ремонто-реставрационные работы. Ремонтнореставрационные работы
Скачать 61.39 Kb.
|
Государственное бюджетное учреждение высшего образования Республики Крым «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет истории, искусств, крымскотатарского языка и литературы Кафедра истории Курсовая работа по Истории России на тему Ремонтно-реставрационные работы Ханского дворца под руководством Е.И. Лапушинской Студента (ки) Группы ИС-15,2 курса Направление подготовки: 46.03.01 История _____________________ Научный руководитель Д.и.н., доцент Мусаева У.К. г. Симферополь 2021 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. Ремонтно – реставрационные работы, виды и признаки…………….…5 ГЛАВА II. История проведения ремонтно – реставрационных работ……...……16 1. Ранние этапы развития ремонтно-реставрационных работ Ханского дворца…………………………………………………………………………...…..16 2. Характеристика архитектурного комплекса Ханского дворца……………….32 ГЛАВА III. Современное значение ремонтно – реставрационных работ……….34 Заключение……………………………………………………………..……...36 Список использованных и использованных источников………………………………………………………………..……37 ВВЕДЕНИЕ Реставрационная деятельность призвана сохранять существующие исторические ценности. Это относится не только к памятникам, обнаруженным при археологических раскопках, но и к зданиям, прошедшим много этапов переделок и перестроек за весь период своего существования. Нет и не может быть никаких единых рецептов по реставрации памятников, но существует строгая система: подбора материалов, исследования памятников в натуре, обоснования принятых проектных решений и контроля в процессе восстановительных работ. Знание основ научной методики реставрации памятников архитектуры сегодня является обязательным для всех соприкасающихся с созидательной деятельностью. Без этих знаний не может быть успешно решен комплекс вопросов охраны природы, исторических ценностей, создания условий для преемственности развития культуры, эстетического и патриотического воспитания. На памятниках архитектуры могут производиться такие виды работ как реставрация, реновация и ревитализация. В последние годы к ним добавилось воссоздание разрушенных объектов с максимальным приближением к оригиналу, называемое реституцией. Реставрация, наряду с элементами консервации и ремонта, предусматривает изменение существующего вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств, а также исключение более поздних, малоценных архитектурно-планировочных наслоений, пристроек и надстроек. Реставрация может быть фрагментарной и целостной. При этом последняя отличается от фрагментарной реставрации не масштабом производимых работ, а целью — восстановлением памятника в его изначальном состоянии. В таком случае проблема ценности и сохранности более поздних наслоений решается иначе, чем при фрагментарной реставрации, и определяется, прежде всего, датировкой этих наслоений по отношению ко времени, на которое воссоздается памятник. Здесь можно усматривать некоторое сходство между целостной реставрацией, которая не всегда обладает исчерпывающей документацией, и в отдельных случаях предусматривает привлечение архитектурных аналогов, и реституцией, хотя реституция должна применяться в исключительных случаях, когда с утратой отдельного здания или комплекса нарушилась общая градостроительная ситуация. В современности вопрос сохранения памятников культуры стоит остро, не исключением является Республика Крым. Сохранение культурного наследия является важным направлением в современности, изучение и раскрытие указанного явления выступают актуальной темой для исследования. Объектом исследования выступает ремонтно - реставрационная деятельность, направленная на реализацию потенциала Ханского дворца в Республике Крым. Предметом исследования выступает ремонтно – реставрационные работы Ханского дворца под руководством Е.И. Лапушинской. Цель исследования. Выявление проблематики реализации ремонтно-реставрационных работ Ханского дворца под руководством Е. И. Лапушинской, исследования указанной тематики с целью построения закономерностей развития указанной проблематики. Задачи исследования: Исследование теоретических вопросов ремонтно – реставрационных работ. Выявление истории проведения ремонтно – реставрационных работ Ханского дворца. Рассмотрение характеристики архитектурного комплекса Ханского дворца. Изучение современного значения ремонтно – реставрационных работ. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. ГЛАВА I. Ремонтно – реставрационные работы, виды и признаки Реставрационные работы направлены на сохранение существующих исторических ценностей. Это относится не только к памятникам, обнаруженным в ходе археологических раскопок, но и к зданиям, которые за время своего существования претерпели множество этапов изменения и реконструкции. Единых рецептов реставрации памятников нет и не может быть, но существует строгая система: подбор материалов, исследование памятников в натуре, обоснование принятых проектных решений и контроль в ходе реставрационных работ [1]. Знание основ научных методов реставрации памятников сегодня является обязательным для всех, кто вступает в контакт с творческой деятельностью. Без этих знаний невозможно успешно решить ряд вопросов, связанных с охраной природы, историческими ценностями, созданием условий для преемственности культурного развития, эстетическим и патриотическим воспитанием. Такие работы, как реставрация, консервация и ремонт, могут выполняться на памятниках. В последние годы они дополняются восстановлением разрушенных объектов, которые находятся в непосредственной близости от оригинала, так называемой реституции. Реставрация включает, помимо элементов консервации и ремонта, модификацию существующего типа памятника с целью лучшей демонстрации его художественных качеств, а также исключение более поздних малоценных архитектурных и планировочных проектов, пристроек и надстроек. Реставрации могут быть фрагментарными и цельными. В то же время последнее отличается от фрагментарной реставрации не объемом выполненных работ, а целью — вернуть памятнику его первоначальное состояние. В этом случае проблема стоимости и сохранности поздней стратификации решается иначе, чем в случае фрагментарной реставрации, и определяется, прежде всего, датировкой этой стратификации по отношению ко времени, для которого памятник создан заново. Здесь прослеживается определенное сходство между полной реставрацией, по которой не всегда имеется полная документация и которая в некоторых случаях предполагает включение архитектурных аналогий, и реституцией, хотя реституция должна применяться в исключительных случаях, когда утрата отдельного здания или комплекса зданий нарушает общую градостроительную ситуацию. Все реставрационные и консервационные работы, проводившиеся до настоящего времени, можно разделить по типам на 37 основных разделов — от предпроектной фазы до реставрации монументальной живописи, которая состоит из 12 конкретных разделов для определенных видов работ. Этапу реставрационных работ предшествует этап археологических, научно-технических, инженерно-биологических и архитектурных исследований, с тем, чтобы в начале реставрационных работ имелась полная информация о памятнике, изучалось состояние памятника, выявлялись деструктивные факторы и разрабатывались методы их устранения, а также необходимая проектная документация. Первая и самая важная задача в восстановлении архитектурных памятников — укрепление фундаментов и фундаментов: Переустановка существующих и укладка новых фундаментов, установка зажима для усиления укладки фундаментов и уменьшения давления, оказываемого зданием на грунт, крепление свайных фундаментов рядом с существующими фундаментами различной формы и армирование фундаментов и фундаментов шпунтовыми сваями. Восстановление исторических памятников также сосредоточено на герметизации стен [3]. Отдельное направление технологии реставрации посвящено сохранению и восстановлению поверхностей кладки, которые под воздействием агрессивных внешних факторов могут быть разрушены. Кирпичи могут осыпаться и рассыпаться, выпадать из отдельных частей, на наружной поверхности кирпичей могут появиться трещины и зазоры. Как правило, отдельные кирпичи разрушаются под воздействием внешних факторов: поверхности разрушаются, поверхность покрывается трещинами и пустотами. В таких случаях существует две возможности восстановления лицевой поверхности кирпичной кладки: замена разрушенных территорий или добавление специальных решений для утраченных территорий. Рациональность того или иного метода определяется в каждом конкретном случае: Если разрушено меньше половины кирпича, желательно дополнить утерянные участки раствором; если разрушено больше половины — заменить разрушенные участки новой кладкой [15]. Если кирпич обветшал, а раствор удерживался в швах и выступал наружу, то утраченные участки также следует заполнить специальным раствором. Кладка дополняется новыми кирпичами, свойства которых близки к оригинальным. По своему составу кладочный раствор также должен быть близок к оригинальному раствору. Многие проблемы при реставрации памятников связаны с утратой фундаментов и фундаментов полностью или частично их несущей способности. Аналогичные проблемы возникали во время ремонтных работ в прошлые века. Сегодня в большинстве случаев цокольные стены зданий дополняются новой кладкой, в наружных стенах подвалов устанавливается вентиляция для улучшения влажностного и теплового режима, а старые фундаменты зданий армируются длинными прессованными сваями, что обеспечивает совместную работу как старых фундаментов, так и свай. Поврежденные участки кладки подвальных стен и первых этажей будут заменены новой кладкой, а трещины в кладке заполнятся раствором. В каждом случае после детального изучения всех элементов и конструкций зданий разрабатывается серия ремонтно-восстановительных мероприятий. Задачи фиксации памятников архитектуры Крепление памятника играет очень важную роль в подготовке к реставрации. Она сосредоточена на нескольких очень важных задачах. Прежде всего, фиксация должна дать как можно более полное представление о памятнике в его состоянии на момент обследования. Во время реставрации памятник всегда подвергается ряду изменений, а исторически сложившийся, знакомый облик безвозвратно утрачивается. Только данные