Главная страница

Математика. 1 вариант 22.04.21. Решение Найдем решение задачи аналитическим методом


Скачать 180.5 Kb.
НазваниеРешение Найдем решение задачи аналитическим методом
АнкорМатематика
Дата02.01.2022
Размер180.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1 вариант 22.04.21.docx
ТипРешение
#323034

Содержание


Задание 1 2

Задание 2 6

Задание 3 9

Задание 4 12

Список использованных источников 14



Задание 1



Условие:

Найти решение игры, заданной матрицей А:

а) аналитическим методом;

б) графическим методом.


Решение:

Найдем решение задачи аналитическим методом.

Чистой стратегией игрока I является выбор одной из n строк матрицы выигрышей А, а чистой стратегией игрока II является выбор одного из столбцов этой же матрицы.

Проверяем, имеет ли платежная матрица седловую точку. Если да, то выписываем решение игры в чистых стратегиях.

Считаем, что игрок I выбирает свою стратегию так, чтобы получить максимальный свой выигрыш, а игрок II выбирает свою стратегию так, чтобы минимизировать выигрыш игрока I.

Игроки

B1

B2

a = min(Ai)

A1

-2

3

-2

A2

6

-2

-2

b = max(Bi)

6

3





Находим гарантированный выигрыш, определяемый нижней ценой игры

a = max(ai) = -2, которая указывает на максимальную чистую стратегию A2.

Верхняя цена игры b = min(bj) = 3.

Что свидетельствует об отсутствии седловой точки, так как a ≠ b, тогда цена игры находится в пределах -2 ≤ y ≤ 3. Находим решение игры в смешанных стратегиях. Игру можно решить, если позволить игрокам выбирать свои стратегии случайным образом (смешивать чистые стратегии).

Так как игроки выбирают свои чистые стратегии случайным образом, то выигрыш игрока I будет случайной величиной. В этом случае игрок I должен выбрать свои смешанные стратегии так, чтобы получить максимальный средний выигрыш.

Аналогично, игрок II должен выбрать свои смешанные стратегии так, чтобы минимизировать математическое ожидание игрока I.

Находим решение игры в смешанных стратегиях.

Запишем систему уравнений.

Для игрока I



Для игрока II



Решение найдем по следующим формулам:











p1 = 8/13 (вероятность применения 1-ой стратегии).

p2 = 5/13 (вероятность применения 2-ой стратегии).

Оптимальная смешанная стратегия игрока I: P = (8/135/13)

q1 = 5/13 (вероятность применения 1-ой стратегии).

q2 = 8/13 (вероятность применения 2-ой стратегии).

Оптимальная смешанная стратегия игрока II: Q = (5/138/13)

Цена игры: y = 14/13

Решим задачу геометрическим методом, который включает в себя следующие этапы:

В декартовой системе координат по оси абсцисс откладывается отрезок, длина которого равна 1. Левый конец отрезка (точка х = 0) соответствует стратегии A1, правый - стратегии A2 (x = 1). Промежуточные точки х соответствуют вероятностям некоторых смешанных стратегий S1 = (p1,p2).

На левой оси ординат откладываются выигрыши стратегии A1. На линии, параллельной оси ординат, из точки 1 откладываются выигрыши стратегии A2.

Решение игры (2 x 2) проводим с позиции игрока A, придерживающегося максиминной стратегии. Доминирующихся и дублирующих стратегий ни у одного из игроков нет.

Выделяем нижнюю границу выигрыша B1NB2, рисунок 1.


Рисунок 1 – Графическое решение

Максиминной оптимальной стратегии игрока A соответствует точка N, лежащая на пересечении прямых B1B1 и B2B2, для которых можно записать следующую систему уравнений:



Теперь можно найти минимаксную стратегию игрока B, записав соответствующую систему уравнений



Задание 2



Условие:

Найти графическим методом решение игры, заданной матрицей.


Решение:

 Проверяем, имеет ли платежная матрица седловую точку. Если да, то выписываем решение игры в чистых стратегиях.
Считаем, что игрок I выбирает свою стратегию так, чтобы получить максимальный свой выигрыш, а игрок II выбирает свою стратегию так, чтобы минимизировать выигрыш игрока I.

