немцы. Российские и Поволжские немцы печать. Российские и Поволжские немцы. Российские немцы
Скачать 1.13 Mb.
|
10.Орудие труда • зернотерка – приспособление для получения муки ручным способом. • коромысло - приспособление для переноски воды в ёмкостях и других грузов. • маслобойка -орудие труда для переработки молочной продукции. • посох свадебный -обязательный атрибут традиционной немецкой свадьбы • прялка -орудие труда для получения нити • цеп для молотьбы -ручное сельскохозяйственное орудие труда 11.Одежда Поволжских немцев. «Костюм колониста летом состоял только из холщевых брюк и такой же рубашки с прямым воротом, завязанным тесемкой; сверх холщевых брюк обыкновенно надевались еще брюки серого цвета из "нанкина" ("чертова кожа"). На голове надет суконный картуз. Если требовалось явиться к начальству и было очень жарко, то для порядка надевался еще жилет, который не полагалось застегивать. На ногах никакой обуви. В холодное время года сверх белья надевались брюки из самотканого сукна, окрашенного в синий цвет; из этого же материала была сшита часть костюма, напоминавшая длинный жилет, но с рукавами . Для выхода сверх этого надевался еще длиннополый кафтан из такого же сукна. В зимнее время сверх жилета прямо надевался полушубок. В холодное сырое время года надевались смазанные сапоги, а зимою при снеге - валенки. Отправляясь в дорогу, колонист сверх полушубка надевал еще овчинный тулуп. Белье менялось раз в неделю, в субботу. Бань у колонистов нет и не было и мылись ли колонисты зимою неизвестно. Летом они, хотя редко, но купались. В воскресенье только больные не ходили на богослужение; для этого всегда надевали "праздничный" костюм, т. е. самое лучшее, что у кого имелось.Как мужская, так и женская одежда многофункциональна по назначению, скромна и неярка по расцветке. В ней гармонично сочетаются жакеты и жилеты традиционного европейского покроя вместе с чисто русскими платками, шалями и картузами. А яркие детские платьица, вышитые фартучки, кружевные чепцы, крошечные самодельные башмачки - все это резко отличало детскую одежду колонистов от других поволжских народов. К началу XIX века в строгости нарядов произошли некоторые послабления – длина сюртука изменилась, появились залихватские перышки на шляпах, украшения. Дриндл – женский наряд, стал достойной основой для моды 60-х годов прошлого века: жесткий корсет, очень пышная юбка чуть ниже колен, пышные рукава фонариком. Типичный силуэт женского костюма, осталось добавить передник, шляпу или чепец, толстые гетры и туфли. Кстати, немецкие сапожники были настоящими кудесниками – туфли делали с пряжками, пряжку украшали кто чем мог, вплоть до золота и бриллиантов. В отличие от мужского костюма, женский можно было украшать. Вышивка из бисера настолько плотно оплетала корсет, что он становился на несколько килограмм тяжелее. Цветовая гамма Рубашки шьются чаще из светло-красной материи (китайка) или из материи голубой (нанка), которые покупаются, причем грудь и плечи украшают вырезками из других материй или тесемками. Шьются рубашки и из холста домашнего приготовления, но уже редко. Штаны шьются из покупаемой черно-цветной или серой хлопчатобумажной материи, а часто и из холста, изготовленного домашним способом, покрашенного в черный или голубой цвет, причем карманы украшают тесемками или подделанными из цветных материй цветами 12.Головные уборы. Головной убор женщины. В качестве головных уборов в немецких поселениях бытовали различного рода чепцы. У первых колонисток они закрывали всю голову или затылок. Такие чепцы шили из плотной ткани. У поздних же колонисток — а именно меннониток — они были из легкой ткани — коленкора, бязи или батиста, а белизной и формой напоминали яичную скорлупку, что очень смешило русских крестьян. Наряду с чепцами немки охотно пользовались разнообразными платками и шалями, а потом и вовсе стали покрывать голову только ими. Мужской головной убор. Гессенский тип шляпы – широкополая, круглая шляпа с невысокой тульей. Имел место быть и высокий черный цилиндр придавал праздничному костюму особую торжественность 13.Украшения,обереги,вышивка и т.