Главная страница

15СЕМИНАР. Роль и влияние культурной политики Казахстана на формирование культурной стратегии сохранения культурной идентичности казахского народа


Скачать 28.55 Kb.
НазваниеРоль и влияние культурной политики Казахстана на формирование культурной стратегии сохранения культурной идентичности казахского народа
Дата14.02.2023
Размер28.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла15СЕМИНАР.docx
ТипДокументы
#937291

Роль и влияние культурной политики Казахстана на формирование

культурной стратегии сохранения культурной идентичности казахского

народа

Культурная политика государства – основа формирования патриотизма, любви к Родине, ее истории, уважения к народам, ее населяющим. Формирование культурных приоритетов – важная часть подлинного суверенитета государства. Не случайно в философии и социологии приобретает все большую популярность термин «культурный суверенитет» как важная составляющая национального и государственного суверенитета.

Всё больше стран осознают важность культурного суверенитета и собственной независимой культурной политики как основы государственного строительства. Осознается это и руководством нашей республики.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 17 января 2014 г., в числе необходимых условий для создания новых возможностей и раскрытия творческого потенциала казахстанцев, Н.А. Назарбаев отметил: «…следует дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры».

Работа в области культурной политики ведется в Казахстане системно и последовательно уже более пятнадцати лет.

С 2004 года в несколько этапов осуществлялась Государственная программа «Культурное наследие» [8]. Эта программа вызвала большой интерес, как в странах СНГ, так и в мировом сообществе, в 2006 году ее презентация была проведена в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Это, безусловно, свидетельствует о востребованности таких программ.

Результаты программы «Культурное наследие» впечатляют. В ее рамках были изданы 230 наименований книг, в т.ч. уникальные серии по истории, археологии, этнографии, новые энциклопедические словари. Организованы научно-поисковые экспедиции в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, США и страны Западной Европы, где были обнаружены и приобретены около пяти тысяч рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в научных кругах республики. В качестве примера таких исследований можно привести статью Каргабековой Р.И. «Частные наблюдения и открытия, сделанные в ходе комплексной экспедиции по Монголии в 2010 – 2011 годах».

Хотелось бы надеяться, что эта важная работа будет продолжена, и в ней будет уделено достойное место культурам других народов многонационального Казахстана, а так же будут предусмотрены исследования несторианских, буддийских памятников культуры, многочисленных следов нахождения на территории Казахстана иных народов Великой Степи. Все эти памятники представляют огромный исторический интерес и в то же время подвергаются риску окончательной их утраты.

4 ноября 2014 года Указом Президента Республики Казахстан от № 939 была принята «Концепция культурной политики Республики Казахстан».

В этом документе

проанализирована ситуация в сфере культуры Казахстана;

выявлены её ключевые проблемы;

сформулированы модели культурной политики ведущих стран Европы, Азии, Америки;

обоснована необходимость долгосрочной концепции культурной политики государства, её цели, задачи и подходы к реализации;

названы приоритетные направления развития до 2050 года;

обозначены ожидаемые результаты и целевые индикаторы.

Признание особой роли культуры в жизни государства сформулировано в «Концепции…» следующим образом:

«Анализ мирового опыта показал, что заинтересованность государства и грамотно выстроенная политика в сфере культуры способствуют социальной стабильности, формированию системы ценностей и ее преемственности, патриотизма и национальной идентичности, стимулируют инновационное развитие отрасли и устойчивый экономический рост».

Реализацией идей, заложенных в «Концепции культурной политики Казахстана» явилось важное для республики мероприятие – международная выставка ЭКСПО-2017, в которой была предусмотрена очень обширная и насыщенная культурная составляющая. В рамках культурной программы были показаны не только достижения казахстанского искусства, но и замечательные культурные проекты со всего мира. Среди них особенно важна, по нашему мнению, выставка картин Николая Константиновича Рериха «В поисках Шамбалы: шедевры из Нью-Йоркского Музея Николая Рериха». Это была первая выставка этого музея за пределами не только США, но и вообще за пределами музея.

Осуществляется также и упомянутый в «Концепции…» проект «Сакральная география Казахстана». Этот проект назван стратегическим и призван «увязать воедино культурно-географический пояс святынь Казахстана как важнейшего каркаса национальной идентичности и духовного обновления казахстанцев».

Таким образом, можно говорить о системной и целенаправленной работе по культурному строительству в республике.

В то же время само понятие «культура» нуждается в осмыслении. Специалисты подсчитали, что существует около 80-ти его определений. Каждое из них, безусловно, отражает какую-то грань этого понятия, иногда и не очень важную, но близкую тому или иному автору. Тем не менее, сам факт наличия такого количества определений свидетельствует главным образом о том, что само явление – культура – понято не в полной мере, хотя и существует общественная потребность в понимании этого явления.

Огромную помощь в этом может оказать нам творческое наследие выдающегося художника, мыслителя, ученого и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947 гг.)