Игроки

B1

B2

B3

B4

a = min(Ai)

A1

1

-3

2

3

-3

A2

-2

5

1

-4

-4

b = max(Bi)

1

5

2

3





Находим гарантированный выигрыш, определяемый нижней ценой игры a = max(ai) = -3, которая указывает на максимальную чистую стратегию A1.

Верхняя цена игры b = min(bj) = 1.

Что свидетельствует об отсутствии седловой точки, так как a ≠ b, тогда цена игры находится в пределах -3 ≤ y ≤ 1. Находим решение игры в смешанных стратегиях

Проверяем платежную матрицу на доминирующие строки и доминирующие столбцы.

С позиции проигрышей игрока В стратегия B1 доминирует над стратегией B3 (все элементы столбца 1 меньше элементов столбца 3), следовательно, исключаем 3-й столбец матрицы. Вероятность q3 = 0.

1

-3

3

-2

5

-4


В платежной матрице отсутствуют доминирующие строки.

свели игру 2 x 4 к игре 2 x 3.

Так как игроки выбирают свои чистые стратегии случайным образом, то выигрыш игрока I будет случайной величиной. В этом случае игрок I должен выбрать свои смешанные стратегии так, чтобы получить максимальный средний выигрыш.

Аналогично, игрок II должен выбрать свои смешанные стратегии так, чтобы минимизировать математическое ожидание игрока I.

В декартовой системе координат по оси абсцисс откладывается отрезок, длина которого равна 1. Левый конец отрезка (точка х = 0) соответствует стратегии A1, правый - стратегии A2 (x = 1). Промежуточные точки х соответствуют вероятностям некоторых смешанных стратегий S1 = (p1,p2).

На левой оси ординат откладываются выигрыши стратегии A1. На линии, параллельной оси ординат, из точки 1 откладываются выигрыши стратегии A2.

Решение игры (2 x n) проводим с позиции игрока A, придерживающегося максиминной стратегии. Доминирующихся и дублирующих стратегий ни у одного из игроков нет.

Выделяем нижнюю границу выигрыша B1NB2, рисунок 2.


Рисунок 2 – Графическое решение
Максиминной оптимальной стратегии игрока A соответствует точка N, лежащая на пересечении прямых B1B1 и B2B2, для которых можно записать следующую систему уравнений:



Теперь можно найти минимаксную стратегию игрока B, записав соответствующую систему уравнений, исключив стратегию В3, которая дает явно больший проигрыш игроку В и следовательно q3=0



Задание 3



Условие:

По данным десяти наблюдений:

а) составить выборочное уравнение регрессии Y на Х;

б) построить корреляционное поле и линию регрессии;

в) сделать прогноз при х = хα;

г) вычислить выборочный коэффициент корреляции и по нему оценить

тесноту и направление связи между признаками.

Xi

1

3

4

4

6

8

10

12

13

15

Yi

9

18

17

20

24

29

38

47

46

51

xa=20
Решение:

Для расчета параметров регрессии построим расчетную таблицу 1
Таблица 1 – Расчетная таблица

x

y

x2

y2

x*y

1

9

1

81

9

3

18

9

324

54

4

17

16

289

68

4

20

16

400

80

6

24

36

576

144

8

29

64

841

232

10

38

100

1444

380

12

47

144

2209

564

13

46

169

2116

598

15

51

225

2601

765

76

299

780

10881

2894


Выборочные средние.

, ,

Выборочные дисперсии:





Среднеквадратическое отклонение



Коэффициент корреляции b можно находить по формуле:





Тогда уравнение регрессии У на Х:

y=3,0711х+6,5593

Коэффициентам уравнения линейной регрессии можно придать экономический смысл.

Коэффициент регрессии b = 3,0711 показывает среднее изменение результативного показателя (в единицах измерения у) с повышением или понижением величины фактора х на единицу его измерения. В данном примере с увеличением на 1 единицу y повышается в среднем на 3,0711.

