Главная страница
Навигация по странице:

  • Заключение выступления.

  • Элокуция. Общая характеристика качеств хорошей речи. Элокуция

  • Элокуция

  • Виды тропов и их использование в речи.

  • 25. Коммуникативные качества речи.

  • Группы и виды риторических фигур.

  • Языковая уместность выступления и функциональные стили.

  • Метафора и тропы сходства.

  • ТРОПЫ

  • 26.Основные способы речевого воздействия.

  • 27.Образ оратора. Приёмы взаимодействия с аудиторией.

  • Правила взаимодействия с аудиторией

  • 28.Элементы композиции речи. «Закон рамки».

  • 29.Целевая установка речи. Классификация речей по цели.

  • РИТОРИКА ответы к экзамену. Риторика. Вопросы к экзамену. Возникновение риторики. Искусство красноречия в античном мире. Риторика Аристотеля


    Скачать 103.5 Kb.
    НазваниеРиторика. Вопросы к экзамену. Возникновение риторики. Искусство красноречия в античном мире. Риторика Аристотеля
    Дата08.06.2018
    Размер103.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРИТОРИКА ответы к экзамену.docx
    ТипДокументы
    #46421
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Заключение. Виды. Задача.

    В заключении кратко повторяется основное содержание текста, воспроизводятся наиболее сильные аргументы, подкрепляется нужное эмоциональное состояние слушателей и их положительный настрой по отношению к тезису.

    Заключение выступления. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое, оно запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. И наоборот, плохое заключение губит порой отличное выступление. Психологами установлено, что в процессе восприятия человек запоминает лучше всего начало и конец, это действие так называемого закона края. Поэтому рекомендуется повторить в заключении ключевую мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанному, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания речи. Подготавливая заключение, особое внимание следует уделить последним словам (концовке). Если первые слова призваны привлечь внимание слушателей, то последние - усилить эффект выступления. Последние слова должны мобилизовать аудиторию, воодушевить ее, призвать к активной деятельности. Если выступление заканчивается лозунгом, призывом, то она произносится высоким тоном, эмоционально. В заключении следует подчеркнуть, что всякое выступление как творческий акт в деятельности оратора требует своего завершения, своего последнего аккорда. А. Ф. Кони в статье "Советы лекторам" указывал: "Конец - разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд - разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (и не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего".


    1. Элокуция._Общая_характеристика_качеств_хорошей_речи.__Элокуция'>Элокуция. Общая характеристика качеств хорошей речи.

    Элокуция-Этап риторического канона, нацеленный на осуществление отбора средств для того, чтобы лучше сказать или построить свою речь.

    Элокуция — (лат. выражение) В риторике: 1) завершающий этап построения, на котором ритор создает текст высказывания.

    Элокуция  (украшение) – это третий этап работы над речью. Содержание речи уже определено (это было сделано на этапе изобретения), план составлен (на этапе расположения), осталось только «навести необходимый блеск».

    Таким образом, задача оратора на этапе элокуции – выбор языкового выражения. Знания о «хорошем» языковом выражении были заложены ещё в древности. О качествах речи писали Аристотель, Теофраст, наиболее полно рассматривал качества речи Цицерон в своём трактате «Об ораторе».

    Качества хорошей речи:

    1. КРАСОТА – способность речи вызывать эстетические переживания.

    2. ПРАВИЛЬНОСТЬ – соответствие речи стандартам, существующим в рамках общности носителей языка.

    3. УМЕСТНОСТЬ. Речь должна соответствовать ситуации, в которой она произносится, а также ожиданиям аудитории. (В некоторых ситуациях то или иное речевое поведение неуместно. Например, не стоит рассказывать анекдоты на похоронах, говорить о недостатках человека на его юбилее, нельзя обращаться к вышестоящему лицу с приказом и т.д. А также в аудитории, которая не имеет высшего образования, не будут уместны научные термины).

    4. ЯСНОСТЬ. Основное предназначение языка состоит в том, чтобы сообщать другому человеку о своих мыслях, оценках и переживаниях. И если говорящий выражается непонятно, он не использует язык в его естественных целях.



    1. Виды тропов и их использование в речи.

    Гипербола - основано на преувеличении

    Гротеск- предельное преувеличение, придающее фантастический характер

    Ирония-Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается.

