Управление в социальной сфере. Управление в социальной сфере». Родители или родственники школьников и студентов
Скачать 309.58 Kb.
|
Система планирования реализации приоритетного национального проекта в сфере образования включает следующие элементы: параметры проекта (задачи, основные мероприятия, их целевые показатели и объемы финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации), утверждаемые президиумом Совета; сетевой график приоритетного национального проекта, утверждаемый Министерством образования и науки РФ; соглашения между федеральными министерствами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии по реализации приоритетного национального проекта; планы реализации приоритетных национальных проектов в субъектах Российской Федерации; соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов о взаимодействии по реализации приоритетного национального проекта; планы реализации приоритетного национального проекта в городских округах и муниципальных районах. Предметом и целью приоритетных национальных проектов является не только улучшение материально-технической базы важнейших для общества отраслей и материального состояния их работников, но и одновременная модернизация самих основ функционирования общественных отношений в сферах, охватываемых действием проектов. Бюджетная идеология приоритетного национального проекта «Образование» основывается на изменении принципа финансирования, которое переходит от «слепого» покрытия затрат к системе финансовых нормативов и ориентации на достижение заданных результатов. Достижение целей национальных проектов сопровождается не только финансированием, но и решением всего комплекса экономических, правовых, организационных, информационных вопросов, необходимым для создания тех условий, при наличии которых финансирование может привести к желаемому результату. Национальный масштаб проектов заключается в том, что для решения поставленных в них задач приоритетные национальные проекты призваны стать фактором, определяющим сознание, образ мыслей и поведения предельно широких слоев общества. Национальные проекты как взаимосвязанные управленческие решения предполагают системный охват всех основных элементов общества: власть на всех ее уровнях; бюджетный сектор и других производителей социальных благ и услуг; население, потребляющее эти блага и услуги. Опыт реализации приоритетных национальных проектов представляет собой рождение в России новой парадигмы управления общественными процессами, а именно социального управления, понимаемого в широком смысле, т. е. объединяющего и государственные (административные) ресурсы, и ресурсы, энергию всего общества. Без этого ключевые и наиболее важные результаты бюджетного финансирования недостижимы. Организация управления национальными проектами основана на широком привлечении общественности, представителей всех властных и социальных институтов в процессы выработки и реализации государственной политики национальных приоритетов, а также максимально возможном развитии всех форм координации и взаимодействия в достижении целей этих проектов. Организационный стержень этой управленческой системы составили специальные координационные органы, образованные при высших должностных лицах по всей вертикали власти. Данная модель организации управления проектами эффективна не только потому, что позволила максимально привлечь к этому процессу представителей общественности. Но и подобная форма работы позволила избежать излишних бюрократических процедур, обеспечила быстрое и качественное принятие решений по всем вопросам, связанным с реализацией приоритетных национальных проектов, - начиная от планирования и заканчивая оперативным реагированием на конкретные возникающие проблемы. По источникам финансирования приоритетные национальные проекты отличаются от иных действующих форм программно-целевого регулирования тем, что основаны на объединении ресурсов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Отличительной чертой национальных проектов является и то, что формально их утвержденные параметры не предусматривают конкретных сумм финансирования из внебюджетных источников. Данный подход также позволит избежать одну из серьезных проблем, возникающих в практике реализации государственных и муниципальных целевых программ. Как правило, в указанных программах достижение целевых показателей ставится в прямую зависимость от конкретных объемов внебюджетного финансирования. При этом не учитывается то обстоятельство, что внебюджетные источники не являются до конца управляемыми. Главная особенность технологии управления приоритетными национальными проектами заключается в использовании метода сетевого планирования - незаменимого элемента современного проектного менеджмента. Сущность метода заключается в определении трех составляющих: 1) исчерпывающего перечня мероприятий, необходимых для завершения (достижения целей) проекта; 2) времени (продолжительности) осуществления каждого мероприятия; 3) системы зависимостей (хронологических и технологических) между мероприятиями. Само наименование «критический путь» выражает главную особенность метода: построенная с его помощью плановая