Римские, германские и христианские истоки средневекового брака. Римские германские и христианские истоки текст. Римские, германские, христианские истоки средневековой семьи
Скачать 22.83 Kb.
|
Римские, германские, христианские истоки средневековой семьи На раннесредневековую семью оказали влияние 3 традиции: римская, германская и христианская. Другие культуры влияли на нее опосредованно через одну из этих трех. Чтобы понять, что именно средневековая семья заимствовала от каждой из традиций, разберемся, какими были римская, германская и христианская семьи. Римская семья СЛАЙД 3 Римская семья Римская семья была расширенной, состояла из родителей, детей и других родственников (объединенных как кровным родством, так и под властью домовладыки) и из рабов. Количество рабов в семье отображало статус и богатство данной семьи. Семья рассматривалась как производственная ячейка. Ее основной функцией была экономическая, но также имели место социальная, правовая, образовательная и религиозная функции. Если с образовательной, социальной и религиозной функцией семьи все довольно очевидно, то правовую функцию стоит пояснить. Она выражалась в том, что преступления карались внутри семьи или улаживались между заинтересованными семьями. Редко публичное право вторгалось внутрь семьи, только в случаях опасности для государства. СЛАЙД 4 Религия В классический период отношение римской семьи к религии было таким: верховных богов воспринимали больше как художественный образ, им поклонялись целенаправленно, если возникала необходимость. Христианство было еще гонимой сектой. А на ежедневной основе поклонялись ларам – низшим языческим божествам – покровителям уюта и домашнего очага. Алтари ларам стояли в каждом доме. СЛАЙД 5 Либерализация семьи В древнейший период домовладыки над другими членами семьи была абсолютной и непререкаемой. Настолько, что, если домовладыка не принимал новорожденного ребенка как члена семьи, его оставляли где-нибудь вне дома, как правило, такой ребенок умирал. Члены семьи считались вещами домовладыки. В том числе жена. В древнейший период брак заключался 3 способами: религиозный обряд, ритуальная манципация женщины и по давности владения. Сожительство без заключения брака воспринималось как владение без права собственности. Из такого владения появился брак sine manu. В таком браке жена оставалась частью своей кровной семьи (когнатское родство), могла наследовать за своим отцом и уже не воспринималась как вещь. Появление брака sine manu положило начало либерализации римской семьи. Другое важное изменение произошло в период больших завоеваний. Солдаты считали несправедливым, что награбленные ими вещи принадлежат домовладыке, а не им лично. Недовольство было так велико, что государство вмешалось в дела семьи и позволило солдатам присваивать себе захваченную на войне собственность. СЛАЙД 6 Заключение брака Условиями заключения брака были совершеннолетие, отсутствие родства, право заключать брак jus connubii, и, в отличии от традиций других народов того времени, согласие сторон. Другим важным изменением стало появление не только приданного невесты dos, но и предбрачного дара жениха donacio propter nupcias, причем размер предбрачного дара рос, к 3 веку он поравнялся в цене с приданым, а к 5 веку стал значительно больше. Настолько, что многие молодые мужчины не могли вступит в брак, потому что не располагали такой суммой, чтобы сделать предбрачный дар. Межклассовые браки были невыгодны, потому что не признавались официально, и дети получали в них наиболее низкий статус из статусов родителей. Заключение брака не требовало религиозных или государственных представителей, но было публичным. Произносились обязательные торжественные слова, невеста надевала на церемонию белое платье и вуаль, а молодожены обменивались железными кольцами, которые надевали на безымянные пальцы левой руки. Эти традиции сохранились до сих пор. СЛАЙД 7 Развод Перейдем к разводам. В Риме для мужчин процедура развода всегда была простой. В браке cum manu мужу необходимо было собрать совет своей семьи и аргументировать, почему он хочет расстаться с женой. Неаргументированные разводы были порицаемы в обществе. С появлением брака sine manu появился и развод по желанию. Как мужчины, так и женщины получили право развестись с супругом по своей воле. Было