    Лилота- Преуменьшение

    Сравнение - Прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

    Метафора (развернутая метафора)

    Метонимия-сближение слов по смежности обозначаемых ими понятий

    Синекдоха

    Олицитворение- изображение неодушевленных предметов наделенных свойствами живых существ

    Перифраз (Перифраза) название предмета заменяется указанием на его признаки

    Эпитет - образное определение

    ТРОПЫ (согласно традиционной классификации) делятся на:

    – словесные;

    – грамматические.

    В основе словесных тропов лежит использование слов в переносном значении. Словесные тропы принято делить на четыре группы в зависимости от того, какие отношения между соединяемыми в них образами лежат в их основе:

    1. сходство;

    2. смежность;

    3. контраст;

    4. тождество
    25. Коммуникативные качества речи.

    Коммуникативные качества речи – это действительные свойства ее формальной и содержательной сторон. Среди свойств выделяют точность, чистоту, правильность, логичность, выразительность. Основные качества речи включают также целесообразность и богатство. Главным коммуникативным качеством речи считается правильность (нормативность): она лежит в основе других качеств речи.

    Правильность речи заключается в соответствии индивидуальной речи современным литературным нормам. Для того, чтобы говорить правильно, необходимо хорошо владеть нормами русского литературного языка, которые достаточно полно и последовательно отраженны в словарях, справочниках, учебных пособиях, грамматиках.


    1. Группы и виды риторических фигур.

    Фигу́ра ре́чи (ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра) — термин риторики и стилистики, обозначающий различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что повсеместно используется в художественных целях как в поэзии, так и в прозе.

    Риторические фигуры еще со времен Античности принято делить на две большие группы:

    -o собственно фигуры;

    -o тропы.

    Основой такого деления является минимальный объект преобразования, изменения. В фигурах объектом изменения является предложение или большая единица речи. В тропах объектом изменения является слово или словосочетание.

    Чаще риторические фигуры и тропы определяются как отклонение от обычного способа выражения, установленного нормами определенного языка. Подобное определение пытались уточнить следующим образом: риторические фигуры представляют собой отклонения от стандартов с целью достижения эстетического эффекта. Главным остается убедительность, эффективность, влияние выступления оратора. Учитывая это, риторические фигуры и тропы рассматриваться прежде всего как средства выразительности, которые призваны, с одной стороны, продемонстрировать чувство оратора, а с другой — вызвать нужные чувства в аудитории.

    Риторические фигуры (лат.— образ, вид) — это приемы выразительности, которые реализуются на уровне предложения или единицы, превышающей предложения.

    Наиболее распространенной фигурой является риторический вопрос.

    1. Языковая уместность выступления и функциональные стили.

    Функциональные стили речи — это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основных функциях языка. Под сферами общения принято понимать широкие области общественной деятельности человека, которым соответствуют определенные формы общественного сознания: наука, политика, право, искусство. Каждую из выделенных сфер общения обслуживает определенный функциональный стиль: научный, публицистический, официально-деловой, художественный.
    Сфера общения человека с небольшим кругом лиц в различных, обычно бытовых, ситуациях позволяет выделить разговорный стиль. Таким образом, на основании различий в сферах общения выделяют пять основных функциональных стилей. Для характеристики функциональных стилей существенно также и второе основание их выделения — учет общественной функции языка. Важнейшей функцией языка является функция общения. С нею связана и является ее производной другая функция языка — мыслеоформительная, или функция сообщения. . Таким образом, функции языка, определяющие цели и задачи общения, следующие:

    - коммуникативная (общение, сообщение),

    - эмотивная,

    - волюнтативная.

    Или: общение, сообщение, воздействие (эмоциональное и волевое). Различные стили речи по-разному реализуют функции языка. Функциональные стили представляют собой устойчивые разновидности речи, обусловленные сферой общения и типичной для этой сферы задачей коммуникации (функцией языка). Сфера общения и задача коммуникации являются внеязыковыми факторами, от которых зависит языковое своеобразие стиля и отчасти особенности содержания речи в рамках того или иного стиля.
    В разных речевых ситуациях мы говорим или пишем по-разному, т. е. пользуемся разными стилями речи.
    Разговорная речь используется в непринужденных беседах со знакомыми людьми обычно в домашней (неофициальной) обстановке.

