Главная страница
Навигация по странице:

  • «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Реферат

  • Бовыкин Андрей Сергеевич

  • 2209-0710-2201668 Содержание Ведение 3 1

  • Предмет исследования

  • Реферат роль личности в истории Мао Цзэдун. Роль личности в истории. Мао Цзэдун


    Скачать 36.89 Kb.
    НазваниеРоль личности в истории. Мао Цзэдун
    Дата12.12.2022
    Размер36.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат роль личности в истории Мао Цзэдун.docx
    ТипРеферат
    #840477

    Частное профессиональное образовательное учреждение

    «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    Реферат


    по

    История

    дисциплине


    Тема:

    Роль личности в истории. Мао Цзэдун
















    тема работы






    Выполнил(а) студент(ка)


    Бовыкин Андрей Сергеевич




    фамилия имя отчество

    Идентификационный номер:

    2209-0710-2201668

    Содержание

    Ведение 3

    1. Товарищ Мао Цзэдун — самый выдающийся представитель марксизма-ленинизма в Китае 4-5

    2. Революция народных масс, руководимых пролетариатом 5-9



    Вывод 10


    Ведение
    В современной истории Китая, пожалуй, нет фигуры, равнозначной Мао Цзэдуну (26 декабря 1893 — 9 сентября 1976). Мао, его личность, его деятельность, его учение (маоизм) оказывали решающее воздействие на развитие страны на протяжении полувека, оно ощущается и до сих пор.

    О Мао написаны сотни книг и статей, романов и повес­тей, сняты фильмы, созданы интернет-сайты. Казалось, изу­чено все, до мельчайших подробностей. А вот исчерпываю­щих ответов на эти вопросы до сих пор нет. Для большинства ученых на Западе и в Китае, а после раскола между КПСС и КПК и в России китайская компартия под руководством Мао уже во второй половине 1930-х годов ста­ла автономной и самодостаточной, а Мао Цзэдун, по существу, дистанцировался от Москвы. Многие авторы писали о том, что, по их данным, Сталин не доверял Мао, являвшемуся в его глазах более «крестьянским националистом», нежели ком­мунистом. Западные историки Джон Кинг Фэрбэнк, Бэнджамин Шварц, Конрад Брандт и Роберт Норе первыми, еще в конце 1940-х — начале 1950-х годов, обосновали ставший затем классическим постулат о «самостоятельности Мао Цзэдуна», как в его отношениях со Сталиным, так и в его воззрениях на Китай.

    Цель данной работы – дать анализ Мао Цзэдуна, как политического и государственного деятеля Китая.

    Объект исследования – новейшая история Китая.

     Предмет исследования – политическая и государственная деятельность Мао Цзэдуна.

    Задачами исследования являются:

    , Объект исследования – новейшая история Китая.

    Предмет исследования – политическая и государственная деятельность Мао Цзэдуна.

    Задачами исследования являются:

    - характеристика государственной деятельности Мао Цзэдуна
    - оценка значения его государственной деятельности и политического наследия.

    1. Товарищ Мао Цзэдун — самый выдающийся представитель марксизма-ленинизма в Китае

    В работе товарища Мао Цзэдуна «О демократической диктатуре народа» написано:

    «Орудийные залпы Октябрьской революции донесли до нас марксизм-ленинизм. Октябрьская революция помогла передовым элементам мира и Китая пересмотреть свои проблемы, применив пролетарское мировоззрение как средство определения судеб государств. Идти по пути русских — таков был вывод».

    Как известно, самым выдающимся представителем этих передовых деятелей в Китае является товарищ Мао Цзэдун.

    Величайшая заслуга товарища Мао Цзэдуна перед китайской революцией заключается в том, что он правильно и действенно соединил всеобщие истины марксизма-ленинизма с конкретной практикой китайской революции, разрешив целый ряд вопросов китайской революции. Он двинул вперёд развитие марксистско-ленинской науки в условиях Китая и Востока и таким образом привёл китайскую народную революцию к победе.

    Товарищ Мао Цзэдун говорит: «Теория Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина верна для всего мира» 1. Но для того чтобы правильно применить эту теорию в Китае, превратить её в непобедимую силу в руках широких масс, нужно было устранять идеологические препятствия, вести постоянную борьбу в области идеологии, и при этом ожесточённую борьбу. Товарищ Мао Цзэдун в течение 30 лет непрерывно вёл непримиримую борьбу со всякими реакционными течениями вне партии и многими видами оппортунизма в рядах партии, например, с национализмом, с правогоминдановскими течениями, чэньдусюизмом и примиренчеством с ним, троцкизмом, с различными реформистскими иллюзиями буржуазии и правого крыла мелкой буржуазии в отношении гоминдановского контрреволюционного господства, с левацким авантюризмом, неоднократно возникавшим в партии, с чэндусюистскими ошибками в новом издании и т. п. В этой непрерывной борьбе товарищ Мао Цзэдун проявил себя как великий мастер пропаганды и применения революционного учения Маркса — Энгельса — Левина — Сталина. Его непрерывная борьба закалила и укрепила Коммунистическую партию Китая.

