Главная страница

Жанровые особенности произведения Бунина. Жанровые особенности произведения И. А. Бунина «Баллада». Жанровые особенности произведения И. А. Бунина Баллада


Скачать 23.76 Kb.
НазваниеЖанровые особенности произведения И. А. Бунина Баллада
АнкорЖанровые особенности произведения Бунина
Дата10.01.2023
Размер23.76 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЖанровые особенности произведения И. А. Бунина «Баллада».docx
ТипДокументы
#880222

Жанровые особенности произведения И. А. Бунина «Баллада»

Автор: Жукова А. Г. 4 «А».

Жанр – это одна из основных категорий поэтики, которая обладает огромной силой обобщения. В основе выделения любого жанра лежит представление о структуре произведений, выделение и описание наиболее устойчивых и регулярно повторяющихся содержательных и формальных признаков, объединяющих группу текстов, с их последующей типизацией.

Рассмотрение категории жанра является отправным пунктом анализа литературного произведения.

Для анализа жанровых особенностей нам было предложено произведение И. А. Бунина «Баллада», для которого характерна форма «текст в тексте». Этот рассказ включен в цикл «Темные аллеи» и написан в 1938 году. Цикл «Темные аллеи» представляет собой собрание рассказов, объединенных одной общей темой – темой любви в самых разнообразных ее проявлениях.

В рассказе взаимодействуют элементы пяти жанров: рассказ (святочный рассказ), баллада, притча, народная легенда, сказка.

Начинается рассказ с описания дома, с одной стороны это описание реалистичное: «деревенский дом», «натоплен», «просторные низкие комнаты», «раскрытые двери», но в дальнейшем становится все более таинственным, необычным – «золоченные и серебряные оклады икон», «зажигали лампады и свечи», «синела зимняя ночь», «благоговейный покой», «полная тишина», - это все атрибуты святочных гаданий и посиделок. Автор подготавливает для читателя атмосферу тайны и загадки.

Посмотрим на описание Машеньки: «седенькая, сухенькая и дробная, как девочка», «сняв с своих маленьких ног в шерстяных чулках валенки, она бесшумно обходила по мягким попонам все эти жаркие, таинственно освещенные комнаты». Автор рисует образ не старушки, а маленькой девочки, даже ее рассказ очень непосредственный и наивный, который напоминает народное восприятие.

Таким образом, мы находим в произведении жанровые признаки святочного рассказа.

Рождественный или святочный рассказ – это литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Какие же специфические черты мы находим в «Балладе» И. А. Бунина? Это ожидание чуда, приуроченность действия к Рождественным праздникам («Под большие зимние праздники как всегда…»), наличие чудесных событий, предопределяющих душевное прозрение или перерождение героя (история Машеньки о князе, который раскаялся на смертном ложе).

Центральное место в произведении занимает рассказ странницы Машеньки. Стоит сказать, что для жанра баллады характерна концентрация действия на небольшом пространственно-временном отрезке. Машенька повествует об одной ночи, в которую и происходит сказочное событие, столкновение двух миров: реального и фантастического.

Машенька дает жанровое определение своему рассказу: «Да  ведь  это  дело  темное,  давнее, сударь, - может, баллада одна», «Баллада, сударь.  Так-то  все  наши  господа  говорили, любили эти баллады читать. Я, бывало, слушаю - мороз по голове идет». Через слова странницы выражается народное восприятие жанра баллады – это фантастическая история о встрече реального мира с потусторонним, темным, необъяснимым и страшным.

Балладный сюжет строится на событии встречи между двумя мирами «здешным», «земным» и «иным», «потусторонним». Каждый из них – мир яви и мир сна характеризуется своим вещным наполнителем. В реальности Машеньку и рассказчика окружают свечи, бытовая утварь, за окном лапы ветвей в палисаднике и иконы. Когда они погружаются в «сон», то есть в балладу о божьем волке, то вещный мир становится мрачнее – могилы, которые сравнялись с землей, дубы, рассыпавшиеся от древности, «сугробы, выше роста человеческого», «кольцо округ месяца лежит».

Образы-мотивы, такие как метель, дорога, зима

«Воет сыр-бор за горою,

     Метет в белом поле,

     Стала вьюга-непогода,

     Запала дорога...»

также отсылают нас к жанру баллады, близкой к романтическим балладам Жуковского. У Жуковского образ метели символизирует беду, судьбу, разрушения и хаоса. В самом начале рассказа Машенька поет песенку, где и встречается образ метели, который предвещает беду, судьбоносную встречу, разрушение и смерть. Здесь же мы видим и образ зимы, который ассоциируется с праздниками крещения, ритуалом гадания, песнями девушек, что ближе к фольклорным балладам (преступная страсть, вмешательство сверхъестественных сил, искупление греха героем). Образ дороги, который также встречается в песне перед рассказом странницы, символизирует жизненный путь героя – это путь самого князя, который перед лицом смерти все-таки покаялся, благодаря волку с огромными горящими глазами.

