Внутри гарема особенно характерны обработка дверей, и валики по стенам, образовавшие нечто вроде алькова, отделяют комнаты от входной части. В четырех комнатах уцелевшего флигеля размещены вещи, которые воссоздают бытовую сторону жизни дворца. С 1981 по 1989 гг. производилась реставрация гаремного корпуса. Полностью была заменена кровля на террасе, а также в первой и второй комнатах. Обновлена роспись фасада, а во второй комнате на дверных коробках-порталах, на полочках и других деревянных частях обнаружен орнамент ХVIII в. в стиле турецкого барокко. В третьей комнате были раскрыты так называемые «зеркала» (панели), росписи на стенных шкафах, обнаружена роспись под мрамор, а на падугах потолка – арабские надписи. Расчистка орнаментов ХVIII в. в интерьерах гаремного корпуса стала настоящим открытием. С южной стороны недалекоот гарема находится Тоган кулеси – Соколиная башня. Это шестигранное сооружение, основанное на сочетании деревянных и каменных конструкций, с решетчатым верхом. Деревянный каркас башни переходил в решетку, завершавшуюся шатровой крышей. Широкая лестница плавно огибала все грани и выходила на смотровую площадку, откуда открывался восхитительный вид. По преданию, в нижней части башни, похожей на клетку, содержали соколов для ханской охоты. Следующий период строительства определяется правлением Крым-Герай-хана (1758–1764, 1768–1769 гг.). В это время появляются росписи на западном фасаде Хан-Джами, строится Золотой кабинет, перестраивается Летняя беседка, строится дюрбе Диляры Бикеч. Декоративные оформления интерьеров и фасадов, живописные работы, эскизы витражей были выполнены иранским мастером Омером. В 1764 г. Ханская мечеть вновь подверглась ремонту, о чем свидетельствует надпись на западной стене мечети: «Да будет благословенна починка высокого Крым-Герай хана… и означено имя живописца, писал это живописец Омер» [5, с. 497]. Несколько выше указаны имя того же мастера и его должность – главный придворный живописец. Один из исследователей крымскотатарского искусства М.Я. Гинзбург ввел в искусствоведческую науку имя иранского мастера Омера, придворного живописца и декоратора при крымских ханах Селямет-Герае и Крым-Герае. Он дал обоснованную атрибуцию и высокую оценку его произведений в ансамбле Бахчисарайского дворца (росписи Большой Ханской мечети, разрушенной ныне беседки Селямета-Герая, Золотого кабинета). Омер выполнял живописные и лепные декоративные работы, каллиграфические надписи на наружных стенах, расписывал наличники окон и дверей, принимал участие в росписи Малой ханской мечети и Фонтанного дворика. Он же выполнил зеленые фресковые вставки на западной стене Ханской мечети, в простенках между высоко расположенными окнами с решетками, где в декоративные узоры изящно вплетена арабская вязь. Абрис витража по своим пропорциям повторяет декоративный мотив, встречающийся на наружных стенах мечети Ешиль-Джами. Структурные изменения коснулись и Летней беседки. Ее колонны стали более массивными. После завершения перестройки беседка оставалась открытой с трех сторон, вероятно, что в этот период был установлен в центре фонтан с бассейном в стиле турецкого барокко, не исключено, что его могли перенести из Зала Дивана. Позже, в 20-х гг. ХХ в., во время ремонта под руководством архитектора Колодина, беседка была застеклена. Были поставлены деревянные панели с оконными переплетами и цветными стеклами. Стены расписал клеевыми красками мастер Кладо, резной потолок с плафоном выполнил унтер-офицер Дорофеев. Во время реставрации 1960–1962 гг. были обнаружены изящные рисунки на падугах и пейзаж над входом, вероятно, принадлежащие мастеру Омеру. Над Летней беседкой был возведен Золотой (или Фруктовый) кабинет, стены которого расписаны архитектурными деталями с позолотой и алебастровыми вставками с изображением фруктов. Потолок резной, деревянный, в центре – хрустальная люстра. Окна расположены с трех сторон в два яруса, в четвертой стене – входная дверь и высокий камин. Это единственное помещение, в котором было прорублено сразу два ряда окон. Характерной особенностью почти всех помещений, в том числе и Золотого кабинета, являются камины, куда ставились мангалы. Внешним их выражением являются многочисленные фигурные трубы. Лепные