ККР по деловой коммуникации. Роль языка в развитии общества
Скачать 225 Kb.
|
Первый признак: «Хочешь быть “своим” в данной группе - исполняй соответствующие ритуалы поведения и общения»; Второй признак: исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное “поглаживание”. Третий важный признак: произношение этикетного выражения представляет собой речевое действие или речевой акт, т. е. выполнение конкретного дела с помощью речи. Четвертый важный признак: связь речи с категорией вежливости – моральным качеством, характеризующим человека, для которого проявле-ние уважения к людям стало привычным способом общения с окружаю-щими, повседневной нормой поведения. Однако неумелая и неуместная вежливость воспринимается как манерность, церемонность. При этом надо понимать, что бывает вежливость-искренность, идущая от чистого сердца, а бывает вежливость-маска, за внешним проявлением скрывающая иные отношения. В то же время проявления грубости многообразны: заносчивость, спесивость, высокомерие, это оскорбление, нанесение обиды, неправиль-ный выбор выражения в данной ситуации и для данного партнера, нанесение партнеру обиды с помощью слов, имеющих негативную окраску. Пятый признак: речевой этикет – важный элемент культуры любого народа, продукт культурной деятельности человека и инструмент такой деятельности. Являясь составной частью культуры поведения и общения человека и элементом национальной культуры, речевой этикет, отличается яркой национальной спецификой. [9] 1.3 Общество как фактор формирования и развития языка К числу наиболее характерных особенностей языка как общест-венного явления так же относится тот факт, что общество создает язык, контролирует созданное и закрепляет его в системе коммуникативных средств: как было сказано выше, каждое слово и каждая форма создаются вначале каким-либо отдельным индивидом на основании его инициативы, которая не может быть одновременно инициативой всех членов данного общества, однако общность психофизиологической организации всех людей в целом, наличие общественного сознания, общности ассоциаций и т. п. создает так называемый «общественный потенциал», т. е. возможность проявления той же инициативы, идущей в сходном направлении. Каждый мог бы создать новое слово аналогичным же образом. Нечто подобное происходит также при создании грамматических форм и их аналогов. Но в огромном большинстве случаев апробация вновь созданного обществом зависит от совокупного действия различных внешнеязыковых и внутреннеязыковых факторов: общество во всей его совокупности иногда сознательно, но чаще всего интуитивно, очень хорошо чувствует, подходит вновь созданное слово или не подходит. [7] Любопытно отметить, что различные оценочные критерии утверждения того или иного слова могут быть различными в разных языковых сферах, стилях и т. п. Люди, пользующиеся просторечием, могут оценивать слово иначе, чем его оценивают люди, пользующиеся литературным языком. Иногда факторы, поддерживающие слово или выталкивающие его из языка, выступают в довольно противоречивом сплетении, например, жаргонное слово низкого стиля может даже стать достоянием литературного языка, если одна группа факторов окажется в этой борьбе более эффективно действующей. Внешнеязыковые факторы в ряде случаев могут оказать очень сильное влияние на судьбу слов. Существуют даже области словотворчества, где общественное утверждение почти не играет никакой роли. Это, например, относится к созданию очень узких специальных терминов. Но, несмотря на огромное разнообразие внутри- и внешнелингвистических факторов, детерминирующих судьбу вновь возникшего слова или формы, которые мы не будем описывать в рамках данного раздела, решающая роль всегда принадлежит обществу: общество создает и формирует язык в подлинном смысле этого слова, ибо язык - продукт общества, и именно поэтому он в большей степени, чем какое-либо другое явление, обслуживающее общество, заслуживает название «общественного явления». 1.4 Взаимовлияние изменений в обществе и языке При характеристике языка как общественного явления следует также учитывать его зависимость от изменения состояния человеческого общества. Язык способен отражать изменение в жизни общества в более широком плане, во всех его сферах, что существенным образом отличает его от всех других общественных явлений. Рассмотрим такой аспект, как отражение в языке особенностей социальной организации общества. Итак, давно была подмечена зависимость языкового состояния от характера экономических формаций и формы государства. Так, например, для эпохи феодализма был характерен распад стран на множество мелких ячеек, где каждый феод и монастырь с прилегающими к нему деревнями представлял государство в миниатюре. Совершенно естественно, что такая структура