нормальным после развода повторно вступать в брак. Император Август внес изменения в законодательство о разводах. Хотя сам Август был разведен, ему не нравилось, что многие представители знати разводились по нескольку раз, воздерживались от заведения детей, поэтому он ввел такие нормы: ограничение прав наследства для неженатых (не могут вступить в наследство) и бездетных в браке (получают только половину наследства), мать троих и более детей освобождалась от опеки, для проведения процедуры развода требовались 7 свидетелей, супруг, который хотел развестись, должен отправить вольноотпущенника с изъявлением о разводе к другому супругу, если причина развода не веская, то супруг, подавший на развод теряет в имуществе в пользу другого супруга (жена теряет приданое, муж – предбрачный дар). Именно при Августе завершился переход от древнего представления о семье как о мини-государстве с жесткой патриархальной властью к представлению о семье как социальной ячейке, подчиненной государству. Хотя реформы Августа не дали особого результата, но просуществовали весь классический период и были отменены только императором Константином СЛАЙД 8 Дети Хотя дети были одной из главных ценностей брака, но аборты тоже практиковались, со 2 века н.э. были под запретом. При этом контрацепция позволялась, но не была эффективной. Поэтому часто имело место детоубийство. Также была законной продажа лишних детей в рабство. Но со временем детоубийство и продажа в рабство стали криминализоваться, так к правлению Константина Великого детоубийство стало караться смертной казнью, а продавать детей в рабство стало возможным только в очень малом возрасте и при крайней нужде, если семья не могла прокормить ребенка. На это было несколько причин, основные – убыль населения и распространение христианской морали. При Константине поменялось отношение к изменам. В классический период каралась только женская измена: муж мог убить жену на месте. В период Августа наказанием стал штраф. Гомосексуальность была распространенной и не считалась преступлением. Варварская семья СЛАЙД 9 Варвары Великое переселение народов началось в 3 веке, но некоторые племена покушались на римские территории и раньше. С этого момента римляне и варвары постоянно взаимодействовали. На всякий случай, варвары и германцы здесь являются синонимами, так что не удивляйтесь, что я употребляю то один, то второй термин. Сначала римские философы не находили варваров опасными, даже наоборот восхищались чистотой их нравов по сравнению с развратными римскими. Например, писатель и философ Тацит. Он оставил подробные описания жизни варваров, часть моей информации основана на них. В 5-6 веках вторжение варваров на территорию Рима достигло своего пика. Варварские семьи селились по соседству с семьями римлян, они воевали в римских армиях. То есть, неизбежно происходило смешение. При этом варварский уклад жизни не отличался от римского радикально, скорее он был похож на римский, но в более ранний период развития. СЛАЙД 10 Германская семья Германская семья представляла собой основную ячейку общества, выполняла социальные, экономические, правовые и религиозные функции. Семьи объединялись в родственные группы, они назывались Sippe. Германская семья также была патриархальной с властью отца. Основное отличие от римской семьи классического периода было в том, что совершеннолетние сыновья переставали находиться под властью отца и становились юридически независимыми. Как и в римской семье конфликты и преступления улаживались между семьями. Для упрощения такого процесса германцы изобрели вергельд (дословно переводится как «цена мужа»), цена которого зависела от статуса и пола человека. Вергельд выплачивался в денежном эквиваленте (солиды и денарии). СЛАЙД 11 Заключение брака Брак заключался между семьями жениха и невесты без личной воли новобрачных. Обручение заключалось в обсуждении условий брака между мужчинами семей. Далее шло пиршество, на котором жених выплачивал выкуп за невесту. То есть, имущество переходило от семьи жениха к семье невесты. Это свидетельствует о недостатке женщин у варваров. Такой вывод подтверждается практикой похищения женщин. СЛАЙД 12 Развод Развод был невозможен по инициативе женщины и легко допустим по инициативе мужчины. Ему нужно только компенсировать затраты семьи жены на