и живописные работы, выполненные Омером, носят восточный характер и в то же время они проникнуты влиянием европейского искусства, которое шло на Восток через Турцию от французских мастеров, которых приглашали султаны для выполнения декоративных и строительных работ [8, с. 41]. В Фонтанном дворике появляется более изящный «Фонтан слез». Надпись над ним гласит следующее: «Там, в райском саду, праведные будут пить воду из источника, называемого Сельсебиль» [5, с. 498]. После длительных исследований, на основе воспоминаний старожилов Бахчисарая, выяснилось, что резная плита Фонтана слез находилась в мавзолее-дюрбе Диляры Бикеч и появилась во дворце к приезду Екатерины II в 1878 г.; раньше здесь была лестница, ведущая в верхние комнаты. При переделке она была заменена новой, более широкой и удобной. Возможно, следы этой переделки представляют собой заделанные арки в павильоне около Зала Суда [10, с. 9]. Ханский некрополь у южной стены Большой Ханской мечети – не единственный погребальный комплекс в дворцовом архитектурном ансамбле. С юга к садовым террасам Ханского дворца примыкало еще одно кладбище. Но сохранилось лишь одно дюрбе Диляры Бикеч, известное в популярной и художественной литературе как мавзолей Марии Потоцкой. Надпись на плите, ранее украшавшей вход мавзолея, а теперь хранящейся в лапидарии заповедника, приводит дату 1177 г. х. = 1764 г. Дюрбе Диляры- Бикеч относится к более поздним купольным мавзолеям [1, с. 25]. Основной план сооружения представлен в виде 8-гранника. Стены заканчиваются аттиком, на котором стоит 8-угольный барабан, каждая грань которого обработана четырьмя малыми декоративными арочками. На фасаде на каждой грани в виде двойного пояса идут по три арочки декоративного назначения. Купол выложен из квадратного обожженного кирпича. Внутри переходная часть от основания к верхней части обработана восемью плоскими полуциркульными арочками. Стены и купол внутри были хорошо оштукатурены и очень просто расписаны. Купол снаружи был покрыт свинцом. Памятник этот имеет большое значение в истории развития татарского монументального зодчества в Крыму [4, с. 16]. За те два с половиной столетия, которые Хансарай служил резиденцией главы Крымского государства, его внешний облик претерпел существенные изменения. Непросто будет в точности восстановить ту последовательность перемен, которые в итоге привели к формированию знакомого нам нынешнего его облика. Тот облик, который Хансарай имеет сейчас, в общих чертах сложился в ХVIII в., когда орнаментальное и строительное искусство Крымского ханства достигло высот совершенства. В 1982 г. комплекс Бахчисарайского дворца был обследован институтом «Укрпроектреставрация» с целью разработки генеральной программы капитальных работ по реставрации дворцовых сооружений, в том числе и соколиной башни [14, с. 22]. Впервые археологические раскопки на территории ханского дворца в Бахчисарае в 1986 г. провел А.Б. Авагян (1944—1988), представивший первый отчет об археологическом исследовании памятника, в рамках работ «УкрНИИпроектреставрация» [49]. с 2000 г. все археологические исследования в Бахчисарае проводятся автором c привлечением в качестве консультанта в 2003 г. научного сотрудника Средневекового отдела Института археологии НАН Украины Л.И. Виногродской. В 2000—2003 гг. производились археологические исследования на территории Персидского двора. Работы были направлены на локализацию объектов, в прежние времена находившихся на данном участке. Исследовался «Персидский дворец», от которого сохранилась соколиная башня. Было локализовано располагавшееся по соседству одно из зданий старого гарема. В 2000 и 2003 гг. в северо-западном углу двора и с западной стороны «Дворца Султанов» (определения сооружений — по И.