Рубежный котроль 3 ИДЦ. Российский государственный социальный университет Итоговый контроль 3 по дисциплине История Древней Церкви
Скачать 42.38 Kb.
|
Итоговый контроль №3 по дисциплине «История Древней Церкви»
Москва 2021 Фильм 3 Эпоха Вселенских Соборов (вопросы) Когда и кем был основан Константинополь? Почему римский император Константин (Константин Великий) принял христианство? Что такое эдикт? (см. словарь) Когда был издан знаменитый Миланский эдикт? Каково его значение для христианской Церкви? Кто такой Арий? В чем суть ереси арианства? Когда и где был созван I Вселенский собор? Каково его значение? Кого называю «Великими каппадокийцами»? Почему их называют каппадокийцам? (см. словари). В чем их величие? Какой термин употребляли для обозначения Святой Троицы Вами названные Отцы Церкви? Чему они учили? Когда и где состоялся II Вселенский Собор? В чем суть споров V века об Иисусе Христе? 10.Кто такой Несторий? В чем суть ереси несторианства? 11.Кто выступил против ереси несторианства? 12.Когда и где состоялся III вселенский собор? Каковы его основные решения? 13.Кто был родоначальником ереси монофизитства? Каковы его основные идеи?? Толкование сущности Иисуса Христа монофизитами к какому выводу приводило? 14.Когда и где состоялся IV Вселенский Собор, на котором и была осуждена данная ересь? 15.Какие христианские общины не приняли решение IV Вселенского Собора, что послужило началом первого раскола христианства? 16.Какую роль играли императоры Римской Империи в созыве и проведении Вселенских Соборов? 17.Какого императора автор приводит в пример как «императора- богослова, вошедшего не только в светскую, но и церковную историю Византии»? Чем он был известен? 18.Когда и где был созван Юстинианом V Вселенский Собор? 19.За что на Соборе осудили Оригена – богослова III века? 20.Какими богословскими спорами ознаменовал собой VI век? В чем суть монофелитства? Кто был активным борцом с этой ересью? Еаеова его трагическая судьба? 21.Когда и где был созван VI Вселенский Собор? 22.Каков последний великий спор эпохи Вселенских Соборов, произошедший в VIII-IX веках, «когда Византия превратилась в маленькое государство, теснимое со всех сторон арабами и варварами»? 23.Что такое иконоборчечство? (см. словари). Каковы его причины? Против чего выступали иконоборцы? Как аргументировали они недопустимость изображения лика Иисуса Христа? Почему нельзя, с их точки зрения, почитать мощи святых? 24.Кто такой Иоанн Дамаскин? Какую роль сыграл он в борьбе с иконоборчеством? Как он аргументировал возможность почитания икон? 25.Когда и где был созван VII Вселенский Собор? Что постановил Собор? 26.В чем состоит значение Вселенских Соборов для истории Церкви? 27.Почему автор считает, что ереси «становились движущей силой развития православного богословия»? 28.Что такое монашество? Когда возникло? (см.словари). 29.В Палестине, Египте и Сирии монашество существовало трех родов». Что это за роды? Как их характеризует автор? 30.Чем знаменит отшельник Антоний Великий? 31.Каким образом «идеалы монашества проникали в широкие слои византийского общества»? 32.Объясните высказывание автора: «монашеское движение эпохи Вселенских Соборов имело массовый характер». 33.Чем знаменит был Студийский монастырь в Константинополе? 34.Какую роль играет монашество в православной Церкви? Фильм 3 «Церковь в истории» Эпоха Вселенских Соборов. Константинополь (Стамбул) был основан в 4 веке императором Константином Великим. Изначально император был язычником, но после принял христианство, так как видел в этом положительные стороны в духовном и политическом плане. Он угадал духовную и нравственную силу, которая способна сплотить население великой империи. Эдикт (лат. edictum) - указ, закон, предписание верховных властей. Миланский эдикт был издан в 313 г. Значение этого эдикта невозможно переоценить. В первые церковь получила право на легальное существование и открытое исповедование, на приобретение имущества, на построение храмов. Наступил рассвет богословия и церковного искусства, а также началась борьба с ересью и в первую очередь с арианством. Арий - это александрийский священник, автор теории о том, что Бог-отец является вечным Богом, не имеющий начала во времени, а сын божий является творением Отца, он был рожден во времени, хотя и раньше всех прочих творений, сын отличен от отца по сущности и не равен ему. Первый собор был созван 325 г. императором Константином в Никее (318 епископов). На соборе вера в святую троицу была сформулирована в тех терминах, которые дошли до наших дней. (Сын божий равен богу отцу, он таинственно рожден вне времени, и он имеет с отцом одинаковую сущность). Решающую роль для окончательной выработки православного учения о Троице, сыграли Великие каппадокийцы (Василий великий; Григорий богослов; Григорий низкий). Они происходили из