Философское наследие Н.К. Рериха состоит из многочисленных очерков, эссе, философских размышлений в письмах к адресатам, разбросанным по всему миру. В этом наследии затронуты важнейшие, не потерявшие с годами своей ценности вопросы, в том числе патриотизма, любви к Родине, своему народу, своей земле, красоте национального духа и всеобъемлемости духовных ценностей человечества

Важнейшей темой философского наследия Н.К. Рериха, ее ядром, безусловно, является Культура. Пониманию глубинного смысла истинной Культуры Николай Константинович придавал особое значение, писал его всегда с большой буквы. В Культуре он видел то, что необходимо для выхода человечества на новый виток эволюционного развития, который предугадывали в своих научных трудах Циолковский К.Э., Вернадский В.И., П. Тейяр де Шарден и другие мыслители.

Эссе и очерки Н.К. Рериха содержат множество кратких определений понятия Культуры, которые раскрывают как суть этого понятия, так и его отдельные грани. Такой метод характерен для философской мысли Востока, когда исследователя только подводят к тем умозаключениям, которые он должен сделать самостоятельно.

Вот некоторые из таких определений:

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце».

Культура для Н.К. Рериха – основа расцвета общества, отсутствие ее – причина упадка.

«Каждое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каждое обращение к Культурному строительству создавало все блестящие эпохи Рернессанса»

Рерих был убежден в неправильности разделения Культуры на элитарную и массовую, что мы наблюдаем подчас в современной жизни.

«Культура должна войти в ближайший каждодневный обиход как хижины, так и дворца» [10, с.103] «Культура не есть удел богатых, Культура есть достояние всего народа»

Истинная Культура, по мнению Н.К. Рериха органично включает в себя ценности традиционного общества наряду с достижениями научно-технического прогресса. В очерке «Экспедиция Ситроена» он пишет:

«Не будем жалеть, что поэтический верблюжий караван уступает свое место мотору, аэроплану, железным путям. Не будем огорчаться, что «длинное ухо» Азии передает свои возможности телеграфу и радио <…> Правильно истолкованные народные предания и тысячелетняя традиция в новом свете исследований дадут лишь новые блестящие возможности»

Идеи Н.К. Рериха на современном этапе ввела в современный научный оборот выдающийся исследователь творчества Рерихов, мыслитель, ученый и общественный деятель Людмила Васильевна Шапошникова (1926-2015). В статьях, посвященных проблемам Культуры в современном мире, Л.В. Шапошникова дает много ёмких и точных формул, которые определяют Культуру как явление не только национальное или планетарное, но Космическое, связанное со сложнейшими энергетическими процессами Мироздания и микрокосмоса человека.

«Культура <…> есть энергетическое явление человеческого духа и носит природный характер. Она возникает вместе с человеком и является самоорганизующейся системой человеческого духа, в пространстве которого Космос реализует свое творчество. Поэтому такая система живет и развивается по Великим законам Космоса. Чем больше пространство духа, тем сильнее и устойчивей Культура».

«К области Культуры мы можем отнести те проявления человеческого духа, которые как бы сами изливаются из таинственных глубин человека, носят природный характер и естественны для него».

«Такие высокоэнергетические проявления человеческого духа, как сердечность и любовь, есть неотъемлемая часть Культуры как таковой».

«Раз возникнув или сложившись, Культура не умирает, ибо и в её основе лежит энергетика духа. И даже если исчезают её конкретные носители, её материальные формы, то она остается в своем энергетическом пространстве, которое есть источник для дальнейшего культурного развития. Планета держит на себе невидимые поля Культуры, чтобы потом их проявить в сужденные им сроки. Энергетика таких полей выплескивает в нужное время проявленные формы как бы забытой Культуры. Вступая во взаимодействие с такими полями мы вновь наполняемся энергетикой того прошлого, которое не потеряло своей жизнеспособности и без которого невозможно наше будущее».

В статье казахстанского исследователя Л.И. Глущенко «Концепция культуры и феномен культурного единства Евразии в работах Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха» так обобщены основные идеи рериховской концепции Культуры:

«1. Культура является духовной составляющей общества, имеет энергетическую, и потому неуничтожимую, природу. Содержит в себе высшие идеалы и направляющий вектор эволюции развития человечества.

2. Все исторические и современные материальные объекты и предметы Культуры являются носителями культурных идей, в соприкосновении с которыми обогащались и обогащаются сознания поколений человечества, невидимо происходил и происходит процесс их воспитания.

3. В связи с этим все материальные объекты и явления Культуры приобретают особо значимый социальный статус, имеют в основе своей важнейшее значение для стабильного существования и развития общества.

4. Культура имеет значение государствообразующее, объединяет собою этносы, национальности, религии в разнообразии проявлений и устремлений к высшим идеалам.

5. В связи с особой эволюционной ролью Культуры неизбежен процесс противодействия антиэволюционных сил, выраженный в уничтожении её материальных объектов, в подмене истинной Культуры антикультурой в том числе не только в прошедших веках, но и в новейшей истории.