    Книжная речь обращена ко многим людям, ко всем желающим узнать. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах.


    1. Метафора и тропы сходства.

    Тропом называют слова и выражения, употреблённые в переносном значении. Переносные значения всегда изобретаются говорящим, всегда оригинальны и новы, поскольку они отклоняются от принятого употребления слов; некоторые из них закрепляются в языке, становятся всеобщим достоянием. Примером тропеического употребления второго рода может служить слова фазенда, при помощи которого не так давно называли обычные дачи или земельные участки.

    Т.е. любой троп – это употребление выражения, при котором для явления подыскивается новое имя.

    ТРОПЫ (согласно традиционной классификации) делятся на:

    словесные;

    грамматические.

    В основе словесных тропов лежит использование слов в переносном значении. Словесные тропы принято делить на четыре группы в зависимости от того, какие отношения между соединяемыми в них образами лежат в их основе:

    1. сходство;

    2. смежность;

    3. контраст;

    4. тождество.

    Тропы сходства:

    Метафора. Она предполагает замену одного означающего другим означающим на том основании, что соответствующие означаемые похожи. При метафоре, как и при других тропах, замене подвергается не все предложение целиком, а только некоторые его части. Следовательно, метафора в некоторых случаях может служить для более мягкого и приемлемого выражения мысли, которая, будучи высказана прямо, могла бы оказаться очень грубой.

    26.Основные способы речевого воздействия.

    Общая схема речевого воздействия строится на донесении информации, формировании на ее основе интересов, побуждений. Существует много речевых приемов, позволяющих, например. подчеркнуть общность интересов даже в вопросе, вызывающем бурную реакцию собеседника. Задача общения — посылать речевые сигналы, которые имеют для вашего собеседника эмоциональное значение. О чем бы ни шла беседа, важно добиваться профессионального языка и логичности развития темы разговора. Беседа не может быть и пространной. Пространное изложение лишней информации снижает коммуникационную эффективность. Когда много говорят о малом, то мало думают о значительном.

    К способам РВ традиционно относят убеждение и внушение (суггестию). Убеждение - воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждений составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче, логическое доказательство, возможно, вкупе с эмоциональным давлением, призванное обеспечить сознательное принятие реципиентом системы оценок и суждений в согласии с иной точкой зрения.

    К способам РВ он относит доказывание (логическое аргументирование), убеждение (вселение в собеседника уверенности, что истина доказана, что тезис установлен, с использованием и логики, и эмоционального давления), уговаривание (эмоциональное побуждение собеседника отказаться от его точки зрения и принять нашу), внушение (побуждение собеседника принять на веру сказанное без обдумывания и критического осмысления), принуждение (вынуждение человека сделать что-либо против его воли).

    Внушение (суггестия) - воздействие на подсознание, эмоции и чувства человека, косвенно обеспечивающее воздействие на его ум, волю, поведение за счет ослабления контрольно-регулятивной функции сознания, снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также отсутствия целенаправленного активного понимания, развернутого логического анализа и оценки данного состояния человека в соотношении с его прошлым опытом.
    27.Образ оратора. Приёмы взаимодействия с аудиторией.

    В классической риторике Давней Греции и Давнего Риму понятия образа оратора принадлежало к главным. Тем не менее, сначала все внимание риторов было обращено преимущественно нате, которой должны быть убедительная речь, дальше, с развитием риторики, круг заинтересованность исследователей риторики в риторических школах распространяется на три неотъемлемых составных части риторического действия: оратор - речь - слушатели. В древнегреческой риторике, главной задачам которой было убеждать слушателей средствами живого слова, доминирующим требованием к оратору была благотворительность, способность внушать доверие слушателям, т. е. оратор должен быть настолько добрым и приятным, чтобы люди невольно становились его слушателями, верили ему. Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Одежда оратора должна соответствовать его возрасту.

    Эффективная презентация информации предполагает разностороннее владение темой, понятное и интересное изложение, использование специальных приемов риторики и красноречия, а также умение работать с аудиторией. Предлагаемая слушателям информация должна иметь ясную и продуманную внутреннюю структуру, а изложение должно быть логичным, конкретным и понятным. Рассмотрим основные дидактические приемы, направленные на улучшение восприятия информации, а также практические правила работы с аудиторией.

