Главная страница
Навигация по странице:

  • Органичное единство фундаментальных и универсальных эстетических принципов формообразования Художественный образ

  • ландшафт. Роль ландшафной архитектуры в эстетической деятельности человека


    Скачать 24.21 Kb.
    НазваниеРоль ландшафной архитектуры в эстетической деятельности человека
    Анкорландшафт
    Дата26.04.2022
    Размер24.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаландшафт.docx
    ТипЛитература
    #497145

    РЕФЕРАТ
    РОЛЬ ЛАНДШАФНОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    Содержание
    Ведение

    Глава 1. Эстетика

    Глава 2. Органичное единство фундаментальных и универсальных эстетических принципов формообразования

    Заключение

    Литература

    Введение
    Согласно закона Г. Гегеля о неравномерности развития видов искусства иерархия видов искусства весьма подвижна. В культурном поле общества появляется доминирующий вид искусства, который в той или иной мере "настраивает" художественную деятельность в целом, накладывая на нее отпечаток своей специфики.

    Выдвижение определенного вида искусства на вершину иерархии, видимо, связано с его способностью наиболее полно и адекватно представить господствующую в обществе картину мира. Например, средневековой мир с полнее всего представлен пространственными видами искусства – храмы, украшенные скульптурой. Фактор времени доминирующий в мире современного человека приводит к выдвижению на первый план временных и пространственно-временных видов искусства.

    Но в каждый момент времени художественная культура представляет собой динамичную и самосогласованную систему с взаимодействующими между собой элементами. В результате появления новых элементов меняется структура системы культуры и функции отдельных ее элементов, но в том или ином виде все элементы культуры, включая и самые архаичные, все же сохраняются, и даже в измененном виде.

    Эстетика
    Эстетика (древне греческого αἰσθητικός – "чувствующий, чувственный", от αἴσθημα – "чувство, чувственное восприятие") – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания[1,2].

    Многообразное эстетическое понимание подразделяется на три эстетические категории:

    прекрасное – безобразное.

    возвышенное – низменное.

    трагическое – комическое (юмор, ирония, сатира). Иногда другой формой трагического принимают драматическое

    Категория героического является как проекция возвышенного в общественной жизни , или – проекция трагического, которая, в свою очередь, оказывается формой выражения возвышенного. Равным образом, безобразное может оказываться низменным и комическим, тогда как возвышенное и прекрасное обыкновенно не смешиваются

    Эстетика характеризуется знанием.В зависимости от философских и методологических установок авторов, различают эстетику

    • эмпирическую,

    • психологическую,

    • формальную,

    • нормативную

    • спекулятивную.

    Идея

    Идея – сущность архитектурного, дизайнерского творения.– Духовность – главное в художественной идее. Художественная идея – ведущая тенденция, организующая всю художественную структуру и систему архитектурного, дизайнерского объекта Принципиальная концептуальность архитектуры.

    Пафос – эмоционально-эстетическая оценка художником идеи, процесса и результатов творчества. Пафос – "господствующий строй чувств" в художественном произведении (Ф.Шиллер). Пафос – искренность художественного образа.

    Композиция

    Композиция – организация, структура, выражающая упорядоченность и художественный смысл творения. Композиция – это закон построения художественного произведения. Композиция – взаимосвязь и сочетание по законам гармонии – симметрии или асимметрии, пропорции, ритма, меры.

    Творческая концепция архитектора и композиции. Композиция – профессиональное решение органической целостности. Принципы реализации композиционного закона – гармония, ритм, мера. Качественность архитектурной композиции – это организм. Профессионализм, творческая индивидуальность архитектора, дизайнера и композиционное решение. архитХудожественный язык композиции – материал для реализации творческой концепции, художественной идеи. Творчество и профессионализм в выборе материала. Это набор художественных приемов и средств для выражения композиционных задач.

    Художественный язык архитектуры и уникальность, неповторимость, "свое лицо" проекта.

    Органичное единство фундаментальных и универсальных эстетических принципов формообразования

    Художественный образ

    Художественный образ – важнейший элемент архитектуры. Художественный образ – аттрактор архитектуры, дизайнерского объекта.

    Художественный образ архитектуры и профессиональное владение системой эстетических принципов формообразования и набором выразительных, то есть художественных средств и приемов.

    Работа над художественным образом – процесс творческого освоения от внешнего содержания архитектурного объекта к внутреннему; от содержания к форме архитектурного творения – от внутренней к внешней.

    Внешнее содержание – тема творчества архитектора.

    Тема

    Тема – основание, фундамент художественного образа. Тема – перекресток - встреча O и S, Культурной Среды и творческой личности. Тема – это объективная информация к творчеству. Тема и Культурная Среда. Тема и бифункциональность архитектуры и дизайна. Творческое освоение Места для архитектурного объекта. Принципы: "Не навреди" и "Уподобляйся".