    Единство теории и практики — особенность марксизма-ленинизма. Товарищ Мао Цзэдун, следуя в революционном Китае за великими учителями — Марксом, Энгельсом, Лениным и Сталиным, крайне внимательно изучал великие творческие силы революционных народных масс. Товарищ Мао Цзэдун никогда не отрывал марксистско-ленинскую теоретическую работу от революционного движения народных масс. Всегда и везде он связывал её с практикой китайской революции, чтобы (как он часто говорит) «исходя из основной точки зрения марксизма — метода классового анализа» — изучать, накапливать и обобщать практический опыт китайской революции. Это было новое свидетельство правильности марксизма-ленинизма, проявление его безграничной животворной революционной силы.

    Опираясь на творческие силы революционных масс Китая и всесторонний многообразный опыт, товарищ Мао Цзэдун развил марксизм-ленинизм, добившись при этом того, что всякие вздорные идеи, имеющие целью подорвать либо извратить марксизм-ленинизм, потерпели банкротство в народных массах.

    В известной статье Ленина «О значении воинствующего материализма», опубликованной в 1922 году, говорится, что диалектику Маркс «применял с таким успехом, что теперь каждый день пробуждения новых классов к жизни и к борьбе на Востоке (Япония, Индия, Китай) — т. е. тех сотен миллионов человечества, которые составляют большую часть населения земли и которые своей исторической бездеятельностью и своим историческим сном обусловливали до сих пор застой и гниение во многих передовых государствах Европы, каждый день пробуждения к жизни новых народов и новых классов всё больше и больше подтверждает марксизм» 2. Не подлежит ни малейшему сомнению, что пробуждение китайского народа к борьбе под руководством рабочего класса и его недавняя великая победа поистине с предельной ясностью свидетельствуют о крупнейшей, выдающейся победе марксизма-ленинизма на Востоке, о том, что учение Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина является всеобщим и всесильным учением, применимым во всём мире без всякого исключения. Пробуждение и победа китайского народа свидетельствуют также о подлинно блестящих успехах, достигнутых вождём Компартии Китая товарищем Мао Цзэдуном, который применил и развил это учение в условиях Китая.

    2. Революция народных масс, руководимых пролетариатом


    Исходя из коренных изменений в мировой истории, вызванных Октябрьской социалистической революцией, и из коренных изменений в китайской истории, связанных с выходом на политическую арену современного китайского пролетариата, товарищ Мао Цзэдун указывал, что китайская революция, которая раньше была революцией старой демократии, то есть демократической революцией, руководимой буржуазией, в результате этих изменений стала революцией новой демократии, то есть демократической революцией, руководимой пролетариатом.

    После создания партии, ещё со времени первой революции, когда началась борьба против правого оппортунизма Чэнь Дусю, товарищ Мао Цзэдун твёрдо и неуклонно следовал учению Ленина — Сталина о гегемонии пролетариата, развивал и конкретизировал его, основываясь на условиях Китая. В начальный период антияпонской войны товарищ Мао Цзэдун повёл непримиримую борьбу с вновь появившимся правым оппортунизмом, решительно подчёркивая, что необходимо извлечь все уроки из поражения революции 1925—1927 гг., вызванного отказом оппортуниста Чэнь Дусю от борьбы за гегемонию пролетариата. Товарищ Мао Цзэдун всегда указывал, что китайские коммунисты должны хорошо изучить великий труд Ленина «Две тактики социал-демократии в демократической революции». Этот ленинский труд в руках товарища Мао Цзэдуна был сильнейшим оружием в борьбе против правого оппортунизма.

    Вопрос о гегемонии пролетариата в китайской революции связан со слабостью китайской национальной буржуазии. Сталин в 1926 г. в работе «О перспективах революции в Китае», говоря о слабости крупной национальной буржуазии, указывал: «Но из этого следует, что роль инициатора и руководителя китайской революции, роль вождя китайского крестьянства должна неминуемо попасть в руки китайского пролетариата и его партии» 10.

    Товарищ Мао Цзэдун говорит: «В Китае положение совершенно ясно: кто сумеет повести народ на свержение империализма и феодальных сил, тот и завоюет доверие народа, так как смертельными врагами народа являются империализм и феодальные силы, особенно империализм… История подтвердила, что китайская буржуазия не смогла справиться с этой задачей, и эта задача не могла не лечь на плечи пролетариата» 11.