фиксации могут быть впоследствии использованы для оценки того, как структура выглядела раньше и что поэтому было удалено или добавлено во время реставрации. В определенный момент еще можно будет оценить степень технической безопасности сооружений, что будет важно в будущем при решении вопросов охраны памятников. В то же время крепежные материалы, особенно измерительное оборудование, необходимы при разработке реставрационного проекта как отправной точки для реставрационных чертежей и для определения физических размеров памятника при расчете объема и стоимости необходимых исследовательских и реставрационных работ. Фиксация памятника, в частности следы внесенных изменений, раскрытие информации, также позволяет создать документальную основу для проекта реставрации, без которой невозможно его научное одобрение и утверждение. Наконец, следует подчеркнуть, что процесс крепления сам по себе ни в коем случае не является узкой технической процедурой, а является неотъемлемой и важной частью изучения памятника [10]. На данном этапе многие его особенности раскрыты, что позволяет сделать предварительные выводы и целенаправленно проводить дальнейшие исследования: Различия в архитектурно-конструктивном решении его различных частей, в строительных техниках и материалах, противоречивые уровни и т.д. Проводится своеобразная инвентаризация сохранившихся декоративных элементов. Виды фиксации памятников архитектуры Фиксация памятников в ходе разработки проекта реставрации осуществляется с помощью обследований, на основе которых делаются широкоформатные ортогональные чертежи основных проекций здания и его деталей, а также фотографии и словесные описания. Кроме того, при необходимости могут быть сделаны эскизы общего вида и детали, цветовая гамма и т.д. Опрос, как правило, считается самым важным, так как он предоставляет информацию о памятнике на профессиональном языке архитектора и дает полную картину не только о типе памятника, но и о всех его размерах. Обменные чертежи служат непосредственно основой для проектирования реставрации. В то же время, это самый трудоемкий способ крепления памятника. В зависимости от задач, которые ставятся каждый раз перед фиксацией измерения, оно может выполняться с различной степенью точности. Самая простая схема, топографическая съемка, используется для определения основных размеров и проектной структуры памятника. Это можно сделать на самом раннем этапе работы, чтобы составить наиболее общее представление о памятнике и определить предварительные объемы. В отличие от этого, целью архитектурной съемки является графическое изображение не только общей схемы, но и архитектурных форм памятника. Это дает представление о композиции структуры, типе украшения и стилистических особенностях. В зависимости от планируемого масштаба чертежей, уровень детализации измерения может варьироваться, но в принципе предполагается, что все детали передаются с особой тщательностью [2]. В то же время архитектурная геодезическая съемка упрощает форму памятника, закрепляя его как идеальную геометрическую схему. Все плоские поверхности стен воспринимаются как реальные поверхности, прямые — как реальные параллели, горизонтальные и вертикальные деления — как реальные горизонтали и вертикали. Предполагается, что толщина стенок, диаметр и размеры колонн достаточно близки к размерам проемов, расположенных в ряд, а их детали — достаточно похожи. Таким образом, возможные строительные ошибки (часто важные для понимания стилистики памятника) и деформации игнорируются. Архитектурные измерения иногда используются в реставрационной практике для ремонта относительно поздних памятников, их архитектура носит регулярный характер, а последующие изменения незначительны. В основном она используется для фиксации памятников, не связанных с решением реставрационных задач, например, для их публикации в образовательных изданиях. Кроме того, архитектурное обследование планов в малом масштабе (1:200) включено в паспортный контроль, осуществляемый государственными органами охраны памятников. Самая совершенная архитектурная и археологическая съемка должна позволить исчерпывающим образом зафиксировать памятник, учитывая все отклонения от идеальной геометрической схемы, по какой бы то ни было причине. Поэтому ни поверхности, ни линии памятника не принимаются заранее как геометрически правильные, а детали точно соответствуют друг другу. Каждая точка памятника так или иначе фиксируется, чтобы можно было определить ее место в пространстве и наложить ее на нужную проекцию. В ходе архитектурно-археологического обследования на чертеж должны были быть перенесены не только архитектурные формы здания, но и многие другие особенности здания: характер кладки, различные следы перепланировок, гнезда, мелочи, обрезные части, края закладок и перекладин. На чертежах применены откровения, сделанные на памятнике для исследовательских целей. В этом случае временные расширения и другие добавления случайных символов, как правило, не указываются или, указываются только упрощенным способом. Таким образом, архитектурное и археологическое обследование представляет собой исследовательскую фиксацию памятника, подлежащего