Также стоит отметить, что в сюжете баллады есть место преступлению, убийству, поэтому этот жанр носит трагический характер. Это характерно и для баллады Машеньки:

«Князь давай палить и в него, а он даже глазом не моргнул: вихрем нанесся на князя, прянул  к нему на грудь - и в единый миг пересек ему кадык клыком.

- Ах,  какие  страсти,  Машенька, - сказал я. - Истинно

баллада!»

Таким образом, мы приходим к выводу, о том, что в рассказе И. А. Бунина очень много жанровых особенностей баллады.

В «Балладе» мы встретили некоторые черты жанра народной легенды.

Легенды передавались обычно устно, бродячими сказителями. В анализируемом нами тексте Машенька является странницей, которую, по большому счету, можно причислить к данной социальной группе. Она представительница народного мировоззрения.

Народная легенда – это одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора, предание о каких-либо исторических событиях и личностях. Как правило содержит религиозный или социальный пафос.

«Баллада» старушки очень напоминает старинную легенду, обросшую слухами, дополнительным вымыслом. Возможно, эта легенда и основана на реальных события (история о князьях), но, все-таки, не достоверная.

Итак, мы нашли следующие черты народной легенды в рассказе И. А. Бунина:

- описание событий прошлого, давнего, овеянного славой: «Уж  так-то давно, - все царства-государства прошли, все дубы от древности рассыпались,  все  могилки сровнялись с землей.»

- события, где сочетается реальное и фантастическое (встреча князя с божим волком)

- в событиях участвуют сверхестественные силы, часто боги. («Несется на него по снегам, под месяцем,  великий,  небывалый  волк,  с  глазами,  как  огонь, красными и с сияньем округ головы!»)

- присутствие образа сказителя.

Также мы бы хотели отметить жанровые черты притчи и сказки.

Притча – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме. Реальность в притче явлена вне хронологических и территориальных примет, без указания конкретных исторических имен действующих лиц.

Рассказ Машеньки обладает назидательностью и аллегорией. Сам князь, понимая, что совершил ошибку, «приказал написать того волка в церкви над своей  могилой:  в  назидание, стало  быть,  всему  потомству княжескому.».

Аллегоричен образ самого волка. Волк, например, у римлян очень почитался, так как основатели Рима – Ромул и Рем – считались сыновьями бога войны Марса. Они были вскормлены волчицей, а Марс изображался на колеснице, которую везут волки. Волк как родовой тотем выступает и здесь, в рассказе Машеньки – та сила, которая спасает душу князя.

Стоит отметить и некоторые жанровые особенности сказки в рассказе.

Фольклорная сказка – это эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Странница Машенька начинает свой рассказ, используя довольно-таки народную, даже фольклорную лексику, что настраивает читателя на то, что он сейчас услышит сказочку: «Уж так-то давно, - все царства-государства прошли, все дубы от древности рассыпалисьвсе  могилки сровнялись с землей. Вот и это дело, - на дворне его слово в слово сказывали, а правда ли? Дело это будто еще при великой царице было…».

Образ волка у древних славян связывался с плодородием, иногда в его облике изображали дух хлеба и нивы: например, когда хлеба колыхали ветры, в некоторых местах говорили: «По хлебам проходит волк», «Ржаной волк бежит по полю». Сербы полагали, что волк приносит удачу и даже специально может предсказывать урожай, а встреча с ним и у восточных славян считалось доброй приметой. На зимние святки приходились «Велесовы дни», которые назывались «волчьими праздниками». Отголоски этих древних верований сохранились в народных сказках, где волк является одним из честных персонажей и предстает одним из мудрых и искушенных в различных делах зверем. Помимо этого его ему традиционно приписывались функции посредника между «этим» и «тем светом», между людьми и богами или нечистой силой, вообще силами иного мира; так, например, сербы верили, что волк часто бывает у мертвых на «том свете», а при встрече с волком иногда призывали на помощь умерших.

Надо сказать, что такой древний символ волка Иван Бунин выбрал не случайно. Время, в которое жил и творил писатель, ознаменовалось разрушительным влиянием новой политики, переломом старой системы и устоев. Естественно, интеллигенцию волновали вопросы о пути развития России, и Иван Бунин предложил следовать по пути наших предков – слиться с природой, с землей, ценить и беречь традиции русского народа.

Итак, все вышесказанное позволяет нам говорить о синтезе жанров в рассказе И. А. Бунина «Баллада». Элементы святочного рассказа – атрибуты святочных гаданий, описание дома, атмосфера тайны и загадки, образ рассказчицы, олицетворяющей народный тип мышления; элементы баллады – сюжет – событие встреча двух миров, общие образы-мотивы; народной легенды - описание событий прошлого, событие, где сочетается реальное и фантастическое, в событие участвуют сверхестественные силы, часто боги; притчи – назидательность и аллегория; сказки – фольклорная лексика, древний языческий символ волка.


написать администратору сайта