Главная страница
Навигация по странице:

  • 20.13.

  • 21. Теория относительности 21.1.

  • 21.2.

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗАДАЧ ПО МОТИВАМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

  • Задачи, составленные по пословицам и поговоркам. Решение любой физической задачи является делом увлекательным и крайне полезным. В процессе решения Вы глубже понимаете суть физических явлений и законов, учитесь выделять главное и отбрасывать второстепенное


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеРешение любой физической задачи является делом увлекательным и крайне полезным. В процессе решения Вы глубже понимаете суть физических явлений и законов, учитесь выделять главное и отбрасывать второстепенное
    Дата05.04.2022
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЗадачи, составленные по пословицам и поговоркам.doc
    ТипРешение
    #444763
    страница17 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

    20.12. Кваканье лягушек подчиняется закону, аналогичному закону радиоактивного распада. , где N- число неквакнувших лягушек через время t, N0 – число лягушек на болоте,T –период полукваканья. Через 8 мин 6,25% лягушек по-прежнему будет хранить молчание. Этот закон является статистическим и действует только для очень большого количества лягушек. Следовательно, предсказать время, через которое квакнет одна, отдельная лягушка нельзя.

    20.13. 11200 лет. За это время так и не научились делать бутерброды!

    20.14. %=28%

    20.15. =3,16 м/с.

    20.16. ; а) Е < Е1 – если в привидение бросить молотком, оно останется бесцветным; б) Е > Е2 –при выстреле пулей привидение покраснеет; в) Е1<Е < Е2 – при бросании камня оно станет зеленым.

    ; а) Е=666 Дж,= 16,3 м/с; б) Е=666 Дж,= 16,3 м/с;

    в) Е= 1332 Дж, =23,1 м/с.

    20.17. «О, это всего лишь испускание гамма-излучения, связанное с переходом с одной орбиты на другую, – пояснил партнер по орбите. – Всякий раз, когда один из нас (электронов – прим. А.У.) проникает глубже внутрь атома, лишняя энергия непременно испускается в виде излучения. Этот счастливчик совершил гигантский прыжок и испустил при этом огромную энергию. Гораздо чаще нам приходится довольствоваться меньшими прыжками на окраине атома, и испускаемое нами излучение называется «видимым» светом».

    (Г. Гамов, «Приключения мистера Томпкинса»)

    20.18. Очевидно, что на фотографии треки частиц, двигающихся в магнитном поле. На электроны действует сила Лоренца, отклоняющая их влево. Если радиус кривизны и толщина треков частиц, отклоняющихся вправо, такая же, как и у электронов, то эти частицы имеют положительный заряд и массу, равную массе электрона. Эти частицы получили название «позитрон».

    20.19. В данном случае гипертрофированно показан корпускулярно-волновой характер материи: сочетание в себе качеств частицы и волны: «Вы глубоко заблуждаетесь, – возразил профессор. – Здесь перед нами только одна маленькая газель, которая, испугавшись чего-то, мчится сквозь бамбуковую рощу. Дело в том, что «расплывание» всех тел обладает одним свойством, аналогичным свойству обычного света: проходя через правильную систему отверстий («решетку»), например между стволами бамбука в роще, оно порождает явление дифракции, о котором вам, вероятно, приходилось слышать в школе. Поэтому мы говорим о волновом характере материи».

    (Г. Гамов, «Приключения мистера Томпкинса»)

    20.20. При наблюдении частицы мы не можем избежать воздействия на нее, при этом меняется тот параметр, который мы хотели бы определить. Частицы ведут себя точно так же, как предметы в волшебной лавке – стоит на них «посмотреть», как они меняют свои параметры, «исчезают».

    20.21. Каждый солдат армии дуболомов, которого ударили, передает дальше усиленный удар, вкладывая в него свою энергию. Таким образом, с каждым разом энергия удара становится все больше и больше. Похожим образом ведут себя атомы, излучающие энергию под действием падающего на них света, при этом результирующая энергия излучения становится больше.
    21. Теория относительности

    21.1. Поверхность бильярда в описанной аллегории символизирует абсолютное мировое пространство, в котором все процессы подчиняются одному абсолютному времени, а положение каждого тела можно описать определенными абсолютными координатами. Поэтому время можно измерить с помощью одних общих часов, а расстояние измерить одной жесткой «металлической» линейкой.

