Главная страница

теория игр. Решение. Составим математическую модель задачи. В связи с возможными состояниями спроса фирма располагает двумя стратегиями


Скачать 22.31 Kb.
НазваниеРешение. Составим математическую модель задачи. В связи с возможными состояниями спроса фирма располагает двумя стратегиями
Анкортеория игр
Дата22.09.2019
Размер22.31 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатеория игр.docx
ТипРешение
#87376

Задачи для самостоятельного решения

  1. Швейное предприятие реализуется свою продукцию через магазин. Сбыт зависит от состояния погоды. В условиях теплой погоды предприятие реализует 1000 костюмов и 2300 платьев, а при прохладной погоде – 1400 костюмов и 700 платьев. Затраты на изготовление одного костюма равны 20 ден. ед. , а платья – 5 ден. ед., цена реализации соответственно равна 40 ден. ед. и 12 ден. ед.. Составить платежную матрицу игры и решите её (2 балл).

Решение.

Составим математическую модель задачи. В связи с возможными состояниями спроса фирма располагает двумя стратегиями.

1. F1 = (1000, 2300) – произвести 1000 костюмов и 2300 платьев,

2. F2 = (1400, 700) - произвести 1400 костюмов и 700 платьев.

Природа (рынок) располагает также двумя стратегиями:

1. D1 = погода теплая,

2. D2 = погода прохладная.

Если фирма примет стратегию F1 и спрос действительно будет находиться в первом состоянии, то есть погода будет теплой (D1), то выпущенная продукция будет полностью реализована и доход составит

w11 =1000*(40-20) + 2300*(12-5) = 36100.

Если фирма примет стратегию F1, а спрос будет находиться в состоянии D2 (погода прохладная), то платья будут реализованы лишь частично, и доход составит:

w12 = 1000*(40-20) + 700*(12-5) – (2300-700)*5= 16900.

Аналогично, если фирма выберет стратегию F2, а природа – стратегию D1 (погода теплая), то доход составит (будут недораспроданы костюмы):

w21 =1000*(40-20) + 700*(12-5) – (1400-1000)*20= 16900,

а если природа выберет стратегию D2, то

w22 = 1400*(40-20) + 700*(12-5) = 32900.

Рассматривая фирму и природу в качестве двух игроков, получим платежную матрицу игры



которая будет служить игровой моделью задачи.

Поскольку максиминная стратегия игры составляет a = max (16900, 16900) = 16900, а минимаксная b = min (36100, 3290) = 32900, то цена игры лежит в диапазоне

16900 ден. ед. < v < 32900 ден. ед.

Решения игры в чистых стратегиях не существует, поэтому будем искать решение в смешанных стратегиях.

Решим данную игру аналитическим методом.

Средний выигрыш первого игрока, если он использует оптимальную смешанную стратегию x* = (x1*, x2*), а второй игрок – чистую стратегию, соответствующую первому столбцу платежной матрицы, равен цене игры v : 36100x1* + 16900x2* = v.

Тот же средний выигрыш получает первый игрок, если второй игрок применяет стратегию, соответствующую второму столбцу платежной матрицы, то есть

16900x1* + 32900x2* = v.

Учитывая, что x1* + x2* =1 , получаем систему уравнений для определения оптимальной стратегии первого игрока и цены игры:



Решаем эту систему и находим:



Оптимальная стратегия фирмы:



Таким образом, фирме оптимально произвести 1218 костюмов и 1427 платьев.

  1. Фермер решает засеять участок земли пшеницей. Исходя из опыта других фермеров региона, при благоприятных условиях с 1 кг зерна в период сбора урожая собирается 10 кг, при удовлетворительных – 5 кг, а при плохих климатических условиях фермер получает тоже количество пшеницы, которое было посеяно. Перед фермером стоит задача определить, сколько надо купить и засеять тонн зерна – одну, две или три, в расчете на какую погоду. Составить платежную матрицу игры и решите её (2балл).

Решение:

Игра парная, статистическая. В игре участвуют два игрока. Первый игрок - фермер. Его возможные стратегии:

- посадить 1 тонну

- посадить 2 тонну

- посадить 3 тонны

Второй игрок - природа. Под природой мы понимаем совокупность внешних условий, определяющих урожайность. Стратегии природы будут следующими:

– благоприятные климатические условия

– удовлетворительные климатические условия

– плохие климатические условия

Составляем платежную матрицу. Элементы этой матрицы – объем выращенного урожая. Проверим наличие ситуации равновесия – седловой точки. Для этого найдем нижнюю и верхнюю цены игры.




B1

B2

B3





A1

1000*1= 1000

1000*5=5000

1000*10=10000

1000

3000

A2

2000*1= 2000

2000*5=10000

2000*10=20000

2000

A3

3000*1= 3000

3000*5=15000

3000*10=30000

3000



3000

15000

30000









3000




V = 3000


В игре есть ситуация равновесия, (A3 , B1) - седловая точка,

v = 3000 - цена игры.

Это означает, что фермеру лучше посеять 3 тонны зерна, даже при плохих климатических условиях он сможет собрать столько же, сколько посеял.

  1. Швейное предприятие шьет два вида изделий: шапки из меха и фуражки из ткани. Сбыт зависит от состояния погоды осенью. По данным наблюдений прошлых лет, в условиях теплой осени предприятие может реализовать 200 шапок и 800 фуражек, а при холодной 300 шапок и 270 фуражек. Известно, что затраты на пошив шапок и фуражек соответственно составили 120 и 20 рублей. Цена реализации одной шапки 210, фуражки – 30 рублей. Составьте платежную матрицу игры и решите её (2 балл).

Решение:


написать администратору сайта