тех.сам ипз (1) (4). Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Технологии самоорганизации
Скачать 40.15 Kb.
|
Итоговый контроль по дисциплине «Технологии самоорганизации» 1. Синергетический подход к процессу самоорганизации. На сегодняшний день духовно-нравственный мир человека, как одна из проблем науки, является одной из главных проблем философии. Хотя данная проблема изучалась единственным методом, основанном на сути и сознании, сложные, многогранные стороны исследуемого объекта все еще остаются научной проблемой. В качестве решения этой проблемы возник синергетический подход. Согласно данной парадигме, человек, как открытая система, будет исследован на основе нелинейности и многовариантности. Но будет неверным вывод о том, что якобы человек как сложная система исследуется на основе нелинейности после появления синергетики с точки зрения науки. Причиной этому является то, что в древности человек стихийным образом на основе определённой структуры был систематически исследован. Научно-теоретические аспекты наличия в нём качеств и элементов самоорганизации были изучены многочисленными мыслителями. Говоря о системности и вопросах организации в человеке и его духовно-нравственном состоянии, в первую очередь нужно исследовать основы и качества духовно-нравственного мира человека. Опираясь на современные достижения науки в процессе интеграции, будет неправильным исследовать по отдельности тело, душу, духовность человека. Потому что они взаимосвязаны друг с другом. Именно эта взаимосвязанность и привязанность создают единую систему. Для подтверждения своих доводов мы обратимся к основе духовно-нравственных процессов - к нервной системе. Нервная система человека работает системно. Она состоит из сложных тканей и обладает такими свойствами, как способность формироваться, изменяться. Примеров, доказывающих то, что человека можно исследовать как самоорганизующуюся систему, немало Важными сторонами исследования являются то, как в нём действуют законы самоорганизации, и как формируется в его систематизированной жизни хаос и порядок. Так как мы исследуем человека как самоорганизуюшуюся систему, в данном процессе мы не должны упускать из виду и его своеобразные принципы и законы равновесия. У самоорганизующейся системы существуют свойственные ей принципы. Л. В. Лесков приводит три основных принципа теории самоорганизующейся системы: 1. Принцип открытости. 2. Принцип нелинейности. 3. Принцип когерентности Так как человек является самоорганизующейся системой, ему присущи важные качества и способности самоорганизации. Какими должны быть эти качества на самом деле? Наши исследования показали, что самоорганизующиеся системы должны обладать следующими качествами: - основные факторы самоорганизации - это существование связи между внутренними и наружными частями; в частности взаимосвязь души и тела, мировосприятие, сознание и творческое мышление являются элементами, соединящими человека в единую систему. Если экономические, политические, поведенческие отношения являются факторами, консолидирующими общество в единую систему, то сознание, информация, ценности, нравы и творческая деятельность являются факторами, объединяющими человека в единую систему; - самоорганизация в человеке происходит путём сознательной и творческой деятельности. В человеке самоорганизация происходит не автоматически, а нацеленной деятельностью; - в самоорганизующихся системах прослеживаются элементы, говорящие об устремлённости на цели. Человек для осуществления своих целей самоорганизуется. Действительно, в социальных отношениях из-за материальных и нравственных интересов не всегда цели идут параллельно друг другу, они в большинстве случаев идут вразрез друг другу, но они должны быть едиными. Общность целей - фактор интегрирования. Если цели общие, человек намного организованнее или, если наоборот, противоречивость в целях делает систему нестабильной. Таким образом, общность целей является внутренним мотивом, импульсом самоорганизующейся системы человека. - важным фактором самоорганизации является порядок в структуре. В том случае, когда все части и действия в человеческой системе будут находится в порядке, она получит возможность самоорганизации. Порядок распределяется следующим образом. Координационно - основывается на семейных, общественных, национальных, государственных, народных, международных связах. Субардинационно - на основе экономических, политических, правовых, поведенческих, религиозных взглядов. Отдельное лицо не может разрушить такой порядок. Порядок может быть обеспечен композиционно, то есть исходя из нэгэнтрорного расположения частей или функциональности, то есть основываясь на расположении их предназначений; - самоорганизующиеся системы являются обладателями способности сохранения внутреннего и внешнего равновесия, то есть гомостазеса. Баланс между частями и пропорциональность, равновесие между функциями составляют внутренний гомостазес. У людей, обладающих данными чертами, возможность самоорганизации бывает выше. Для самоорганизации система также должна сохранять дистанцию с внешней средой. Взаимоотношение человека с обществом и природой меняется в результате эволюции. В традиционных обществах масштаб влияния человека на природу бывает низкой, и природа может восстанавливать свой цикличный процесс, но после появления индустриальных и постиндустриальных обществ, масштаб влияния человечества на окружающую среду чрезмерно вырос, вследствие чего природа дошла до того, что не стала способной возобновлять свой цикличный процесс. Внешний гомеостаз разрушился. Такая ситуация подвергает опасности существование человека как системы. Самоорганизующиеся системы имеют эволюционную направленность. Человек является одной из таких систем и имеет своеобразное направление. Здесь он часто сталкивается с нестабилностью и непостоянством. Если в классической философии исследованы «являющиеся» постоянными стабильные ситуации, в постнеклассической философии - «происходящие» нестабильные процессы, а метод направлен на изучение хода развития от хаоса к порядку. Хаос, беспорядок являются основой самоорганизации. Именно беспорядок разрушает старую систему, создаёт условия для новой системы в её самоорганизации. Например, беспорядочные сигналы чувств способствуют возникновению сознания и создают условия. Возникновение порядка вследствие хаоса, столкновение разных случайных, стихийних сил - являются фундаментальным свойством самоорганизации. В человеке данный процесс проявляется