общества необычайно способствовала появлению мелких территориальных говоров. Местные территориальные говоры были основной формой существования языка в феодальном обществе. Но так же любопытно отметить, что различие социальной организации общества в прошлом может отражаться на состоянии диалектов, существующих и в настоящее время. Как известно, территориальная раздробленность была ликвидирована в период развития капитализма, так как капитализму необходим единый рынок и хорошо организованное единое государство, защищающее его интересы. И вот в период становления капитализма возникает нация и ее характерный атрибут - национальный язык, который, воплощаясь в литера- турном языке, оказывает нивелирующее влияние на территориальные диалекты. Вместе с тем в буржуазном обществе возникает и другая тенденция: капитализм влечет за собой усиление социальной дифференциа-ции общества, что вызывает к жизни довольно большое количество так называемых социальных диалектов и жаргонов, арго и т. п. Каждая общественно-экономическая формация создает особый жизненный уклад общества, который проявляется не в одном каком-нибудь частном явлении, а в целом комплексе взаимно обусловленных и связанных между собой явлений. Разумеется, этот своеобразный жизненный уклад отражается и в языке. Если, например, сравнить систему общественных функций русского языка эпохи царизма с системой его общественных функций, типичной для советской эпохи, то сразу же обнаруживается определенная специфика четкой направленности. Кроме того, в обществе, где ведущую роль играют публичные формы языкового общения (митинг, собрание, радиоречь, театр и т. д.), установка на слушателя будет, несомненно, более ощутимой, чем в обществе, где языковое общение замкнуто кругом только более или менее "приватных", уединенных, узкоадресованных речевых жанров. [1] Немаловажное значение имеет социальная дифференциация общества, находящая свое отражение в языке: человеческое общество не представляет абсолютно однородного коллектива. В нем наблюдается дифференциация, вызываемая различными причинами: дифференциация по классовому, сословному, имущественному и профессиональному признаку, которая, естественно, отражается и в языке. Кроме того, дифференциация языка особенно усиливается в связи с усложнением производства и происходящим на этой почве разделением труда, что выражается главным образом в появлении специальной терминологии. Наряду со специфической профессиональной лексикой, связанной с потребностями определенной отрасли производства, появляется особая лексика, типичная для различных арго, жаргонов и т. п., ср., например, студенческий, воровской, солдатский и др. жаргоны. Социальная дифференциация языка затрагивает обычно только область лексики. Наблюдаются, однако, отдельные случаи, когда она захватывает и область грамматического строя языка. Классовая дифференциация общества может быть причиной создания значительных различий между языками, вернее, стилями языков. Кроме всего прочего, в языке свое отражение находят и, так называемые, «демографические изменения», под которыми понимаются такие явления, как увеличение или уменьшение населения, изменения в его распределении и составе, численности этнических групп, сдвиг соотноше-ний между сельским и городским населением и т. д. Эти изменения не являются самодовлеющими и чаще всего выступают как следствие других социальных изменений в обществе, но их выделение в особый тип производится только в целях создания более или менее обозримой классификации различных изменений, происходящих в обществе. Так, демографические изменения могут определенным образом отражаться в языке. Например, сильное увеличение городского населения в нашей стране по сравнению с дореволюционным периодом расширило сферу употребления городского говора, в известной мере способствовало расширению сферы употребления литературного языка и ограничило употребление диалектной речи. В то же время приток сельского населения в города в связи с развитием промышленности оказал известное влияние даже на литературный язык. Так же известен факт, что население более пожилого возраста обычно легче сохраняет особенности диалекта, в то время как молодежь, побывавшая на стороне, всегда вносит различные инновации. Сокращение численности какой-нибудь этнической группы всегда ведет к сокращению сферы употребления языка и сокращению его функций. На языковое состояние может оказывать влияние такой фактор, как многонациональный характер государства. Во всех многонациональных государствах, почти, как правило, выделяется какой-нибудь один язык, выступающий в роли главного средства общения. Примером может служить русский язык в СССР, индонезийский язык в Индонезии, английский и в известной мере хинди в Индии и т. д. [4] Любопытно