модель проектирует минимально необходимый по набору действий, их сроку и продолжительности алгоритм достижения цели. Условием выполнения алгоритма является точное, своевременное осуществление всех взаимообусловленных мероприятий плана. Визуально, составленный с помощью рассматриваемого метода план реализации проекта представляет собой сеть, где линии обозначают зависимости между мероприятиями, отсюда и наименование метода - «сетевое планирование», широко используемое в российской литературе. С помощью метода сетевого планирования решается задача координации, синхронизации деятельности органов власти всех уровней (включая муниципальный уровень) для решения конкретных задач в сферах действия приоритетных национальных проектов. Использование данного метода представляется не только оправданным, но и необходимым, учитывая, что большинство мероприятий приоритетных национальных проектов предполагают распределение обязанностей, зон ответственности органов власти всех уровней и сбой на каком-то участке может поставить под угрозу выполнение всего мероприятия, привести к неэффективному использованию бюджетных средств. Сетевое планирование оказывает непосредственное организующее воздействие и на бюджетный процесс, прежде всего, на стадии исполнения бюджета, поскольку все процедуры санкционирования расходов бюджета, включая поквартальную разбивку расходов, учет средств в сметах бюджетных учреждений, определение лимитов бюджетных обязательств для получателей бюджетных средств, основываются на алгоритме сетевого плана и призваны обеспечить его точное выполнение, своевременное предоставление денежных выплат, оплату закупок товаров (работ, услуг), осуществляемых в рамках мероприятий плана. Важной особенностью приоритетных национальных проектов как формы бюджетного планирования является система отчетности о реализации проектов. Впервые в механизме отчетности сделана попытка последовательно, по всей вертикали исполнения соединить финансовые показатели (сведения о бюджетном финансировании) и показатели результативности произведенных затрат, сведения о ходе достижения заданных параметров проектов. Данный подход отличается от сложившейся практики отчетности о реализации федеральных целевых программ, формы которой, как правило, ограничиваются данными об освоении выделенных бюджетных средств и формальной реализации мероприятий, оставляя за рамками их конечный результат. Несмотря на прогрессивный характер национального проекта «Образование», следует отметить ряд недостатков, устранение которых позволило бы повысить общую эффективность проекта: плановые показатели (параметры) проекта включают в основном количественные характеристики финансового и материального обеспечения образовательных учреждений (дополнительные выплаты педагогам, гранты школам, поставки автобусов, подключение школ к сети Интернет и т. д.). Вопросы же модернизации системы образования недостаточно комплексно и последовательно отражены в параметрах проекта. В частности, в 2007 г. в них не отражены сведения о переводе школ на финансирование по нормативно-подушевой основе, о внедрении системы оплаты труда с учетом результатов деятельности. К недостаткам приоритетного национального проекта «Образование» следует отнести отсутствие в его параметрах показателей, характеризующих конечные результаты, которые могли бы рассматриваться в качестве критериев эффективности проектных мероприятий (очевидно, что повышение уровня материального обеспечения системы образования и даже ее модернизация не являются самоцелью). Вопрос о критериях эффективности функционирования как отдельных образовательных учреждений, так и всей системы образования (либо ее подсистем) относится к числу наиболее проблемных. Главным таким критерием является качество образовательной услуги. Есть определенные признаки, позволяющие судить о качестве национальной системы образования в целом, - это и международное признание документов об образовании, и востребованность специалистов, получивших национальное образование (в том числе на транснациональном рынке труда), уровень развития науки в стране. Намного сложнее оценить качество образовательной услуги, предоставляемой отдельно взятым учреждением образования. Его безусловным показателем является уровень, качество знаний, полученных учеником, но не менее важны и личностные качества, формируемые в школе, в том числе умение применять полученные знания. Показатели, которые иногда определяются как проявления результативности бюджетных услуг в сфере образования, например, обеспеченность компьютерами, оснащение наглядными пособиями и лабораторным оборудованием, использование современных информационных технологий, наличие инновационных образовательных программ, повышение квалификации учителей и др., являются не свидетельствами результативности деятельности, а лишь ее условиями. Вопрос 4. Культура в период общественных перемен. Демократизация российского общества, либерализация экономики, формирование плюрализма повлекли за собой в социокультурной сфере явления, сходные с наблюдаемыми в других странах в переходный период. В это время в культуре настает время проявления рыночных сил и частных