6. Поэтому, осознание передовой частью общества роли и стратегического значения Культуры в организации процесса стабильного развития любого государства имеет решающее значение.

7. Со всей определённостью можно утверждать, что именно Культура является системообразующим началом, формирующим социально-политические факторы стабильного развития как Казахстана, так и других государств».

Идеи особой роли и ценности Культуры нашли отражение в художественном творчестве Н.К. Рериха, а так же в его общественной деятельности, наиболее яркой страницей которой было создание и подписание в 1935 году Пакта Рериха, международного договора об охране культурных ценностей.

В тексте Пакта Рериха, который состоит всего из 8 статей, нашло отражение рериховское представление о всеобъемлющей роли Культуры. Статья 1 Пакта гласит:

«Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон.

Таким же уважением и покровительством пользуются сотрудники вышеназванных учреждений.

Такое же уважение и покровительство распространяется на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения как во время войны, так и в мирное время»

Таким образом, Пакт Рериха расширяет понятие культурных ценностей и включает в это понятие образовательные и научные учреждения, их персонал. Также действие Пакта Рериха не ограничивается только условиями военных действий, но и распространяется на мирное время.

Принципы Пакта Рериха были использованы в разработке Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаагская конвенция 1954 г.).

В преамбуле Конвенции сказано, что она создана «руководствуясь принципами защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, установленными в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов и в Вашингтонском пакте от 15 апреля 1935 г.». Также статья 36, п. 2 Гаагской конвенции признает, что Конвенция связана преемственностью с Пактом Рериха.

Но в то же время специалисты отмечают, что эта преемственность была нарушена в очень важных положениях Гаагской конвенции 1954 г. Видный юрист, член Правления Международной ассоциации юристов, вице-президент Союза адвокатов СНГ П.Д. Баренбойм и его соавтор А. Захаров в книге «Пакт Рериха в ХХI веке» пишут: «Конвенция подменила главный доктринальный тезис Пакта Рериха: приоритет защиты культурных ценностей по отношению к военной необходимости. Она установила как раз обратное - приоритет военной необходимости. <…> Конвенция 1954 года хотя и развила некоторые идеи Пакта, но в целом повернула развитие международно-правовой защиты культуры от военных в другом направлении»

В свете такой оценки Гаагской конвенции становится понятными те чудовищные преступления против Культуры, свидетелями которых мы являемся в Ираке, Ливии, Сирии и других «горячих точках» планеты. Та возмутительная беспомощность мирового сообщества перед чудовищными зверствами и разрушениями ИГИЛ также стала возможной, в том числе из-за отсутствия механизмов защиты Культуры и правильных приоритетов законодательства. Человечество слишком дорого платит за несовершенство Гаагской конвенции.

Предчувствуя такое положение, еще накануне Второй мировой войны, в 1938 г. Н.К. Рерих писал:

«Истребляют, разбивают и рассеивают памятники Культуры, а человечество не только попустительствует, но оно складывает страницу истории, и какая это будет мрачная страница! <…> Страшные дела творятся в мире. Самые истребительные войны уже не называются войнами; непоправимые разрушения называются «переменой политики», и вандалы спесиво изобретают себе новые мундиры и одеяния, считая себя вершителями судеб. <…> Попустительство есть соучастие в преступлении. Возопить должен человек против вандализма».

Культура подвергается опасности не только во время военных конфликтов, но и в мирное время. Известный юрист М.П. Куцарова (Болгария) в статье «Пакт Рериха – основа международной правовой защиты ценностей культуры и ее будущее» отмечает, что культурным ценностям угрожает и непродуманная политика государств. В силу разных причин, в том числе и непонимания роли Культуры в жизни общества, объекты и учреждения Культуры не получают достаточного финансирования, приносятся в жертву ложно понятым соображениям экономии средств. [6, с. 66-77] Плоды такой экономической политики мы можем наблюдать и на пространстве СНГ.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что для формирования полноценной культурной политики государства необходимо:

понимание особой ценности Культуры для государства и общества;

формирование государственной политики в области культуры на принципах приоритета культурных ценностей над экономическими;

широкое общественное обсуждение концепции государственной политики в области культуры;

учет недостатков существующей международной практики в области охраны культурных ценностей.

Сравнивая вышеизложенные принципы и принципы культурной политики Казахстана, сформулированные в «Концепции культурной политики Республики Казахстан» можно отметить, что многое из декларированных в ней положений и реализация их в конкретных культурных проектах (например, проект «Сакральная география Казахстана») во многом соотносятся с концепцией Культуры, как её понимал Н.К. Рерих.

И представляется символичным, что еще в 1999 году Президенту РК Назарбаеву было вручено побывавшее в Космосе Знамя Мира, символ Пакта Рериха.

Очень важно, чтобы культурная политика не только Казахстана, но и других стран, стала основой для подлинного культурного суверенитета и для формирования «истинного патриотизма, который», как считал Н.К. Рерих, «является верным залогом преуспеяния».


написать администратору сайта