Каппадокии Для обозначений лиц святой троицы они употребляли термин «ипостась», они учили, что бог един по существу, но един в трех ипостасях. Отец, сын и святой дух это три полноценные личности персоны каждая из которых обладает не только полнотой бытия, но является всецелым богом и также они есть не три бога а один бог. Второй вселенский собор состоялся в 381 в Константинополе. Пятый век в истории христианства ознаменовался напряженными спорами о соединении божества и человечества в Иисусе Христе. В евангелие Иисус представлен одновременно как Бог и как человек, но был ли он полноценным богом и полноценным человеком или при присоединении двух природ одна из них умалилась? Может Бог принял на себя образ человека в педагогических целях и когда Иисус Христос страдал на кресте, то были ли его страдания настоящими или призрачными, ведь бог не может страдать? А может у него было человеческое тело, дух и душа божественная? Несторий взошел на константинопольскую кафедру 428 году, он различал два понятия предвечный Бог сын, который равен Отцу и родившийся во времени простой человек Иисус Христос, который не может быть равен отцу. По его учению Бог-сын воспринял на себя человека Иисуса, Сын Божий жил в человеке Иисусе, как в храме, облекся в него как в одежду (в оболочку). Исходя из этого, Несторий говорил, что Деву Марию нельзя называть Богородице, а стоит называть Христородицей, ведь она родила не Бога-Слова а человека-Христа. Против ереси несторианства выступил Кирилл Александрийский. Третий вселенский собор состоялся в Ефесе в 431 году. Иисус Христос- «совершенный Бог и совершенный человек», он рожден прежде веков от отца по божеству, а в последние дни – ради нас и спасения нашего – от Марии Девы по человечеству». Родоначальником монофизитства был константинопольский архимандрит Евтихий. Он учил, что человеческая природа в Иисусе Христе была полностью поглощена божественной природой. При таком толковании оказывалось, что Христос полноценный Бог, но не полноценный человек и все его страдания оказываются призрачными и сам его человеческий образ условным. Четвертый вселенский собор состоялся в 451 году (630 епископов) в Халкидоне. (мы все единогласно учим исповедовать одного и того же сына, Господа нашего Иисуса Х., совершенного в божестве и совершенного в человечестве; истинного Бога и истинного человека…не рассекаемого или разделяемого на два лица, но одного и того же сына, и единородного Бога-Слова, Господа Иисуса Христа.) Такие христианские церкви не приняли решение 4 вселенского собора как: египетская, сирийская, армянская и персидская. Это был первый великий раскол в истории христианства дошедший до наших дней. Все вселенские соборы проводились на христианском востоке, особо важную роль в их созыве и проведении играли императоры. Иногда некоторые императоры лично участвовали в заседании соборов и даже определяли их повестку дня. Примером императора-богослова не только в светскую власть, но и церковную историю Византии был Юстиниан. В 536 Юстиниан изгнал из Рима Остготов и в последний раз в истории восстановил политическое единство римской империи, также он стремился восстановить религиозное единство империи. 537 году построил собор святой Софии. Пятый вселенский собор был созван Юстинианом в 553 в Константинополе. Ориген - великий богослов 3 века, многие называют его основателем богословия, но его ошибки были признаны ересью. Его наследие оставалось предметом споров. Он ввел в свое богословие языческое учение о циклах и апокатастасисе (всеобщее возвращение в первоначальное состояние). Он исказил христианское понятие о вечности как качественно новой форме бытия, где исчезает само время, заменив вечность бесконечными циклами, в которых конец равен началу, а в начале предрешен конец. По Оригену, мы живем только в одном из таких циклов. Что было до генеалогии Моисея и что будет после эсхатологии Иоанна – в предыдущих и последующих циклах – неизвестно. Ориген завершает раннее сравнительное, апологетическое христианское богословие, выступавшее уже как система — это выражается в его полемеичсеком труде «Против Цельса», в изучении Библии, в толковании им религиозных памятников с использованием учения гностиков и неоплатоников, особенно учения о Логосе: Бог — это действующее Провидение; Христос является образом Бога Отца: «Спаситель наш есть образ невидимого Бога Отца: по отношению к Самому Отцу Он есть истина; по отношению же к нам, которым Он открывает Отца, Он — образ, чрез Который мы познаём Отца»; Шестой век ознаменовался богословскими спорами о природе Христа (некоторые богословы учили, что во Христе надо исповедовать две природы, но несамостоятельные, а имеющие одну волю. По их словам, человеческая природа Христа была полностью поглощена Божественной, он был не свободен в действиях). Главный борцом против этой ереси стал