инициатив, делаются попытки приватизировать и коммерциализировать части культурной инфраструктуры. Государственное влияние на сферу культуры значительно уменьшается, сокращается ее государственное финансирование. Государство, по сути, перестает диктовать культуре свои требования, в его лице она, культура, утрачивает своего гарантированного заказчика. Острее, чем прежде, встал вопрос о создании предсказуемой в финансовом отношении среды, в которой культура может беспрепятственно развиваться, наличии необходимой организационной составляющей перемен в сфере культуры. Стремительные изменения в сфере культуры оправданы только в том случае, если они связаны со стабилизацией процесса перехода к новому обществу. Для этого необходима сильная и непротиворечивая культурная политика. В условиях перемен понятие культурной политики стало остро нуждаться в уточнении. Оно во многом зависит от определения самой культуры и существующих представлений о ее роли в обществе. Разработка современного понимания культурной политики связана с осознанием ключевой роли культуры в общественном развитии. В последнее десятилетие, когда все более отчетливо ставится вопрос о том, общество должно измениться как целостность, все чаще обсуждаются возможности достижения нового общественного состояния. Они видятся по-разному. Существует множество трактовок сегодняшней социальной трансформации. Общей тенденцией является решительный отход от объяснения сути происходящего новыми достижениями экономики и технологическими сдвигами и выдвижение на первый план системы человеческих интересов и ценностей. Сегодня человек должен искать источники развития не только в окружающей среде, но и внутри себя, в способности своего собственного изменения. На определенном этапе поиска новых критериев развития сформировалось понятие человеческого потенциала, который служит мерилом развития и предполагает широкий выбор во всем, что касается возможностей получения образования, здорового образа жизни, обеспечения прав человека, политической, экономической и социальной свободы. Следующий шаг в переосмыслении развития - включение в его стратегии более эффективную практическую программу действий разнообразных аспектов культуры. Укрепляется понимание, что развитие начинается в культуре, определяющей пути развития и образ будущего, воздействующей на образ мыслей, представления, поведение людей, являясь источником изменений и новых путей организации общественной жизни. В настоящее время в российской культурологической науке происходит преодоление зауженного понимания культуры как художественной культуры и достижения высоких искусств и формирование ее широкого понимания как комплекса определенных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих данное общество или социальную группу. Такое широкое понимание культуры позволяет увидеть тесную взаимосвязь расцвета культур и устойчивого развития общества, ее роль как важнейшего фактора организации жизни в целом, неотъемлемую часть благосостояния людей. Большое значение имеет понимание важности многообразия культур, принципа их диалогового взаимодействия, способствующего достижению взаимопонимания, терпимости между народами, свободе обмена информационными процессами. По сути, никакие изменения в обществе невозможны, если в практической деятельности не учитываются специфика обычаев, нравов и традиций каждого народа, не ведется работа по повышению творческого потенциала личности и ее общей культуры, развитию интеллектуальных навыков, духовного здоровья нации в целом. Стратегии, игнорирующие сохранение и обогащение культурных ценностей людей, этнического наследия, нормальную совместную жизнь социальных групп, базирующуюся на их самобытности и чувстве общности, являются тупиковыми, ведущими к многочисленным конфликтам. В целом культура может обеспечивать динамические ресурсы для успеха развития. Поэтому культура - социальная основа достижения целей общества, и в этом смысле средство развития. В самом же широком смысле культура - это конечный итог развития, делающий осмысленным само существование человека. Реализация стратегий развития общества, учитывающих культурные факторы - это реализация стратегий развития человека, направленных на достижение таких характеристик жизнедеятельности людей, такой суммы свойств и способностей, которые бы обеспечивали формирование человеческого потенциала, адекватного современным задачам. Качественный перелом может быть достигнут через обновление всех сторон жизни человека с учетом повышения значимости его самоорганизации на основе самостоятельности и творчества, формирования динамичной личности. Последняя может эффективно действовать в новой социально-экономической реальности и готова взять на себя полноту ответственности за происходящее, постоянно совершенствовать себя в изменяющихся условиях. Гармонию между культурой и развитием можно достигнуть только при разумном сочетании модернизационной ориентации и сбережения традиционных ценностей, существовании возможностей для индивидуумов (и сообществ) реализовывать свои культурные ценности, сохраняя каждому из них свободу жить по-своему. Когда культура понимается как основа