    После определения скорости света в качестве абсолютной системы отсчета был взят «эфир» в котором, как на сукне бильярда, двигаются все материальные тела – бильярдные шары.

    В релятивисткой теории время и пространство для каждого шара свое, поэтому измерение общих эталонов времени и длины стало бессмысленным. Пространство (расстояния и время) стало зависеть от скоростей и массы тел.

    21.2. S = ct  1018м.

    21.3. ; 1,15∙1010 кг. Навряд ли Бармалей смог бы найти и нагреть такое количество золота. Правильно аборигены считали Бармалея сумасшедшим, и поэтому не трогали его и даже приносили ему пищу.

    21.4. Одно из следствий преобразований Лоренца заключается в том, что длина стержня в направлении его движения зависит от выбора системы отсчета. При скоростях, близких к предельной скорости – скорости света в вакууме, эффект сокращения размеров тела вдоль направления его движения становится заметным. Это и увидел мистер Томпкинс: «Тут мистер Томпкинс ощутил необычайный прилив гордости, ибо ему было совершенно ясно, что происходило с велосипедистом – это было не что иное, как сокращение движущихся тел в направлении движения» (Г. Гамов, «Приключения мистера Томпкинса»).

    21.5. «А какая разница, движемся ли мы быстрее или улица становится короче? Мне нужно проехать десять кварталов, чтобы попасть на почту, и если я буду прилежнее крутить педали, то кварталы станут короче, и я быстрее попаду на почту».

    (Г. Гамов, «Приключения мистера Томпкинса»)

    21.6. Размеры тела сокращаются только в других системах отсчета, двигающихся относительно этого тела: «Но к величайшему удивлению мистера Томпкинса ни с ним самим, ни с велосипедом ничего не произошло. Сократились улицы, витрины лавок и магазинов превратились в узкие щели, а полисмен на углу стал самым тощим человеком, которого приходилось когда-нибудь видеть мистеру Томпкинсу».

    (Г. Гамов, «Приключения мистера Томпкинса»)

    21.7. С точки зрения хорошего дворецкого, во Вселенной полный беспорядок: в каждой системе отсчета (а их, как Вы понимаете, несколько больше, чем часов в доме) свое время. Поэтому часы не только показывают разное время, они еще и идут с разной скоростью! И заставить их показывать одинаковое время нет никакой возможности.

    Пока дворецкий идет от одних часов к другим, пройдет некоторое время, за которое эталонные часы изменят свои показания. Конечно, добросовестный слуга может взять с собой карманные часы, которые изначально идут так же как и эталонные. Но при движении дворецкого у этих часов будет собственное время, которое все равно будет отличаться от времени эталонных часов. При этом неважно, где находятся часы: в соседних комнатах или в соседних галактиках, принципиальной разницы нет никакой.

    21.8. Реальные клетки строят себя из материи внешней среды, которую дает пища. Если найдется такая фантастическая клетка, которая будет непосредственно энергию «превращать» в материю, то при взрыве она вырастет не до размеров всей Земли, а на величину, равную дефекту масс при ядерном взрыве. Согласно формуле Е=Δmc2, масса будет очень небольшой.
    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗАДАЧ ПО МОТИВАМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
    Вашему вниманию предлагается сборник задач, в содержании которых использован текст или мотивы художественных произведений. Такие задачи содержат не только необходимые для решения сведения, но и информацию, активизирующую познавательную деятельность и эмоциональную сферу ученика.

    Востребованность в таких задачах возросла с переходом школы на концентрическое построение курса физики. В первом концентре курса основной школы становятся необходимыми качественные задачи, которые, с одной стороны, содержат физическое содержание, ранее изучаемое только в старших классах, а с другой стороны, не требуют от учеников знания количественных закономерностей, не рассматриваемых в основной школе.

    Кроме того, возрастные особенности учеников основной школы требуют от предоставляемой учителем учебной информации большей эмоциональной окраски, чем при обучении старшеклассников.

    Профильность обучения в старших классах так же повышает спрос на такие задачи. Эмоциональный потенциал и возможности этих задач по осуществлению межпредметных связей с гуманитарными дисциплинами делают их незаменимыми при обучении в непрофильных по физике классах. В то же время, задачи по мотивам художественных произведений значительно расширяют спектр и разнообразие физических задач, поэтому с успехом могут быть использованы и в классах с углубленным изучением физики.

    Несмотря на большую заинтересованность учителей подобными задачами, их использование на уроках физики наблюдается редко. Это обусловлено рядом причин.