отметить, что такой демографический фактор, как высокая или низкая плотность населения, может способствовать распространению фонетических изменений, грамматических инноваций, новых слов и т. д. или, наоборот, препятствовать их распространению: для распространения всего нового необходим определенный механизм, роль которого может играть интенсивность общения людей между собой. Движение населения, выражающееся в переселении на новые места, может способствовать смешению диалектов или усилению диалектной дробности. Например, переселение древних норвежцев на остров Исландию способствовало возникновению особого исландского языка, в сущности представляющего законсервированную с некоторыми инновациями форму древненорвежского языка. Этот же фактор способствовал образованию специфического бразильского португальского языка, языка африкаанс и т. д. Интенсивная колонизация различных стран мира в значительной мере способствовала распространению таких языков, как английский и испанский. Вторжение больших масс завоевателей и захват территорий с иноязычным населением также может быть причиной языковых изменений. Очень показательной в этом отношении является история языка урду. Его возникновение теснейшим образом связано с подчинением Индии мусульманам. Основная масса мусульман, осевших в Северной Индии, говорила на персидском языке и его диалектах. Персидский язык был официальным языком мусульманских империй в Индии. Скрещение экономических, политических и административных интересов коренного населения северной Индии и осевших в северной ее части мусульман привело к тому, что в течение нескольких столетий - на основе говоров панджабского языка и хинди, с одной стороны, и персидского, с другой, - вырабатывается язык хиндустани (урду), в котором органически сочетались элементы индийских диалектов с персидскими. Из персидского языка, в свою очередь изобиловавшего уже в это время огромным количеством элементов арабского языка, в урду вошло весьма большое количество слов. Но в этом явлении есть и негативная сторона, так как массовое проникновение иноязычного населения на территорию, занятую другим народом, может привести к утрате языка аборигенов. История различных народов дает многочисленные примеры таких случаев, ср., например, исчезновение галлов на территории Франции, кельтиберов на территории Испании, фракийцев на территории Болгарии, обских угров на территории Коми АССР, скифов на территории Украины и т. д. Любопытно отметить, что такое явление, как формирование норм литературного языка, создается не без активного участия различных групп населения. Но даже различие уровней экономического развития отдельных районов страны может быть в определенных случаях фактором языкового изменения: из истории образования литературных языков известны многочисленные факты, когда общегосударственный язык развивался на базе диалекта области, наиболее развитой в культурном и экономическом отношении. Так, в древней Греции диалект Аттики лег позднее в основу общегреческого языка койнэ. Латинский язык первоначально был диалек-том провинции Лациум, диалект провинции Иль де Франс лег в основу французского языка, первоначальной основой испанского языка был кастильский диалект и т. д. От общего уровня экономического развития страны или области может зависеть и степень диалектной дробности. Наоборот, бурное развитие промышленности, возникновение новых промышленных центров, рабочих поселков и т. п. ведет к уменьшению диалектной дробности. Так, например, мощный подъем промышленности и сельского хозяйства в СССР, связанный с возросшими потребностями в рабочей силе, увеличил мобильность населения, что привело к известной нивелировке местных диалектных особенностей. Так же действенным фактором, способствующим развитию и распространению языков, может иногда служить религия, которая, разумеется¸ нуждается в языке, который мог бы служить средством ее распространения. С этим связано повышение роли и распространение языков религиозного культа: религия может также оказать косвенное влияние на развитие языков, поскольку усвоение той или иной религии часто связано с усвоением культуры народа, распространяющего религию. Так же заметное влияние на характер языка имеют различные обществен-ные течения и взгляды. В годы революции культивировалось сознательное обращение к жаргону и арго как к "языку пролетариата", противо- поставленному старому "буржуазно-интеллигентному языку". Это течение имело определенные следствия: в литературную речь первых послереволюционных лет хлынул широкий поток различных жаргонизмов, арготизмов и провинциализмов, эти слои лексики проникли и в художест-венную литературу. При характеристике влияния на язык явлений надстроечного порядка нельзя оставить без внимания роль