Анализ. Анализ Ефремова А.Г. (2) (3) (1). Российский государственный социальный университет Анализ музыкального произведения по дисциплине Музыкальноисполнительские школы и концепции
Скачать 44.45 Kb.
|
Анализ музыкального произведения по дисциплине «Музыкально-исполнительские школы и концепции» В. Наговицин «Соната для флейты и фортепиано»
Москва 2020 Содержание1.Исторические сведения об авторе произведения 2 2.Общая информация о произведении 3 3.Форма произведения 3 4.Особенности музыкального языка и фактуры 3 6.Методико - педагогический анализ 5 Список литературы 6 Исторические сведения об авторе произведенияВячеслав Лаврентьевич Наговицин родился в 1939 г. Завершил обучение в Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова по классу скрипки и по классу композиции. Был принят в Союз композиторов СССР. Занимается преподавательской деятельностью в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. В настоящее время –профессор кафедры инструментовки и общей композиции, заслуженный деятель искусств РФ. Общая информация о произведенииВ творчестве композитора Вячеслава Наговицина обнаруживается особенное внимание к камерным жанрам, в которых творческая самобытность автора раскрывается наиболее полно и ярко. Среди них три фортепианные сонаты, две сонаты для скрипки и фортепиано, два струнных квартета, Соната для флейты и фортепиано, романсы и вокальные циклы, тетради пьес для фортепиано и для скрипки, обработки народных песен, а также многие другие. Соната для флейты и фортепиано была написана в 1962 году и была посвящена Глебу Павловичу Никитину – замечательному русскому флейтисту и педагогу, заслуженному деятелю искусств России. Форма произведенияСоната В. Наговицина для флейты и фортепиано представляет собой одночастную композицию. Воплощение модели классической сонаты как жанра в данном случае представляет собой трансформацию, происходит «сжатие» традиционного трех, четырехчастного цикла в одночастную структуру. Тем не менее функциональная нагрузка частей условно сохраняется следующим образом: быстрая, стремительная, главная партия словно воссоздает характер активной I части цикла – сонатного allegro, лирическая побочная партия – II медленную часть, разработка – жанровую подвижную III часть цикла и, наконец, реприза с ее объединяющим значением всех партий подобна роли обобщающего финала – IV части. По характеру, образному развитию, соната явно принадлежит к драматическому типу симфонизма с характерными для него чертами – конфликтностью течения музыкального процесса, высоким уровнем напряжения. Произведение отличается лаконичностью, компактностью, невелико по масштабам, но вместе с тем емко по содержанию и внутренней наполненности. Соната состоит из пяти основных разделов – вступления, экспозиции, разработки, репризы, коды. Для музыкального тематизма сонаты характерна частая смена образов, настроения, что отражается в резком сопоставлении темпоритма, жанра, типа мелодического движения, фактуры, динамики, придавая импульсивность. Начинается произведение с четырех аккордов-кластеров в сочетании с требовательным триольным мотивом. Далее волнение несколько успокаивается за счет возвращения к первоначальному темпу, и следующий микрораздел во вступлении приобретает характер лирикофилософского размышления. Повествовательный характер темы у флейты – с короткими выразительными фразами, «говорящими» интонациями в удобном среднем регистре (1 октаве) ассоциируется с рассказчиком, одушевленным персонажем. Главная партия – стремительная, вихреобразная звучит в партии флейты – сразу в напряженном высоком регистре второй и третьей октавы. Прихотливый ритмический рисунок – пунктирный ритм, триоли, смещение сильных долей, обилием скачков, изломанной мелодической линией придают теме ощущение взволнованной речи. Партия фортепиано не воспринимается как сопровождение, это полноправный участник диалога. Ей свойственна полижанровая природа. Побочная партия, написанная в простой трехчастной форме, начинается с соло флейты, звучит одиноко, потеряно. В развивающем разделе побочной партии вновь возвращается более активное движение, как в главной партии – с чертами марша. Заключительная партия отсутствует, и экспозиция, не завершаясь полным гармоническим кадансом, свойственным классикам, словно «вливается» в начало разработки. Разработка – самый напряженный раздел во всей сонатной форме. Для него характерно интенсивное преобразование интонаций главной партии, включая ее дробление на отдельные мотивы и их активное секвенционное развитие. Реприза совпадает с моментом наивысшего развития и вместе с тем является сокращенной из-за уменьшения масштабов ее партий. Пронзительно звучит долгая трель у флейты, заполняя гигантский объем звучания в целом – с партией фортепиано в пять октав. Кульминационной становится и каденция в партии солиста. От трехчастного строения главной партии в репризе остался лишь один раздел, связующая партия отсутствует, сразу за каденцией следует сокращенная побочная партия – Allegretto. В сравнении с экспозицией побочная тема в репризе вначале звучит более мрачно, как после свершившейся трагедии, обессиленно. Умиротворение в конце сонаты достигается и за счет натурально-ладовой гармонии, ритмической размеренности и ровной динамики. В конце произведения – краткой коде – происходит возвращение начальных созвучий и интонаций вступления, замыкая круг драматургического развития. Выразительные средства исполнения В главной партии присутствуют триоли. В произведении присутствуют пунктирный ритм, форте, акценты. Важный элемент – интонирование. Присутствует игра в высоком регистре. Сонату отличает мощный накал динамики. Важный элемент – интонирование. Для хорошего исполнения требуется научиться повышать и понижать интонационное звучание инструмента. В процессе работы над произведением музыкант должен пристальное внимание уделять чистоте интонации, поскольку фальшивое звучание инструмента искажает замысел автора. Само произведение обладает большим количеством технических трудностей. Например, для хорошего исполнения триолей, для начала, их стоит проигрывать в медленном темпе. Желательно выбрать этюды на этот вид техники. И конечно акцентируем внимание на одинаковой длительности всех 3 нот триоли, прорабатываем в медленном темпе. Так же помогает проигрывание в медленном темпе с акцентированием 2 звука в триоли. Важным средством художественной выразительности является ритм. Нужно очень четко представлять структуру произведения, тщательно отрабатывать каждую сложную деталь, заботиться о точном соотношении длительностей, ритмических фигур. В сонате присутствует полиритмия, на которую стоит обратить внимание, так как могут возникнуть ритмические несовпадения. В партии флейты часто встречается игра в высоком регистре, что требует определенной технической подготовки. Нужно следить за дыханием, за тембром и за тем, чтобы флейта не звучала резко. Для получения качественного звука в высоком регистре при правильном исполнительском дыхании, необходимы несколько основных условий: максимально открытая гортань, минимально открытая мензура (щель между губами для выхода воздуха), прямой позвоночник. Соната часто включается в музыкально-педагогический репертуар средних и высших учебных заведений, звучит на различных концертных площадках. Список литературыhttps://colledg70.ru/oldssait/oldSite/prepod/pr_chernyakova/analiz_muz.pdf https://www.docme.su/doc/1197566/9583.kompleksnyj-analiz-muzykal._nogo-proizvedeniya--na-pri... https://infourok.ru/osvoenie-muzikalnogo-proizvedeniya-v-klasse-fleyti-1945713.html http://myflute.ru/ |