Ф. Колодину) были обнаружены остатки гидротехнических сооружений (керамические водопроводы), выходивших из-под южной стены двора, что позволило сделать вывод о существовании в Персидском дворе двух хамамов. Ни на одном из ранее известных планов Дворцового комплекса выявленный корпус старого гарема и хамамы не фигурировали, из чего напрашивалось заключение о времени их сооружения в первый период застройки Бахчисарайского дворца, связанного с именем Сахиб Герай хана. В центре южной стены старого гарема исследован пристенный фонтан. Также в 2003 г. в юго-восточной части Персидского двора было обнаружено основание беседки с остатками бассейна в ее центре. В 2003—2004 гг. были осуществлены комплексные архитектурно-археологические исследования дюрбе Хаджи Герай хана, Зинджирлы-медресе и сооружений Ханского дворца: Большой Ханской мечети, бани Сары-Гюзель, Главного корпуса с Бассейным двором, Гаремного двора, дюрбе Диляры Бикеч. Были продолжены и раскопки в Персидском дворе. С западной и восточной сторон Большой Ханской мечети производилось понижение уровня грунта с целью гидрофобизации фундаментов ее стен и устройства дренажной системы. Одновременно была восстановлена кровля мечети и исследованы надписи на стенах. Перед входом в баню Сары-Гюзель были выявлены архитектурные остатки галереи и фонтана, а также остатки водопровода, проходящего через помещение с фонтаном из мужской части бани и далее в помещение с фонтаном в женской части. Работы на территории Персидского двора были направлены на выявление его планировки, обнаружены остатки водопровода и бассейна. Были начаты раскопки Главного корпуса. Результатами исследования в Бассейновом дворике со стороны восточного фасада зала Дивана подтвердились наблюдения Х. Манштейна. Со стороны восточного фасада Малой дворцовой мечети были выявлены ее каменные фундаменты. Была прослежена западная стена Бассейнового дворика до основания фундамента. На территории Гаремного дворика было обнаружено основание стены Кофейной комнаты, фундаментом которой служила стена более древнего сооружения. На полную высоту, до уровня поверхности XVI в., была открыта южная сторона Главного корпуса и Малая дворцовая мечеть. Кровля над Главным корпусом была законсервирована. Были начаты работы по благоустройству территории вокруг дюрбе Диляры Бикеч. Таким образом, в результате раскопок 2000—2004 гг. на территории Персидского двора были открыты архитектурные объекты XVI—XVIII вв., не показанные на известных планах Ханского дворца XVIII—XIX вв., и существенно уточнена строительная периодизация памятников Салачика (Кырк-Ер) и Ханского Дворца. В 2005 г. проводились археологические исследования и разведки на территории Ашлама-Сарая, кладбища Гази-Мансур и Бахчисарайского дворцового комплекса. Продолжалась работа по выявлению планировки Персидского двора, исследовались жилые помещения старого гарема. Было продолжено исследование хамама, примыкавшего ко Дворцу Султанов с западной стороны. В Главном корпусе был выявлен уровень пола зала Дивана, относящийся к началу строительства дворца (первая половина XVI в.), обнаружены остатки гидротехнических сооружений на месте нахождения Мраморного фонтана, утраченного в начале XIX в. В Бассейновом дворике исследовалась территория от летней беседки до фонтана в его южной стене. Уточнялась его первоначальная планировка, а также был выявлен новый архитектурный объект — каскадный бассейн. В восточной части Гаремного двора проведены работы по понижению грунта, в западной его стене были найдены кованые железные двери, а также обнаружены фрагменты архитектурных деталей бассейнов и фонтанов из белого мрамора. В 2006 г. продолжились работы по исследованию ранней планировки Персидского и Бассейнового дворов. Выявлены фрагменты отопительной системы хамама на территории Персидского двора. В Бассейновом дворике от Летней беседки до фонтана в южной стене было осуществлено понижение грунта, выявлены фрагменты гидроизоляции под мраморными плитами каскадного бассейна и большое количество обработанных фрагментов белого мрамора, богато украшенных изображениями и сложными орнаментами. В это же время велись работы по выявлению местоположения помещений хамама Мухаммед Герай хана и локализации дворца этого же хана. В декабре 2006 г. стартовал международный украинско-турецкий проект по реставрации памятника архитектуры национального значения Зинджирлы-медресе и дюрбе хана Хаджи Герая (при финансовой поддержке ТІКА — Турецкого управления по развитию и сотрудничеству). На протяжении 2007—2011 гг. продолжались археологические исследования на территории комплекса Зинджирлы-медресе и дюрбе хана Хаджи Герая, а также на начатых объектах Ханского дворца. Производились работы по понижению грунта на Ханском кладбище вокруг мавзолеев Девлет Герая и Ислям Герая, связанные с гидрофобизацией дюрбе и организацией водоотвода. Параллельно с изыскательскими археологическими работами, начиная с 2003 г., разрабатывались и осуществлялись реставрационные работы по гидроизоляции фундаментов сооружений Ханского дворца, в частности, Большой Ханской мечети, бани Сары-Гюзель, объектов Главного корпуса, в т.