    Первая заключается в том, что отсутствуют задачники, содержащие достаточно большое количество задач по мотивам художественных произведений по основным учебным темам школьной физики, достаточное для систематического применения, а учителя не имеют возможности самостоятельно составлять такие задачи.

    Вторая причина недостаточного использования задач по мотивам художественных произведений заключается в том, что их часто рассматривают только как средство активизации интереса и применяют с целью эмоциональной разрядки и внесения в урок развлекательного момента. Подобное отношение не позволяет использовать весь интеллектуальный потенциал, заложенный в задачах по мотивам художественных произведений.

    Использование задач по мотивам художественных произведений позволит учителю в полной мере реализовать побуждающую, познавательную, воспитательную и развивающую функции задач и достичь поставленных целей в процессе обучения (См. таблицу 1).

    Таблица 1

    Функции и цели физических задач по мотивам художественных

    произведений в учебном процессе

    Функция

    Цели

    Побуждающая

    Активизация внимания

    Мотивация учения

    Активизация познавательного интереса

    Создание проблемы и проблемной ситуации

    Познавательная

    Формирование понятий

    Конкретизация и систематизация знаний

    Моделирование физических явлений

    Воспитательная

    Воспитание научного мировоззрения

    Воспитание гражданственности

    Развивающая

    Развитие образного мышления и логического мышления

    Развитие эвристического мышления


    Рассмотрим подробнее выполнение каждой из функций. Так при выполнении побуждающей функции задач по мотивам художественных произведений можно выделить следующие цели: активизация внимания учащихся; активизация их познавательного интереса; выявление учебной проблемы и создание проблемной ситуации.

    Задачи по мотивам художественных произведений, благодаря своей эмоциональной окраске, являются незаменимым средством активизации внимания и познавательного интереса и в этом качестве эффективнее, чем другие виды задач. Но при этом важно, чтобы возможности текста задачи позволяли создавать проблемную ситуацию. Так, например, задача 2.3 при первоначальном предъявлении ученикам, несомненно, вызовет интерес, но окажется полезной, прежде всего, для учеников с низким уровнем познавательного интереса и низким уровнем усвоения знаний. Такая задача, по сути, является тренировочной и не содержит в себе проблемы для ученика, знакомого с понятием давления. Более того, частое использование таких задач (особенно в старших классах) может вызвать негативное отношение к ним учеников и, как следствие, снижение познавательной активности.

    Значительно больший интерес представляют задачи, создающие проблему, решение которой позволяет проводить теоретическое обобщение. Так, например, при введении понятия физической величины и ее измерения можно предложить ученикам задачу 1.2.

    Таким образом, задачи по мотивам художественных произведений будут выполнять побуждающую функцию в полном объеме, если художественная и эмоциональная составляющие предлагаемых задач сочетаются с их физическим содержанием, а сами задачи войдут в созданную учителем систему задач.

    Познавательная функция процесса решения задачи выполняется при получении учащимися новой информации, приобретения, закрепления умений и навыков. При этом можно поставить следующие цели использования задач по мотивам художественных произведений: конкретизация и систематизация имеющихся знаний; усвоение физических закономерностей, формулировок законов; усвоение физических понятий.

    В процессе решения задач постоянно должно обогащаться содержание понятия, расширяться его объем и устанавливаться связи с другими понятиями. Поэтому при формировании понятия целесообразно использовать задачи по мотивам художественных произведений, с помощью которых осуществляются межпредметные связи не только с естественнонаучными дисциплинами, но и с предметами гуманитарного направления, такими как история и литература. В качестве примера можно привести задачи по мотивам мифов Древней Греции (задачи 4.20, 6.21), истории Средневековья (задача 18.11), русско-японской войны (задача 12.9).

    Использование текстов художественных произведений, благодаря образности, красочности описания наблюдаемого явления, позволяет учащимся наглядно представить это явление и, тем самым, способствовать процессу формирования понятий (задачи 14.2, 21.1).

    Особо следует подчеркнуть, что задачи по мотивам художественных произведений служат средством связи не только между учебными предметами, но и между двумя такими сферами человеческой деятельности как наука и искусство. Это активизирует интерес учащихся – «гуманитариев», не склонных к изучению точных наук, а формируемое понятие при этом обогащается.