    "Природнение" темы и Места. Творческая работа над темой проекта – проявление личности архитектора, ее духовности, профессионализма, нравственности.

    Замысел

    Замысел – задуманный план действий деятельности, намерения. Замысел – результат творческого процесса по переработке объекта и выявления в нем общего и единичного, окрашивания эмоционально-рационального внутреннего мира художника.

    .
    Ландшафтная архитектура

    Ландшафтная архитектура – это архитектура открытых пространств, отрасль градостроительства, цель которой – формирование благоприятной внешней среды для жизнедеятельности и отдыха населения в городах, пригородных зонах, сельской местности с учетом функциональных, эстетических и технико-экономических требований [7]. Во внешнем облике дома, в его архитектуре отражается целая эпоха, культурные и духовные ценности многих поколений, нравы и традиции того или иного народа и, конечно, индивидуальные черты владельца – его характер, темперамент, социальный статус. Те архитектурные образы и ансамбли, которые были созданы по законам красоты и способны вызывать у зрителей яркие эмоции и чувства.

    В век технического прогресса, ускоренного развития науки и техники, роста городов, возрастания психических нагрузок на личность человеку просто необходима эмоциональная разрядка. Огромную роль в этом играет общение с окружающей средой. Современные технологии, фантазия, креативность мысли, творческий подход и любовь к своему делу помогут превратить участок земли в прекрасный уголок наслаждения природой

    Ландшафтная архитектура – это особый вид архитектурной деятельности, при котором возможно создание и формирование лесопарков, парков, садов, скверов, бульваров, районов отдыха и так далее, то есть мест, пригодных и благоприятных для жизни, деятельности и отдыха человека.

    Основной характерной особенностью ландшафтной архитектуры в целом являются «живые строительные материалы» - вода, растительность, камни, почва, особенности природного рельефа и даже животного мира. Впервые термин «ландшафтная архитектура» появился чуть больше чем сто лет назад, но это не означает, что история ландшафтного искусства такая короткая. Своими корнями она уходит в далекое прошлое и имеет богатый опыт и бесценное наследие, которое дошло до наших дней. Первые садовые и полевые опыты (приблизительно 10 тысяч лет назад) возникли в долинах Междуречья, где появились одни из первых очагов коренного земледелия. Затем появились Эфиопский, Среднеазиатский, Индийский, Китайский, Среднеземноморский, Индонезийский, Западносуданский, Мексиканский, Перуанский очаги земледелия. Так возникли первые антропогенные ландшафты (это ландшафт, созданный человеком или природный ландшафт подвергнувшийся сильному изменению). Затем эти очаги земледелия стали и основными населенными центрами и люди больше внимания стали уделять эстетической части ландшафта.

    Главная задача при создании ландшафтных композиций – гармонично соотнести и употребить эти материалы в совокупности с искусственной средой Ландшафтная архитектура – это мультидисциплинарная область, включающая в себя географию, математику, науку, инженерию, искусство, садоводство, технологию, общественные науки, политику, историю и философию, красоту и ничего не нарушать.

    В древней Греции умело использовали вертикальное планирование своих площадей – агор. Они рассекали пространство с помощью низких подпорных стенок, протяженных лестниц, и изящных границ зданий. Иногда вдоль улиц ставили статуи выдающихся людей.

    Римская ландшафная архитектура отличается от греческой многими элементами, например, в ней использовали монументальные и грандиозные конструкции ландшафтной архитектуры в композициях, то есть как бы старались «подчинить природу». Многочисленные виллы у состоятельных людей включали большое разнообразных декоративных работ: фонтаны, каскады воды, разбитые цветники, искусство стрижки деревьев и кустарников, перголы, крытые аллеи, декоративная скульптура, скамьи и многое другое. Свидетельством высокого развития ландшафтной архитектуры является, то что в Риме возведены большие термы (банные комплексы) с садами, построено около 700 бассейнов, 500 фонтанов и акведуки. В огромных масштабах ландшафтную архитектуру создавали римляне. Римский архитектор Витрувий (2-ая половины I века до н. э, описал множество деталей, которые до сих пор используют ландшафтные архитекторы.

    В XIX столетии произошло соединение современного планирования с традициями ландшафтного садоводства придало ландшафтной архитектуре ее уникальный статус. Здание и окружающая его территория - это единый ансамбль с общей идеей. Важно, чтобы декор дома гармонировал с окружающей его территорией. Ландшафтная архитектура должна соответствовать общему духу здания, его концепции, повторяя или усиливая идею, заключенную во внешнем оформлении дома.

    Ландшафтная архитектура. Методы эстетической оценки ландшафта.