реставрации [12]. Его производство основано на специально разработанной методологии. Полное обследование может быть проведено, по большей части, только в том случае, если памятник находится на строительных лесах, и в любом случае это длительный и трудоемкий процесс. Вместо архитектурных и археологических измерений все чаще используются фотограмметрические методы измерения. Методы фотограмметрических измерений требуют подробной профессиональной презентации, которая выходит за рамки данного руководства. Они требуют использования специального высокоточного оборудования как для полевых, так и для настольных работ. Фотограмметрическое измерение имеет ряд преимуществ перед традиционным («ручным») методом измерения. Прежде всего, материалы, используемые в полевых работах — фотографии, сделанные фотоаппаратом из фототеодолита, — имеют строгую объективность. Полевые работы занимают гораздо меньше времени и не требуют подмостей. Точность правильно выполненного фотограмметрического измерения не уступает точности «ручного» измерения [9]. Однако область применения фотограмметрических измерений значительно ограничена условиями записи, поэтому на практике она, как правило, в определенной степени дополняется «ручным» измерением. Кроме того, применение фотограмметрических измерений в реставрационных исследованиях имеет и другую негативную сторону: фотографирование дистанционным методом неизбежно снижает исследовательскую ценность самого процесса фиксации и лишает архитектора прямого и длительного контакта с памятником, во время которого, как правило, можно собрать множество ценных наблюдений об особенностях строения исследуемой конструкции [3]. Поэтому применение фотограмметрии не освобождает от задачи тщательного визуального осмотра памятника природы, который в других случаях сопровождает так же непроизвольно процесс его измерения. Фотографическая фиксация памятника и его деталей осуществляется как на этапе первого знакомства с объектом, так и на всех последующих этапах его осмотра и реставрации. Основным преимуществом фотографии при фиксации памятника является его строго документальный характер. Фотографии должны содержать максимально подробную информацию о памятнике, его внешнем виде, интерьере, деталях и взаимосвязи с окружающей средой. В ходе реставрационных работ памятник подвергается постоянной фотофиксации, что впоследствии позволяет проводить весь процесс реставрации. Основная цель фотофиксации, которая сопровождает реставрацию, заключается не в том, чтобы отразить особенности архитектуры памятника в художественной форме, а в том, чтобы рассказать о нем и о текущей работе с деловой информацией, поэтому она называется протокольной документацией. Это приводит к ряду специфических требований к нему. Записи должны быть сделаны таким образом, чтобы архитектурная форма не искажалась с точки зрения перспективы [5]. В случаях, когда не указана конкретная задача передачи громкости, предпочтительнее вести съемку спереди. Объект для фотографирования должен быть подготовлен определенным образом: Убирайте мусор, посторонние предметы. Если процесс работы не запечатлен, присутствующие не должны попасть в кадр. Панель масштабирования настроена таким образом, что вы можете масштабировать изображение. Фотографии должны быть максимально резкими, поэтому делать снимки узкопленочной камерой не рекомендуется. Обычно используется камера с размером кадра 9×12, не менее 6×9 см. Поскольку документальная съемка требует детальной проработки не только одного основного плана, но и всего сечения снимка, объектив поднимается, а снимок (по крайней мере, в критических случаях) делается со штатива с высокой выдержкой. В основном, съемка на черно-белую пленку, так как объективно точное воспроизведение цвета в большинстве случаев не может быть гарантировано. Однако для демонстрации истории реставрации ведущим архитектором рекомендуется дублировать основной кадр на малоформатной цветной пленке. Рекомендуется также сопровождать реставрацию документальными фильмами для сложных и особо требовательных работ. Вербальное описание должно давать систематизированную и как можно более полную картину памятника [12]. Он должен содержать информацию о плане земли, архитектурной композиции, сооружениях, отделке, технической безопасности, потерях, следах реконструкций. Особенно важно в словесном описании охарактеризовать те особенности памятника и детали, которые не отражены в его графической фиксации. Необходимо также подробно описать технику строительства различных частей сооружения, место и вид разрушения и, если таковые имеются, остатки настенной росписи, лепнины или других декоративных элементов, старинные надписи, ценные предметы исторической среды, хранящиеся в памятнике. Несмотря на то, что описание требует абсолютной объективности, оно может включать соответствующие предварительные соображения относительно хронологической последовательности различных частей памятника, основных этапов реконструкции и причин деформаций [9]. Тщательно и умело подготовленное описание в значительной степени подтверждает основную направленность дальнейших исследований и реставрационных работ на памятнике. Эскизы