    Известно, что постановка учебного физического эксперимента является эффективным средством активизации внимания учащихся. Вполне понятно, что комплексное использование эксперимента и задач по мотивам художественных произведений будет высокоэффективным средством для реализации познавательной функции. Экспериментальная задача художественного содержания может быть ключевым элементом структуры всего урока. Такой урок будет отличаться положительным эмоциональным настроем учеников и высокой степенью их познавательной активности. Так, например, при введении понятия плотности вещества в 7 классе можно напомнить учащимся детскую сказку про курочку Рябу, которая снесла золотое яичко (задача 3.3.). При этом учитель подчеркивает, что объем яйца, видимо, был полностью заполнен золотом, а вот скорлупа, как мы предполагаем, могла ничем не отличаться от обыкновенной. Далее он предлагает вниманию учеников два яйца и сообщает им, что одно из них – обыкновенное, сваренное вкрутую, а вот другое – именно то золотое яйцо, которое снесла курочка Ряба и которое было недавно обнаружено учеными. В качестве доказательства учитель помещает «золотое» яйцо и обыкновенное на рычажные весы, которые показывают, что «золотое» яйцо значительно тяжелее (на самом деле яйцо заполнено мелкой свинцовой дробью). Учащиеся высказывают сомнение в «подлинности» золотого яйца, а учитель предлагает, не разбивая скорлупы, определить, что находится внутри яйца.

    В процессе обсуждения решения задачи вводится определение плотности, предлагается способ ее экспериментального определения, измеряется масса и объем яиц, вычисляется их плотность и определяется вещество, которым заполнено «золотое» яйцо.

    Таким образом, нехитрая детская сказка помогает созданию мотивации для введения понятия плотности вещества.

    Нельзя не отметить широкие возможности, предоставляемые задачами по мотивам художественных произведений для мысленного моделирования. В них можно создавать фантастические и нереальные ситуации, которые помогут глубже познать окружающий нас мир. Классическим примером является задача про демонов Максвелла (задача 14.17). Гипертрофированное усиление действия законов квантовой физики, релятивистской механики и их перенос в привычный нам мир позволяют, с одной стороны, наглядно объяснить учащимся в принципе невоспринимаемые чувственно явления, а с другой стороны – показать различия между законами микро- и макромира, определить границы их применимости и условность подобного переноса (задача 21.4.).

    Говоря о выполнении задачами по мотивам художественных произведений воспитывающей функции, можно выделить следующие воспитательные цели: формирование научного мировоззрения и воспитание гражданственности.

    Формирование научного мировоззрения – одна из основных воспитательных целей преподавания естественнонаучных дисциплин в школе. Из этих дисциплин именно физика наиболее последовательно формирует представление о закономерности и познаваемости мира. Кроме того, физика включает в себя не только систему знаний о природе, но и содержит методологические знания о закономерностях процесса научного познания. Формирование элементов научного мышления – один из путей гуманитаризации обучения физике, позволяющий учителю выйти за рамки «сухих» формул и раскрыть социальный и психологический аспекты науки.

    Одно из важнейших качеств научного мышления – способность критически мыслить, динамическое понимание категории истины как одного из главных компонентов формирования научного мировоззрения. Один из способов формирования критического мышления заключается в умении дать научный анализ ситуации, представленной в задаче. Такой анализ позволяет учащимся развеять утверждения различных псевдонаук (задача 12.19), отделить народные приметы, основанные на наблюдениях природы, от предрассудков, показать противоречивость физических свойств различных сказочных существ и таинственных явлений, что позволяет сделать вывод о невозможности их существования (задачи 19.7, 19.12).

    Другой способ формирования критического мышления заключается в предоставлении учащимся отрывков из различных художественных произведений, в которых автором допущена ошибка с физической точки зрения (задачи 2.8, 14.6).

    Полезными будут задачи на нахождение технических характеристик различных сказочных, фантастических устройств, при решении которых учащийся сравнивает полученные результаты с техническими характеристиками реальных машин и механизмов, и критически оценивает правильность своего решения и правдоподобность сказочных устройств (задача 13.16.).

    Особую роль среди задач по мотивам художественных произведений выполняют экспериментальные задачи. Ученики должны осознавать, что наивысшим судьей в определении истины является эксперимент. Гипотеза, высказанная ученым, становится знанием только тогда, когда она подтверждается экспериментом, точные параметры и результат которого воспроизводимы.

