Главная страница
Навигация по странице:

  • ФИО студента Кравчинский Артем Романович Направление подготовки

  • Группа ПОФ-Б-03.01-Д-2021-1 Москва 2022 Оглавление

  • 2. Основная часть

  • 3. Заключение

  • 4. Список литературы

  • Воспитание основ нравственной культуры личности. эссе Воспитание нравственной культуры личности. Российский государственный социальный университет эссе по дисциплине Педагогика


    Скачать 71 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет эссе по дисциплине Педагогика
    АнкорВоспитание основ нравственной культуры личности
    Дата04.11.2022
    Размер71 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаэссе Воспитание нравственной культуры личности.doc
    ТипДокументы
    #770235





    Российский государственный социальный университет





    ЭССЕ

    по дисциплине «Педагогика»

    Воспитание основ нравственной культуры личности

    ФИО студента

    Кравчинский Артем Романович

    Направление подготовки

    Педагогическое образование

    (Физическая культура)

    Группа

    ПОФ-Б-03.01-Д-2021-1


    Москва 2022

    Оглавление


    1. Введение………………………………………………………….....3




    1. Основная часть……………………………………………………...4




    1. Заключение………………………………………………………….8




    1. Список литературы…………………………………………………9


    1. Введение
    Объектом эссе является человек, а предметом – его социальная сущность. Когда человек рождается, то еще не является личностью, а является индивидом. Индивид – один из представителей мира. Понятие личности намного глубже и раскрывается по ступеням социализации, то есть целенаправленного процесса вхождения индивида в социальную среду, усвоения правил поведения, взаимодействия с другими людьми, выработки собственного понимания мира относительно доброго и злого, плохого и хорошего.

    Культура является важной характеристикой развития общества, передачи социального опыта из поколения в поколение. Культура рассматривается с нескольких сторон [2]:

    • как система ценностей и норм, поддерживающих социализацию общества;

    • комплекс идей и их материальных воплощений, включающий в себя воспроизводство и развитие человека как субъекта деятельности;

    • как система культурных универсалий, обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями;

    • как совокупность артефактов, знаний, верований, выражающих адаптацию и репродуцирование жизненного уклада человечества.
      На основании синтеза подходов, культура является «миром сознательного человеческого бытия, созданным и созидаеым людьми в процессе взаимодействия с природой и между собой, который выражается в материальных, духовных и социальных продуктах (нормах, обычаях, целях, отношениях, процессах, идеях, ценностях, формах поведения и других искусственных явлениях и объектах), лежащих в основе общественной, коллективной и индивидуальной жизни»1.


    2. Основная часть

    Тема эссе интересна следующим: подчеркивается значимость каждой отдельной личности как двигателя общественного прогресса; во внимание берется не сам факт необходимости усвоения определенных принципов и ценностей человеком, а внутреннего, осознанного понимания того, какой полезный опыт будет извлечен и как будет применен в жизненной практике. Зрелая же личность самостоятельна и не может принимать решения исключительно под влиянием внешних обстоятельтств или массового давления. Человек свободен и вправе сам сделать выбор относительно того, как поступить в той или иной ситуации.

    Рассмотрим ситуацию на примере такого института социализации, как школа. И рассмотрим процесс воспитания нравственной культуры личности.

    Дополнительно обозначим определение нравственности Л.А. Григоровича: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм»2.
    Описание: в 3 «Б» классе учатся 2 ученика: Василий и Георгий. Василий учится на тройки, редко на четверки. Иногда опаздывает на уроки. Отличается добротой, всегда говорит правду. Георгий – круглый отличник, никогда не опаздывает на уроки. Учителя никогда в нем не сомневаются. «Умный мальчик и далеко пойдет!» - твердили они в один голос. Однажды в классе произошла драка между пятью ребятами.

    «Прекратили!» - кричит Василий.

    «Они же дураки, пусть дерутся и хоть убьют друг друга!» - заявил Георгий.

    У двух ребят были уже побитые лица.

    «Давай выясним, что они не поделили, сейчас разгромят весь коридор!» - говорит Василий.

    «Я не буду уподобляться!» - говорит Георгий.

    Вася в недоумении. Он – один, а дерущихся – пять. Рядом никого больше не было.

    Итог: Васю побили, конфликт разрешился, когда подошел учитель и ребята сели на места. Георгий решил за это время 7 задач по математике.

    «Что произошло, почему 6 человек дрались?» - спрашивает учитель.

    «Я не дрался, а разнимал ребят!» - говорит Вася.

    - Гоша, поскольку ты видел, как считаешь, что нужно делать?

    - Зоя Ивановна, я только что пришел и не видел драки.

    - «Как не видел?» - удивился Вася…

    После уроков все ушли домой и на следующий день все прошло в обычном учебном режиме. Истории с дракой подошел конец. А проблемы остались неразрешенными.

    Что дает нашим рассуждениям данный пример? На данном этапе движущими факторами человеческого развития являются знания, стремление к повышению компетентности в определенных областях знаний; стремление к карьерному росту, приобретению более высокого социального статуса, росту материального благосостояния [4; 5].

    В описанной ситуации именно к этому стремится Георгий, путем усердного труда, за что его и ценят учителя. С социально-психологической позиции, его личность не сформирована. Мало того, он закрыт для контакта со сверстниками. Отличается завышенной самооценкой, самоуверенностью, выраженным стремлением к конкуренции, а точнее – к удержанию лидерской позиции. Также отразились такие неблагоприятные характеристики, как трусость, равнодушие, лживость.

    Василий – ученик со средними показателями успеваемости. Человек, осознанно ориентирующийся в настоящем времени. Взаимодействует со сверстниками на равных. Никого не осуждающий, с благими намерениями, захотел и предотвратил драку, хотя сам физически пострадал. Не стало удивительным, что он растерялся, когда услышал ложь одноклассника. При этом отчетливо понимал, что на нем тогда лежала двойная ответственность.

    Зоя Ивановна – классный руководитель детей. Целесообразно характеризовать ее с педагогической точки зрения. Произошел конфликт среди участников группы, в которой она – и главная, и ответственная. Поразила стратегия игнорирования со стороны учителя.

    Наблюдаются определенные риски: повторный конфликт, причем и более глобального масштаба, с участием Георгия, отличившегося нечеловеческим поведением.

    В связи с этим мы можем разработать вариант воспитания нравственных характеристик личности для всех участников конфликта (в данном случае – модель корректного поведения учителя).

    1 этап. Встреча всех конфликтующих. После уроков необходимо всех собрать в одном кабинете и выяснить причину. Итог: переговоры и открытая возможность обратиться к учителю.

    2 этап. Остаются Василий и Георгий. Выяснение вопроса: «Почему Георгий соврал?» Ложь доказана, так как его присутствие в то время видели все участники.

    Оптимистичные итоги:

    -Георгий извинился, признал, что проявил себя незрело. Проявлены качества: честность, адекватность восприятия. У человека появилась мотивация не только на профессиональный (учеба), но и на личностный рост.

    -Учитель похвалил Васю за своевременно проявленное действие по прекращению драки между одноклассниками. Проявлены качества: смелость, ответственность. Учитель как человек проявил себя с положительной стороны, уровень доверия к нему у Васи вырос.

    - Повышение авторитета Васи в кругу 5 ребят.

    Пессимистичные итоги:

    - Вызов 6 родителей в школу (5 дерущихся ребят и Васи). Георгий ничего не видел, в восприятии учителя он никогда не мог и не может стать даже участником драки, а тем более – инициатором;

    - Обвинение Васи в эскалации драки (так как он же принял решение в конечном итоге пресечь драку, а на начальной стадии – стать ее участником).

    - Повторная драка за пределами школы;

    - Коллективный прессинг Георгия, упреки за трусость; перевод в другую школу, суицидальные мысли, психические расстройства, полная изоляция от сверстников, родителей и иных людей.

    Школа сопровождает формирующуюся личность на протяжении многих лет. В связи с усложнением требований контролирующих органов, увеличением бюрократической нагрузки на педагогов, увеличением объема изучаемого материала и регламентацией сроков освоения, возникает проблема нехватки морально-психологических элементов в образовательном процессе, например, игры в микрогруппах по 2-3 человека как способ активизации мышления, обмена мыслями, идеями, укрепления навыков внутри- и межгрупповой работы, комбинирования творческих и последовательно-аналитических задач [1].

    Классный руководитель – это не формальная и бездействующая роль, а функция сочетания советчика, аналитика, стратега, психолога. Обращение ребенка с внеучебным вопросом – повод для радости учителю, а также один из индикакторов педагогической компетентности, личностной зрелости и что немаловажно – установления доверительного контакта.


    3. Заключение

    Воспитание нравственной культуры личности – планомерный процесс освоения человеком опыта общества или групп, выражающийся в уровне развития оценочных суждений, чувств, ценностей, культуры поведения; включает в себя следующие элементы [6]:

    • Отношение к стране, государственной политике, к другим народам и их традициям;

    • Отношение к людям (уважение, добрые дела, взаимопомощь, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость);

    • Отношение к самому себе (честность, скромность, принципиальность);

    • Отношение к трудовой деятельности (трудолюбие, ответственность);

    • Отношение к природным, материальным, историческим ценностям.

    По содержанию нравственная культура личности схожа с нравственной культурой общества или группы, но за счет субъективности осмысления и выражения, доминирования тех или иных ценностей, может отличаться.

    Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что антикультурные, безнравственные поступки берут начало от отдельного человека, зачастую мощного лидера с харизматичной позицией и способностью вести за собой массы людей.

    Завершим размышления словами Л.Н. Толстого: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»3.

    4. Список литературы:

    1. Евстифеева, Д. О. Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы / Д. О. Евстифеева, Н. А. Макарова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14268/

    2. Скороход, Л. А. Подходы к определению понятия «культура» / Л. А. Скороход. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46717/

    3. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учебное пособие: Н. Ф. Голованова. – Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2021. – 252 с. : ил., табл. – Режим доступа: – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=617990 

    4. Помигуева, Е. А. Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве : учебное пособие / Е. А. Помигуева, Е. В. Папченко ; Южный федеральный университет, Инженерно-технологическая академия. – Таганрог : Южный федеральный университет, 2016. – 107 с. – Режим доступа: – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493282

    5.Каширина, А. М. Развитие информационного общества : учебное пособие : А. М. Каширина ; Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2019. – 92 с. : ил., табл. – Режим доступа: -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=576339

    6. Трошин, П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи / П. Л. Трошин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 884-887. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28290/

    1 Скороход, Л. А. Подходы к определению понятия «культура» / Л. А. Скороход. — Текст :непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 243-245.

    2 Трошин, П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи / П. Л. Трошин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 884-887. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28290/


    3 Лев Николаевич Толстой – автор романа «Война и Мир», почётный академик по разряду изящной словесности. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. 





    написать администратору сайта