Большая группа: сущность и разновидности. Горбач АС_Социология_ИПЗ. Российский государственный социальный университет Факультет дистанционного обучения итоговое практическое задание по дисциплине Социология
Скачать 93.11 Kb.
|
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Социология» «Большая группа: сущность и разновидности» (тема практического задания)
Москва Введение 1. Понятие социальные группы 2. Виды социальных групп 3. Большие социальные группы 3.1 Молодежь как большая группа 4. Малые социальные группы 4.1 Семья как малая группа Заключение Список литературы Введение Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах - дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, среди дорожных попутчиков. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними - помогают друг другу или, наоборот, конкурируют. Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью - это взаимодействие с окружающей его социальной группой. Именно группа для индивида является представителем общества в целом, его требований и интересов, именно группа от лица всего общества предлагает индивиду социальные гарантии и блага. Иными словами, на уровне непосредственного опыта личности группа - это и есть общество, "другие люди". Группы - это своего рода "связки" людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения. Такие взаимоотношения между людьми, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго во времени, называются социальной взаимосвязью. Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако нужно отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Для того, чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо, прежде всего, наличие трех единств - места, времени и действия. При этом действие обязательно должно быть совместным. Также важно, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности. 1. Понятие социальные группы Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Анализируя это определение, можно выделить два условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействия между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов. В соответствии с этим определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие со взаимными ожиданиями. Такая группа появляется непреднамеренно, случайно, в ней отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействие, как правило, бывает односторонним (например, только беседа и никаких других видов действий). Такие спонтанные группы называются "квазигруппами". Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет увеличивать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления социального контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Четкий контроль за деятельностью коллектива и определяет его как социальную группу, ибо деятельность людей в данном случае скоординирована. Для определения основных черт группы рассмотрим позицию Мертона (1968) в отношении этого вопроса. Мертон определил группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействую, друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Исходя из этого определения отметим основные черты групп: 1) определенный способ взаимодействия между их членами. Наблюдаются разные способы взаимодействия внутри групп, включая такие, как братство, клуб, организации женщин и т.д. 2) членство, чувство принадлежности к данной группе. 3) идентичность с точки зрения посторонних. Групповая идентичность значительно более устойчива, чем можно предположить. Если мы встречаем человека и узнаем, что он является членом религиозной группы (например, евреев-христиан), мы обычно предполагаем, что группа оказывает на него влияние и считаем, что его поступки совершаются под давлением других членов группы 2. Виды социальных групп По размеру или численности выделяют группы большие и малые. Большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Непосредственные связи между всеми членами большой группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает опосредованное взаимодействие, поэтому в большой группе обязательно возникает необходимость в институционализированной (организованной) регламентации деятельности её членов. Малая группа представляет собой относительно небольшое число непосредственно взаимодействующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Во всех отношениях между членами малой группы выступает элемент личного знакомства, приводящий к тому, что взаимодействия, даже институционализированные, никогда не являются полностью обезличенными, что имеет место в больших группах, где воздействия людей друг на друга в основном анонимны. В малых группах создаётся особый вид связи между членами, создающий больше возможностей полной идентификации члена с группой, чем в больших группах. Наличие непосредственных взаимодействий формирует развитое чувство принадлежности индивида к группе, особые групповые ценности и нормы. Малые группы могут быть неформальными (круг друзей, семья), но могут существовать и высокоформализованные группы, где отношения между индивидами регулируются служебными предписаниями (производственная группа или воинское подразделение). В зависимости от характера отношений и связей индивидов выделяют группы первичные и вторичные. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Группа первичная - разновидность малой группы. Эти группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных отношений. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности. Вторичная группа - это целевая группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Она опирается на интитуционализированную и иерархиезированную систему отношений, деятельность в ней регулируется правилами. Вторичная группа - это, как правило, большая группа, но малая группа тоже может быть вторичной. Отношения в группе отличаются характером безличных функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов. Во вторичной группе протекает вторичная социализация личности. В зависимости от структуры и внутренней организации выделяют группы формальные и неформальные. Формальная группа (официальная) - это группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную нормативно закрепленную структуру, руководство, права и обязанности ее членов, деятельность которых регулируется специальными правилами и распоряжениями. Примером формальной группы является производственный коллектив, студенческая группа и т. д. В формальных группах могут возникнуть группы с неформальными отношениями, объединяющие друзей и единомышленников. Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе санкций, готовность к содействию и взаимопомощи. Чем меньше деятельность группы регламентирована нормами, санкционированными государством, тем больше она тяготеет к неформальной. Большая часть жизни людей проходит в важнейшей для них социальной группе - семье, которую можно рассматривать как малую, первичную, а также как формальную, так и неформальную. 3. Большие социальные группы Большие группы разделяются на два вида. К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно существующие общности: толпа, публика, аудитория. Ко второму виду относятся социальные группы в собственном смысле слова, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К таким группам можно отнести классы и социальные слои, различные этнические, профессиональные и половозрастные группы. Для всех долговременных больших групп характерны такие общие признаки, как нравы, обычаи, традиции, язык. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, которая воспроизводится на протяжении длительного исторического развития, передаваясь от поколения к поколению. На этой основе возникает такая важная характеристика большой группы как образ жизни, включающий особую систему потребностей, интересов, ценностей, социальных стереотипов, а также специфических форм общения, быта. Благодаря этому формируется так называемая групповая психология, которая выступает по отношению к отдельному индивиду как некая социальная реальность, выходящая за пределы его сознания и воздействующая на него вместе с остальными объективными условиями жизни. Влияние сходных условий существования большой группы на сознание и поведение ее представителей осуществляется посредством личного опыта каждого человека и через общение, которое происходит в особой социальной среде с четко выраженными чертами данной группы. В результате формируется социальный тип личности, т.е. типичный представитель данной социальной группы. В социологии используют такое понятие как социальные представления, которое обозначает обыденные представления какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ общества, его институтов, системы власти, законов и иных норм. Это происходит следующим образом: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, формирует отношение к нему, а на основе этой оценки уже происходит интеграция членов группы и закрепление этой оценки в каждом индивидуальном сознании. Тем самым формируется одновременно и такое явление как групповая идентичность. Посредством исследования социальных представлений можно изучать психологию большой социальной группы. Классы и социальные слои представляют в социологии большой интерес, так как классовая принадлежность часто связана с определением политической принадлежности. В традиционном для марксистского подхода понимании классов изучаются такие характеристики, как специфика образа жизни и политического поведения, традиции и обычаи, а также психологические особенности разных классов. Согласно этому подходу, социальное положение определяет объем и состав материальных и духовных благ представителей данного класса, что и задает определенную структуру их потребностей и соответственно интересов. Типичный устоявшийся образ поведения представителей данного класса нередко определяют как социальный характер. Социальный характер проявляется в привычках и социальных стереотипах, которые в разной степени влияют на индивидуальное поведение представителей разных классов и социальных слоев. Наиболее устойчивы привычки и стереотипы поведения у такого класса как крестьянство. Большой город с разнообразной системой общения способствует, напротив, известному смешению обычаев, привычек и традиций разных социальных групп. Радикальные преобразования в современной России привели к исчезновению старых и формированию новых классов и социальных групп: «новые русские», средний класс и т.п. Этнические группы (нация, народность и собственно этническая группа) представляют собой еще одну исторически сложившуюся устойчивую группу, весьма значимую в общественных процессах. Традиция исследования данного вида больших групп заложена работами В. Вундта, который интерпретировал понятие «народ» как этническую группу и считал, что методом изучения народной жизни должно быть исследование мифов, обычаев и языка. Национальная принадлежность индивида является для социологии и социальной психологии весьма значимым фактором, ибо фиксирует специфические характеристики той социальной среды, в которой формируется личность. Этнические особенности концентрируются в историческом опыте народа и через процесс социализации становятся достоянием каждого индивида. Способ осознания этнической принадлежности зависит от конкретных условий существования данной этнической группы. Наиболее распространенной характеристикой этнической группы является национальный характер, под которым одни авторы подразумевают темперамент, другие – личностные черты, третьи – ценностные ориентации. Но, конечно, речь должна идти не о каких-то наборах психологических свойств, а о специфике их проявления и степени выраженности той или иной черты у представителей различных этносов. Ведь нельзя сказать, что храбрость, трудолюбие свойственны одному народу и напрочь отсутствуют у другого (тогда как же он выжил в исторической борьбе с другими группами?). В исследовании национального характера особую роль играет изучение национального языка, поскольку передача черт данного характера осуществляется прежде всего посредством языка. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость исторических условий, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая передачей историко-культурного опыта от поколения к поколению. Еще одной значимой характеристикой этнической группы выступают этническая идентичность и этническое самосознание. Присущая всякой группе психологическая общность выражается, как уже было сказано, в формировании определенного «мы-чувства», которое у ее представителей фиксирует осознание особенностей этой группы, ее отличие от других. Образ других групп при этом обычно упрощается, складывается под влиянием межэтнических отношений, формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если этот опыт носил враждебный характер, то это переносится и на каждого нового представителя этой группы. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения. Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий и антипатий. Психологически же при этом возникает явление этноцентризма, т.е. предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям. Этнические стереотипы, приобретая форму предубеждения, легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни. Однако, при изучении межэтнических различий, как и межклассовых, следует помнить, что различия не могут быть абсолютизированы и должны рассматриваться как производные от определенных исторических условий. Демографические группы можно разделить: по принципу пола – мужчины и женщины, по принципу возраста – молодежь, лица среднего возраста, пожилые. Наиболее изучены гендерные группы (феномены гендерной идентификации, гендерных стереотипов, гендерных ролей). Как правило, различие социальных ролей мужчины и женщины порождает проблему гендерных стереотипов, которые сказываются при решении проблемы равноправия полов. Изучение возрастных групп привлекает внимание к таким проблемам как проблема пенсионеров, проблема молодежи, конфликт поколений и т.п. Стихийные группы и массовые движения – это сравнительно кратковременные объединения большого числа лиц, собравшихся вместе по какому-то определенному поводу и демонстрирующие совместные действия. Участниками такого объединения являются представители таких социальных групп, как классы и социальные слои, этнические, профессиональные и демографические группы. В современном обществе от действий таких образований часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Прежде чем перейти к характеристике этого типа групп следует сказать об одном важном факторе их формирования, а именно общественном мнении. Во всяком обществе идеи, убеждения и социальные представления существуют не изолированно друг от друга, а образуют под влиянием сходной общественной ситуации нечто общее, что можно назвать массовым сознанием. Выразителем его и является общественное мнение. Оно представляет собой публично выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку того или иного события, представляющего интерес для массы людей. Характерной чертой общественного мнения является то, что любое событие, попавшее в его фокус, рассматривается с точки зрения одобрения или осуждения, т.е. отражение действительности в общественном мнении носит оценочный характер. Практика показывает, что на формирование и выражение мнений, помимо коренных, групповых интересов, оказывают существенное влияние и такие факторы, как степень осознания этих интересов отдельными представителями больших групп, уровень информированности людей, деятельность органов управления по изучению и использованию общественного мнения. Общественное мнение возникает достаточно быстро и так же быстро может изменяться, строится по принципу сходства отдельных взглядов. Исследование общественного мнения – это ключ к пониманию конкретного состояния общества. Поскольку одной из особенностей общественного мнения выступает направленность на практические действия, то в его структуре содержится элемент, ориентирующий людей на определенную активность. Это социальная установка, связанная с оценкой ситуации и соответствующими социальными стереотипами. Общественное мнение может формироваться стихийно, но чаще всего создается определенными политическими силами намеренно. Под влиянием общественного мнения в определенной ситуации может возникнуть такое опасное явление, как толпа. Толпа – стихийная неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Она способна оказывать на индивида сильное психологическое воздействие. Выделяют следующие социально-психологические характеристики толпы: повышенная групповая внушаемость и снижение эффективности действия индивидуальных механизмов сопротивления внушению; повышение эмоциональности восприятия действительности; подавление чувства ответственности индивида за свои поступки; возникновение чувства общей силы и анонимности. В качестве механизма возникновения толпы может служить массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на индивида. Психологическое воздействие включает такие механизмы, как эмоциональное заражение, подражание, внушение, убеждение и т.п. Это сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов. Для образования толпы прибегают к различным зрелищным, эффектным приемам: самосожжение, приковывание себя цепями, блокирование общественного транспорта, групповые голодовки. Участники толпы могут использовать в качестве способов психологического воздействия пикетирование, штурм общественных зданий, ультиматум, захват заложников и т.п. Что касается чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий, то в данном случае массовое общение строится стихийно. Эффект толпы можно сравнить с эффектом «снежного кома», цепной реакцией. Толпы можно подразделить на простые, экспрессивные, конвенциональные и действующие, но эти виды могут переходить друг в друга по мере развития событий. Простая толпа представляет собой скопище людей, желающих получить информацию о происходящем на их глазах событии. Обычно такую толпу образуют лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. Как правило, простая толпа не представляет опасности, хотя создает помехи и неудобство для посторонних. Экспрессивная толпа – это группа людей, совместно выражающих свои общие чувства. Так, поклонники эстрадных звезд, зрители спортивных мероприятий, участники праздничных шествий или похоронных церемоний отличаются высокой экзальтированностью поведения. Конвенциональную толпу составляют болельщики спортивных состязаний, поведение этих людей в данной ситуации совершенно не свойственно им в обычной жизни. Но «фанаты» представляют реальную угрозу для общественной безопасности. Действующая толпа бывает спасающейся и агрессивной. Спасающаяся толпа объединяет людей находящихся в состоянии паники (реакции страха при возникновении реальной или мнимой угрозы). Агрессивная толпа отличается высокой степенью эмоционального возбуждения и особо тяжким характером противоправных действий. К таким группам относят участников социального протеста, враждующие группировки и пр. Социальное движение – особый вид большой группы, представляющий достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с выражением коллективного недовольства, поддержки или сопротивления каким-либо социальным изменениям. Это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение) или локальные движения (на территории какого-либо региона или в рамках социальных меньшинств. Всякое социальное движение основано на определенном общественном мнении, имеет в качестве цели изменение ситуации, опирается на представление о средствах ее достижения, формирует свою программу. Важнейшей характеристикой социального движения является то, что оно реализуется в различных формах массового поведения: манифестации, митинги, демонстрации и т.п. Включение людей в социальное движение может быть через объединение пострадавших от какого-то действия по призыву инициативной группы, но чаще всего – это сознательная деятельность профессионалов, например, экологов. 3.1 Молодежь как большая группа Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств. Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения. Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна. Особенности социального положения молодежи Переходность положения. Высокий уровень мобильности. Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса. Активный поиск своего места в жизни. Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане. Молодежь — это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры. Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками: возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки); относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп; выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности. В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движе Агрессивная самодеятельность Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития. Эпатажная (фр. epater — поражать, удивлять) самодеятельность Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.) Альтернативная самодеятельность Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.) Социальная самодеятельность Направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.) Политическая самодеятельность Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама. 4. Малые социальные группы Малая группа, ее свойства и особенности. Проблема малой группы является традиционной для социологии и социальной психологии. Каждый человек с первых дней своей жизни связан с определенными малыми группами, в которых он получает информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. Существует большое количество определений малой группы. Согласно одному из них, под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Определение фиксирует основные признаки малой группы и выделяет специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: непосредственные личные контакты между всеми членами группы. Относительно количественных признаков малой группы в науке нет единого мнения. Одни считают ее нижней границей двух человек, другие полагают, что малая группа возникает только при наличии трех человек. То же самое наблюдается относительно верхней границы: она варьируется от семи до сорока участников. В действительности эти разногласия не существенны, ибо исследование малой группы осуществляется на основе реально сложившихся непосредственных отношений на основе совместной деятельности, и поэтому изучается именно эта общность, независимо от ее количественных границ. При изучении реальной малой группы большое значение имеет композиция и структура. Композиция малой группы, ее реальный состав, может быть описана в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. То же самое можно сказать и относительно структуры группы. Выделяют несколько моделей структуры: структуру межличностных отношений, структуру власти, структуру коммуникаций и т.п. Структура межличностных отношений предполагает выяснение положения индивида в группе в качестве ее члена: его статус, т.е. позиция в системе групповых отношений; его роль в соответствие с этим статусом; а также система групповых ожиданий относительно поведения данного члена группы. Это последнее означает, что каждый участник группы не просто выполняет свои функции, его поведение оценивается остальными участниками группы. Через систему ожидаемых образцов поведения группа контролирует деятельность каждого своего члена. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями относительно конкретного члена группы и его реальным поведением. Для уменьшения этого расхождения в группе формируются важные образования: групповые нормы и групповые санкции. Групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой установления, модели, эталоны должного поведения с точки зрения общества в целом и его отдельных групп. В более узком смысле групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой и которым должно соответствовать поведение ее участников, чтобы их пребывание в группе было возможным. Нормы группы основываются на определенной системе групповых ценностей, т.е. должны получить обоснование как значимые для группы и для ее отдельных участников. Групповые ценности складываются благодаря выработке определенного отношения к социальным явлениям, обусловленного реальным местом этой группы в обществе, ее опытом и целями. Групповые санкции выступают как механизм поддержания поведения членов группы в рамках соответствующих групповых норм. Они могут быть поощрительными и запретительными. Существует определенная зависимость между статусом индивида в группе и соблюдением групповых норм. Как правило, люди с высоким статусом в большей степени стремятся соответствовать нормам, но им легче прощаются и нарушения. Структура власти в малой группе означает не формы политической власти, а чисто психологическое распределение отношений руководства и подчинения. Существуют различные формы групповой власти: награждающая, принуждающая, экспертная (опирающаяся на особые знания). 4.1 Семья как малая группа социальная группа молодежь семья Семья – это малая группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетов и потребностей в жизни каждого человека. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т. д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности. С одной стороны, социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами своей семьи, с другой стороны, он накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи между собой. Типология семьи определяется различными подходами к определению основания для классификации, например: • по количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья); • по составу (семья неполная, простая, сложная); • по семейному стажу (молодожены, молодая семья, семья среднего супружества, пожилая супружеская семья) и др. Каждую из категорий семей характеризуют наблюдаемые в семье социально-психологические явления и процессы, особенности эмоциональных контактов членов семьи, индивидуально-психологические потребности ее членов и т. д. Основные задачи семьи состоят в следующем: – создать максимальные условия для роста и развития ребенка; – стать социально-экономической и психологической защитой ребенка; – передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим; – научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; – воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я». В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: социология, экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны функционирования или развития семейной группы. Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией. Разные авторы, перечисляя функции семьи, определяют их по-разному. Так И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха, а Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис – воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного контроля и сексуально-эротическую функции. Многие исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила некоторые функции, присущие ей в прошлом, например производственную, образовательную и др. Среди множества функций, рассматриваемых разными авторами, назовем несколько так называемых традиционных функций семьи как малой группы: • хозяйственно-экономическая; • репродуктивная; • воспитательно-образовательная; • рекреативная – организация досуга, отдыха, забота о здоровье членов семьи. Следует, однако, учесть, что существует множество факторов, препятствующих реализации функций семьи, например: – определенные условия жизни членов семьи (материальные, бытовые и др.); – личностные особенности членов семьи (уровень образования, характер, определенное воспитание, интересы и пр.); – особенности взаимоотношений между членами семьи и др. Заключение Таким образом, кратко рассмотрен вопрос о дефиниции понятия "социальная группа". Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных связей, взаимодействий и отношений, основные структурные единицы общества. Российский социолог Г.С. Антипова определяет социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Из этого следует, что Р. Мертон выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство. Также было рассмотрено формирование социальных групп, их основные черты: устойчивое взаимодействие, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; относительно высокая степень сплоченности; отчетливо выражена однородность состава, то есть наличие признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; вхождение в более широкие общности в качестве структурных образований. В результате проведенного анализа социальных групп, можно сделать следующие выводы: Группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности. В социологии выделяют следующие виды групп: референтные, большие и малые; внутренние и внешние; формальные и неформальные; первичные и вторичные. Для группы (в общих чертах) характерны следующие атрибутивные свойства: наличие (помимо совпадающих целей) единой общегрупповой цели; принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой; устойчивая, самовозобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы. Выделяют следующие функции групп: социализация, инструментальная, экспрессивная, поддерживающая. Список литературы 1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. 2. Западно-европейская социология XIX-нач. XX веков / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1996. 3. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. Теоретический и прикладной аспекты. М., 1991. 4. Основы социологии: Курс лекций в 2 ч. / Под ред. А. Г. Эфендиева. М., 1994. 5. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. М., 1997. 6. Социология. Хрестоматия / Под ред. А. И. Кравченко. М., 1997. 7. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. |