Коэффициент a = 6,559 формально показывает прогнозируемый уровень у, но только в том случае, если х=0 находится близко с выборочными значениями.

Связь между у и х определяет знак коэффициента регрессии b (если > 0 – прямая связь, иначе - обратная). В нашем примере связь прямая.

Сделаем прогноз при х=20

у=3,0711*20+6,5593=67,9813

Рассчитываем показатель тесноты связи. Таким показателем является выборочный линейный коэффициент корреляции, который рассчитывается по формуле:



Линейный коэффициент корреляции принимает значения от –1 до +1.

Связи между признаками могут быть слабыми и сильными (тесными). Их критерии оцениваются по шкале Чеддока:

0.1 < rxy < 0.3: слабая;

0.3 < rxy < 0.5: умеренная;

0.5 < rxy < 0.7: заметная;

0.7 < rxy < 0.9: высокая;

0.9 < rxy < 1: весьма высокая;

В нашем примере связь между признаком Y и фактором X весьма высокая и прямая.

На рисунке 3 представлено поле корреляции.

Рисунок 3 – Поле корреляции

Задание 4



Условие:

По данным n наблюдений вычислить выборочный коэффициент корреляции и составить уравнения прямых линий регрессии Y на Х и Х на Y.


Решение:

Уравнение линейной регрессии с y на x имеет вид:



Уравнение линейной регрессии с x на y имеет вид:



Найдем необходимые числовые характеристики.
Выборочные средние:

 (5(8 + 1) + 15(2 + 13 + 4) + 25(9 + 15 + 11) + 35(5 + 10 + 7 + 2) + 45(3 + 6 + 4))/100 = 26.3

(3(8 + 2) + 6(1 + 13 + 9) + 9(4 + 15 + 5) + 12(11 + 10 + 3) + 15(7 + 6) + 18(2 + 4))/100 = 9.75

Дисперсии:

σ2x = (52(8 + 1) + 152(2 + 13 + 4) + 252(9 + 15 + 11) + 352(5 + 10 + 7 + 2) + 452(3 + 6 + 4))/100 - 26.32 = 129.31

σ2y =  (32(8 + 2) + 62(1 + 13 + 9) + 92(4 + 15 + 5) + 122(11 + 10 + 3) + 152(7 + 6) + 182(2 + 4))/100 - 9.752 = 16.81

Откуда получаем среднеквадратические отклонения:

σx = 11,371 и σy = 4,1

и ковариация:

Cov(x,y) = (5*3*8 + 15*3*2 + 5*6*1 + 15*6*13 + 25*6*9 + 15*9*4 + 25*9*15 + 35*9*5 + 25*12*11 + 35*12*10 + 45*12*3 + 35*15*7 + 45*15*6 + 35*18*2 + 45*18*4)/100 - 26.3*9.75 = 39.53

Определим коэффициент корреляции:



Запишем уравнения линий регрессии y(x):



и вычисляя, получаем:

yx = 0,31 x + 1,71

Запишем уравнения линий регрессии x(y):



и вычисляя, получаем:

xy = 2,35 y + 3,37

Список использованных источников





  1. Краснов, М.Л. Вся высшая математика. Т.5. Теория вероятностей, математическая статистика, теория игр / М.Л. Краснов, А.И. Киселев, Г.И. Макаренко. - М.: ЛКИ, 2015. - 296 c.

  2. Кочетыгов, А. А. Основы эконометрики / А.А. Кочетыгов, Л.А. Толоконников. - М.: Издательский центр "МарТ", 2015. - 352 c.

  3. Лабскер, Л.Г. Теория игр в экономике. Практикум с решениями задач (для бакалавров) / Л.Г. Лабскер; под ред. Ященко Н.А.. - М.: КноРус, 2016. - 331 c.

  4. Носко, В.П. Эконометрика. В 2-х т.Книга 1: Часть 1: Основные понятия, элементарные методы; Часть 2: Регрессионный анализ временных рядов: Учебник / В.П. Носко. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2011. - 672 c.


написать администратору сайта