Главная страница
Навигация по странице:

  • Основоположники

  • Риторика Древней Греции.. к.р. русский язык. Риторика Древней Греции


    Скачать 24.94 Kb.
    НазваниеРиторика Древней Греции
    АнкорРиторика Древней Греции
    Дата10.04.2022
    Размер24.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлак.р. русский язык.docx
    ТипКонтрольная работа
    #458772

    Частное учреждение образовательная организация высшего образования

    «Омская гуманитарная академия»

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    На тему:

    Риторика Древней Греции.

    По учебной дисциплине: Русский язык и культура речи.

    Выполнил(а): Новожилова М. А..

    Фамилия И.О.

    Направление подготовки:

    Педагогическое образование

    Форма обучения: заочная

    Оценка:

    ____________________________

    ____________________________

    Подпись Фамилия И.О.

    “____”________________20___ г.

    Омск, 2022

    Введение

    Для того чтобы иметь власть, человеку нужно, в первую очередь, быть хорошим оратором. Эта истина проста и вечна – мы можем наблюдать ее подтверждение и на современных примерах, и в биографии великих исторических личностей.

    О том, как важно красноречие, знали и в Древней Греции – именно там и возникла риторика, как отдельный вид искусства.


    1. Историческая справка – зарождение

    На самом деле, в развитии ораторского мастерства античный период имеет особенное значение – первые предпосылки возникли еще в 5 в до н. э., а уже в качестве отдельной системы риторика в Древней Греции зародилась в 3-2 вв до н. э., а в 1 в н. э. риторика уже распространилась из Греции в Рим, сочетая в себе удивительное переплетение направлений искусства и научных знаний.

    Главная причина возникновения ораторского искусства, как такового, – это развитие социальной жизни общества по мере появления новых потребностей у растущей цивилизации. У людей, находящихся у власти, возникала необходимость не только в доказательствах своей силы (чем умнее становился народ, тем меньше его можно было удерживать страхом).

    В 5 в до н. э. у властей, государственных деятелей и послов появилась необходимость не только в доступном, но и в грамотном, красивом и точном выражении своих мыслей. Именно это подтолкнуло античных мыслителей к зарождению риторики в Древней Греции.







































    1. Основоположники

    Первые работы по риторической науке принадлежат софистам – особой категории мыслителей, которые первые познали силу ораторского искусства и стали применять его для достижения собственных целей (часто эти цели шли в разрез с политикой государства и позициями людей у власти).

    Основоположник софистики – Горгий из Леонтин в Сицилии, он был первым, кто смог создать прозу в виде, приятном и интересном для восприятия его современниками. Позже к нему присоединялись и другие философы, чьи изречения, являясь смесью философской мысли и ораторского мастерства, доходят и до наших дней.

    К времени греческого философа Аристотеля пути софистики и риторики разошлись – софисты использовали свои навыки в корыстных целях, в их учениях стали преобладать негативные тенденции. Уже сам Аристотель говорил о трудах софистах, как о «ложной» мудрости – той, которая лишь кажется народу, в то время как оратор просто достигает своей цели за счет того, что к нему прислушиваются.

    Риторика у подлинных философов в Древней Греции использовалась для краткого изложения глубокой философской мысли, направленной не на достижение выгоды одного человека, а на познание мудрости бытия для целого народа.

    Против софистики выступали выдающиеся ораторы в Древней Греции, развитие риторики для которых имело огромное значение:

    • Сократ;

    • Платон;

    • Демосфен.



    1. Основы и особенности древнегреческой риторики

    Риторика в Древней Греции развивалась стремительно – каждый выдающийся мыслитель презентовал народу свои труды, чтобы граждане государства могли овладевать искусством слова. Обнародовались книги (труды Аристотеля о риторике были опубликованы в целых трех частях), проводились публичные выступления – у всякого свободного человека появилась возможность научиться выражать свои мысли так, чтобы они были интересны окружающим.