развития, то понимание национальной культурной политики значительно расширяется. Культурная политика в демократическом обществе интегрирована в стратегии развития, способствует формированию нации как многогранного сообщества, характеризующегося национальным единством, служит социальной интеграции и улучшению качества жизни. Вопрос 5. Государство как субъект культурной политики. В свете современных научных представлений культурная политика в обществе - это результат множества противоречивых курсов, определяемых различными субъектами, порой напрямую не направленных непосредственно на развитие культуры. Культурную политику в самом широком понимании можно представить как систему постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной власти, негосударственных структур (политические партии, религиозные конфессии, общественные объединения), личностей (или социальных групп) по вопросам культурного развития общества. Государство занимает особую роль в ряду субъектов культурной политики. В соответствии со своими функциями оно должно формировать культурную жизнь общества в целом. С одной стороны, оно обязано проводить собственную культурную политику, а с другой, выполнять сверхзадачу согласования культурных потребностей и интересов всех социально значимых групп и слоев общества. Среди главных культурных приоритетов нового века справедливо называется задача государства не снимать с себя ответственность за развитие культуры. Государство - главный гарант реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, равного доступа к ценностям культуры, информационным ресурсам, создания базовых условий для доступа к культурным благам. Культурная политика государства должна быть направлена на формирование национального единства на основе разделения общих гуманистических ценностей, на улучшение качества жизни людей. Культура должна стать частью взаимозависимых социальных стратегий. В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации в качестве стратегических целей культурной политики государства зафиксированы: развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широкими слоям населения. Движение к рынку остро ставит вопрос о корректировке государственного воздействия на сферы, связанные с формированием человеческого потенциала, в том числе сферы культуры. Существуют различные подходы к сути и объему культурной политики, в том числе представления, связанные с выполнением государством очень умеренных функций в культуре. Культура часто «передается» на муниципальный уровень или общественным советам, иногда спонсорство становится почти единственным механизмом поддержки культуры. Но такого рода решения должны быть осознанным решением общества и подкрепляться реальными изменениями в социальной жизни, в том числе цивилизованным функционированием художественных рынков, появлением системы соответствующих фондов, а также формированием общественного мнения, когда становится престижно поддерживать отечественную культуру и т. д. В период общественной трансформации, когда отсутствует налаженная система регуляции со стороны бизнеса и общественных организаций, государство обязано осуществлять значительную поддержку сфере культуры. Основное внимание перемещается на вопросы взаимодействия государства с другими субъектами культуры, соотношение роли государственного, коммерческого и некоммерческого секторов в сфере культуры. Взаимодействие различных секторов важно с методологической точки зрения. Важнейшей проблемой деятельности государства является поддержание культурного плюрализма, который только и может обеспечить максимальное удовлетворение культурных интересов и потребностей всех социально значимых групп и слоев общества. В то же время государство не должно пытаться обеспечить полный охват услуг, расширять свою деятельность в сфере культуры - это ведет к нерациональному использованию ресурсов и усилению нагрузки на бюджет. Установленная законодательством обязанность государства поддерживать сферу культуры не означает, что оно отвечает полностью за производство необходимых услуг или товаров. Это лишь один из способов реализации обязанностей. Государство осуществляет управление обществом и ему как единственному субъекту принадлежит право законодательного регулирования культурной жизни. Именно с этих позиций определяется суть культурной политики государства в Основах законодательства РФ о культуре. Культурная политика представлена как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Российское законодательство закрепляет широкий спектр обязанностей государства в области культуры: разработку и реализацию федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, воплощающих культурную политику государства, обеспечение условий для развития национальных культур РФ, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, создание условий для самореализации талантов, сохранение памятников истории и культуры, ведение статистики культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры. Острейший вопрос сегодняшнего дня становится - выполнение государством обширного перечня взятых на себя социальных обязательств, об их ресурсном обеспечении, наличие соответствующих