    Для доказательства того, что полет Карлсона с одним пропеллером невозможен (задача 13.5.), демонстрируется следующий опыт: вентилятор помещается на вращающуюся платформу так, чтобы плоскость вращения вентилятора была параллельна плоскости поверхности платформы. При этом наблюдается вращение платформы в направлении, противоположном вращению лопастей вентилятора. Таким образом доказывается, что Карлсон при полете будет вращаться вокруг оси пропеллера.

    Решение подобных задач позволит учащимся научиться отличать научные факты от «псевдонаучных» и выработает у них критическое отношение к воспринимаемой информации.

    Воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ, за свою культуру возможны при решении задач, в которых используется исторический материал, народные приметы, пословицы и поговорки (задачи 14.27 – 14.31), показывающие народную наблюдательность, красоту и образность русского языка.

    Физические задачи по мотивам художественных произведений целесообразно сочетать с политехническими и физическими задачами с историческим содержанием, с помощью которых ученики знакомятся с научно-техническими достижениями нашей страны, работами отечественных и зарубежных ученых.

    Развивающая функция заключается в формировании различных личностных качеств, необходимых для решения задачи: настойчивости, сообразительности, силы воли. При решении задачи развиваются способности осуществления основных мыслительных операций: анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнения, обобщения, конкретизации и т.д. В полной мере это относится к задачам по мотивам художественных произведений, но, учитывая их специфику, отдельно можно выделить цели развития образного и логического мышления.

    Поставив целью развитие мышления школьника, нельзя отдать предпочтение его образной или понятийной стороне. Недостаточное развитие одной из них неизбежно сказывается на развитии другой. Если логика позволяет устанавливать жесткие связи между двумя рассуждениями, сторонами изучаемого явления, то образное мышление позволяет увидеть целостную картину в общем, без мелких деталей.

    Говоря о возможности использования задач художественного содержания в развитии логического мышления, необходимо отметить одно немаловажное их преимущество перед другими физическими задачами: это возможность выхода логических рассуждений за границы учебного предмета, что позволяет сочетать логические рассуждения, обусловленные физическими законами с житейской логикой и здравым смыслом (задача 5.2).

    Широкие возможности задач по мотивам художественных произведений для развития образного мышления обусловлены наличием в них избытка информации, который является необходимым условием для организации акта понимания, придает образу эмоциональную окраску, делает его ярким, наглядным и запоминающимся. Подобный образ прочно запоминается учащимся и помогает ему решать другие задачи (задача 7.6.).

    Особое место при выполнении функций развития занимают творческие задачи. Они требуют нахождения новых способов решения, отхода от ранее усвоенных образцов деятельности. Среди задач по мотивам художественных произведений можно назвать творческими конструкторские, изобретательские задачи, в которых требуется придумать реальное техническое устройство в нереальной ситуации (задача 19.2), или, наоборот, предложить механизм, действующий на основе необычных свойств объекта (задача 19.27.).

    Далее необходимо определить место задач по мотивам художественных произведений в учебном процессе. Это зависит от дидактической цели, которую ставит при выборе задачи учитель: постановка проблемы, проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление знаний и повторение учебного материала.

    При постановке проблемы и объяснении нового материала задача по мотивам художественных произведений предлагается учащимся на начальных этапах введения понятия. Тогда она является ключевым элементом построения всего урока. Так, например, задача 1.2. предлагается учащимся в начале урока, когда вводится понятие физической величины и ее измерения.

    На заключительном этапе урока необходимо вернуться к этой задаче и подвести итоги, заключающиеся в получении обобщенного способа решения целого класса задач или, как в приведенном примере, в формулировке определения понятия. В этом случае эмоциональный настрой, создаваемый задачей, будет накладываться на весь урок.

    При проверке знаний и их закреплении задача по мотивам художественных произведений выступает в роли частного, конкретного примера, при решении такой задачи необходимо применить полученные обобщенные знания. При этом эмоционально обогащаются полученные ранее теоретические знания, создается эмоциональная основа для их запоминания.

    Отдельно необходимо сказать про задачи по мотивам популярных видеофильмов.

    При практическом использовании задач на основе печатных художественных произведений выяснилось, что многие учащиеся не читали тех книг, которые были известны каждому ребенку предыдущего поколения. Большинство школьников вместо чтения художественной литературы предпочитают смотреть видеофильмы, во многих из которых физические явления показываются неправильно. Таким образом, у учащихся складывается ошибочный зрительный образ явления, затрудняющий его истинное понимание.

