Главная страница
Навигация по странице:

  • Тезис и проблема высказывания.

  • Цель речи. Анализ аудитории.

  • Кого анализируем : При количественном анализе

  • Автоматическая реакция

  • Тщательная проверка

  • Аргументация. Виды аргументации.

  • : научная, дидактическая, диалектическая, полемическая(эристическая), софистическая. Научная аргументация

  • Дидактическая аргументация

  • Эристическая аргументация

  • Софистическая аргументация

  • Логические и психологические аргументы.

  • Топика. Виды общих мест.

  • Диспозиция. Компоненты структуры речи.

  • Вступление. Виды. Задача.

  • Основная часть речи. Методы изложения материала.

  • РИТОРИКА ответы к экзамену. Риторика. Вопросы к экзамену. Возникновение риторики. Искусство красноречия в античном мире. Риторика Аристотеля


    Скачать 103.5 Kb.
    НазваниеРиторика. Вопросы к экзамену. Возникновение риторики. Искусство красноречия в античном мире. Риторика Аристотеля
    Дата08.06.2018
    Размер103.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРИТОРИКА ответы к экзамену.docx
    ТипДокументы
    #46421
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    Тема речи - результат вербализации в речи того или иного представления о предмете. Проблема выступления- это положение, выраженное в форме противоречия, актуального для слушателей, и требующее своего разрешения.

    Формирование собственного видения предмета и темы речи, а также выдвижение проблемы представляют собой одну из базовых рационально-логических процедур создания речи. Иначе говоря, на данной стадии работы над концепцией речи получает свою актуализацию категория  логоса.



    1. Тезис и проблема высказывания.

    Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать. Предмет - мысленное содержание речи, суждение о котором может быть истинным или ложным. Предмет высказывания является той точкой зрения, той стороной, проблемы, которую ритор избирает для полного и обоснованного ее раскрытия и решения. Одной и той же проблеме могут соответствовать различные предметы речи. Предмет речи определяется исходя из особенностей аудитории и из тех идей, которые ей свойственны и интересны. Предмет речи должен быть значимым и актуальным. Тезис высказывания-Тезисом называется главная мысль высказывания, представляющая собой суждение и выраженная полным завершенным предложением.

    Всякая разумная, грамотная, целесообразная речь, независимо от ее объема, содержания, формы, будь то ораторское выступление, историческое сочинение, научный трактат, художественное произведение, содержит один и только один тезис, из которого развертывается все ее содержание. В свою очередь, тезис представляет собой высказывание, речь, свернутую до одного предложения, и потому имеющую в качестве предмета речи одно понятие или образ. В предложениях, которые вводят смысловые части текста, содержится обозначение предмета речи и его характеристика применительно к каждому новому повороту темы (выделено курсивом). Повороты темы отражают последовательность действий, из которых каждое последующее основано на предыдущем: направление, развитие, внимание, тщательное определение, утверждение, подкрепление. Далее содержание текста развертывается из понятия идеала, связанного с необходимостью подкрепления воли.


    1. Цель речи. Анализ аудитории.

    Общая цель — цель речи (развлечь, проинформировать, убедить). Общая цель — это цель вашей речи. Она может состоять в том, чтобы развлечь, информировать и убедить в чем-либо аудиторию. Поскольку речь — это сложное действие, которое может по-разному повлиять на аудиторию, то такое разделение показывает, что в любой публичной речи преобладает какая-то одна цель. Цель речи - это представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе выступления. Целеполагание, источником которого выступают намерения, или интенции создателя речи, является центральной категорией, лежащей в основе понимания природы риторического.

    Анализ аудитории дает полную и достоверную информацию о реальных пользователях сайта, о задачах, которые они решают, и об условиях, в которых они взаимодействуют с сайтом.

    Анализ аудитории может быть количественным и качественным.

    Кого анализируем:

    • При количественном анализе проводится удаленное анкетирование пользователей (число заполненных анкет – от тысячи и больше). При обработке результатов в специальной статистической программе выявляются кластеры – основные группы пользователей, их характеристики и задачи на сайте.

    • Качественный анализ – это углубленное интервью с актуальными целевыми пользователями. Оно позволяет определить (или уточнить), насколько хорошо сайт «заточен» под конкретные задачи целевой аудитории, а также найти новые возможности для решения этих задач.




    1. Стратегии убеждения.

    Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности. Убедительность – это дар, заложенный природой, или навык, который можно развить? Существует 4 основных стратегии убеждения:

    Автоматическая реакция — этот тип покупателей покупает товар, сразу его увидев. Ряд проверок — такие покупатели сначала сравнивают разные виды товаров, чаще всего они ходят за покупками не одни.
    Тщательная проверка — такие покупатели сначала обойдут все магазины, затем проконсультируются у продавцов, знакомых, прочитают журналы, а потом лишь примут решение. Определенный срок — таким покупателям нужно время для принятия решения. Они должны все тщательно обдумать, а потом принять решение, возможно, через несколько дней. Стратегия убеждения может быть до стратегии окончательного решения появляться несколько раз, зависеть от времени или быть стратегией побуждения. Знание чужих и своих стратегий и умение их корректировать станет незаменимым ключом к успеху.

    Стратегия правописания. Стратегия правописания — одна из стандартных стратегий совершенства. Они сводятся к тому, что грамотные люди чаще всего используют свою визуальную систему.

    Грамотность можно улучшить, используя следующую стратегию:

    5-10 смотрите на слово, правописание которого хотите выучить. Потом направьте взгляд вверх и влево, представив в мыслях, как пишется это слово. Опять посмотрите на слово на бумаге, исправьте ошибки, которые допустили. Повторяйте процесс до тех пор, пока не выучите слово. Можно представлять, что вы пишете слово на бумаге или рисуете его мелом на стене. Смотря на мысленное изображение слова, попробуйте прочитать его наоборот. Такими нехитрыми действиями вы сможете улучшить свое правописание.

    1. Аргументация. Виды аргументации.

    Оратор в публичном выступлении аргументирует определенную точку зрения, т.е. осуществляет аргументацию. Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, - словом все, что может подтвердить тезис. Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать.

    Виды аргументации: научная, дидактическая, диалектическая, полемическая(эристическая), софистическая.

    Научная аргументация в чистом виде предполагает равноправие участников дискуссии при условии их достаточной специальной подготовки и принятия участниками дискуссии основных положений той области научного знания, в которой ведется дискуссия. Доказательство в научной дискуссии основано на сложившихся в ходе развития науки методиках и приемах научного исследования

    Дидактическая аргументация, которая применяется в учебном изложении предмета знания, предполагает неравноправие участников обсуждения – преподавателя и учащихся. Дидактическая аргументация основана на выборе и систематизации учебного материала преподавателем, с одной стороны, и на утвержденной компетенции преподавателя – с другой. Цель диалектической аргументации – нахождение наилучшего решения проблемы и обоснование согласия и присоединения к такому оптимальному решению. В отличие от строго научной, диалектическая аргументация в принципе допускает личную заинтересованность участников дискуссии в выдвигаемых ими пропозициях, но при условии готовности каждого из них принять пропозицию оппонента, если она окажется убедительно обоснованной. Эристическая аргументация применяется в полемике с противником, победа над которым в глазах аудитории представляется главной целью. Эристическая аргументация направлена не на переубеждение оппонента, а на убеждение аудитории в неприемлемости пропозиции оппонента и на его компрометацию. Эристическая аргументация не является игрой без правил и вполне допустима, если она основана на конвенции относительно принципов и ценностей, ради которых ведется полемика. В эристической аргументации допустимы и реально применяются все типы аргументов, включая аргументы к человеку и личности провокации, инсинуации, апелляции к авторитетам.

    Софистическая аргументация представляет собой симуляцию научной, дидактической или диалектической аргументации с целью добиться присоединения путем обмана оппонента или аудитории. Софистическая аргументация неприемлема ни при каких обстоятельствах. Из перечисленных видов аргументации риторика рассматривает в качестве своего предмета дидактическую, диалектическую и эристическую аргументацию, правомерность которых признается в пределах этических норм и которые противостоят научной аргументации как специальной и софистической как этически недопустимой.



    1. Логические и психологические аргументы.

    Логические аргументы – это аргументы, обращенные к разуму аудитории, слушателя. Состоятельность и логика рассуждения зависят от того, насколько тщательно подобран и проанализирован исходный материал, насколько четко представлены аргументы. Каждый тезис выступления должен быть тщательно аргументирован, недостаточно сильные, сомнительные аргументы исключаются как разрушающие доказательства. Часто оратор использует аргументы, обращенные к чувствам и эмоциям слушателей, используя тактику психологического воздействия. Такие аргументы называются психологическими. Психологические аргументы – это аргументы, обращенные к чувствам аудитории, слушателей. Речь оратора изобилует эмоциональными сравнениями и красочными примерами. При обращении к психологическим аргументам нельзя спекулировать чувствами и эмоциями людей, это может стать причиной конфликта между сторонами. Способы воздействия на аудиторию не существуют изолированно друг от друга. Они являются дополнением друг друга. Логические размышления, например, могут быть подкреплены приемами, влияющими на чувства, желания и т. д. И тот и другой виды аргументов используются умелым оратором сознательно.

    1. Топика. Виды общих мест.

    Топика – это риторическое учение, созданное для разработки содержательной стороны речи. Топ – это рассуждение, которое строится на основании всем известных положений. Общие места могут быть внутренними – исходящими из самого предмета, а могут быть внешними – свидетельство других людей(вложения, законы).