    Товарищ Мао Цзэдун указывает: «Исторически ход китайской революции следует разделить на два этапа: первый — это демократическая революция, и второй — это социалистическая революция» 12.

    Первый этап китайской революции хотя и является по своему социальному характеру в основном буржуазно-демократической революцией, «однако, эта революция больше не является старой революцией, руководимой буржуазией и ставящей своей целью создание государства с капиталистическим строем и диктатурой буржуазии. Теперь она является новой революцией, руководимой пролетариатом и ставящей своей целью на первом этапе создание новодемократического общества и государства с объединённой диктатурой всех революционных классов» 13.

    Для определения этой революции товарищ Мао Цзэдун дал следующую простую и ясную формулу «Новодемократическая революция является революцией народных масс, борющихся под руководством пролетариата против империализма и феодализма» 14. В процессе длительной борьбы против революции четырёх семейств, возглавляемых Чан Кайши, сложился монополистический бюрократический капитал. Вследствие этого перед этой революцией встала ещё одна задача, определившая новую черту в её характере,— борьба против бюрократического капитала. Включая этот новый элемент — борьбу с бюрократическим капиталом — в свою формулу, товарищ Мао Цзэдун так определяет первый этап революции: «Революция народных масс, руководимая пролетариатом и направленная против империализма, феодализма и бюрократического капитала» 15. Товарищ Мао Цзэдун указывает, что именно такова генеральная политическая линия на первом этапе китайской революции.

    Под народными массами, упоминаемыми товарищем Мао Цзэдуном в этой формуле, подразумевается главным образом крестьянство. Революция, основывающаяся на союзе рабочих и крестьян, включает, однако, всех людей, борющихся с империализмом, феодализмом и бюрократическим капиталом. Вот почему товарищ Мао Цзэдун выдвигает положение, что китайский пролетариат, крестьянство, интеллигенция и другие мелкобуржуазные прослойки являются основными силами, решающими судьбу страны, а пролетариат — руководящей силой.

    Революционно-демократическая диктатура, созданная этой революцией, имеет ту же классовую основу. Товарищ Мао Цзэдун называет её «объединённой диктатурой всех революционных классов под руководством пролетариата», или «демократической диктатурой народа, руководимой рабочим классом и основанной на союзе рабочих и крестьян» 16.

    Вопрос о руководстве пролетариата, как указывает товарищ Мао Цзэдун, является центральным вопросом, решающим целый ряд проблем китайской революции и определяющим исход революции. В мае 1937 года товарищ Мао Цзэдун, говоря об антияпонском национальном едином фронте, указывал: «Пойдёт ли пролетариат за буржуазией? Либо буржуазия пойдёт за пролетариатом? Вопрос о том, кто будет руководить китайской революцией, является ключевым моментом, определяющим исход революции» 17.

    В известной работе «О демократической диктатуре народа», написанной в 1949 году, он вновь указывал: «Вся революционная история доказала, что без руководства рабочего класса революция терпит поражение, а при руководстве рабочего класса революция одерживает победу. В эпоху империализма никакой другой класс в какой бы то ни было стране не способен привести подлинную революцию к победе. Доказано, что китайская мелкая буржуазия и национальная буржуазия многократно руководила революцией и всегда терпела поражение».

    Одновременно товарищ Мао Цзэдун подчёркивает, что крестьянский вопрос также имеет центральное значение, так как от него зависит и разрешение вопроса о гегемонии пролетариата.

    Ленин в докладе по национальному и колониальному вопросам на Втором конгрессе Коммунистического Интернационала указывал: «Было бы утопией думать, что пролетарские партии, если они вообще могут возникать в таких странах, смогут, не находясь в определённых отношениях к крестьянскому движению, не поддерживая его на деле, проводить коммунистическую тактику и коммунистическую политику в этих отсталых странах» 18.

    Сталин неоднократно указывал: «…национальный вопрос есть по сути дела вопрос крестьянский» 19.

    Товарищ Мао Цзэдун в своих работах по вопросу о Китае придерживался именно этих положений Ленина — Сталина и развивал их.

    В буржуазно-демократической революции основные разногласия между пролетариатом и буржуазией, а также между пролетариатом и всеми другими непролетарскими партиями связаны прежде всего с вопросом о крестьянстве. Товарищ Мао Цзэдун в работе «О коалиционном правительстве» указывает: «Гоминдановская антинародная клика мобилизует все силы, направляя на Коммунистическую партию Китая все свои отравленные стрелы, ведя явную и тайную, военную и политическую, кровопролитную и бескровную борьбу. Разногласия между двумя партиями являются в сущности по их социальному характеру вопросом об отношении к деревне».