механизмов их реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Последний из них нельзя рассматривать в отрыве от первых двух уровней, так как именно на нем и происходит выполнение государством своих социальных обязательств. Смысл культурной деятельности государства порой неверно сводится к отрицанию «плохой» культуры и приобщению населения к «хорошей». На самом деле его важнейшая задача - с позиций видения стратегических путей, по которым движется культура, создать условия для развития культурных процессов, и, включив организационно-финансовые и законодательные рычаги, способствовать тому, чтобы облечь культурный интерес масс в подлинно культурную форму, постоянно повышать уровень культурного предложения, «переводить» потребителей на новый культурный уровень. Культурные потребности людей играют подлинно формообразующую роль, если говорить о качестве и образе жизни населения. Вопрос 6. Цели и направления культурной политики. В культурной политике России в общетеоретическом плане представление о должном сегодня уже меняется. Это происходит во многом в силу перехода к современным научным представлениям о сущности культуры, учитывающим актуализацию ее роли в жизни современного общества, видения культуры не как отдельного сектора, а как явления, которое распространяется на все общество, рассматриваемое с точки зрения качества его жизнедеятельности. Практическая реализация современных принципов и целей культурной политике в России встречается с множеством трудностей. Необходимо подчеркнуть значительную сложность характера изменений российской национальной культуры. Позитивные перемены противоречивы и зависят от ее освобождения от идеологического диктата, получения художниками невиданной свободы творчества, усиления интенсивности культурного обмена, децентрализации управления процессом создания, распространения, потребления духовнокультурных ценностей. Такого рода перемены не снимают острейшего вопроса о кризисном состоянии культуры, которое выражается в информационной и культурной изоляции ряда регионов, ухудшающемся состоянии материальной базы культуры и сохранности недвижимых памятников, музейных экспонатов и архивных фондов, сокращении кадрового потенциала работников и оттоке в другие сектора, миграции за рубеж. Цена реформ оказалась слишком велика, она привела к отчужденности многих людей от богатства национальной культуры, закрыла социально-экономические возможности духовного воспроизводства различных субъектов деятельности, привела к утрате ряда позиций в управлении культурной жизнью страны. Национальное культурное проявление как императив развития остро ставит вопрос о сохранении глубинных основ и уникального своеобразия российской культуры. Это не просто теоретический или идеологический вопрос. Его практическое значение связано с выбором действий, позволяющих преодолеть нестабильность социокультурной ситуации. Перед вызовами новых глобальных тенденций Россия должна активнее продвигать на международной арене стратегию защиты своей культурной самобытности, включающую реализацию принципов суверенитета, равенства культур, защиту культурного разнообразия, сохранение наследия. Одновременно страна должна быть открытой новым технологическими изменениям, глобализационным культурным процессам. В одиночку такого рода задачи не могут быть решены и требуют от правительства России совместных действий с правительствами других стран для поддержания равновесия между культурной уникальностью и унификацией, неизбежной при развитии информационных сетей и глобальных коммуникационных технологий. Формирование важнейших стратегических приоритетов культурной политики актуализируется с учетом международного опыта и необходимого диалога между различными странами, в процессе которого разворачивается обсуждение задач, стоящих перед культурой в ходе развития. Вопросы самобытности российской культуры являются стержнем оптимальной модели культуры России, предполагающей интеграцию страны в систему мировой культуры на правах равноправного участника глобальных культурных процессов. Это наиболее желаемый и самый трудный для осуществления сценарий, требующий коренных изменений в российской культуре и предполагающий ее выход на более высокий уровень, выработку духовной традиции инновационного типа для достижения нового общественного состояния. Приоритеты модели связаны с двунаправленным процессом. Это, с одной стороны, сохранение и развитие культурного наследия как фактора формирования культурной идентичности нации, ее духовности и исторической памяти; с другой стороны, ответ на вызов глобализационных процессов, требующих интенсивного межкультурного взаимодействия, включение в мировые информационно-коммуникационные сети, развития индустрии культуры на основе новых технологий. Выходы из сложной ситуации, в которой находится сегодня российская культура, не сводятся только к недостатку средств. Важно и другое: практика - это всегда развитие идей, что порождает необходимость еще развернуться к следующим вопросам какие социокультурные факторы влияют на развитие; что представляют из себя «срезы» культуры, на которые сегодня необходимо обратить внимание; где