и другие возможные виды дополнительного укрепления, как правило, не регламентированы, а способ их выполнения — на усмотрение архитектора. Общие конструктивные особенности реставрации Дизайн реставрации сильно отличается от дизайна новых конструкций. Прежде всего, объект проектирования — памятник архитектуры — не должен быть создан заново, а уже существует. Характеристики существующей структуры и ее состояние определяют основное содержание разрабатываемого проекта. Поэтому основой реставрационного проекта является не свободный творческий акт, а исследование, а творчество в творчестве архитектора-реставратора работает в весьма специфической форме, главным образом, как синтез разносторонних исследований. Проектирование в этой области следует рассматривать как научно-творческую работу, а архитектор-реставратор выступает не столько как дизайнер, сколько как научный руководитель реставрации. Это приводит к важным особенностям самого реставрационного проекта. Прежде всего, она неразрывно связана со всей научной и конструктивной документацией. Обязательной частью проекта является обоснование научных и проектных решений. Без него невозможно получить правильное представление о природе и, тем более, о пользе предлагаемой реставрации. С точки зрения объема, исследовательские материалы и научные обоснования часто превосходят сами по себе конструкционные материалы. Последним также известны особенности их состава и формы представления. Проект по реставрации, как и любой другой проект в целом, содержит конкретную программу действий. Но когда в обычном архитектурном проекте эта программа представлена в основном в виде конечного результата, то в реставрационном проекте, хотя и содержатся необходимые данные о типе памятника, который ожидается после реставрационных работ, гораздо больше внимания уделяется тому, что и как нужно делать. Важной особенностью реставрационного дизайна является его тесная связь с процессом работы [10]. Как уже упоминалось, только в процессе реставрации, когда возможно открыть памятник как можно полнее, памятник осматривается как можно более полно. Поскольку проект реставрации основан на результатах исследований, то очевидно, что окончательная разработка проекта во всех его деталях практически невозможна до начала реставрации. Поэтому эскизный проект реставрации является необходимым этапом работы, позволяющим заранее широко обсудить предложения автора и принять коллективное, а не индивидуальное решение о судьбе памятника. Одноступенчатое проектирование без разработки эскизного проекта допускается исключительно для небольшого числа планируемых работ, особенно при проведении повторного цикла работ по ранее восстановленным конструкциям, для которых ранее была выпущена полная научная и проектная документация. В силу своей специфики эскизный проект реставрации не имеет той степени полноты и совершенства, которая возможна при создании обычного архитектурного проекта. Однако она должна определить и решить все существенные методологические вопросы предлагаемой реставрации, определить отношение к последующей стратификации, определить меры и вид реставрационных добавок, учесть контекст адаптации к новому применению. С выпуском и утверждением эскизного проекта проект не заканчивается, а продолжается на протяжении всей реставрационной работы. При открытии памятника проект дополняется и в некоторых частях адаптируется на основе новой информации. Таким образом, дизайн не только предшествует реставрации, но и идет рука об руку. В результате реставрация памятника, как правило, не полностью совпадает с данными проекта и иногда значительно отличается от них. По этой причине требуется дополнительный этап в работе архитектора, которого нет в обычном проекте: сводный научный отчет о реставрации, в котором резюмируется весь объем исследования и отражается реально выполненная работа [2]. Наконец, проект реставрации отличается от обычного проекта в некоторых вопросах, касающихся рассмотрения и утверждения документации. Независимо от того, по чьему поручению разрабатывается проект, все основные работы по памятникам подлежат утверждению органами охраны памятников. Прежде всего, задание на проектирование должно быть согласовано с ними. Координация задачи является очень важным этапом. Правильно составленная задача не только определяет общее направление проектных разработок, но и определяет необходимый объем исследовательских работ и ограничивает претензии пользователей, несовместимые с задачами охраны памятников. В будущем на рассмотрение и утверждение органов охраны памятников будет представлен реставрационный эскиз, который, как правило, будет представлен на обсуждение Совета при широком участии соответствующих экспертов в области научных исследований и реставрации памятников. В некоторых конкретных случаях наиболее ответственные части рабочего проекта должны согласовываться с органами, занимающимися наследием. Проект адаптации памятника к современному использованию подлежит такому же утверждению. Вся основная документация должна быть подготовлена таким образом, чтобы один экземпляр был передан в архив органов охраны памятников на постоянное хранение. |