д. Украшения Плотно на шее привязывался шнур белых или желтых бус, которые колонисты называли кораллами. Вышивки Одним из старейших видов рукоделия является вышивка. Изначально цветными нитками обрабатывали соединительные швы, позже развиваются орнамент и способы вышивки. Например, в Гессене, в местечке Швальм, появилась красивейшая швальмская вышивка, ее использовали для украшения подола, воротничков одежды или носовых платков. Именно Жители земли Гессен одними из первых откликнулись на Вызывной манифест Екатерины Второй и переехали в Россию. Потому такой вид вышивки является характерным для российских немцев. Вышивали крестиком, но больше гладью, также популярна вышивка «Ришелье». Традиционными узорами вышивки российских немцев являются цветы, птицы, ягоды. 14.Традиционная кухня:продукты,рецепты,способы приготовления и тд. Основу кухни российских немцев составляют мучные, мясные и молочные блюда. Российские немки, также, как и русские хозяйки, пекут пшеничный хлеб. Существуют и другие виды традиционных мучных изделий российских немцев – главными, конечно, считаются насыпные пироги – Ривелькухен. Сладкие пироги, пироги с сыром – кёзекухен. Одним из самых любимых десертов у немцев являются вафли, десерт известен с 13 века, изначально вафли являлись лакомством знати, а с 18 века вафли были доступны для всех - их пекли на улице и продавали. На праздники готовили крендельки – брецели, с ними связана интересная легенда- однажды король приказал своему повару испечь для него хлеб, через который он сможет увидеть солнце трижды, и повар придумал необычную форму мучного изделия. Считается, что брецель состоит из «живота» и скрещенных на нем «рук». Настоящий брецель перед выпеканием замачивают в содово-соляном растворе и потом посыпают крупной солью. • Куриный суп-лапша Уважение к этому блюду у российских немцев было столь велико, что вплоть до недавнего времени во многих семьях, несмотря на обилие макаронных изделий в магазинах, лапша для куриного супа изготовлялась только домашним способом. • Окорок с тушеной квашеной капустой и картофельным пюре. Приготовление картофельного пюре у российских немцев – особое искусство. В него кладут большое количество молока и масла и долго сбивают до консистенции легкого крема. • Штрудель В немецких и русских современных кулинарных книгах штруделем именуется род сладкой выпечки. Российские немцы называли штруделем блюдо, состоящее из сдобных рулетиков, которые вместе с окороком или салом тушатся в квашеной капусте. Порядок был присущ немецким поселенцам во всем, в том числе и еде. Существовало недельное меню, которого придерживались все семьи поселения: Например в понедельник - галушки на заливке из масла и сметаны или на выжарках из свиного сала; во вторник - суп с мясом: бараниной или говядиной, или же щи со свининой; в среду - растопленное постное масло с картофелем "в мундире" или жареная колбаса и сало; в четверг и воскресенье - сваренная в капусте свинина и картофельное пюре ; в пятницу - густая заливная лапша на масле или сальных выжарках; в субботу - горячие пироги с мясом, морковью, тыквой или капустой и солодковый чай. Летом обычно ели четыре раза в день: утром около 7 часов завтракали каким либо постным супом и чаем или белым кофе, в 12 – обед который как правило состоял из одного блюда , в праздничные дни добавлялся сладкий суп из фруктов и ягод , в 4 часа – полдник в это время ели калачи и запивали их молоком или водой и вечером, в сумерки, ужин - на ужин снова готовили суп с картофелем, пшеном, горохом, бобами, чечевицей, капустой, галушками, мучной затиркой и лапшой, заправленные маслом или салом ; зимою полдника не было а ужин устраивали около 6 часов вечера 15.