расположены «точки», воздействие на которые способны вызвать каскадные явления процессов саморазвития культуры. Одним из главных приоритетных направлений культурной политики российского государства становится сохранение потенциала культурного наследия. Устойчивое развитие требует бережной защиты и передачи следующим поколениям исторического опыта общества и его культурных достижений. Культурное наследие - это нравственный и духовный опыт, накопленный поколениями, источник вдохновения и творчества, важнейший фактор поддержания национальной идентичности. Высокая значимость культурного наследия и его уязвимость делают его охрану одним из основных направлений культурной политики на международном и национальном уровнях. Интенсивные изменения в обществе день ото дня порождают новые проблемы, связанные с культурным наследием, его сохранением и возрождением. Культурное наследие в условиях динамичного мира подвергается угрозам от загрязнения окружающей среды, уничтожается в результате военных действий, разрушается при ограниченных ресурсах, недостатках знаний, страдает от неконтролируемого туризма. К сожалению, во всем мире существуют проблемы, связанные с использованием культурного наследия для достижения экономических целей, с незаконной торговлей произведениями искусства, нечестной продажей изделий народных промыслов, манипулированием деятельностью музеев. Нуждаются в проработке вопросы доступности архивов и музейных коллекций, развития исследований по интерпретации культурного наследия и т. д. Главная задача - воздать должное исключительному разнообразию культурного наследия, использовать его в интересах развития. Стратегии такого рода должны складываться на региональном уровне с учетом социально-экономических особенностей территорий, интересов и запросов различных категорий населения, культурного потенциала региона в целом, но не замыкаться на местные общины. Богатства культуры различных народов могут и должны становиться основой для их взаимодействия. Формулировка ценности культурного наследия, опирающаяся на соответствующие международные конвенции и национальное законодательство, основанная на социальной, научной, исторической, эстетической, символической ценности культурного объекта, одновременно должна включать в себя и новые акценты, связанные с привлечением внимания к той пользе, которую может принести использование объекта культуры для экономического и инфраструктурного развития. Сохранение культурного наследия сегодня должно быть тесно увязано с социальными, экономическими стратегиями развития города, региона, улучшением качества потребительских услуг. Самым эффективным средством доступности культурных ценностей и источником сохранения наследия сегодня становится туризм. С его помощью возможно выполнение сложных проектов возрождения и сохранения культурного наследия, реставрации памятников культуры. Туризм интегрирует в себе различные составляющие - не только социальную, культурную, эстетическую, но и экономическую. Он - важнейший фактор самофинансирования наследия, источник инвестиций в его сохранение. Туризм не должен развиваться только внутри себя, как это часто происходит сегодня. Доходы от использования культурных ресурсов должны возвращаться в сферу культуры и употребляться для последующих мероприятий по охране культурных ценностей. В налаживании этого процесса важная роль принадлежит государственным органам. Они должны выстраивать необходимые приоритеты по отношению к туризму, играть координирующую роль при взаимодействии заинтересованных сторон, способствовать созданию правовой среды, обеспечивающей развитие туристской отрасли. Другое важнейшее приоритетное направление культурной политики, как поддержка творчества в широком значении этого слова, включает не только самовыражение человека в области искусства, но и решении проблем в других областях, в создании нового образа жизни, поддержку культурных инноваций. Важнейшие задачи культурной политики, которые можно отнести к сфере преобразования окружающей действительности на основе творческого воображения и инициативы, связаны не только с поддержкой развития профессионального творчества и профессионального художественного образования, но и усилением роли деятелей и институций культуры в решении важнейших социально-политических задач, формировании социально активной личности. Среди современных аспектов продвижения коллективного и индивидуального творчества, а также развития демократического доступа к культуре, активизации культурного диалога важное значение приобретает анализ возможностей индустрии культуры. Индустрия культуры, активнее других секторов культуры развивающаяся в постперестроечной России, отличается сложным процессом одновременного присутствия и отсутствия в ней государства, особенно в отраслях, которые были совсем в недавнее время неизвестны и по отношению к которым до последнего времени не было выработано каких-либо стратегий управления (диски, компакт-диски, видео). Сфера мировой индустрии культуры характеризуется интенсивным развитием, в ней сегодня создаются тысячи рабочих мест, а сама она составляет крупную долю национального производства в каждой стране. В