выдающихся писателей, драматургов, артистов. Общеизвестно, что многие выдающиеся писатели составили целую эпоху в развитии того или иного литературного языка. Такова, например, роль Пушкина и целой плеяды классиков русской литературы в России, роль Данте в Италии, Сервантеса в Испании, Чосера и Шекспира в Англии и т. д. Возникнув как результат обработки разговорного языка, литературный язык сам начинает оказывать обратное воздействие на разговорную речь. Употребление многих слов, выражений и литературных штампов первоначально возникло в известных произведениях литературы. Наличие в обществе различных классовых и националистических интересов также может отражаться на развитии языков. Специалисты по языкам Индии утверждают, что два индийских языка урду и хинди можно было бы легко объединить. Элементы грамматической системы этих языков едины, подавляющая часть словаря является общей. Достаточно ограничить употребление санскритских элементов в хинди, а также персидских и арабских элементов в урду, и условия для формирования языка были бы созданы. Отражение в языке развития культуры общества Развитие производительных сил общества, техники, науки и общей культуры обычно связано с возникновением большого количества новых понятий, требующих языкового выражения. Развитие культуры общества неизбежно создает в словарном составе каждого языка пробелы, которые говорящие на данном языке пытаются всеми доступными им способами заполнить: создаются новые термины, некоторые старые термины получают новые значения, необычайно расширяется область специальной лексики, варьирующейся в зависимости от понятийного содержания каждой науки в отдельности. Приток новой терминологии вместе с тем сопровождается исчезновением или оттеснением к периферии некоторых терминов, уже не отражающих современного уровня развития наук. В то же время общий подъем культуры населения способствует расширению сферы употребления литературного языка, что одновременно сопровождается сужением сферы употребления территориальных диалектов и вызывает существенные изменения в состоянии социальных диалектов. Рост же культуры способствует увеличению функций литературного языка, одновременно сопровождающимся его более интенсивной стилистической дифференциа-цией, появлением новых разновидностей устной и письменной речи. Развитие письменной речи может заметным образом отразиться даже на структуре языка. [1] Роль необычайно мощных средств в распространении единого литературного языка выполняет школа, а также театр, кино, радио, телеви-дение, а расширение функций литературного языка и распространение его среди широких масс населения вызывает необходимость установления единых орфоэпических и грамматических норм. Этот фактор имеет консервирующее действие. Возникновение разветвленной системы языковых стилей и установление языковых норм способствует развитию так называемой языковой эстетики, выражающейся в ограждении языка или стиля от проникновения в него всего того, что нарушает стилистические или языковые нормы. [3] Развитие культуры естественно связано с усилением контактов с различными странами мира, имеющими своей целью обмен опытом в самых различных областях науки и техники. На этой базе возникает интернацио-нальная терминология. Перевод технической и научной литературы неизбежно ведет к появлению в социальных сферах языка общих стилистических черт и особенностей. 2. Роль языка в развитии общества 2.1 Специфика языка как фактора обслуживания общества Зачастую можно услышать, что наиболее значимым признаком, позволяющим относить язык к разряду общественных явлений, оказывается его способность обслуживать общество, однако язык обслуживает общество не так, как все другие общественные явления (базис, надстройка, идеология и т. д.). Констатация того факта, что язык обслуживает общество, сама по себе еще не является решающим критерием для отнесения языка к разряду общественных явлений. Обслуживать общество могут машины и даже отдельные явления природы, поставленные на службу человеку. Вопрос только в том, как и в какой мере, язык обслуживает общество. Как известно, многие общественные явления обслуживают общество только в определенном отношении. Наиболее примечательная особенность языка, сближающая его с другими общественными явлениями и в то же время коренным образом отличающая его от них, состоит в том, что язык обслуживает общество абсолютно во всех сферах человеческой деятель-ности. По этой причине язык не может быть отождествлен ни с одним из других общественных явлений. Он не является ни формой культуры, ни идеологией определенного класса, ни даже надстройкой в самом широком понимании этого слова. Эта особенность языка целиком и полностью вытекает из особенности его главной функции - быть средством общения. |