Скерцо. ФроловаАнализ. Российский государственный социальный университет Факультет искусств Анализ музыкального произведения по дисциплине Искусство интерпретации концертного репертуара
Скачать 33.85 Kb.
|
Анализ музыкального произведения по дисциплине «Искусство интерпретации концертного репертуара»
Москва 2021-2022 СОДЕРЖАНИЕ 1. Исторические сведения о композиторе, его эпохе, времени создания произведения. Основные черты стиля автора, проявляющиеся в изучаемом сочинении……………………………………………………………………..….. 3 2. Общая информация о произведении. Стиль и жанр произведения. Образно-эмоциональный строй произведения 4 3. Форма произведения 6 4. Особенности музыкального языка и фактуры 6 5. Выразительные средства исполнения. Особенности интонирования и фразировки 7 6. Методико-педагогический анализ. 7 Исполнительский и методический анализ произведения. Г. Венявский. «Легенда» (op.17). Исторические сведения о композиторе, его эпохе, времени создания произведения. Основные черты стиля автора, проявляющиеся в изучаемом сочинении. В России XVIII в. быстро развивалась самобытная русская культура. Уже в середине века при дворе стали организовываться придворные оркестры, ставились оперы и балеты. В Россию приезжали знаменитые композиторы и исполнители. Но и национальные таланты возникали повсеместно: М. Ломоносов, Г. Державин, собиратель народных песен Н. Львов, композиторы Е.Фомин и Д. Бортнянский, скрипач И. Хандошкин, которого называют основоположником русского скрипичного искусства. Жаль только, что талантливый человек в нашем отечестве ценится мало, мы больше преклоняемся перед иностранными авторитетами. С Хандошкиным это и произошло: при жизни он был известен, но после его смерти не нашлось даже биографа, чтобы собрал и сохранил сведения о его жизни и творчестве. Это сейчас о нём говорят, что он был «русским Паганини», отличаясь виртуозной игрой на скрипке. Впрочем, Паганини родился намного позже Хандошкина. Называли его и «Орфеем русской скрипки». Для него не существовало никаких трудностей в игре на своем инструменте, к тому же он был блистательным импровизатором, собирателем народных напевов, дирижером, педагогом и композитором. Что известно о биографии этого талантливого человека? Очень мало. Да и эта малая часть стала известна благодаря русскому писателю и мыслителю В.Ф. Одоевскому. Он же был одним из основоположников русского музыкознания. Много сделали для восстановления биографии И. Хандошкина советские исследователи Г. Фесечко, И. Ямпольский, Б. Вольман. В наши дни настойчивые поиски советских исследователей возвращают музыку Хандошкина слушателям, но достоверных сведений о его жизни обнаружено не очень много. Общая информация о произведении. Стиль и жанр произведения. Образно-эмоциональный строй произведения. Канцона – часть концерта для альта с оркестром. Концерт Хандошкина для альта, вероятно, один из многих написанных им произведений в этом жанре, ибо Хандошкин славился как «лучший сочинитель концертов». Это произведение представляет ансамблевую пьесу для небольшого инструментального состава, в котором солирующий альт выступает с рельефно очерченной и совершенно самостоятельной виртуозной партией. В концерте для альта Хандошкина сочетаются характерные особенности форм предклассического и классического концерта. Струнный состав инструментального ансамбля и отсутствие в первой части формы сонатного аллегро — черты, характерные для предклассического концерта. Ограничение инструментального ансамбля ролью аккомпанемента, а также то, что тема финального рондо поручена солирующему инструменту, — особенности, присущие раннему классическому концерту. Три части концерта написаны сжато и лаконично. Две из них дают жанровые картины (средняя, медленная часть «Канцона» и финал «Охота»). Фактура концерта прозрачная и изящная, раскрывает выразительные и технические возможности альта с необычной новой стороны, подчеркивая воздушность, легкость. На протяжении всей первой части концерта, так же как и финала, Хандошкин широко использует мелкую пассажную «жемчужную» технику. В этом отношении концерт — одно из труднейших произведений альтовой литературы. Совершеннейшим образцом русской инструментальной лирики начала XIX века является средняя, медленная часть концерта—«Канцона», написанная с большой поэтической силой. В ней выявляется мелодический стиль «позднего» Хандошкина, основанный на органическом претворении интонаций русского бытового романса и классической мелодики. Неизъяснимая красота кроется в мелодии «Канцоны», глубоко национальной по задушевности выражения и сердечной теплоте, по эмоциональной наполненности, приближающейся к выразительности человеческого голоса. Впечатление усиливается прозрачным «романсным» сопровождением, обволакивающим как бы дымкой грусти мелодию, прекрасную в своей напевности. Звук альта с его меланхолическим тембром придает особое очарование этой музыке. По силе и законченности выражения «Канцону» можно поставить наряду с такими образцами русского поэтического творчества первой четверти XIX века, как «Элегии» Батюшкова, Жуковского и Пушкина. К «Канцоне» ведут истоки мелодического стиля молодого Глинки (соната для альта, элегия «Не искушай меня без нужды», романс «Я помню чудное мгновенье»). Блестящее и энергичное финальное рондо «Охота» — единственный известный нам случай использования в концерте характерной жанровой пьесы, особенно любовно культивировавшейся французскими скрипачами XVIII века в сонатах для скрипки с басом. В теме рондо без труда можно уловить интонационные отголоски ритмически видоизмененной начальной темы первой части. Позже было написано переложение для скрипки М.В. Рейтихом. Форма произведения. Форма – простая трехчастная, репризная. Присутствует каденция перед репризой. Особенности музыкального языка и фактуры. «Канцона», написана с большой поэтической силой. В ней выявляется мелодический стиль «позднего» Хандошкина, основанный на органическом претворении интонаций русского бытового романса и классической мелодики. Неизъяснимая красота кроется в мелодии «Канцоны», глубоко национальной по задушевности выражения и сердечной теплоте, по эмоциональной наполненности, приближающейся к выразительности человеческого голоса. Впечатление усиливается прозрачным «романсным» сопровождением, обволакивающим как бы дымкой грусти мелодию, прекрасную в своей напевности. Звук альта с его меланхолическим тембром придает особое очарование этой музыке. По силе и законченности выражения «Канцону» можно поставить наряду с такими образцами русского поэтического творчества первой четверти XIX века, как «Элегии» Батюшкова, Жуковского и Пушкина. К «Канцоне» ведут истоки мелодического стиля молодого Глинки (соната для альта, элегия «Не искушай меня без нужды», романс «Я помню чудное мгновенье») 5. Выразительные средства исполнения. Особенности интонирования и фразировки. «Канцона» - произведение кантиленного характера, она исполняется певучим звуком. Фразы не должны прерываться. Слитное звучание достигается за счёт вибрато в левой руке и благодаря плавному ведению смычка при сменах струн. Динамика и тембровая палитра: Первая часть исполняется в нюансеp. Далее идет смысловое и динамическое развитие. Средняя часть исполняется размеренно, спокойно, таким же певучим мягким звуком. Каденция подводит репризе. Первое предложение в репризе стоит исполнять еще тише, чем начало. После чего вновь идет динамическое и смысловое развитие, но уже более ярко , чем в первой части. Артикуляция и штрихи: Основными штрихами данного произведения являются «legato» и «detache». 6. Методико-педагогический анализ. «Канцона», как правило, входит в репертуар старших классов детской школы искусств, а так же изучается студентами музыкальных колледжей и вузов. Для того чтобы исполнить это произведение, необходимо овладеть произведением необходимо освоить штрихи «legato» и «detache». Важно добиться певучего звучания, плавности переходов, мягкой смены смычка. |