Главная страница

РОДЫ И ЖАНРЫ. Роды и жанры литературы. Эпос. Лирика. Драма


Скачать 114.5 Kb.
НазваниеРоды и жанры литературы. Эпос. Лирика. Драма
Дата29.01.2022
Размер114.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРОДЫ И ЖАНРЫ.doc
ТипЛекции
#345824

Тема: Роды и жанры литературы. Эпос. Лирика. Драма.

План лекции

  1. Теория литературного рода

  2. Теория жанров

  3. Эпос и его жанры

  4. Лирика и ее жанры

  5. Драма и ее жанры

  6. Смешанные родовые формы литературы

Вопрос 1. Теория литературного рода

Художественная форма литературы постоянно изменяется, в разные культурные эпохи меняются литературные школы, течения, направления, изменяются творческие методы писателей.

Но есть самые общие, многовековые, даже многотысячелетние способы и принципы изображения действительности в создания литературном произведении. Они не являются формами литературы, они являются именно способами и принципами изображения, отражения, воспроизведения, выражения мира и человека.

Это – роды и жанры литературы.

Три рода литературы: эпос – лирика – драма (треугольник).

Три смежных родовых признака отдельных литературных произведений: лироэпос – эпическая драма – лирическая драма.

Литературный род

- Это один из трех (эпос, лирика и драма) способов подражания (Аристотель), предполагающих в каждом конкретном случае определенные точку зрения и характер изображенных предметов. Слово (словесные образы) либо изображает предметный мир (эпос), либо выражает состояние говорящего (лирика), либо воспроизводит процесс речевого общения (драма).

- Это означает определенный ракурс художественного оформления реальной действительности. 

- Это группа литературных произведений, сходных по способу отображения действительности, при котором за исходную модель берётся объект или субъект, или сам акт художественного высказывания.

Разные классификации родов литературы

  1. С точки зрения определенных моделей «произведения как такового»:

  1. Лирика - это и «тип высказывания, при котором говорящий «не меняет своего лица»; и литературный род, характеризующийся структурно-содержательным принципом «субъективности»; и наконец, род литературы, отличающийся специфическим типом отношения («нераздельностью — неслиянностью») автора и героя»

  2. Драма - это категория катарсиса, воплощение теории развивающегося по определенной логике драматического действия и представление об особенностях драматического слова

  3. Эпос - складывается из особенностей сюжета и специфического именно для данного рода литературы такого речевого явления, как повествование. 

II. С точки зрения функций художественного слова: Традиционно выделяются три рода литературы, каждый из которых соответствует определённой функции слова (репрезентативной, эмотивной, коммуникативной) и разрабатывает её эстетическую специфику:

1) Эпос, схватывающий бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность - репрезентативность);

2) Лирика, запечатлевающая внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грёз, настроений, ассоциаций, медитаций, рефлексий (экспрессивность - эмотивность);

3) Драма, фиксирующая речевые акты в их эмоционально-волевой устремлённости и социально-психологической характерности, в их внутренней свободе и внешней обусловленности, т. е. в их двойственной экспрессивно-сюжетной соотнесенности, позволяющей видеть в этом Р. л. слияние черт лирики и эпоса (коммуникативность).

  1. С точки зрения философии искусства: Это понимание эпоса, лирики, драмы, открытое в 19-ом веке: не как словесно-художественных форм, а как неких постигаемых сущностей, фиксируемых философскими категориями: литературные роды стали мыслиться как типы художественного сознания» (Хализев В.Е. Теория литературы).

  1. Свобода и необходимость: Ф.Шеллинг лирику соотнес с бесконечностью и духом свободы, эпос — с чистой необходимостью, в драме же усмотрел своеобразный синтез того и другого.

  2. Гносеологический аспект: У Гегеля философский, гносеологический подход к решению данного вопроса: лирика раскрывает сферу субъективного, эпос — объективного, драма — опять же синтезирует эти начала.

В России одним из первых популяризаторов идей Гегеля был В.Г.Белинский. Если в античности род литературы был частью поэтики, то в эпоху романтизма содержание этого термина определялось уже в сфере философии искусства. 