    Информационный поток, хлынувший на учеников с экранов видео и телевизоров, столь велик, что часто виртуальная реальность экрана начинает отождествляться ребенком с реальной жизнью. В результате в сознании подростка складывается искаженная система образов и представлений об окружающем мире, мешающая дальнейшему развитию. Поэтому один из эффективных способов преодоления негативного действия современных средств массовой информации заключается в критическом осмыслении тех фрагментов из популярных фильмов, в которых, так или иначе, показываются физические явления.

    В этих фильмах, благодаря комбинированным съемкам и компьютерной анимации, очень красочно, захватывающе изображаются сказочные и космические баталии, землетрясения, ураганы, наводнения и т.д. Понятно, что при внешней правдоподобности всех этих явлений их физическая сущность искажается в угоду большей эффектности, зрелищности.

    Сравнение реальных физических явлений с теми, которые изображаются в популярных видеофильмах, позволяет не только устранить складывающееся заблуждение, но и создать проблемную ситуацию. Особенно интересным представляется сопоставление фрагментов видеофильмов и натурного физического эксперимента.

    Так, например, в фильме «Пираты Карибского моря» герои фильма, перевернув пустую деревянную лодку, дышат в образовавшемся под лодкой пузыре воздуха и легко передвигаются по дну моря, не испытывая при этом никаких неудобств, связанных с выталкивающей лодку архимедовой силой (задача 4.27).

    Нереальность такого способа передвижения доказывается простым опытом. Отрезается нижняя часть пластиковой бутылки. В получившийся сосуд помещается груз, плотность которого, как и плотность человека, чуть больше плотности воды (например, клубень картофеля). Показывается, что груз может устойчиво плавать (в аквариуме, например). Затем сосуд переворачивается кверху дном, к его нижней части привязывается этот же груз. Далее осуществляется попытка «утопить» ведро с пузырем воздуха внутри. Понятно, что ведро будет всплывать или поворачиваться так, что воздух будет выходить. Это наглядно доказывает неправдоподобность показанного в фильме путешествия по дну.

    В фильме «Одиссея», согласно древнегреческим мифам, Одиссей стреляет из лука так, что его стрела пролетает через длинный ряд колец, расположенных строго горизонтально (задача 11.16).

    Попытка повторения такого выстрела с помощью с баллистического школьного пистолета и ряда колец, закрепленных в штативах, показывает принципиальную невозможность горизонтального свободного полета в условиях тяготения Земли.

    В популярнейшем среди молодежи фильме «Матрица» его главная героиня, находясь в свободном падении с крыши небоскреба, непрерывно стреляет из двух огромных пистолетов так, что должен возникать значительный момент силы, приводящий к вращению. Несмотря на это, главная героиня продолжает падать поступательно и вести стрельбу.

    Выстрел из баллистического пистолета, закрепленного на вращающейся платформе, показывает, что в действительности героиня во время стрельбы стала бы вращаться.

    Демонстрация лазерного луча и его свойств показывает неточность изображения лазерных лучей в фильме «Звездные войны», а опыт со звонком, звенящим в разряженном воздухе, позволяет сделать вывод о «сильном преувеличении» шума космических баталий, происходящих в вакууме космического пространства (задача 18.25).

    Применение подобных видеосюжетов с последующей постановкой физического эксперимента значительно активизирует учащихся и формирует критичность их мышления.

    Задачи по мотивам художественных произведений являются незаменимыми при проведении внеклассных мероприятий по физике (КВН, вечеров, утренников, викторин, конкурсов и т.д.), Учет принципа добровольности участия школьников в подобных мероприятиях побуждает использовать только увлекательный материал, способный вызвать эмоциональную вспышку и активизировать воображение учащихся.

    Задачи, представленные в такой увлекательной форме, формируют тот эмоциональный настрой, который необходим для создания игровой атмосферы и решения дидактических задач.

    Задачи объединяются по темам. Те задачи, которые рекомендованы к изучению во втором концентре обучения полной школы, помечены звездочкой (*). Некоторые из этих задач после небольших комментариев учителя можно и целесообразно использовать в курсе физики и основной школы.

    Ответы к задачам служат не только для определения правильности решения, но, зачастую, содержат дополнительную информацию и эмоциональный заряд. Поэтому мы рекомендуем читать ответ даже тогда, когда решение задачи очевидно и не вызывает трудностей.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта