Главная страница
Навигация по странице:

  • История возникновения

  • Основные черты и принципы

  • Как проявил себя романтизм

  • В литературе

  • литература (2). Романтизм это идейное и художественное направление в искусстве конца xviii первой половины xix века


    Скачать 15.75 Kb.
    НазваниеРомантизм это идейное и художественное направление в искусстве конца xviii первой половины xix века
    Анкорkbnthfnehf
    Дата19.09.2022
    Размер15.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалитература (2).docx
    ТипДокументы
    #685006

    Романтизм – это идейное и художественное направление в искусстве конца XVIII – первой половины XIX века. Это литературное направление выдвигает новую систему ценностей: культ творчества, превосходство воображения над рассудком, следование природе. 

    В «Истории романтизма…» показано, как возникновение новых социальных и психологических отношений, их постепенное утверждение в общественном сознании, прежде чем дать свои эстетические плоды, стало ощутимо на уровне повседневности, в обиходе: «Молодые дворяне толпами оставляли службу и отправлялись в свои поместья, испытывая самую искреннюю радость от сознания своей раскрепощенности от каких-либо гражданских обязательств…»»На протяжении ряда десятилетий в России исподволь складывалось, в сущности, антипросветительское убеждение в том, что право человека на личную жизнь превыше его обязанности служить обществу» (I, 31, 33). Исследователи тщательно прослеживают, как изменяющаяся действительность способствовала, если можно так выразиться, росту ценности человеческой личности. Писатели,– еще не романтики, но в их творчестве исследовательская мысль уже «распознает» отдаленные признаки будущего романтического мировосприятия,– вводят в свои произведения «личные» мотивы, что является серьезной новацией (Ломоносов), В. Федоров убедительно показывает, что творчество Карамзина с самого начала перерастало рамки сентиментализма (крупнейшим представителем которого его принято считать).

    Показывая органическую необходимость возникновения романтизма в русской литературе на рубеже XVIII– XIX веков, авторы коллективного труда правильно решают вопрос о степени влияния западных литератур той эпохи на русских писателей: «…Если бы романтизм для наших писателей того времени был бы в художественном отношении явлением абсолютно новым, то все «романтические красоты»… должны были неизбежно остаться за порогом их восприятия. Эти красоты «не узнавались» бы ими как явления художественные, которые могут… быть творчески использованы в их собственной художественной практике» (I, 17– 18).

    В России романтизм начал развиваться в первой четверти 19 века. В этот период возникает ранний русский романтизм в творчестве В.Жуковского, К. Батюшкова. Романтизм как литературное направление сменил своего предшественника – сентиментализм, который к началу нового века изжил себя. Безусловной заслугой писателей-сентименталистов было открытие, что у простых людей тоже есть чувства, они также способны любить и страдать. Но сентиментализм, основанный на чувствительности, не шел дальше описания и констатации чувства, тогда как человек устроен гораздо сложнее. Человеческий характер неоднозначен и противоречив до такой степени, что иногда сама личность не в состоянии понять и объяснить свои поступки. Сентименталисты же показывали человека в черно-белом свете, полностью отдающегося одному чувству – хорошему или плохому. Открытие же романтиков начала 19 века заключается в том, что они увидели и показали: человек существо многогранное, он может совершать и плохие и хорошие поступки. Нельзя однозначно определить: этот герой хороший, а этот плохой. Поэтому так много споров вокруг романтических героев: Печорин плохой или хороший, как определить поведение Онегина и тд. Романтики открыли и показали неоднозначность человеческой природы. С приходом романтизма из литературы впервые уходит понятие положительного и отрицательного героя.
    История возникновения

    Период романтизма приходится на конец XVIII века и первую половину XIX века. Кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения привели к переходу от культа разума к культу чувства. Связующим звеном между классицизмом и романтизмом стал сентиментализм, в котором чувство становилось рациональным и естественным. Он стал своеобразным истоком нового направления. Романтики пошли дальше и полностью погрузились в иррациональные размышления.
    Истоки романтизма стали зарождаться в Германии, в которой к тому времени было популярно литературное движение «Буря и натиск». Его приверженцы высказывали достаточно радикальные идеи, что послужило становлению среди них романтического бунтарского настроя. Развитие романтизма продолжилось уже во Франции, России, Англии, США и других странах. Основоположником романтизма в живописи считается Каспар Давид Фридрих. Родоначальником в русской литературе – Василий Андреевич Жуковский.
    Основными течениями романтизма стали народно-фольклорное (основано на народном творчестве), байроническое (меланхолия и одиночество), гротескно-фантастическое (изображение нереального мира), утопическое (поиск идеала) и вольтеровское (описание исторических событий).

    Основные черты и принципы

    Главной характеристикой романтизма является преобладание чувства над разумом. Из реальности автор переносит читателя в идеальный мир или сам томится по нему. Отсюда еще один признак – двоемирие, создающееся по принципу «романтической антитезы».
    Романтизм по праву можно считать экспериментальным направлением, в котором фантастические образы умело вплетаются в произведения. Эскапизм, то есть уход от реальности, достигается мотивами прошлого или погружением в мистику. В качестве средств для ухода от реальности автор выбирает фантастику, прошлое, экзотику или фольклор.
    Отображение эмоций человека через природу является ещё одной особенностью романтизма. Если говорить о своеобразии в изображении человека, то часто он предстает перед читателем одиноким, нетипичным. Появляется мотив «лишнего человека», бунтаря, разочаровавшегося в цивилизации и сражающегося против стихии.

    Как проявил себя романтизм

    В искусстве романтизм проявился во всех сферах, кроме архитектуры.
    В литературе

    Если в эпоху Просвещения за редким исключением отсутствовали лирические и лироэпические жанры, то в романтизме они играют главную роль. Произведения отличаются образностью, оригинальностью сюжета. Либо это приукрашенная реальность, либо это вовсе фантастические ситуации. Герой романтизма обладает исключительными качествами, оказывающими влияние на его судьбу. Книги, написанные два века назад, до сих пор пользуются спросом не только среди школьников и студентов, но и среди всех интересующихся читателей. Примеры произведений и представители направления представлены ниже.


    написать администратору сайта