    Руководство крестьянской революцией — это основной показатель осуществления гегемонии пролетариата. Причина, в силу которой буржуазия не может стать вождём буржуазно-демократической революции, в основном заключается в том, что она неспособна руководить крестьянской революцией, боится крестьянской революции, в том, что она борется против крестьянской революции. Не подлежит никакому сомнению, что только при руководстве пролетариата можно успешно организовать широчайшие, но крайне разобщённые крестьянские массы и превратить их в неисчерпаемую боевую силу. И только при этом условии можно говорить о союзе рабочих и крестьян, о сплочении и привлечении на базе этого союза на сторону пролетариата всех возможных революционных сил, о сплочении воедино сил китайской революции с международными революционными силами.

    Как известно, в первый период революции Чэнь Дусю утверждал: «Буржуазно-демократическая революция, теряя поддержку буржуазии, утрачивает своё классовое значение и свою социальную базу» 20. Следовательно, Чэнь Дусю считал, что «классовое значение и социальная база» буржуазно-демократической революции могут быть по своему характеру только буржуазными. Вопрос о крестьянстве Чэнь Дусю не учитывал. Следует указать, что выступления оппортунистов всех мастей, начиная с Чэнь Дусю, против гегемонии пролетариата и их извращения в этом вопросе были связаны с вопросом о крестьянстве. Оппортунисты либо прямо отрицали гегемонию пролетариата и признавали только гегемонию буржуазии, что, разумеется, являлось также прямым отрицанием крестьянской революции (таковыми были чэньдусюисты в первый период революции и правые оппортунисты в начальный период антияпонской войны), либо использовали «левые» фразы, а фактически не признавали необходимости союза с середняком и городской мелкой буржуазией, и тем самым отвергали по существу гегемонию пролетариата (таковым был «левый» оппортунизм в период 10-летней гражданской войны).

    Не подлежит ни малейшему сомнению, что именно руководство пролетариата и, вытекающий из него союз рабочих и крестьян, обеспечивают, во-первых, возможность победы революции, направленной против империализма, феодализма и бюрократического капитала. Это и подчёркивал товарищ Мао Цзэдун, говоря, что «Империализм и гоминдановская реакционная клика были свергнуты главным образом силами этих двух классов»; а во-вторых,— делают возможным перерастание новодемократической революции в социалистическую революцию. На это также указывал товарищ Мао Цзэдун в следующих словах: «Переход от новой демократии к социализму главным образом зависит от союза этих двух классов» 21.

    Если бы был принят курс оппортунизма на отказ от гегемонии пролетариата, то, как говорят исторические факты, революция неизбежно потерпела бы поражение, и тогда китайская революция была бы лишена не только настоящего, но и будущего.


    Вывод

    Подход товарища Мао Цзэдуна к марксизму — это подлинно ленинско-сталинский подход.

    Ясно, что для применения товарищем Мао Цзэдуном общих руководящих положений марксизма-ленинизма к восточной стране, которая в такой большой степени отличается от европейских капиталистических государств, потребовалась большая теоретическая смелость и творчество. Именно поэтому и были люди, выступавшие против товарища Мао Цзэдуна, но именно вследствие этого же идеи товарища Мао Цзэдуна одержали победу.

    Выводы о необходимости проведения в деревне длительной революционной войны, использования деревни для окружения, а затем завоевания города, о необходимости создания и удержания революционной власти в ряде небольших районов и постепенного развития и расширения её в процессе длительной борьбы для захвата власти во всей стране являются правильными выводами, которые товарищ Мао Цзэдун сделал в результате изучения вопросов китайской революции на основе применения марксизма-ленинизма ещё двадцать с лишним лет тому назад. В целом — это новый вывод марксизма-ленинизма, полученный на основе революционного опыта в колониальных и полуколониальных странах. Правильность этого нового вывода уже подтверждена китайской революцией и событиями в странах Юго-Восточной Азии. Все это свидетельствует о непобедимой силе марксистско-ленинской теории, о необоримой силе марксистско-ленинской диалектики. Товарищ Лю Шаоци во вступительном слове при открытии конференции профсоюзов стран Азии и Океании в 1949 г. сказал: «Путь, избранный китайским народом для победы над империализмом и его причинами и для создания Китайской Народной Республики,— это путь, по которому должны идти народы многих колониальных и полуколониальных стран в борьбе за завоевание своей национальной независимости и народной демократии… Этот путь — путь товарища Мао Цзэдуна».

    Идеи товарища Мао Цзэдуна — это развитие марксизма-ленинизма применительно к условиям Востока. Отражённый в них концентрированный опыт революции на Востоке имеет огромное значение для марксизма-ленинизма. С точки зрения мировой борьбы значение этого опыта имеет всеобщий характер.



    написать администратору сайта