  1. С точки зрения изобразительности – выразительности образов:

Категория рода литературного связана с принципиальным для всей эстетики разграничением изобразительного, выразительного и сценического (изобразительно-выразительного) искусств. Это разграничение, в свою очередь, связано с с общими гносеологическими категориями Субъекта и Объекта (и их взаимодействия

  1. Эпос – преобладает изобразительная функция художественного слова

  2. Лирика – выразительная функция

  3. Драма - сценическая функция

  1. С точки зрения полиморфизма слова:

Предпосылки родового деления литературы:

+- полиморфизм слова как художественного средства, приближающегося по диапазону своих пластических, экспрессивных и динамических возможностей к краскам (эпос), звукам (лирика) и жестам (драма);

- различия между родами характеризуются их избирательной способностью к синтезу с другими искусствами: лирики с музыкой (пение), драмы с пантомимой (театр), эпоса с живописью и графикой (иллюстрации в книге).

Вопрос 2. Теория жанров

Литературные жанры – они определяются по ряду содержательных и формальных признаков, имеющих устойчивый характер: все эти признаки жанров — основа жанровой классификациипроизведений внутри каждого литературного рода.

Жанр — (от франц. genre — род, вид) — сложившийся в процессе развития литературы, исторически повторяющийся вид литературных произведений.

Система жанров— это соотношение жанров, возникающее внутри литературных родов, а в ходе исторического развития литературы — в литературных направлениях. Каждый жанр существует не сам по себе, а в определенной системе жанров, сложившейся в лирике, эпосе и драматургии и внутри литературных направлений: в классицизме, романтизме, реализме и в модернистских течениях

Признаки жанра: Литературные жанры определяются по ряду содержательных и формальных признаков, имеющих устойчивый характер:

  1. принадлежность произведений к определенному литературному роду (эпосу, лирике, драматургии);

  2. повторяющиеся в ряде произведений, особенности содержания (проблематика, принципы изображения героев, тип конфликта, характер авторского осмысления действительности) - эти общие для произведений одного жанра стороны содержания принято обозначать термином жанровое содержание;

  3. вид речи, использованной в произведениях (прозаическая или стихотворная);

  4. объем произведений.

Эти признаки жанров — основа жанровой классификациипроизведений внутри каждого литературного рода. Учет всей совокупности признаков важен далеко не для каждого жанра:

- Эпические жанры требуют полной характеристики.

- Жанры драматургии и лирики достаточно ясно могут быть определены на основе лишь некоторых из указанных признаков (содержательных или формальных

Категории литературного рода

Роды литературы – это самые общие, многовековые, многотысячелетние способы и принципы изображения действительности в литературных произведениях.

Они не являются формами литературы.

Они являются именно способами и принципами изображения, отражения, воспроизведения, выражения мира и человека.



Категория рода согласно каждой классийикации - принцип деления литературы на роды

Эпос

лирика

драма

11

С точки зрения способов подражания, точек зрения автора, ракурсов, способов отражения действительности, + характер изображенных предметов

- Слово изображает предметный мир

- За исходную модель берётся объект

- Слово выражает состояние говорящего

- За исходную модель берётся субъект

- Слово воспроизводит процесс речевого общения

- За исходную модель берётся сам акт художественного высказывания.

2

С точки зрения моделей произведения - по типу высказывания

Особенности событийного сюжета

Описательный (несобытийный) сюжет - говорящий «не меняет своего лица»

Особая логика развития драматического действия

3

По структурно-содержательному принципу «субъективности – объективности»

Принцип объективности

Принцип субъективности

Особенности драматического слова – оно «субъективно – объективное»

4

По специфическому типу отношения «автор – герой»

Уникальное речевое явление - повествование

Нераздельность – неслиянность автора и героя

Катарсис – как особая драматическая форма выражения отношений: автор – герои - зритель

5

С точки зрения функции художественного слова в отношении охвата бытия – внешнего и внутреннего мира

- Репрезентативная функция слова

- Отражение бытия в его объеме, временной и пространственной протяженности, в его событийной насыщенности

- Событийная сюжетность (изобразительная)

- Эмотивная функция слова

- Отражение бытия через внутренний мир личности, его спонтанности и становлении

- Описательная сюжетность

(экспрессивная)

- Коммуникативная функция слова

- Отражение бытия через речевые акты в их эмоциях, воле, социальном и психологическом характере, через внутреннюю свободу и внешнюю обусловленность

- Двойственность: экспрессивно-сюжетная форма

6

С точки зрения философских категорий родов как типов художественного сознания: «свобода – необходимость»

Чистая необходимость

Бесконечность и дух свободы

Синтез свободы и необходимости

7

С точки зрения философских категорий: гносеологический аспект как способ художественного познания мира (сфера субъекта и объекта)

Сфера объективного

Сфера субъективного

Сфера субъективно – объективного

8

С точки зрения изобразительности – выразительности образов.