международных документах индустрия культуры предстает как динамичная сфера, вносящая вклад в развитие культуры на национальном, региональном и местном уровнях, а также способствующая распространению соответствующей продукции той или иной страны за рубежом. Культурной индустрии отводится значительная роль в современном общественном развитии, в генерации культурного достояния. Кинематограф, телевидение, книгоиздание, производство аудио- и видеозаписей развиваются преимущественно на коммерческой основе, и это не может не накладывать отпечаток на качество продукции индустрии культуры. При этом, если рынок будет единственным арбитром качества продукции индустрии культуры, то творчество в этой сфере может быть скомпрометировано, и решения, которые здесь принимаются преимущественно на основе коммерческого критерия, могут наносить вред культурной «составляющей». Это касается менее известных творцов и новых форм эстетического выражения. В то же время продвижение действительно конкурентоспособной продукции - залог того, чтобы предотвратить опасность монокультуры. Художники, антрепренеры должны обладать возможностями для полноценной деятельности в национальной индустрии культуры, создавать конкурентоспособную культурную продукцию на глобальных рынках. Для этого в сфере культуры необходимо усиление взаимодействия между государственным сектором и бизнес-секторами, различными организациями гражданского общества, осуществление совместных проектов в индустрии культуры (производство, вложение средств, передача прав), поощрение исследований, посвященных изучению культуры и ее распространения в средствах массовой информации. В условиях, когда мир движется к усиливающейся взаимозависимости, в сфере индустрии культуры более, чем когда-либо, необходимо сотрудничество между правительствами разных стран. Направления, по которым могло бы происходить это взаимодействие: содействие развитию общих рынков; создание сетей для обмена информацией; развитие телекоммуникаций; совместное производство телевизионных и радиопрограмм, видео- и мультимедийной продукции, фильмов; защита прав художника, актера; обмен актуальным опытом; обучение. В России в 90-е гг. индустрия культуры развивается довольно быстрыми темпами несмотря на экономический спад. Государство пытается регулировать некоторые процессы в области производства кинофильмов, телевизионного вещания, радиовещания, выпуск аудио- и видеозаписей, массовой литературы. Тем не менее, многие сферы остаются без его необходимого влияния, развиваясь по рыночной парадигме. Новой политики требует и российское кино. Как вид художественной культуры оно играет особую роль в системе развития аудиовизуальных коммуникаций, как средство проведения политики государства, ориентированной на приобщение широких слоев общества к духовным и культурным ценностям, как творческой сферы. Конкретная продукция воплощается с помощью элементов материального производства, обеспечивающих процесс создания, показа и хранения фильмов. Развитие этой сложной сферы, одновременно представляющей собой и искусство, и промышленность, требует выработки слаженного организационно-правового и экономического механизма, обеспечивающего достижение социокультурных задач государства в сочетании с нормализацией рыночного товарного оборота в сфере производства и проката кинопродукции. Вопросы для самопроверки: 1. Какие существуют причины роста дифференциации в системе образования? 2. В чем заключается государственная политика образования? 3. Что такое элитарная система образования? 4. Что такое массовая система образования? 5. Что такое государственная образовательная политика? 6. В чем заключаются принципы образовательной политики? 7. В чем заключается организационная основа образовательной политики государства? 8. Какие в настоящее время существуют национальные проекты в области образования? Литература по теме: 1. Горшков, М. К. Национальный проект «Образование»: оценки экспертов и позиция населения / М. К. Горшков, Ф. Э. Щереги. - М.: ЦСП, 2008. - 464 с. 2. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв. ред. И. А. Бутенко, К. Э Разлогов. - М., 2002. 3. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации / В. Н. Васильев и др. - М.: Техносфера, 2007. - 675 с. 4. Социальная политика: учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. - 3-е изд. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 734 с. Практические задания: Задание 1. Используя статистические показатели развития конкретной области, проанализируйте структуру рынка образовательных услуг в регионе, охарактеризуйте его по различным признакам, оцените уровень развития по сравнению с другими регионами. Задание 2. Используя Интернет-ресурсы, проанализируйте конкретные программы в сфере образования, реализуемые на территории России, а также в других странах, сравните их, оцените эффективность. Задание 3. Составьте схему управления в сфере культуры, содержащую основные субъекты, объекты, элементы окружения. Дайте характеристику компонентам данной системы и механизму их взаимодействия. Задание 4. Опишите основные цели культурной политики государства, заполнив нижеследующую таблицу.
|