ч. зала Дивана, Малой Дворцовой мечети, Жилого корпуса, Летней беседки, Фонтанного и Бассейнового двориков, Гаремного корпуса, а также ротонды и мавзолеев Ханского кладбища, дюрбе Диляры Бикеч. При проведении комплексных реставрационных работ осуществлялся постоянный архитектурно-археологический надзор за работами и консультации. Одновременно составлялась историография формирования и перестроек дворца крымских ханов. Данный вид исследований представляет определенные трудности, вызванные крайней скудностью иконографических, литературных и архивных источников. Поиски материалов проводились в фондах Центрального Государственного исторического архива РФ (г. Санкт-Петербург), Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург), государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева (г. Москва), государственного архива Автономной республики Крым (г. Симферополь), а также привлекались литературные источники ряда научных библиотек г. Киева. Результаты археологических исследований публиковались автором на протяжении 2003—2013 гг. в журналах и сборниках научных трудов «Археологічні відкриття в Україні», «Археологічні дослідження в Україні», «Археологія», «Нові дослідження пам'яток козацької доби в Україні». В 2010 г. по материалам археологических исследований 2003—2008 гг. в соавторстве с ведущим научным сотрудником Института археологии НАНУ Н.А. Гаврилюк вышла книга «Тюрбе хана Хаджи Герая» [37]. Автор неоднократно выступала с докладами по теме исследования на конгрессах и конференциях в России, Румынии, Германии, Турции. Ханский дворец удивительный архитектурный комплекс, переживший множество исторических событий, его по истине модно называть «крымской легендой», множество работ, проводимых с этим памятником истории можно подразделить на исторические этапы: Доревалюционный этап; Этапы 1930-1936 годов; Послевоенный этап 1960-1964 годов; Этап реставрации в советские периоды 1980-1987 годах; Проведение исследовательских работ в 2000-2003 годах; Реставрация ханского дворца на современном этапе. Реставрационные работы неотъемлемая часть сохранения любого памятника культуры в том числе и исследуемого мной объекта. Реставрация представляет собой деятельность по восстановлению, сохранению былого исторического состояния объекта и его возобновление. 2. Характеристика архитектурного комплекса Ханского дворца Ханский дворец в Бахчисараеили Хан-Сарай — бывшая резиденция крымских ханов, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. В Российской Федерации, контролирующей спорную территорию Крыма, является объектом культурного наследия федерального значения, на Украине, в пределах международно признанных границ которой находится спорная территория, — памятником культурного наследия национального значения [25]. Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. В помещениях дворца располагаются музей истории и культуры крымских татар, художественный музей, выставка холодного и огнестрельного оружия. Территория дворцового комплекса занимает 4,3 гектара. Ранее площадь дворцового комплекса составляла 18 гектаров. Дворец расположен на левом берегу реки Чурук-Су. В состав дворцового комплекса входят северные и южные ворота, Свитский корпус, дворцовая площадь, главный корпус, гарем, ханская кухня и конюшня, библиотечный корпус, соколиная башня, ханская мечеть, Персидский сад, ханское кладбище, гробница (тюрбе) Диляры Бикеч, гробницы Северное и Южное тюрбе, надгробная ротонда, баня «Сары-Гюзель», набережная с тремя мостами, сады и парковые сооружения, Екатерининская миля и другие объекты [12]. Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVI—XVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. «Бахчисарай» переводится с крымскотатарского языка как «дворец-сад» (bağça — сад, saray — дворец). Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками [15]. |