Изобразительность как основная функция слова

Выразительность как основная функция слова

Сценическая функция слова

9

С точки зрения полиморфизма слова и способность к синтезу с другими искусствами

Краски

Живопись

Звуки

Музыка

Жесты

Пластика

10

С точки зрения художественного содержания и формы в отражении событий

Эпическая фабула

Лирический сюжет, передающий «состояние»

Драматическая фабула

11

С точки зрения Исторической поэтики













А) - распад первобытного религиозно-мифологического синкретического комплекса, распад духовной общности первобытного коллектива

Генезис эпоса – племенное самосознание

Выделение из него «эмоциональной взволнованности» - это проекция коллективного «я» на поэта, это «коллективный субъективизм».

Генезис драмы – на почве культа




Б) - новые функции индивида

Индивидуум созерцает народную жизнь

Индивидуум отдается интимным переживаниям

Индивидуум вступает в конфликт с надличностным долженствованием (!) — судьбой и ведёт на равных диалог с представителем всеобщности — хором




В) - эстетический комплекс разобщённости и противостояния человека и мира - границы между субъектом и объектом художественного высказывания

Эпическая дистанция

Лирическая изоляция

Драматическая коллизия

Тот же материал дан ниже – но в более краткой таблице; это еще более схематичный ответ на вопрос:Признаки категории РОДА литературы?

Роды литературы – это самые общие, многовековые, многотысячелетние способы и принципы изображения действительности в литературных произведениях.

Они не являются формами литературы.

Они являются именно способами и принципами изображения, отражения, воспроизведения, выражения мира и человека.




принцип деления литературы на роды:

1

Ракурс изображения действительности + характер изображенных предметов

2

Модели произведения - типы высказывания

3

Соотношение «субъективности – объективности»

4

Соотношение «автор – герой»

5

Функции художественного слова

6

Типы художественного сознания: «свобода – необходимость»

7

Гносеология

8

Соотношение изобразительности – выразительности образов.

9

Полиморфизм слова и способность к синтезу с другими искусствами

10

Соотношение содержания и формы

11

С точки зрения Исторической поэтики

NB! Итак, Вопрос – задание студентам: Теория литературного рода – по каким признакам, критериям и категориям литература делится на роды? Привести примеры каждой категории в трех родах.

Итак, Вопрос: Теория литературного рода – по каким признакам, критериям и категориям литература делится на роды? Рассказать на основе приведенных ниже признаков деления, какими именно показателями обладает каждый из трех родов согласно данному принципу их классификации

  1. С точки зрения способов подражания (Аристотель) = ракурсов, способов отражения действительности - как отличаются эпос, лирика и драма?

  2. С точки зрения моделей произведения - по типу высказывания

  3. По структурно-содержательному принципу «субъективности – объективности» - в чем отличия трех родов?

  4. По специфическому типу отношения «автор – герой» - В чем отличия трех родов?

  5. С точки зрения функции художественного слова - в чем отличия трех родов?

  6. С точки зрения философских категорий - литературные роды как типы художественного сознания: по соотношению «свобода – необходимость» (Шеллинг). – В чем отличия трех родов?

  7. С точки зрения философских категорий - гносеологический аспект (Гегель) - В чем отличия трех родов?

  8. С точки зрения изобразительности – выразительности образов. - В чем отличия трех родов?

  9. С точки зрения предпосылок для родового деления литературы - В чем отличия трех родов?

  10. С точки зрения художественного содержания и формы - разные типы фабул (Кожинов) - В чем отличия трех родов?

  11. С точки зрения Исторической поэтики - через генезис литературных родов (Веселовский, Фрейденберг) - в чем отличия трех родов? :

+- распад первобытного религиозно-мифологического синкретического комплекса (какие три типа определили три рода литературы?)

- новые функции индивида (три типа – три рода?)