Семейный быт. Аккуратный и чистоплотный образ жизни препятствует доступу в колонии болезням и эпидемиям поэтому семьи многочисленны, семья в среднем выращивала 4 детей; семьи в 5, 6 и 7 детей в колониях были не редкостью. Немцы покорны старшим. Отец семьи имеет неограниченную, патриархальную власть в семье, и никто из членов семьи не вправе действовать самостоятельно и без ведома отца. В семейной жизни отцы семейств деспотичны и требовательны; дети находятся в беспрекословном подчинении родителей и за непослушание и шалости жестоко наказываются. Жена - раба своего мужа; она исполняет домашние работы, заведует кухней, обшивает семью, но в общем хозяйственном распоряжении голоса не имеет Несчастья и жизненные невзгоды колонисты переносят терпеливо и безропотно. Праздношатающихся на улицах никогда не было, если кто-то появлялся на улице, то явно шел или ехал по конкретному делу. Никаких скамеек и беседок. Большая часть колонистской жизни протекала в продолжительной и тяжелой сельскохозяйственной работе. Люди на улицах встречались только после уборки урожая и на праздники, которых, впрочем, было не так много. Из народных традиций, наиболее сохранившиеся у колонистов в России, важнейшими были те, что связывали человека с религией и духовным миром христианства: рождение(крестины), бракосочетание(венчание),смерть (отпевание). У лютеран обычно новорождённого приносили в церковь на второй или третий день после рождения. Крестные выбирались обычно из числа близких родственников. При крещении первенца в качестве крестных чаще всего выбирали шафера и подругу невесты. Как правило, ребёнку давали имя крестного если это был мальчик, и имя крёстной, если это была девочка. Но поскольку могло быть два или три крёстных, то и ребёнок получал два или три имени. Употребление спиртных напитков во время или после крестин строго воспрещалось. Крестины завершались праздничным трезвым ужином. У католиков крестины сопровождались выпивкой. Следующим важным событием было бракосочетание. За несколько недель до свадьбы(они игрались как правило осенью),жених отправлялся с двумя сватами к своей избраннице, она со своей стороны была оповещена заранее, и приглашала своих подруг в свидетели .Сваты произносили изречения из библии, нахваливали жениха и просили согласия родителей невесты. В Поволжье невеста одевала длинное платье, обычно белое, фартук, волосы зачесывала назад, сплетая корону с бантами и другими украшениями. После шуточного торга у запертых дверей дома невесты, который ведут её подружки, двери перед женихом открываются. Но там находится бабка ,ряженая под невесту, после шуток ,наконец жених предcтает перед невестой. Они следуют в церковь, после обряда венчания обе стороны(гости и родственники) празднуют отдельно. Завершался праздничный обряд снятием венка с головы невесты, ей заплетали волосы в косы, на голову надевали большой платок, невеста с этого момента становилась замужней женщиной. 16.Традиционные верования,суеверия,приметы. Основные группы колонистов, пришедшие в Россию как результат приглашения на жительство Екатериной II, были лютеранами и католиками римского обряда. Рождество отмечали только религиозные люди. В этот праздник у них заведено наряжать елку, читать Библию и дарить детям сладости за прочтение стишка. На Пасху, по традиции, в корзину ставили пасхального зайца, который якобы приносил подарки малышам. Святки – период свадеб; традиционный день – второй день Рождества, собирающий в приходе 10-15 пар венчающихся. Свадебный кортеж состоит из жениха с невестой, шаферов и шафериц, приглашенных на свадьбу гостей и массы любопытствующей публики, направляющихся из дома невесты пешком в церковь; их сопровождает духовая музыка, играющая церковные песни. Если невеста из другого села, то утром уезжают за ней жених и шаферы на нескольких тройках или парах. При выезде с невестой поезд на улице останавливают протянутым через дорогу куском сарпинки, полотна или веревкой и требуют выкупа за невесту, от одного до трех рублей на водку. При проезде селом жених или его родственники разбрасывают горстями по сторонам мелкую монету или конфеты, на которые с криком и дракой набрасывается целый рой мальчишек. Масленица празднуется у колонистов лишь один день: во вторник первой недели Великого поста. С утра пекут массу хвороста, который едят в обед со сладким фруктовым супом, в 4 часа пополудни – с кофе и вечером – с колбасой и ветчиной. Никаких особых увеселений в этот день не бывает. Пасха у колонистов также не отличается торжественностью, как у русских. Для детей существует традиционный заяц, который несет в ночь на Пасху детишкам крашеные яйца и игрушки в выставленные ими с вечера корзиночки. Куличей и пасх у колонистов не бывает; на Пасху и Троицу подается обычно праздничная пища. 17.