простой константинопольский монах преподобный Максим Исповедник (у Христа была полноценная человеческая воля, но она находилась в полной гармонии с божественной, это особенно видно на примере гефсиманской молитве спасителя: отче мой! Если возможно, да минует меня чаща сия, впрочем, не как я хочу, но как ты.). За свое исповедование веры Максим подвергся суровому наказанию, у него был высечен язык и отсечена правая рука, он умер в сылке. Шестой вселенский собор был созван в 680 году в Константинополе. Последний великий спор в эпохе вселенских соборов произошел в 8-9 веках , когда Византия превратилась в маленькое государство, теснимое со всех сторон арабами и варварами, спор этот был о изображении бога и святых. Иконоборчество - учение и религиозное движение, иногда выливающееся в те или иные социально-политические формы, частично или полностью отвергающее иконы или иные священные изображения, а также их то или иное почитание в своей и/или чужой среде. Возможно иконоборчество берет начало в исламе, где запрещено изображать Бога, но допускается орнаментальные изображения. Иконоборцы выступали против изображения Иисуса Христа, Божьей матери, святых и против почитания мощей, они объясняли это тем, что Христос одновременно бог и человек, тогда как на иконе можно изобразить только его человеческое естество. Идейным противником иконоборчества стал преподобный Иоанн Дамаскин. Он говорил, что ветхозаветная традиция не допускала изображение бога, поскольку бог был невидим, когда же бог принял человеческую плоть, то его можно и должно изображать. Поклонение иконам не имеет ничего общего с идолопоклонством (материальному образу мы воздаем поклонение, но оно восходит к нематериальному первообразу, которому стоит воздавать богослужебное почитание) Седьмой вселенский собор был созван в 787 году в Никеи. Собор постановил: полагать во святых божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мелких камней или другого материала, будь то иконы Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или непорочной владычицы нашей, Пресвятой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и преподобных мужей, ибо чем чаще они бывают нем видимы через изображение на иконе, то чаще, созерцания их, мы подвизаемся вспоминать и любить первообраз, чествовать их лобызанием и почитательным поклонением…). Прежде всего в том, что это эпоха стала окончательным формулированием христианского вероучения. Каждый собор был ответом на ту или иную ересь. Но оказывается ересь становилась движущей силы развития православного богословия. Именно в ответ на ереси, каждая из которых бросала вызов церкви, ее вероучению и ее духовному устрою, богословы находили те точные формулировки, которые ложились в догматы христианства. Также помимо опровержения ереси на соборах обсуждались и дисциплинарные вопросы и издавал канонические определения. Монашество - (монах от греч. μοναχός -одиночный, единичный,также живущий уединенно восходит к μόνος – один, одинокий) – образ жизни православных христиан, полностью посвятивших себя занятию молитвой, аскетическим подвигам. Древние подвижники веры покидали мир не из страха не спастись, а из-за непривлекательности мира. Конец эпохи вселенских соборов, стал началом монашества. В Палестине, Египте и Сирии монашество существовало в трех родов – общежительное (по сто и более человек), отшельническое (жили по одиночке) и скитское (по два три человека). Отшельник Антоний Великий (Египет) знаменит тем, что в юности услышал в церкви слова Христа (если хочешь быть совершенным, пойди и продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за мною. Евангелие от Матфея). Эти слова так поразили его, что он раздал свое имущество и начал вести подвижнический образ жизни сначала дома, а потом в пустыне, где он пробыл двадцать лет в одиночестве. Монахи стали возвращаться в города и жить в их черте. Монастыри превратились в крупные просветительские и миссионерские центры. Монастырское богослужение посещали миряне, монахам приходилось совершать духовные руководства мирян. В одном только Константинополе в середине 6 века было 76 монастырей и 100000 монахов (к началу иконоборческой периода). Студийский монастырь в Константинополе знаменит тем, что вел широкую просветительскую деятельность, он обладал богатейшей библиотекой и скрипторией, где целый штат писцов занимался систематическим переписыванием книг. Монашество в православной церкви ведущую роль, оно никогда не подчинялось государству, монашеское богослужение постепенно вытесняет из употребления приходские уставы, монашеская аскеза ложиться в основы церковных представлениях о посте, в руках монахов сосредотачивается духовно-просветительская просвещения, монахи становиться духовниками мирян. « Монахи это нервы и опора церкви, соль земли и свет миру» (слова преподобного Федора Студита). |