на основе столкновений тысяч клеток, принимающих и перерабатывающих сигналы и информацию. В то время когда в классической философии внимание уделяется стабильным динамичным законам, в постнеклассической философии внимание уделено больше законам возможным, потому что в жизни человека возможные тенденции играют главную роль. Здесь не наблюдается точный повтор процессов, повторы происходят в разных вариантах. Самоорганизация носит компенсаторный характер. Когда часть системы или её функция перестаёт работать, тогда остальные части стараются восполнять её место. Например, в случае потери зрения её место восполняет интуитивное и чувственное осязание. Если случается порез руки, на месте пореза скапливаются клетки, которые способствуют заживлению данной раны. Самоорганизация не идентична по фазе и времени. Если эти процессы в переходные периоды протекают резко, молниеносно, в период совершенства системы случается стабильность, в этом периоде организовываются более стабильные системы. Самоорганизация протекает не ровно. Это можно видеть на примере религиозного и научного мировоззрения или в физических и нравственных силах. Известно, что в них самоорганизация протекает по-разному. Устранение таких неровностей является одной из глобальных проблем. Еще одной проблемой является сложность прогнозирования самоорганизации. Причиной этому изменчивость направления потребностей, изменение соотношения сил и ситуаций. Какую реакцию окажет на эти изменения человеческая система, какие найдёт адекватные способы - все это относительно. 2. Взгляды на эволюцию общества в теориях раннего позитивизма Позитивизм сформировался в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю превратился в широкое философское течение, представленное рядом родственных философских и социологических теорий. Принято выделять три основные формы позитивизма: классический позитивизм (Конт, Милль, Спенсер), эмпириокритицизм (Авенариус, Мах и др.) и неопозитивизм. В каждой из этих форм выделяются еще и различные варианты, порой существенно различающиеся между собой. И тем не менее все формы и варианты позитивизма объединяет одна общая идея, а именно: подлинное положительное знание о действительности, основано на опыте и фактах, может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтетического объединения, а философия, претендующая на самостоятельное содержательное исследование реальности, не имеет права на существование. Позитивизм О. Конта Родиной позитивизма была Франция, а его родоначальником – О. Конт (1798 - 1857). Он правильно констатировал, что все усилия философии нового времени создать метод, одинаково пригодный и для исследования общих начал всего сущего, и для конкретных наук, не увенчались успехом. С другой стороны, развитие опытного естествознания убедительно доказывало несостоятельность претензий традиционной философии стоять над науками. И Конт выдвигает основополагающий тезис позитивизма: наука заменит собой философию. Однако Конт не собирался совершенно упразднять философию. В шеститомном «Курсе позитивной философии» он располагает науки в ряд по убывающей степени общности (сначала идет математика, затем механика и т.д.). Завершает этот ряд социология – опытная наука об обществе. Философия в этой классификации занимает особое место. Она есть некая общая наука, призванная раскрывать связь наук и осуществлять синтез научного знания. Эта философия пользуется теми же методами, что и конкретные науки, и не имеет дело с традиционными философскими проблемами. Она не ищет первопричин и сущностей явлений и как все науки лишь описывает явления, т.е. отвечает на вопрос «Как?» и отбрасывает вопрос «Почему?» Вся история познания, по Конту, есть последовательная смена трех «состояний» человеческого ума, трех видов мировоззрений или трех методов - теологического, метафизического и позитивного. Теологический метод характеризуется тем, что ум стремится к абсолютному знанию и пытается объяснить наблюдаемые явления действием сверхъестественных сил. Религия тем самым выдается Контом за первую ступень научного знания, подготавливающая другие ступени. Метафизический метод, по Конту, представляет собой видоизменение теологического: сверхъестественные силы заменяются здесь олицетворенными абстракциями, метафизическими «сущностями» (материя, дух и т.д.), которые признаются лежащими в основе всех наблюдаемых явлений. Позитивный метод, по Конту, предполагает научное объяснение всего сущего в соответствии с принципами позитивной философии. Трем стадиям развития познания подчиняется и человеческая история. Теологической стадии отвечает феодально - монархический период развития человечества; метафизической – этап подъема средних классов и возвышения роли юристов; а позитивной – общество промышленников, т.е. капиталистическое. Это общество, считает О. Конт, будет постоянно перестраиваться на основе позитивного знания. Позитивная философия сумеет заставить промышленников избавиться от безудержного стремления к прибыли и сделаться хранителями общественных капиталов. Руководителями этого общества должны стать банкиры. В их руках должна быть сосредоточена и политическая власть. Главным принципом функционирования этого общества станет «всеобщая социальная солидарность», потому что общество – это социальный организм, подобный биологическому, и между его частями, как между органами организма должна существовать солидарность. В завершающий период своей деятельности Конт поставил своей целью переделать религию в философию. В розовых тонах он описывает средневековую социальную иерархию, пытается реабилитировать теократию, католический мистицизм и деятельность инквизиции. Фому Аквинского он объявляет величайшим философом всех времен. Такой итог философской эволюции Конта не случаен. Это – плата за признание религии как начальной стадии научного знания и за его постоянное стремление искать «постоянного соглашения между консервативным и прогрессивным направлениями, одинаково свойственными нормальному состоянию человечества». Переход Конта к религиозным славословиям обескуражил некоторых его последователей. Контизм раскололся. Одни во главе с Полем Лафитом объявили себя правоверными учениками Конта и стали относиться к его сочинениям как к «Библии». Они принялись за организацию позитивистских церковных общин, сохранившихся до сих пор кое – где во Франции и, в особенности, в Бразилии. Другие, во главе с Эмилем Литрэ, отвергли учение Конта о новой церкви, но приняли все остальные его взгляды. |