Календарные праздники. Важными были такие религиозные праздники как Рождество и Пасха. С Рождеством связаны многие обряды, совершаемые в период между первым адвентом (четвёртое воскресенье перед рождеством) и очищением Марии,2 февраля. Также это день Святого Николая(6 декабря),сочельник (24 декабря) и крещение (6 января). По зимним вечерам взрослые колонисты собирались у того или иного соседа. Незамужние девушки собирались каждый вечер то у одной, то у другой подружки. Это называлось“Холостяцким рядом“.В нём принимали участие и юноши. Чисто народным праздником был,“майфаер“ майский праздник.1 Мая юноши устанавливали в селе четыре больших дерева, два по концам и два в центре села. Верхушки этих деревьев украшались платками, специально приготовленных к празднику. После установки 4 основных деревьев, юноши спешили к домам своих избранниц и устанавливали там майские деревья, каждый старался чтобы его дерево было повыше и покрасивее. Весь вечер молодёжь веселилась. Всё это происходило в сёлах, где жили немцы швабы, то есть выходцы из южных районов Германии. Соблюдая все христианские праздники, колонисты, тем не менее, отмечали их по-своему. Например, на Пасху у немцев существовал забавный обычай класть подарки в искусственные гнезда – считалось, что их приносит «пасхальный заяц». Накануне главного весеннего праздника взрослые из чего могли, сооружали гнезда, в которые втайне от детей клали крашеные яйца, печенье, конфеты, а затем пели в честь «пасхального зайца» песни и скатывали с горки крашеные яйца – чье яйцо окажется дальше, тот и победил. 18.Современные проблемы этноса. 1) Демографическая. Небольшая численность этноса из-за того, что и в Первой, и во Второй мировых войнах Германия выступала противником России и это внесло в эту историю драматические и трагические страницы. Тем не менее, и в советские времена в нашей стране жили сотни тысяч немцев, сохранялся и развивался немецкий язык, на котором создавалась художественная литература, выходили многочисленные издания, но к сожалению, сегодня мы почти ничего не слышим о российских немцах, хотя они есть. 2) Миграционная проблема. Так, начавшаяся Великая Отечественная война, привела к массовому переселению народа на Восток и привела к негативному отношению к нему, потому что воевал русский народ против немцев и они, собственно говоря, были немцами и сейчас в современное время, происходит миграция русские немцы переезжают в Германию. 3) Национальная проблема. Перестройка во внутренней и внешней политике в корне изменила существующую ситуацию. Получив право говорить, немцы заявили о том, что в условиях данного политического режима у них нет возможности сохраниться как самостоятельной национальной группе, т.е. развивать национальную культуру и язык. Начался новый этап эмиграции немецкого населения из республик Союза. Только с 1987 по 1990 г. СССР покинуло 1056 тыс. немцев . Столь высокие темпы эмиграции заставляли определенные круги задуматься: по данным всесоюзной переписи населения 1989 г., в СССР проживало 2 035 807 немцев. 4) Экономическая проблема. Поволжские немцы не сумели возвратиться в регион Поволжья в том количестве, в каком их забрала оттуда советская власть. Им не было позволено селиться там в течение десятилетий. После войны многие поволжские немцы остались жить в том регионе, куда их распределило НКВД в момент депортации — Урал, Сибирь, Казахстан (178400 человек на 2009 год — 1,07 %от всего населения современного Казахстана — самоопределяются как немцы), Киргизия и Узбекистан (примерно 16 тысяч — 0,064 % от населения страны). После длительного периода гонений, немцы восстановили свою жизнь в местах нового проживания, их количество там возрастало естественным образом, и им удалось сохранить свою уникальную культурную аутентичность, свои культурные традиции. Десятилетия после войны, некоторые из них всё чаще поднимали вопрос относительно переселения обратно, туда, где ранее существовала Автономия немцев Поволжья. Однако на местах бывшего проживания сами переселенцы встречали жёсткий отпор со стороны населения, вселённого в их старые дома тем же сталинским режимом в тот же момент и занимавшего их родные земли. |