    Термин «общие места» и соответствующее понятие в теории и практике риторики занимают особое положение. В риторической практике «общее место» стало пониматься как общее рассуждение, наблюдение, описание, которое говорящий мог запомнить, чтобы использовать в подходящем случае, т.е. «расхожая» истина (например: «смерть уготована всем», «время летит» и пр.) - «готовый продукт», созданный ораторами древности. «Общие места» и предоставляли говорящему именно те способы «размножения идей», познав которые человек приобщался к традиционной культуре мысли и речи. «Местами» (по-гречески «топами») они были названы потому, что в сознании ритора речь представала как «карта местности», на которой каждая идея имела свое положение, место. Поэтому и модель, по которой можно было изобрести новую идею, получила название «место». «Общими» же эти смысловые модели были названы по причине их «модельной», а значит, обобщающей природы. Совокупность общих мест и способы их применения называются топикой. Топика отражает общие законы человеческого мышления. Топика как система общих мест позволяет без напряжения и неоправданных усилий разработать идею, развить мысль, быстро подобрать аргументы для данного тезиса, тем самым дает надежную основу для создания любой речи. Представьте, что предмет вашей речи - простая идея, например, роза. Никакая речь о розе невозможна без разложения этой простой идеи по модели общее-частное. Общим родовым понятием по отношению к вашей розе будет - цветок, а еще - садовый цветок.


    1. Диспозиция. Компоненты структуры речи.

    Диспозиция (в переводе на русский - развертывание) классически определяется как искусство организации сообщения, то есть, говоря современным языком, искусство композиции.

    В общепринятой практике различают два аспекта структурных речевых способностей:

    1) план или основная структура;

    2) план деталей. Формирование речи происходит осознанно, человек подбирает слова для того, чтобы выражение мыслей звучало стройно и понятно. Обучение должно проводиться с ранних лет с соблюдением определенных принципов формирования структуры речи. Структура речевых компонентов должна соответствовать следующим принципам:

    1) речь должна быть логически понятной и искусной с точки зрения психологии;

    2) структура речи должна быть обозримой и стройной в плане повышения напряжения.

    В процессе формирования структуры речи всегда необходимо помнить о том, что результатом должно быть эффективное воздействие на слушателей, которые понимают суть мыслей говорящего. Если высказывается одна основная мысль, то структура речи чаще всего бывает однородной. Если высказывается несколько разных мыслей, то структура речи должна быть многоуровневой, каждый уровень речи содержит одну мысль, между разными смысловыми уровнями необходимо вставлять связующие переходные отрезки речи. Человек должен научиться формировать речь так, чтобы, высказывая разные мысли, его речь могла быть связной. Переходные части речи выступают в роли связующего звена между разными смысловыми частями. Ораторское искусство строится на правильном формировании структурных компонентов и личных способностях человека. Эффективность речи зависит от того, насколько правильно сформирована ее структура.


    1. Вступление. Виды. Задача.

    Функции вступления можно свести к нескольким основным: психологическая подготовка аудитории к восприятию темы, а также пробуждение заинтересованности слушателей темой и формирование благоприятных психологических условий ее презентации. Будет не лишним выразить уважение к аудитории и оппонентам, показать общий содержательный фон, на котором будет развертываться тема. Выбор вступления зависит от вида аудитории, характера темы и ситуации коммуникации. В аудитории необходимо вызвать в первую очередь произвольное внимание. Эту задачу выполняет вступление. Вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. Различают две части вступления: зачин и зявязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина, в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин. Зачин – это начало. Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории.он представляет собой краткий словесный подход к теме. Завязка-это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Предмет риторики сложен и неоднозначен. Соответственно, и круг задач варьируется в зависимости от его определения. Риторика исследует многовековую культуру действенного слова, которая является частью нас самих. Риторику можно рассматривать с различных позиций: как искусство речи и теорию этого искусства, как научную дисциплину, основанную на богатой культурной традиции, целостную программу преобразования идеи в слово, общую теорию мыслительно-речевой деятельности.


    1. Основная часть речи. Методы изложения материала.

    Способ изложения материала – это метод построения текста заданной композиции.

    Способы изложения материала будут: эссе, заметка, очерк, рассказ, статья и т. д.

    Четвертой частью выступления является изложение материала, т. е. последовательный рассказ о различных сторонах предмета в соответствии с представленным планом. Различают два метода изложения:

    1) естественный - отобранные факты автор представляет в их хронологической или иной естественной последовательности;

    2) искусственный (фабульный или философский метод). В данном случае автор, отступая от естественной последовательности, следует созданной им самим логике развертывания темы. Выступающий пытается повысить занимательность, конфликтность сообщения, удерживать внимание аудитории с помощью эффекта нарушенного ожидания.

    Отступление или дигрессия, экскурс - пятая композиционная часть речи ритора. Здесь кратко характеризуется предмет, лишь косвенно связанный с основной темой, однако выступающий считает необходимым рассказать аудитории о нем. Данная композиционная часть не является обязательной. Место отступления, дигрессии, экскурса в композиции жестко не зафиксировано. Место данной части определяется либо по ходу изложения, либо после изложения и перед аргументацией. Отступление также используется опытными ораторами как способ снятия умственного напряжения в случае, когда тема требует серьезных интеллектуальных усилий аудитории и автора. Экскурс дает и эмоциональную разрядку, если автор случайно или намеренно затронул эмоционально небезопасную в данной аудитории тему.

    Важнейшим композиционным блоком являются аргументация и опровержение.

    Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

    Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.
    Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям.
    Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.
    Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.
    Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.


    1. 1   2   3   4   5


    написать администратору сайта