    Правила взаимодействия с аудиторией

    * разностороннее владение темой — достигается сбором информации из разных взаимодополняющих источников и уверенное ее воспроизведение;

    * понятное и интересное изложение — достигается с помощью дидактических принципов;

    * ясные и красноречивые ответы на вопросы — большинство из них готовится заранее (т.к. в основном вопросы одни и те же).

    * использование специальных приемов риторики и красноречия;

    * ораторское искусство (умение работать с аудиторией) — всегда является преимуществом. Требует определенной подготовки, а также соблюдения правил и желание учиться.

    28.Элементы композиции речи. «Закон рамки».

    КОМПОЗИЦИЯ от лат.- сочинение, составление

    Расположение и соотнесенность компонентов произведения, обусловленное содержанием и жанром. Композиция скрепляет отдельные элементы формы и соподчиняет их основной идее произведения. Характеристика особенностей композиции относится к формальной стороне произведения.

    Композиция включает в себя «расстановку» персонажей (система образов); событий и поступков (композиция сюжета); особенности включения в произведение вставных рассказов и лирических отступлений (композиция внесюжетных элементов); использование стилистических приемов (речевая композиция); способы описания подробностей обстановки, переживаний, поведения (композиция деталей).

    речевая композиция. Речь персонажей – средство индивидуальной характеристики героя. Речь повествователя – оценка событий и их участников. В рамках речевой композиции анализируется своеобразие использования слов общенародного языка - активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов и пр.

    Оцениваются используемые приемы образности (тропы) – простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз и пр.)
    29.Целевая установка речи. Классификация речей по цели.

    Необходимым условием успешной подготовки считается определение цели выступления. По

    мнению ученых, эффективность речи — это степень реализации ее целевой установки, отношение

    достигнутого результата к поставленной цели. А цель — это то, к чему стремятся, чего хотят

    достигнуть. В соответствии со своей целью излагать материал. Считаем целесообразным в целом использовать для классификации речей по цели схему, выделять информационные, эпидейктические, убеждающие и призывающие к действию речи. Целеполагание является центральной категорией риторики и классификация речей по этому признаку представляется совершенно закономерной.

    Целевая установка речи – наиболее важный фактор при выборе речевой жанр.

    Типичное содержание речи (о чем?) является ответом на вопрос заключенный в задаче. Разумеется, в каждой речи должна быть заключена своя особая мысль (по возможности, небанальная), однако может быть определено и типовое содержание жанра.

    Тактический уровень имеет большое значение для определения специфики жанра, поскольку именно здесь условная схема наполняется живым содержанием. На тактическом уровне рассматриваются:

    1) Аргументация, типичная для данного жанра. Особое значение правильный отбор компонентов содержания имеет для агитационной речи, соответствие жанра которой часто напрямую зависит от правильного отбора элементов аргументации.

    2) Типичная композиция жанра.

    3) Языковые и стилистические особенности.

    Таким образом, через отбор адекватного ситуации и жанру содержания (аргументации) и оптимальное его расположение (композиция) удовлетворяются ожидания участников общения, которые в соответствии с ситуацией предполагают наличие в речи тех или иных составляющих частных элементов.

    Аргументативный материал является наиболее подвижной частью риторического произведения, и во многом именно благодаря ему конкретный текст воспринимается как относящийся к тому или иному жанру.

    В соответствии с двумя основными формами воздействующей речи (доказательство и внушение) выделяются и два типа аргументов: рациональные и эмоциональные.

    Рациональные (логические) аргументы используются во всех видах деловой риторике с некоторыми ограничениями, обусловленными сферой функционирования: здесь неупотребительны теории, аксиомы, гипотезы и другие элементы сугубо научного доказательства, описываемые логикой, остальные виды логических аргументов (факты, статистика, определения) используются в риторизированном виде.

    Факты - это предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты существуют независимо от того, что о них думают люди, какими свойствами личности они обладают, в каком психическом состоянии они находятся в момент восприятия фактов. Часто на практике как факты предлагается мнение, которое отличается тем, что в него помимо самого факта включается и интерпретация говорящего, поэтому оно зависит от психического состояния, личностных особенностей, уровня подготовки и многого другого, чему сам человек не придает значения как фактору, влияющему на его восприятие, а потом и на точку зрения.

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта