Главная страница
Навигация по странице:

  • Восстание Степана Разина

  • Пугачёвское восстание

  • Статья. Роль Волжского казачества в истории России Хасанов Линар, Кондауров Максим Введение Казачество, сословие в истории России, которое вызывает немалый интерес, им часто дают такие характеристики как вольнолюбивые


    Скачать 22.91 Kb.
    НазваниеРоль Волжского казачества в истории России Хасанов Линар, Кондауров Максим Введение Казачество, сословие в истории России, которое вызывает немалый интерес, им часто дают такие характеристики как вольнолюбивые
    АнкорСтатья
    Дата26.11.2021
    Размер22.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСтатья.docx
    ТипДокументы
    #283027

    Роль Волжского казачества в истории России

    Хасанов Линар, Кондауров Максим

    Введение

    Казачество, сословие в истории России, которое вызывает немалый интерес, им часто дают такие характеристики как: «вольнолюбивые», «ярые приверженцы государя», «хранители православной веры».

    Само слово тюркское kazak, означает оно, скитаться, бродить. Уже само слово указывает на то, что эти люди изначально не имею строгой дисциплины, живут они грабежом, это совсем не земледельцы, каждый там конный воин. Но ни одно общество не сможет действовать без лидера, кто-то просто обязан, соответственно, стоит упомянуть слово атаман, происходит оно от слова «ата», что означает отец, это выборная должность, он выбирался не только для управления хутором, станицей и т.д., атамана могли выбирать и для отдельного похода, наиболее опытного и авторитетного казака в том или ином деле, он не был волен во всём, он нёс ответственность перед другими и нерадивый атаман мог быть наказан.

    Казаков можно назвать пограничниками своего времени, и обратить внимание на засечные черты, именно они приложили немало усилий к защите границ.

    Актуальность к теме казачества не пропадает и по сей день, в стране находится немалое количество кадетских корпусов, где подрастающее поколение знакомится с традициями казачества, с моментами боевой славы этого сословия.

    Восстание Степана Разина

    XVII век вошёл в историю как «Бунташный», в 1648 разразился «соляной бунт», а в 1662 «медный бунт», но были не самые яркие потрясения, наиболее масштабной оказалась война под предводительством Степана Разина, большим потрясением для власти оказалось то, что в этом случае ядром оказалась групп, ранее не замешанная в народных восстаниях-казаки.

    Сам Разин родился в семье зажиточного казака, на Дону. Возглавлял походы против турок и крымских татар, также выходил в Поволжье, где и происходили основные события войны. Основные причины восстания по мнению ряда историков – Соборное уложение 1649-го, которое ввело бессрочный сыск крестьян, а также ограничение казачьих вольностей.

    Но в случае с самим Разиным есть ещё и личная причина-казнь его старшего брата князем Долгоруким, зачастую, эту причину оставляют позади основных, поскольку самой целью восстания не было наказание людей повинных в смерти брата. 1

    Выше в работе упоминалось о том, что казаки одни из самых ярких приверженцев православной веры, но А.П. Сумароков пишет в «Сокращённой повести о Стеньке Разине», что не соблюдались церковные обряды, грабил не только государственное, но и церковное имущество. Ф.И. Соймонов называет Разина «вор, крестоотступник, изменник». С.М. Соловьёв также отмечает действия Разина в первую очередь, как разбойнические, но также указывает и на то, что они были вынужденными.2

    Но в то же время мы часто видим образ Разина как народного героя. Почему же мы видим этот образ? Особенно массово к восстанию присоединилось крестьянство, которое угнеталось сильнее после Соборного Уложения, большая часть местного населения принимала власть Разина на захваченных территориях, помимо крестьян и казаков в восстание принимали участие старообрядцы.

    Набирая людей таким образом Разин дошёл до Симбирска, и в октябре потерпел поражение. Сам Разин с помощью верных ему казаков был увезён на Дон, где начал собирать новое войско, но в XVII казачество уже не было столь едино, зажиточные казаки понимали, что своими действиями Разин может навлечь гнев царя на всё казачество, во главе с атаманом Корнилом Яковлевым был взят Кагальницкий городок, сожжён, а сам Разин пленён.

    Если мы обратим внимание на этапы становления казачества, то вполне можем разделить на два основных этапа. Первый – период до середины XVII века, когда казачество работает с государством исходя из своих интересов, а второй – уже к концу XVII века приняли присягу Московскому государю.3

    Таким образом, восстание Степана Разина имеет множество причин, но очевидно, что часть казаков присоединилась к нему именно из-за того, что власть пыталась подчинить себе казаков, уменьшить их вольности, завершающий этап показывает, что казачество к этому этапу уже не столь однородное, выделяются более бедные и «домовитые»- более зажиточные.

    Пугачёвское восстание

    Пожалуй, самая яркая страница истории Волжского казачьего войска, и в то же время самая неоднозначная. Почему же так получилось, что казаки, которые столько лет исправно служили, неожиданно стали изменниками присяги?

    В девятнадцатом и двадцатом веках историки давали следующие причины, первая версия принадлежит И. Михайлову, в своей статье «Вторжение Пугачёва в пределы Астраханской губернии» он утверждает, что казаки были недовольны действиями губернских властей, а конкретнее, казаки устали от постоянных командировок, свой след оставила и мобилизация войск в Царицын, при этом неукреплённые станицы лишались своей главной защиты. 4

    Следующая версия принадлежит И.А. Бирюкову, он считал, что причиной стал простой страх, которые испытывали казаки из-за своей малочисленности, причём страх по большей части за семью и имущество. Солидарен с этой версией и А.Н. Минх, но к этому он добавил, что казаки склонны к воровству.

    Историки же советского времени всё сводили к классам, обострение борьбы классов, в итоге, более бедные казаки отходят к повстанцам. Волжское казачье войско они считали одним из самых угнетённых, относительно общей массы казачества, а условия, в которых они проживали приравнивали к нечеловеческим, по большей части ссылаются на труды С.Г. Гмелина, который писал о службе Донских казаков в Царицыне, также опирались на П.С. Паласса или на И.Г. Георги.

    Найти хоть какую-то точную информацию о количестве, перебежавших казаков практически невозможно, некоторые исследователи считают, что переходить на сторону мятежника отказалась только верхушка казачества, другие же считают, что массовость была в разы меньше, что казаки находились в сомнениях, оказывать ли сопротивление Пугачёву, или нет.

    Д.Л. Мордовцев и П. Семёнов выдвинули такую точку зрения – волжские казаки получили наказание за присоединение к войскам Пугачёва, а наказанием послужило их переселение на Кавказ5, пожалуй, самое слабое место этой точки зрение то, что казаки в течении всей своей истории регулярно переселялись и принимали непосредственное участие в колонизации регионов, защищая по большей части границы. Возможно, эта мысль получила столь широкую популярность из-за того, что она прекрасно вклинивается в теорию классовой борьбы. Последователи этой точки зрения, как аргумент приводят то, что некоторым казакам, которые не участвовали в мятеже разрешили остаться на Волге. Некоторые отдельные авторы отмечают то, что казаки в качестве наказания лишились своего звания, а их дома были сожжены6, с этой стороны, наказание выглядит более весомым, поскольку казаки считали себя особенным сословием, не имевшим аналогов, тем более уж они не любили, когда их считали обычными крестьянами, с которыми у них возникали конфликты из-за многих факторов, а с лишением казачьего звания, они лишались своей чести. Также прошла череда казней по станицам, каких-то казаков сослали на каторгу. К сожалению, документальной информации к этой точки зрения я не нашёл, из этого следует, что построена она больше на логике. Поэтому версия, что казаки были отправлены на Кавказ из-за изменения обстановки, как на Волге, так и расширение границ, выглядит по крайней мере более логичной, а версия с классовой борьбой продиктована мировоззрением людей того времени, ведь на тот момент большая часть Калмыцкой Орды вернулась в Монголию, а если вернуться к истокам, то появление казаков на Волге не в последнюю очередь именно связано с противостоянием против калмыков. Скорее всего, истина лежит где-то посередине этих точек зрения. Помимо основного заработка казаки имели и неофициальный, они имели достаточно привилегий, они занимались контрабандой вина, брали соль больше нормы, подряжали ловцов рыбы, а после солили её казённой солью, конечно же, это делалось в коммерческих целях.7

    Но только хозяйством и контрабандой жили казаки, П.С. Паллас пишет, что они вели торговлю брёвнами с донскими казаками, которые переправлялись по Волге, из этих факторов следует, что казак не был бедным крестьянином, которому действительно тяжело жилось, возможно, масштаб перебежавших преувеличен, а классовая борьба, как главный фактор не такой сильный аргумент. П.С. Паллас в 1773 году проезжал по местам, где селились волжские казаки, утверждал следующее «Дубовские казаки весьма зажиточны и богаты, на ипаче рогатым скотом, ради которого они вниз по Иловле, также по обеим сторонам Волги в области своей настроили множество хуторов, из коих некоторые лежат совокупно на подобие небольших деревень». Г.С. Сколков доказывая бедность Волжских казаков приводил фрагмент И.Г. Георги, в котором написано следующее «со множеством из них скота, но большая часть из них недостаточным». И с этим действительно можно согласиться, детьми считались у казаков до 15 лет, казаки несли службу, они не могли оставаться и всё время быть занятыми своим хозяйством, остаются неспособные к службе, старики, и женщины, а возможно ли заниматься хозяйством в полной мере, которое отнимает огромное количество времени и сил без главы семейства и взрослых сыновей, которые не имеют каких-либо физических отклонений, которое бы освобождало их от службы.

    Но А.В. Курышев отмечает, что доподлинно неизвестно, в какой момент И.Г. Георги даёт такую оценку, вполне возможно, что она была уже после Пугачёвского бунта, так и то было это увидено самим И.Г. Георги или же это сделано с чьих-либо слов.

    Таким образом, дать однозначную оценку крайне проблематично, многие вопросы и сегодня находятся под завесой тайны, этот вопрос остаётся актуальным и по сей, однозначно мы не знаем как массовость, так и мотивы волжских казаков, при этом даже нельзя говорить и о наказании казаков за измену присяги.

    Заключение

    Сказать, что движение кануло в лету времени точно нельзя, скорее наоборот оно принимает новые обороты, многие участники гордятся своим происхождением, по всей стране открываются казачьи кадетские корпуса, университеты, в том числе и Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), казачьи общества находятся и на территории Ульяновской области, это движение действительно привлекает много внимание, как минимум потому, что выглядит необычно в сегодняшних реалиях, многие видят престиж в казачестве, они активно занимаются изучением своей истории, но, к сожалению, это всё не так однозначно, ректор Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет) подвергалась критике, обвинялась в плагиате, она опубликовала статью, которая содержала недокументированные заимствования, но современное казачество – уже совершенно другое и к данной теме относится лишь косвенно, это лишь показывает, что существует востребованность в изучение этого сословия.

    Таким образом, пожалуй, главную свою роль казаки сыграли в образование и колонизации многих регионов России, они много лет исправно служили на благо отечества, защищали границы, являлись одними из самых ярых приверженцев православной веры, самым тёмным пятном в истории Волжского казачества является Пугачёвский бунт, оценку роли в котором роли волжских казаков дать очень сложно, но Волга так и не стала казачьей рекой, несмотря на присутствие на ней достаточно немалого количества казаков, а наш регион так и нельзя назвать по настоящему казачьим, но в то же самое время, в том числе и благодаря казакам он был образован и был сохранён.

    За столько лет существования они обзавелись множеством традиций, легендами, и всегда были особым сословием, которое имело множество различных привилегий. Возможно, именно из-за этих привилегий мы и не можем дать однозначной оценки их действиям.

    В общем и целом, казаки - это важная составляющая нашей армии и государства на протяжении многих лет.

    Источники

    Киселёв, с. А. исторические этапы развития казачьих войск на службе государтва / с. А. Киселёв. — Текст : электронный // киберленинка : [сайт]. — URL:

    Плешаков, И. Н. казачество в период колонизации и становления административного устройства Саратовского Поволжья во второй половине 17- начале 18 века / И. Н. Плешаков. — Текст : электронный // киберленинка : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kazachestvo-v-period-kolonizatsii-i-stanovleniya-administrativnogo-ustroystva-saratovskogo-povolzhya-vo-vtoroy-polovine-xvii-nachale/viewer

    Симонова, М. В. Степан Тимофеевич Разин-государственный преступник или народный герой / М. В. Симонова. — Текст : электронный // киберленинка : [сайт]. — URL:
    Курышев, А. В. Волжское казачье войско и повстанческое движение под предводительством Емельяна Пугачёва / А. В. Курышев. — Текст : электронный // киберленинка : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volzhskoe-kazachie-voysko-i-povstancheskoe-dvizhenie-pod-predvoditelstvom-e-pugacheva.

    1 М.В. Симонова «Разин-государственный преступник или народный герой» С 1

    2 Там же

    3 С.А. Киселёв «исторические этапы развития войск на службе государства»

    4 «Волжское казачье войско и повстанческое движение под предводительством Е. Пугачёва» А.В.Курышев


    5 «Волжское казачье войско и повстанческое движение под предводительством Е. Пугачёва» А.В. Курышев


    6 Там же

    7 «Волжское казачье войско и повстанческое движение под предводительством Е. Пугачёва» А.В. Курышев



    написать администратору сайта