ее содержание. СЛАЙД 13 Измены Измена со стороны женщины позволяла ее мужу убить жену на месте, а любовник жены должен был выплатить серьезный штраф. При этом мужская измена никак не наказывалась. СЛАЙД 14 Дети Как и в Риме, у германцев практиковалось детоубийство. Если глава семьи не взял на руки новорожденного, то ребенка оставляют на улице, где, скорее всего, он умрет. Такая практика начала изживаться только к 7 веку, когда среди варварских племен стало распространяться христианство. Христианство СЛАЙД 15 Распространение христианства В 3 веке христианство начало повсеместно распространяться по Римской империи. В 313 году запретили гонения христиан, а около 380 года оно стало официальной религией в Риме. Быстрее христианство распространялось в городах, чем в сельской местности. Варвары куда охотнее принимали новую веру, чем римляне, в особенности аристократия. СЛАЙД 16 Понимание христианства Довольно быстро в христианстве появились различные течения и трактовки. Поэтому богословы и в первую очередь Святой Августин создали доктрины, которые четко и однозначно давали ответы на вопросы о трактовке идей христианства. Такие доктрины касались и семейной жизни. Однако сложность заключалась в том, что Ветхий и Новый заветы по-разному относились к ряду проблем. Так в Ветхом Завете считался нормальным брак мужчины и женщины с сексуальными отношениями, плодовитость человека считалась благом и поощрялась, утверждалась самоценность плотской любви, мужчины имели право развестись с женой, ветхозаветные персонажи вступали в инцестные отношения и имели несколько жен. В Новом завете высшей ценностью было целомудрие, брак допускался только моногамный и нерасторжимый – никто из супругов не имел права на измену или развод. На догматы Святого Августина повлияло и его личное мировоззрение. Он был приверженцем подчинения плоти разуму: секс даже между супругами допустим только если целью является деторождение. Но не все так считали. Святой Павел придерживался позиции, что секс в браке помогает устоять от искушения секса на стороне, поэтому является допустимым. СЛАЙД 17 Христианская доктрина Христианская мораль пошла дальше римской и провозгласила, что брак возможен не просто по взаимному согласию жениха и невесты, а при их взаимной любви. Если римский и германский брак исходили из холодного расчета: решения имущественных и сексуальных вопросов, то христианский брак подразумевал 3 элемента: веру, потомство и священные узы, объединяющие роды. Поэтому церковь запрещала браки родственников и браки тех, чьи родственники уже вступили в брак (т.к. роды уже объединены узами одного брака). Христианский брак был таинством, поэтому заключался священником как бы при Иисусе. Также церковь запретила детоубийство, продажу детей в рабство, аборты и контрацепцию. Невозможным было и расторжение брака, оно допускалось только в таких случаях: 1) если до первой брачной ночи один из супругов ушел в монастырь 2) если один из супругов-язычников принял христианство, а второй – нет СЛАЙД 18 Сходства Подведем итог, что было общего в римском, германском и христианском отношении к семье: Семья как ячейка общества Запрет инцеста Патриархальность семьи Публичность брака СЛАЙД 19 Различия Различия в отношении семьи: У римлян свобода расторгать брак для всех, у варваров – для мужчин, у христиан – не для кого У римлян сексуальная свобода для всех, у варваров – для мужчин, у христиан – ни для кого Дети: у римлян – контрацепция, аборты, у варваров – детоубийство, у христиан –ничего Понимание брака: у римлян союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве (Модестин, дигесты), у варваров не указано напрямую, у христиан союз мужчины и женщины, таинство, целью которого является объединение родов, воспитание детей в христианской вере, спасение душ всех членов семьи СЛАЙД 20 Список литературы «Брак и семья в Средние века», Френсис и Джозеф Гис, Росспэн 2002 «Западная традиция права: эпоха формирования», Г. Дж. Берман, Инфра М – норма 1998 «История римского права», А.И. Покровский, Харвест 2002 «Нравственное богословие», М. Олесницкий, 1907 «Социальная история Средневековья», т.1, М.-Л., 1927 «О «микроскопической» теории человеческого сообщества», Желифонов М.П., [Электронный ресурс], https://sibac.info/conf/sociology/xvi/132385 (дата обращения 07.12.2021) |