    Все труды древнегреческих философов, направление на развитие риторики, в качестве базы имели единые постулаты:

    1. Красноречие человеку дано природой. Этот навык – такой же, как умение самостоятельно ходить или драться, он уже заложен в человеке, как часть его социальной природы. Для того чтобы уметь им пользоваться, нужно делать все то же – пытаться, тренироваться и учиться, тогда умение придет.

    2. Нельзя выступить перед народом, если не можешь грамотно и красиво донести свои идеи. Каждый свободный человек волен обнародовать свои мысли, но право на это в греческой цивилизации может дать только владение ораторским мастерством.

    3. Речь, произнесенная любым свободным человеком перед народом, должна относиться к одной из категорий: судебная, военная, учебная, деловая.

    4. Красноречие имеет три главных составляющие: логическую мысль, слово, как единицу речи, и нравственность, как направление мысли.

    Древнегреческая риторика стала уже полноценной наукой, которой была возможность обучиться. Были и люди, которые проводили обучение, – ими являлись те мыслители, труды которых взывали к необходимости ораторского искусства в обществе их современников и в любом возможном будущем.

    Обучение риторике было систематизированным и состояло из следующих этапов:

    • Развитие содержательности речи – умения подобрать нужные слова для того, чтобы обозначить те или иные явления. Слово воздвигалось в отдельную ценность, которой не следовало разбрасываться впустую.

    • Запоминание речи – для того, чтобы связно и красиво донести свою мысль, человек должен всегда помнить, что он уже успел сказать.

    • Развитие умения не только правильно произнести слова, но и расположить к себе людей, оттачивание навыков обаяния. Для того чтобы любая мысль получила отклик в народе, этому народу нужно было понравиться.



    1. Дальнейшее развитие

    Развитию греческой риторики способствовал целый ряд обстоятельств, характерных для античного общества 5-2 вв до н. э.:

    1. в рабовладельческом обществе все еще сохранялось строгое деление на вольных и невольных людей, но свободный человек уже был выдвинут для общества, как отдельная, самостоятельная личность, имеющая энергию и умеющая мыслить (именно для верного выражения своих мыслей и идей и возникла необходимость в навыках красноречия);

    2. появились большие достижения в духовном развитии древнегреческого общества – новых высот достигла экономика, научная деятельность, искусство (для того, чтобы донести новшества до народа, нужно было правильно управлять силой слова);

    3. несмотря на сохранение рабовладельцев, в античной Греции преобладающей политической системой была демократия, что означало – власть, силу и могущество голоса народа. Голос народа должен был как-то выражаться – для того, чтобы гражданин смог быть членом народного собрания, совета пятисот или народного суда, он уже обязан был владеть не только грамотой, но и уметь управлять собственной речью.


    Заключение

    Таким образом, древнегреческую риторику нужно воспринимать не только, как возникшую необходимость для сохранения и развития цивилизации, но и как прямой двигатель этого развития. Без этой науки стала бы невозможна демократия (тем более в той форме, в которой мы привыкли видеть ее сейчас), не дожила бы до наших дней судебная система, не возникло бы даже намеков на дипломатию.

    Несмотря на то, что риторика возникла в Древней Греции еще в 5 в. до н. э., она все еще остается незаменимым элементом для существования современного общества.

    Список использованной литературы:

    1. Античные риторики. М., 1978. Античные теории языка и стиля. СПб., 2006 г.

    2. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 2006 г.

    3. Гаспарова М, В. Борухович "Ораторское искусство древней Греции", г. Москва, из-во "Художественная литература", 2005 г.

    4. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М.: Художественная литература, 2005 г.

    5. История русской риторики. Хрестоматия. В.И. Аннушкин: Учебное пособие для вузов и гуманитарных школ. Раздел 1. М.: Издательский центр “Academia”, 2006 г.

    6. История русской риторики. Хрестоматия. Раздел 4. В.И. Аннушкин: Учебное пособие для вузов и гуманитарных школ. М.: Издательский центр “Academia”, 2006 г.


    написать администратору сайта