    Ландшафтная архитектура — это архитектура открытых пространств, в организации которых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства. Специфические материалы ландшафтной архитектуры — рельеф, зеленые насаждения, цветы, вода, малые архитектурные формы. Открытые пространства — преимущественно незастроенные озелененные и благоустроенные территории населенных мест и межселенные территории, используемые для различных видов деятельности под открытым небом. Развитие ландшафтной архитектуры в качестве архитектуры открытых пространств, расширение круга ее объектов и задач привели к выделению в ней самостоятельных направлений: собственно ландшафтной архитектуры, ландшафтного планирования и ландшафтного дизайна. Таким образом, ландшафтная архитектура кроме традиционных объектов (парки, сады, открытые пространства жилой застройки и т.п.) включает еще два уровня проектирования ландшафта: Ландшафтное планирование – общее формирование среды в масштабе стран и регионов; Ландшафтный дизайн — это творческая деятельность, направленная на формирование предметно-пространственной среды приемами и средствами ландафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта. Ландшафтная архитектура не возникла на чистом месте, она, безусловно, стала дальнейшим развитием садово-паркового искусства. Однако в отличие от него представляет собой более широкую область, связанную с организацией всех открытых пространств и деятельностью человека по преобразованию природы. Сегодня ландшафтная архитектура включает в себя садово-парковое искусство.

    В общем виде цели ландшафтной архитектуры следующие: функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым небом, преобразование ландшафтов при охране их природных особенностей, эстетика детального внешнего благоустройства.

    Расширение задач ландшафтной архитектуры обусловлено развитием, например, экологии. Три группы задач: охрана, преобразование (формирование) и восстановление (рекультивация) ландшафтов. Природоохранные принципы должны лежать в основе формирования каждого архитектурно-ландшафтного объекта. Основная цель — найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их.

    Эстетика ландшафта — особое направление ландшафтоведения, изучающее красоту, живописность природных и природно-антропогенных шафтов, особенности их эстетического восприятия и оценки.Эстетическая оценка ландшафта происходит при совместном использовании методов, существующих в психологии, социологии и географии на основе ландшафтного картографирования.Процесс психологического отражения природы посредством чувств человека – это сложный процесс взаимодействия человека и ландшафтов. Вследствие этого, внешний облик-пейзаж ландшафта стимулирует у человека множество ассоциаций, эмоций и чувств. Содержание и форма восприятия человеком эстетических свойств ландшафта зависит от его культуры, социального положения и жизненного опыта. Наряду с этим – это процесс, в котором происходят определенные психофизические реакции раздражения: световые, вкусовые, обонятельные, гаммы звуковых импульсов и т.д.

    Социально-географические исследования представляют собой выявление эстетических свойств ландшафтов через анкетирование и опрос экспертов..

    С целью более полной оценки эстетичности ландшафта физико-географические и социально-географические методы объединяются. Их сочетание позволяет провести психолого-эстетическую оценку конкретных ПТК. Учитываются количественные и качественные признаки, имеющие название показателей эстетичности. Оценка проводится по каждой местности на основе следующих критериев: общая внушительность пейзажа, выразительность рельефа, пространственное разнообразие, наличие антропогенных объектов и характер сочетания природных аквальных комплексов.
    Заключение
    На основе всестороннего изучения вопроса эстетики можно сделать следующие выводы.

    Архитектура относится к пространственным (пространственно временным) видам искусства, поскольку архитектор организует массы, объемы, линии, силуэты не только в трехмерном пространстве, но и во времени восприятия композиции. Только в движении, то есть во времени и направленности разворачивания композиции в пространстве, при меняющихся в определенной последовательности точках зрения, прохождении зрителем вдоль, вокруг и внутрь здания, раскрывается замысел, идея и художественный образ архитектурной композиции.

    Основными стилями в истории архитектуры являются:

    - готика;

    - классицизм;

    - неоклассицизм;

    - барокко;

    - необарокко.

    Архитектурное искусство отличается от других видов искусств, тем, что оно воплощает художественные взгляды общества в произведениях, как правило, имеющих утилитарное, материально-практическое назначение: жилищах, дворцах, крепостных сооружениях, храмах, мавзолеях и т. п. Типы архитектурных памятников очень ярко отражают характер данного общества

    Литература


    1. Белик А.П. Эстетика и современность. М., 1963.

    2. Бычков В.В. Эстетика. – М.: Гардарики, 2005..

    3. Дзикевич С.А. Эстетика: Начала классической теории: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2011. – С. 254. – ISBN 978-5-82-91-1259-2

    4. Киященко Н.И. Эстетика – философская наука. – М.: "Вильямс", 2005. – С. 592. – ISBN 5-8459-0867-1

    5. Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997..

    6. Худушин Ф.С. Слово о красоте земной. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 272 с. – 50 000 экз. (в пер.)

    7. Кочережко, О. И. Ландшафтный дизайн вашего приусадебного участка. Советы дизайнера / О. И. Кочережко, Н. В. Кочережко. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 272 с. –


    написать администратору сайта