- эстетический комплекс разобщённости и противостояния человека и мира - границы между субъектом и объектом художественного высказывания (три типа – три рода?)

Категории литературных жанров В ТАБЛИЦЕ - – они определяются по ряду содержательных и формальных признаков, имеющих устойчивый характер: все эти признаки жанров — основа жанровой классификациипроизведений внутри каждого литературного рода.

Принадлежность к одному роду

Общее жанровое содержание

Вид речи

Объем

Вопрос 3. Жанры эпоса


Эпос

- Это художественное воспроизведение внешнего по отношению к писателю мира

- Это изобразительный род литературы

- Это объективное изображение человеческой личности в ее взаимоотношениях с другими людьми и событиями

- Возник позже лирики и драмы

- Требует понимая взаимообусловленности различных явлений жизни. Внешнего и внутреннего мира

Предшественником всех эпических жанров был стихотворный эпос (в XIX в. произведения этого жанра, например «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, называли эпическими поэмами).

Три типа жанрового содержания эпоса:


Ведущим критерием разграничения эпических жанров является тип жанрового содержания,то есть такие особенности содержания произведений, которые вместе с устойчивыми формальными признаками образуют жанр. Особенно важны романический и нравоописательный типы жанрового содержания. Именно различия между ними существенны при определении жанра большинства эпических произведений. В некоторых произведениях можно выделить национально-исторический тип жанрового содержания.

  1. Романический тип жанрового содержания— совокупность принципов изображения человека в литературном произведении. Главная особенность произведений с романическим типом жанрового содержания — преимущественный интерес писателей к личности героев, стремление раскрыть в конфликтах и сюжетах их судьбы. В романическом произведении в центре повествования — как внешние, так и внутренние изменения, происходящие с людьми. Общественная среда, быт и нравы могут быть изображены достаточно полно и подробно. Однако они не имеют самостоятельного значения — это только условия и обстоятельства, позволяющие показать развитие характеров героев, их судьбы.

В группу романических жанров обычно включают роман, новеллу, «романическую повесть», «романическую поэму». Некоторые романические жанры не имеют четкого терминологического обозначения.

  1. Нравоописательный (или этологическийот древнегреч. etos — нрав и logos — слово, рассказ) тип жанрового содержания противоположен романическому, так как в нравоописательных произведениях проявляется иной принцип изображения людей и обстоятельств.

В таких произведениях на первом плане — не судьбы и развитие характеров героев, а общественно-бытовая среда, определяющая их повседневное существование, поведение и психологию. Герои предстают прежде всего как носители устойчивых качеств, воспитанных и поощряемых определенным укладом жизни, бытом и нравами той или иной среды (например, помещичьей, купеческой, мещанской, рабочей или даже «босяцкой»).

Жизнь людей в нравоописательных произведениях изображается во всех деталях и подробностях, однако их характеры внутренне статичны, а внешние изменения, происходящие с ними, вполне укладываются в рамки стереотипов поведения, предписанных бытом и нравами их сословия, общественной или профессиональной группы (таковы, например, герои «Мертвых душ» Гоголя). Конфликты носят частный характер, являясь «динамической» разновидностью нравоописания. Господство описательности — этот важнейший художественный принцип авторов нравоописаний — проявляется в сюжетно-композиционных особенностях произведений. Они складываются из серии «стоп-кадров» («очерков», «эскизов», «сцен»), образуя своего рода «хронику» жизни определенной среды в рамках избранной писателем исторической эпохи.

  1. Национально-исторический тип жанрового содержанияможно выявить прежде всего в произведениях на исторические темы. Признак произведений с национально-историческим жанровым содержанием — стремление писателей запечатлеть наиболее значимые черты избранной исторической эпохи. Это общенациональные конфликты и события, имеющие значение для понимания судьбы народа, надолго определяющие его общественное, политическое и духовное развитие. Личные судьбы и разнообразные бытовые столкновения, которые могут быть в изобилии представлены в произведениях, имеют второстепенное значение: они проясняют основное, эпическое, содержание произведения. Национально-исторический тип жанрового содержания определяет жанровое своеобразие «Песни про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, поэм «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Двенадцать» А.А.Блока, «Реквием» А.А.Ахматовой и «Василий Теркин» А.Т.Твардовского, взаимодействует с другими жанровыми тенденциями (романической и нравоописательной) в «Войне и мире» Л.Н.Толстого, «Петре Первом» А.Н.Толстого, «Тихом Доне» М.А.Шолохова.

