Роль символа в культуре Средневековья Введение
Скачать 1.12 Mb.
|
1 2 Культ - это отношение к некоторому символу, а также складывающиеся вокруг этого символа мифы, ритуалы, правила обращения. Нет символа без культа, нет культа без символа. Бывает, символ переживает свой культ и остается памятником чего-то важного, но ушедшего. Мифы Наиболее яркий пример культа символа - это миф. Мифы - частью достоверные, частью выдуманные или искаженные популярные исторические рассказы, выражающие мировосприятие народа и его ключевые представления о самом себе. В мифах нередко не достоверное, а выдуманное несет больше информации об умственном устройстве народа, его общем состоянии, его исторической "траектории" и наиболее вероятном будущем. "Мифы необходимы. Так же как и катастрофы, устроенные человеком. Естественные катастрофы сближают людей без веской нужды выдумывать что-либо. Катастрофы, устроенные человеком - войны, заговоры, скандалы, инквизиции, дилеммы любого сорта - как и мифы -должны быть изобретены, подпитаны и, что более всего важно, -должны поддерживать сами себя, ибо они просто необходимы для эмоциональных нужд человека. Они - наркотики. Толпе нужны регулярные дозы скандала, паранойи и дилемм, чтобы избежать скуки бессмысленного существования. (Антон Шандор Лавей. "Записная книжка дьявола") Замок Замок олицетворяет значение закрытости, ограждения, а также огороженного стенами и защищенного города. Обычно содержит некое сокровище или заключенного в темницу человека, или в нем обитает чудище, злодей, которого надо победить, чтобы получить сокровище или освободить заключенного, символизирующего скрытое, эзотерическое знание или духовную вершину. Он обычно включает в себя хотя бы одну башню, поэтому символическое значение башни, в некоторой степени, присуще и замку. Некоторые помещения замка могут быть частично или полностью вырублены в скале, служащей его основанием, и таким образом замок сближается с пещерой. Рыцарь Одним из значительных символов средневековья был рыцарь. Это образ величественного всадника на роскошном коне (не считая образа, написанного Сервантесом, в его известном произведении). Практически во всех книгах рыцарь - положительных персонаж. Атрибуты рыцаря: меч, конь, щит, копье, герб, девиз, рог, знамя, оруженосец, замок. Конь Наряду с мечом он необходимый атрибут рыцаря (не может быть рыцаря без коня). Он верен хозяину и иногда даже спасает его. Рыцарь чувствует некоторую вину перед конем за то, что подвергает его опасности и вынуждает перенапрягаться. Щит Важное добавление к мечу и копью. Форма и роспись щита имеют знаковую функцию. Щит - символ защиты, слово "щит" - метафора со значением "защита". Герб Изображение в рамке, повторяющей форму какой-нибудь разновидности щита. Представляет собой личный знак рыцаря. Может изображаться на воротах замка, на знамени, на карете, на личной печати рыцаря, на одежде слуг, на посуде и т. п. Элементы и цвета герба имеют некоторое объяснение. При посвящении в рыцари человека незнатного рода (то есть при основании нового рыцарского рода) новоявленный рыцарь получает от короля герб и девиз, а иногда и фамилию. Девиз Выражает правило, которым рыцарь руководствуется, или качество, отличиться которым рыцарь стремится. Копье Оружие, посредством которого обычно начинается бой. Копье рыцаря тяжелее копья пехотинца, хотя в бою удерживается одной рукой. Единственный способ применения копья - ударить им на скаку в противника. Рог У каждого рога - свой голос. У каждого рыцаря - своя манера трубить. Таким образом, по звуку рога можно определить, кто подает сигнал. Прибывший к замку рыцарь звуком рога оповещает стражника, чтобы тот опустил мост, отворил ворота. Столкнувшись с превосходящими силами противника, рыцарь посредством сигнала из рога вызывает подмогу. Знамя Знак предводителя отряда. Цепляется на копьё. Может быть прямоугольное, раздвоенное, треугольное (вымпел). На знамени - рыцарский герб. Первейшее назначение знамени - показывать, где центр занимаемой позиции или где место сбор рассеявшихся бойцов. Сигнал сбора подается посредством рога. Если знамени больше не видно, надо сдаваться, или бежать, или принимать героическую смерть. Оруженосец Помощник, слуга и, возможно, ученик рыцаря. В последнем случае - благородного происхождения. Есть устойчивое выражение: "верный оруженосец". Оруженосец имеет более легкое вооружение, чем рыцарь и нередко принимает участие в бою в качестве вспомогательной силы - во второй шеренге. В походе возит запасное оружие рыцаря и водит его запасного коня. Меч Важным символом, отождествляющим силу и власть, является меч. Меч символизирует достоинство, лидерство, высшую справедливость, свет, мужество, бдительность. На метафизическом уровне он олицетворяет всепроникающий разум, силу интеллекта, проницательность. Обоюдоострый меч - важный образ божественной мудрости и правды. В Откровении Иоанна меч исходит из уст Христа как символ непобедимой небесной истины. В буддизме меч воспринимается как оружие мудрости, отсекающее невежество. Во многих мифологиях меч имеет двойственное значение, в котором, в основном, противопоставляется жизнь и смерть. Меч разделяет и отделяет - душу от тела, небо от земли. В некоторых традициях меч служит мостом в другой мир (например, мост Чинват в Древнем Иране). И в то же время состоящий из лезвия и рукояти, меч является символом соединения, союза, особенно если принимает форму креста. Пожалованием меча сопровождалось принятие в рыцарское братство; положив руку на меч, произносили клятвы, обусловливавшие жизнь или, в случае их нарушения, смерть. Культ меча особенно заметен в японской традиции и у рыцарей Средневековья. Меч облечен магической властью отражать силы тьмы. Часто огромный, изготовленный из небесного огня, он служит оружием богов Солнца и культурных героев, которые с его помощью сражаются с чудовищами (Мардук, разрубающий Тиамат; архангел Михаил, мечом повергающий Люцифера). Меч часто защищает девственницу от хтонического чудовища (Персей и Андромеда, святой Георгий). Меч западного типа, с его прямым лезвием, благодаря своей форме служит мужским, солнечным символом. Восточный меч, будучи изогнутым, представляет собой женское, лунное начало. Могила, кладбище Привязанность человека к близким ему людям обычно настолько велика, что сохраняется и после их смерти. Мёртвый почти равен живому. То, как относятся к мертвецу, показывает, как на самом деле относились к человеку, когда он был жив; как воспринимают его дело и т. п. Могила на кладбище и памятник на ней - это компромисс между стремлением уважить мёртвого (удержать при себе, защитить от растворения в вечности) и рациональными соображениями (гигиеническими, экономическими). Смерть для средневекового человека, католика, означала последний шаг к поворотному пункту его существования: к подведению итогов его земной жизни на Божьем суде. Смерть сама по себе, с точки зрения веры, была почти ничем, а нежелательной оказывалась лишь потому, что была связана со страданиями, порождала проблемы для родственников и лишала возможности что-то ещё сделать для получения места в раю. Средневековый человек очень стремился умереть по правилам: с отпущением грехов непосредственно перед моментом кончины и с отпеванием после. Современный похоронный ритуал в Европе (не только церковный, но и светский) - в основном наследие Средневековья. Из книги Жоржа Дюби "Европа в Средние века" (гл. "Смерть"): "Главным детищем искусства архитектуры в XIV веке является уже не собор и даже не дворец, а надгробный памятник. Как только семейство достигало определенного уровня благосостояния, его заботой становилось вырвать своих покойников из общей могилы, из этих с необычайной быстротой заполнявшихся трупами рвов, куда на телегах свозили останки неимущих. Семья заказывала фамильную усыпальницу, по примеру захоронений святых или королевской усыпальницы в аббатстве Сен-Дени, где лежали бы рядом муж, жена, дети, двоюродные братья и сестры. В большинстве случаев надгробие представляло собой простую могильную плиту. Однако ее следовало по возможности украсить изображениями усопших - такими, какими их видели в последний раз во время траурной церемонии: лежащими на возвышении, в парадном одеянии, при оружии, если это рыцари, или коленопреклоненными перед Милосердной Богородицей, как в церкви - мужчины справа, женщины слева. В любом случае можно было прочесть их выгравированные имена, их девизы, по которым их можно было опознать - усопшие хотели быть узнанными. Они рассчитывали остаться в памяти, чтобы каждый знал, что они лежат здесь, и будут лежать до конца света, до воскресения мертвых. Кладбище и храм - всегда вместе. Кладбище - как бы продолжение храма. Земля кладбища - священная, как и пространство внутри храма. Кладбище обычно располагают при храме. Или же на кладбище строят храм. Знатных людей хоронят под полом храма, в крипте, в катакомбах под храмом, во внутренней или наружной стене, на земле под стеной храма. Разрушение символов Также можно и разрушить символ. Всякое положительное в целом явление имеет какие-то недостатки или даже нежелательные разновидности. Соответственно всякий положительный символ находит своих разоблачителей, ниспровергателей, разрушителей - выпячивающих эти недостатки, эти разновидности. Появление доброго дракона в фильме или книге - это разрушение символического содержания понятия "дракон". Появление доброй ведьмы - это разрушение символического содержания понятия "ведьма". Заключение В этой работе была предпринята попытка дать теоретико - метрдологическое обоснование понятия символа как центрального знаково-языкового средства культуры. Нам представлялось возможным предложить на рассмотрение лишь самые общие контуры подхода к проблеме роли символов в средневековой культуре. Средневековый период представляет собой огромный мир символов. Символы, могут быть как положительными так и отрицательными. Отрицательные символы Средневековья в современном сознании: феодальные междоусобицы, алхимия, схоластика, невежество, холера, чума, оспа, вонь, вульгарность, лачуги, разбой, массовые убийства, колесование, сжигание ведьм и еретиков, выливание помоев из окна на головы прохожим. Положительные символы: рыцари, турниры, пиршества, свадьбы, коронования и т.д. Положительная роль средневековых символов в современной культуре состоит в том, что они напоминают о некоторых здравых средневековых ценностях, противоположных деструктивным ценностям нынешнего общества. Тяга к Средневековью, которая на Западе в последние двести лет всё время только усиливалась, показывает, что расплывчатая идея "утраченных ценностей" является очень тривиальной. Так же мы стремились показать, что символ - это не просто одно из центральных знаково-языковых средств выражения ценностей и смыслов культуры, а наиболее сущностное и продуктивное. Ведь что есть символ? С одной стороны, он конкретно-зримое воплощение высших духовных возможностей и потенциалов культуры - идей и идеалов, а с другой - такое образование, которое так или иначе своим «силовым напряжением» охватывает все явления и феномены общественной жизнедеятельности человека. Иными словами, мы попытались показать, что категория символа занимает особое - определяющее - место в философско - социологической концепции культуры в силу своей непосредственной связи как с раскрытием индивидуальности социальных феноменов, так и общих тенденций культурно-исторического процесса в целом. Список литературы 1. Бауэр В. Энциклопедия символов. Москва, 1998 г. 2. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994 г. . Рубцов Н. Н.Символ в искусстве и жизни. Москва, 1991 г. . Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. Москва, 2001 г. . Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. Москва, 1981 г. . Кармин А. С. Культурология. Екатеринбург, 2005 г. . Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб.,1995 г. 1 2 |