Жанры эпоса

Эпос имеет большую, среднюю и малую формы

Эпопея (роман – эпопея) – большая эпическая форма, в основе этого жанра лежат героические песни об истории страны и народа. Отличается особой широтой в изображении исторических событий на широком социально-политическом и экономическом фоне, особенно большое количество действующих лиц.

Роман - большая эпическая форма, в которой широко изображаются сложные явления жизни в их развитии, когда через изображение жизни отдельной семьи или группы людей изображается вся историческая эпоха. В романе всегда много персонажей и литературных героев, много сюжетных переплетающихся линий, действие занимает большой период времени

Повесть – средняя эпическая форма, предметом изображения является какое-то одно сложное общественное явление, которое раскрывается через изображение нескольких действующих лиц или семей. Чаще всего – это история одной человеческой жизни в ее отношениях с другими судьбами героев.

Рассказ - малая эпическая форма, основанная на изображении одного или нескольких значимых событий, знаковых и типичных для определенных историко-культурных и социальных условий. Изображает в основно м одного главного героя и нескольких второстепенных персонажей.

Новелла – малая эпическая форма о необычном явлении с динамическим сюжетом и неожиданным завершением истории.

Очерк - малая эпическая форма, документальный жанр, рассказ о реальных фактах и людях на документальной основе с минимальной образной окраской. Изображает конкретную картину какой-либо общественной среды и одного главного персонажа в этой обстановке.

Фельетон – малая эпическая форма, в комической форме осмеивающая какие-либо негативные общественные явления

Памфлет – малая эпическая форма, в остро сатирической форме с больши пафосом обличения клеймящая негативные общественные явления

Литературный портрет – малая эпическая форма, посвященная описанию жизни и характера одного исторического лица

Мемуары – малая эпическая форма, документальная, построенная на социально значимых и психологически интересных и показательных для определенной эпохи воспоминаниях автора

+Дневник – малая эпическая форма, документальная, передающая восприятие мира и важных исторических событий через восприятие автора – участника данных событий

Басня – малая эпическая форма, рассказывает в стихах или в прозе поучительную историю аллегорического смысла с обязательной точно сформулированной моралью в финале

Лирика

- Это непосредственное выражение поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни

- Это выразительный род литературы

- Это субъективное выражение переживаний, размышлений и психического состояния человеческой личности в определенный период и момент жизни

- Самый первый род литературы - как выразитель коллективной и личностной субъективности

- В основе создания рода лирики – хоровые песни и фольклорная трудовая лирика

Большинство лирических стихотворений глубоко индивидуальны, неповторимы. В них можно отметить только родовые свойства лирики. Но некоторые произведения русских поэтов, изучаемые в школьном курсе, имеют ясно выраженные жанровые признаки. Это прежде всего лирика русских поэтов-романтиков первой трети XIX в.

В каждой национальной поэзии складывается своя система лирических жанров, зависящая от особенностей языка и системы стихосложения.

Жанры лирики по форме:

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение, написанное в стихотворной форме на любую тему

Элегия – лирическое стихотворение, наполненное грустью и печалью (Лермонтов, «И скучно, и грустно…»

Ода – торжественное хвалебное стихотворение в честь какого-то известного человека (Ломоносов)

Сатира – стихотворение с гневным осмеянием каких-либо пороков (Бернс, «Честная бедность»)

Эпиграмма – короткое стихотворение, в котором осмеивается какой-либо человек (Пушкин)

Гимн – хвалебная песнь

Послание – стихотворение, посвященное и направленное какому-либо лицу

Эпитафия – надгробная стихотворная надпись

Эпиталама – свадебная песнь

Сонет – стихотворение особой формы из 14 строк

Танки – китайские пятистишия

Хокку – японские трехстишия

Жанры лирики по содержанию:

- политическая лирика

- гражданская лирика - восприятие общественно-политической жизни страны через призму собственных социальных взглядов и мировоззрения автора

- философская лирика – размышления о смысле жизни и бытия

- пейзажная лирика - восприятие природы через призму личностных переживаний

- интимная лирика - выражение чувств и переживаний личной жизни героя

- лирика о поэте и поэзии

Вопрос 5. Жанры драмы


Драма

Это органическое сочетание возможностей рода лирики и рода драмы, характеры самых разных и многогранных действующих лиц (как в эпосе) выступают в отношениях друг с другом в своем непосредственном лирическом самовыражении (как в лирике)

- Это изобразительный вид литературы

- Это объективное изображение человеческой личности в сценических действиях, в конфликте, который развивается наглядно перед зрителем

Родовые свойства драматургии предполагают учет конфликта в качестве ведущей стороны жанрового содержания. Особенности конфликтов (трагического, драматического или основанного на комическом противоречии) определяют не только построение сюжета, но и принципы изображения поведения и характеров героев, пафос произведений. Именно тип конфликта, лежащего в основе произведения, позволяет теоретически осмыслить различия между тремя основными жанрами драматургии: трагедией, драмой и комедией

Жанры драмы

Комедия - драматическое произведение, в котором высмеиваются отрицательные общественно-политические или бытовые явления, черты людских характеров или пороков.

Два направления в жанре комедии: 1) комедия внешних положений (ситуаций) и 2) комедия характеров

История развития комедии:

- античность: песни Богу плодородия, позже – Аристофан

- эпоха Возрождения: Шекспир

- эпоха классицизма: Мольер

- эпоха реализма: Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, Островский, Чехов

Трагедия – драматическое произведение, в котором отображается важнейший для исторической эпохи острый конфликт, в котором сталкиваются главные действующие лица, что нередко привод их к гибели. Трагедия отражает катастрофы своего времени

История развития трагедии:

- Древняя Греция – Эсхил, Софокл, Эврипид

- песни Диониса, в основе которых – мрачные песни о смерти

- Аристотель создал теория трагедии, определив ее главную цель как КАТАРСИС

- эпоха Возрождения: Шекспир

- эпоха барокко и Просвещения: Расин, Кальдерон, Лопе де Вега

- эпоха реализма – Пушкин,

Драма – пьеса с острым конфликтом, изображает личность в ее сложных взаимоотношениях с обществом в целом, с другими персонажами, в ее глубинных переживаниях и раздумьях о судьбах времени, истории, общества и о себе

Трагикомедия – совмещение особенностей двух составляющих ее жанров

Водевиль – легкая пьеса с интересной интригой, песнями и танцами

+Мистерия – жанр западноевропейского религиозного театра, в основе которого лежат библейские сюжеты и народные представления на улицах и площадях средневековой Европы

  1. Лиро-эпос:

Баллада - небольшое сюжетное стихотворное произведение, основе которого лежит необычный случай, связанный с историческими событиями

Поэма лиро-эпическая - стихотворная повесть или рассказ, с напряженным динамическим развитием событий, в которых широко раскрываются характеры героев

Роман в стихах – стихотворная романная форма

  1. Лиро-драматический жанр:

Драматические поэмы (или поэтическая драма) (Шекспир, Есенин, Пушкин) – драма в стихах, сочетающая приемы драматургии с приемами лирики как рода литературы, благодаря чему события и персонажи раскрываются как в напряженных диалогах, так и в лирических монологах

  1. Эпическая драма:

- передает психологию и потенциальные возможности человека, формируемого новой эпохой. "Эпический театр" - это нарушение обязательных и специфических законов драмы. Отсюда само слово "эпическая", подразумевающее отступление от собственно драматической формы и осложнение драмы и театра эпическим началом. Пример: драматургия Брехта.

+Брехт составил сравнительную таблицу обычного (драматического) и эпического театров: традиционная драма - человек ограничен в своих возможностях рамками существующего общественного строя и тем самым принципиально исчерпан - "известен". Эпическая драма - человек - "предмет исследования" в том смысле, что он не ограничен и не исчерпан возможностями, предоставляемыми ему окружающей действительностью; его подлинная сущность скрыта и искажена существующими общественными условиями и во многом неведома ему самому. Но именно в наличии этих не выявленных сил - залог неизбежности изменения человека и общества.

Вывод лекции:теория родов и жанров литературы веками развивается и меняется с развитием литературоведческих школ, меняется понимание и отношение в этим категориям, тогда как сами по себе роды и жанры являются наиболее устоявшимися явлениями развития литературного процесса.


написать администратору сайта